Материя как основа материализма

Александр Захваткин
Понятие «материи» на протяжении истории человеческого мышления неоднократно претерпевало изменения. В различных философских системах его интерпретировали по-разному. Когда мы употребляем слово «материя», то надо иметь в виду, что различные значения, которые придавались понятию «материя», пока еще в большей или меньшей степени сохранились в современной науке.

Ранняя греческая философия от Фалеса до атомистов, искавшая единое начало в бесконечном изменении всех вещей, сформулировала понятие космической материи, мировой субстанции, претерпевающей все эти изменения, из которой все единичные вещи возникают и в которую они, в конце концов, снова превращаются. Эта материя частично идентифицировалась с некоторым определенным веществом — водой, воздухом или огнем, — частично же ей не приписывали никаких других качеств, кроме качеств материала, из которого сделаны все предметы.

Позднее понятие материи играло важную роль в философии Аристотеля — в его идеях о связи формы и материи, формы и вещества. Все, что мы наблюдаем в мире явлений, представляет собой оформленную материю. Материя, следовательно, является реальностью не сама по себе, но представляет собой только возможность, «потенцию», она существует лишь благодаря форме. В явлениях природы «бытие», как называет материю Аристотель, переходит из возможности в действительность, в актуально свершившееся, благодаря форме. Материя у Аристотеля представляет собой не какое—либо определенное вещество, как, например, воду или воздух, не является она также и чистым пространством; она оказывается в известной степени неопределенным телесным субстратом, который содержит в себе возможность перейти благодаря форме в актуально свершившееся, в действительность. В качестве типичного примера этого соотношения между материей и формой в философии Аристотеля приводится биологическое развитие, в котором материя преобразуется в живые организмы, а также создание человеком произведения искусства. Статуя потенциально содержится в мраморе уже до того, как её высекает скульптор.

Только значительно позднее, начиная с философии Декарта, материю как нечто первичное стали противопоставлять духу. Имеются два дополняющих друг друга аспекта мира, материя и дух, или, как выражался Декарт, «res extensa» и «res cogitans». Поскольку новые методологические принципы естествознания, особенно механики, исключали сведение телесных явлений к духовным силам, то материя могла быть рассматриваема только как особая реальность, независимая от человеческого духа и от каких—либо сверхъестественных сил. Материя в этот период представляется уже сформировавшейся материей, и процесс формирования объясняется причинной цепью механических взаимодействий. Материя уже утеряла связь с «растительной душой» аристотелевской философии, и поэтому дуализм между материей и формой в это время уже не играет никакой роли. Это представление о материи внесло, пожалуй, наибольший вклад в то, что мы ныне понимаем под словом «материя».

Наконец, в естествознании XIX столетия важную роль играл другой дуализм, а именно дуализм между материей и силой, или, как тогда говорили, между силой и веществом. На материю могут воздействовать силы, и материя может вызывать появление сил. Материя, например, порождает силу тяготения, и эта сила в свою очередь воздействует на нее.

Впервые понятие материи было использовано древними египтянами, которые согласно Диогену Лаэртскому считали что началом всего является вещество, из которого выделяются четыре стихии (вода, воздух, огонь и твердь) а в завершении божественного развития являются всевозможные живые существа. Дальнейшее развитие понятия материи встречается у Фалеса в рамках гилозоизма. Уход от традиций анимизма в представлениях о материи впервые совершил Анаксагор, по словам Диогена Лаэрсткого «он первый поставил Ум (nous) выше вещества (hyle)». Таким образом, Анаксагор вывел понятие материи из гилозоизма и перевел его в термины теизма. В частности он писал:
«Все, что имеется, было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок.»

В целом анализ философии Древней Греции показывает, что её философы строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня,— продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем. При этом, как правило, развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Древнегреческие философы в немалой степени содействовали созданию материалистической категории материи.

Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода, представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фалеса очевидна, однако его формулировка вопроса была такова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анаксимен вместо неопределенной материи Анаксимандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, положив в основу всего сущего воздух.

Воздух... если он разряжен, становится огнем, а если он сгущен, становится ветром, потом облаком и затем водой, потом землей, потом камнями, и остальное возникает из этого.

Таким образом, во взгляде Анаксимена в скрытой форме содержится идея основы, которая при разных обстоятельствах может иметь разные конкретные формы. А.О. Маковельский отмечает:
«Теория первовещества Анаксимена представляет значительный прогресс в том отношении, что здесь процесс образования всех вещей определяется точнее, как сгущение и разряжение первовещества. Этим сделан первый шаг к чисто количественному пониманию различия всех вещей и вместе с тем отчетливо выдвинута идея единства материи. Все в основе своей есть воздушная материя...».

