Что было бы, если?

Арарат Пашаян
Однажды, я зашел в кабинет одного из преподавателей вуза, который  разбирался с неуспевающим студентом.
Увидев меня, думаю в воспитательных целях, он спросил:
-Вот Вы, уважаемый профессор, доктор наук! Как вы дошли до таких высот? Как Вы учились, когда были студентом?
Узнав нашего общего студента, и зная его историю, я догадался, зачем он мне задал этот вопрос, и понимал, какой должен быть мой ответ?
Студенческие истории с печальным финалом встречаются так часто, что я теряюсь в вариантах, как это трактовать?
Здесь все не так, как у Толстого. Здесь все плохие студенты заканчивают карьеру одинаково и причины практически одинаковы.
Вдруг на голову молодого человека наваливается опьяняющая свобода и бесконтрольность, и тут каждый поступает по мере своей испорченности.
Один из далекой глубинки попал в общежитие и родителям, которые свои последние копейки не жалели и помогали ему проживать безбедно в большом городе, периодически докладывал, что все в порядке.
Когда же готовился приказ об его отчислении, его горюющий и опечаленный отец, сидя в моем кабинете, слезно умолял спасать сына:
- Спасайте мою жену, прошу Вас!. Она  онкологию перенесла и сейчас проходит химиотерапию. Она этого не переживет.
Когда в беседе с этим молодым человеком, в присутствии его отца, я просил честно рассказать, как получилось так, что он 4 месяца подряд прогулял все занятия, он ответил:
-Ночью гулял, днем спал!
В другом случае, обеспеченные родители, чтобы не травмировать психику сына и предотвратить возможные сценарии развития свободного гуляния и постороннего воздействия, сняли отдельную квартиру для него.
Вскоре, эта "хата"  в круглосуточном режиме стала местом для коллективных и индивидуальных развлечений.
Тут еще веселее было. Этот "артист" в деканате и кураторам давал номера телефонов своего собутыльника, который представлялся как его отец. Когда к нему обращались с жалобами про похождения его "сына", он  всегда выражал озабоченность и обещал разобраться.
Третий оправдывался, что живет в многодетной семье, мать тяжело больна, а отец их бросил. Поэтому он вынужден подрабатывать, чтобы кормить малышей.
В беседе с его отцом, очень успешным и обеспеченным человеком, я испытывал определенный дискомфорт, потому что, услышав эту историю, его отец заплакал.
Я не знал, куда деваться и какими словами его утешать?,
Но у меня не было много времени, чтобы запоминать все такие "забавные" истории, которые у меня за свою педагогическую и административную деятельность накопились.
Был задан вопрос, и я должен был ответить адекватно!
- Когда я учился в университете, был беднее всех, но окончил университет с красным дипломом и раньше всех, в 25 лет стал кандидатом наук.
- Я всегда был лидером и никак не мог смириться с тем, что у кого-то показатели лучше, чем у меня..
- При этом я был сиротой, имел одну рубашку, одни брюки и постоянно голодал,- продолжал я по инерции, хотя после первой реплики, кажется, надо было остановиться.
..
Трудно сказать, имели ли воспитательные действия мои откровенные воспоминания, но этого безнадежного студента отчислили.
Не исключено, что он сейчас несет срочную службу в рядах ВС РФ.
Сейчас, когда я взялся описывать и рассуждать об этом явлении, думаю, какую трактовку прикрепить к этому, чтобы мои мысли были завершены и чтобы не остался вопрос:- А мораль басни какова?
В подобных случаях я часто употребляю ответ армянского радио на вопрос:
- Какое лучшее средство от похмелья посоветуют армяне?
- Не напиваться накануне!
 
...Однажды во время очередного застолья, когда мы очень содержательно и красиво провели вечер, один из лидеров нашей общины, вероятно из добрых побуждений, дабы восхвалить мои знания, спросил:
- Профессор, признайся, если бы ты не остался сиротой с самых ранних лет, наверняка не стал бы таким умным?
Мое великодушие и снисходительность с трудом справились с внутренним возмущением и обидой, ибо в его словах была и беспредельная циничность, и дерзость, а отчасти и разумная логика.
Впечатления от застолья были настолько хороши, насколько и мои взаимоотношения с этим другом, поэтому я сделал над собой усилие, чтобы быть и вежливым, и убедительным.
– Даже самому злейшему моему врагу я бы не пожелал такого способа стать умным. Все, что у меня имеется, это накопленное в детстве при общении с родителями. И теперь сами можете сделать вывод, что и как, – я сделал маленькую паузу и по глазам друзей понял, что они ждут продолжения речи, поэтому добавил:
 – Как мне помнится из детских воспоминаний, мой отец иногда пел песню Гусана Ширина «Садовник», – и я спел эту мелодичную песню (привожу примерный перевод с армянского).

Садовник, не старайся, болото никогда
Райским уголком не станет,
Ласковая змея, надежным другом не станет…
…Ты, Ширин, хоть и тысячи
Умных и мудрых речей изрекай,
Твои сочинения никогда не сравниться с Саади…
А  мальчик, выросший с пощечиной
Без степени не останется…

Возвращаясь к студенческой жизни, хочу добавить.
К сожалению, статистика показывает, что чем больше стараются родители создавать комфорт, уют и благоприятствующие условия для учёбы для своих любимых потомков, тем чаще получается наоборот, как у Черномирдина: "Хотели как лучше, а получается как всегда".
Обсуждаемая проблема парадоксальна тем, что вопреки всем природным и Божьим канонам, любовь к своему ближнему и забота о нем оборачивается трагедией.
Не дай Бог, кому-то испытать сиротство и голод, однако...

Мальчик, выросший с пощечиной
Без степени не останется…

Какая несправедливость.
Ведь  очень больно проходить через это.
Я представляю, как страдал Чаренц, что написал такое. Это может быть и моим ответом на все обсуждаемые выше вопросы.

Зимою в стужу и метель я брел бездомный и босой,
- «Зато в душе твоей тепло в снег и буран!» - сказали мне.
Я крикнул: «Люди вы или нет? Вы ран не видели моих?»
- «Чаренца стойкая душа сильнее ран!» - сказали мне.
Все потешались надо мной, над тем, что беден я и гол,-
«Восторг веков тебе за то наградой дан!» - сказали мне…»

09.10.18.
город Брянск
P.S. Посвящаю памяти Шарля Азнавура.