Взгляды представителей милетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех «корнях». Хотя это учение было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее, оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возникновение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней». Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явлений как различие их построения.

Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита — большой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и неделимых, находящихся в извечном движении «первочастичек» материи — атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впечатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и положения действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу материализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демокрита, как и всего древнегреческого материализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Основные взгляды атомистов заслуживают внимания и в силу их высокой понятийной абстрактности, и возрождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новейшего понятия «материя».

Новое понятие материи, которое является основным понятием материалистической философии, имеет довольно сложное происхождение. Генетически оно связано с греческим понятием hyle, которое, преобразуясь в ходе исторического развития через латинский аналог «materia», дало название новейшей категории материи и материализма как философского направления и как мировоззрения.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Таким образом, метафизические материалисты в разработке понятия материи хотя и пошли дальше древних философов, однако и они понимали материю ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу. Кроме того, метафизические материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распространили на понимание общественных явлений.

Философы Возрождения не являются последовательными материалистами, и их взгляды во многом отличаются друг от друга. Однако в одном они едины — в оппозиции средневековому методу и вообще аристотелевско-схоластическому мышлению. Они показывают бесплодность и комичность схоластических спекуляций, давая схоластикам совершенно однозначные характеристики.

Эволюция понятия «материи» не была поступательной. В период Просвещения многие ученые возвращаются к идеям Фалеса и его учеников о духовных истоках материи. Первым среди них был Ралф Кедворт (1617–1688), обосновавший духовное происхождение материи и основавшим новейшее учение о материи – гилозоизм.

Много соображений о материи, часто непосредственно связанных с полемикой против Аристотеля, можно найти у Джордано Бруно в произведении «О причине, начале и едином». Третья и четвертая части этой работы полностью посвящены определению понятия «материя». Бруно понимает материю как единую материальную основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова. Точка зрения, согласно которой форма создает из материи отдельные предметы, оправдана тогда, говорит он, когда речь идет о работе ремесленника. Природа не творит таким способом. В жизни природы форма не является по отношению к материи внешним творческим принципом. «Следует скорее говорить, что она (материя) содержит формы и включает их в себе, чем полагать, что она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы в субстанции» – утверждал Бруно.

В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Кондильяк преодолели многие недостатки английского материализма XVII века. Гольбаху принадлежит одно из классических определений материи: «... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Однако в вопросе о происхождении общих понятий французские материалисты не далеко ушли от своего предшественника и учителя Дж. Локка. Они также полагали, что в действительности существуют только единичные предметы и что ощущения отражают только единичное. Откуда же берется в голове общее? Вслед за Локком французские материалисты стали повторять, что оно берется «из ума». «Уму свойственно наблюдать, обобщать свои наблюдения...». Но в таком случае получается, что общее понятие «материя» не есть отражение общего в действительности, а есть порождение ума, предикат, слово. В отличие от Локка французские материалисты не утверждали, что общее не существует в действительности, но в то же время они и не доказывали наличия общего в действительности. Понятие «материя» они пытались объяснить только из единичного, сводили общее к единичному.

В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя потеряла свою всеобщность.

Основы гилозоизма заложены Фалесом. Гилозоизм своими корнями уходит в мифологию, где природные явления так или иначе персонифицируются и наделяются некой духовной составляющей вплоть до разумной деятельности. Фалес впервые придает гилозоизму философское обоснование и выводит его за рамки мифологии придавая ему черты философского учения. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл полагали одушевленность имманентным свойством материи. Гилозоизм - синоним панпсихизма («душа везде»), и его приверженцы обычно считают, что каждая вещь, каждый предмет наделены душой. Однако в предельных своих вариантах гилозоизм доходит и до гилоноизма - праматерия наделена сознанием, который отрицает необходимость в демиурге, то есть делает первый шаг к субъективному атеизму.

Гилозоизм отрицает раздельность мертвой пассивной материи и внешней «силы» как источника ее движения и помещает источник движения внутрь самих вещей.

Гилозоизм отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух — без материи» (И.В. Гёте). В «Тимее» Платона Космос предстает как живой организм. Элементы Гилозоизма очевидны у Аристотеля, позднее — у Дж. Бруно, Д. Дидро и др.

Как учение о всеобщей одушевленности всего существующего гилозоизм отличается от витализма тем, что не отделяет «жизненную силу» от «косной материи».

Сам термин «гилозоизм» введен в 17 в. Ралфом Кедвортом, который вместе с Генри Мором говорил о «пластической природе» - бессознательной, бестелесной субстанции, которая управляет и организует материю.

Практически все концепции материи не рассматривают её как моно категорию, а рассматривают её в связке с каким либо ещё понятием.

Наиболее распространенной парадигмой в этом отношении является дуалистическая концепция «материя–форма».

Начало систематическим исследованиям концепции «материя-форма» положил Аристотель, причем в его философии она имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания её как логической категории, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства. Он писал: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются, причем основное существо пребывает…».

Итак, начальная позиция Аристотеля: материя - то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это - первоначало. Первые натурфилософы искали именно первоначало, это было их темой. При этом их конечная цель заключалась в том, «чтобы вывести из них природу вещей». По Аристотелю, они «устанавливают начало в виде материи - все равно - признают ли они это начало телом или бестелесным».

Указание на материю как единственную или главную причину Аристотелю представляется недостаточным для достижения провозглашенной основной цели в трех отношениях:
Во-первых, потому что это не объясняет разнообразия вещей;
Во-вторых, потому что не объясняет движения (возникновения и уничтожения);
В-третьих, потому, что не объясняет совершенства в мире.

Исходя из этого критического отношения к традиции, Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи - о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.
 
У предшественников Аристотеля взгляды на материю были сугубо онтологическими, сначала они остаются такими же и у него. Поэтому Аристотель определяет онтологическое место материи в аспекте «материя-разум». Указывая на гармонию в мире («вещи находятся в хорошем и прекрасном состоянии», или стремятся к этому), Аристотель говорит: «причиной этого не подобает быть ни огню, ни земле, ни чему-либо другому в этом роде... тот, кто сказал, что разум находится, подобно тому, как в живых существах, также и в природе, и что это он - виновник благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно трезвый по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше».

Однако Аристотель идет дальше первых философов и переосмысляет понятие материи.

Во-первых, он преодолел «физикализм» в ее понимании. Физикализм в понимании материи наиболее выпукло проявился гораздо позже, в 18-19 веках, когда под материей стали понимать исключительно вещество, главным признаком которого является наличие массы покоя. Но он был присущ и первым философам в несколько более абстрактной форме признания за материей лишь телесных качеств. Именно это Аристотель решительно и определенно отверг:
«Те, которые признают единство вселенной и вводят единую материальную основу, считая таковую телесной и протяженной, явным образом ошибаются во многих отношениях. Они устанавливают элементы только для тел, а для бестелесных вещей - нет, в то время как есть и вещи бестелесные».
В этом утверждении и заключается преодоление физикализма в понимании материи.

Во-вторых, он дает весьма абстрактную формальную экспликацию материи: «под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее».

В-третьих, он формулирует такие идеи в понимании материи, которые продвигают Аристотеля по пути к логической категории «материя-форма».
Прежде всего, это идея относительности понятия материи. В природу вещи входит первая материя: «первая при этом в двух смыслах, или как первая по отношению к данной вещи, или как первая вообще».

Углубление линии на преодоление физикализма и утверждение относительности материи, у Аристотеля прямые утверждения существования бестелесной материи: «формулировка, дающая определение, всегда указывает что-нибудь о чем-нибудь, и одно здесь должно играть роль материи, другое - роль формы».

Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения, «нужно исследовать вопрос, является ли что-либо кроме материи самостоятельной причиной».

Таким другим началом, по Аристотелю, является форма. Форма является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы - начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы. Основные идеи здесь следующие.

Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы.

Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала - материя и форма. Материя не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие.

В дальнейшем концепцию «материя-форма» поддержал Августин. Он принимает идею Аристотеля о материи как возможности, лишая ее, однако, логического оттенка, так как не рассматривает вопрос о специальной материи каждой вещи. Его рассмотрение чисто онтолого-метафизическое - речь только о материи-первоначале, но идея материи телесной и бестелесной также принимается. Естественным образом абсолютное субстанциальное бытие представляется как чистая форма равная Богу. Можно отметить как известное прояснение идеи формы в том, что форма конкретной вещи мыслится как внешняя (species) и внутреннюю (forma). Даже сами имена свидетельствуют, что именно внутренняя форма принимается как форма в наиболее глубоком смысле. Понимается она как внутренняя организация вещи, делающая вещь определенной в функционировании и в проявлениях свойств. Все это, в конце концов, и вылилось в известный тезис: forma dat esse rei (форма дает вещи быть), которую следует понимать как в общеметафизическом смысле (что чистая высшая форма дает вообще вещам бытие), так и в конкретно онтическом (что именно форма дает вещи быть в ее определенности как таковой). В целом у Августина, как и у последующих философов средневековья, особого продвижения мысли, в сравнении с Аристотелем, нет.

Другой дуалистической концепцией является парадигма «материя-сознание» которую отстаивали и развивали голозоисты, среди которых особо выделялся Дж. Бруно.

Бруно выступал как ортодоксальный гилоноист. Он признавал существование мировой души, которая составляет образующее и движущее начало Вселенной. Мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция находится во всех без исключения вещах, составляя их движущий принцип. Тем самим Бруно становится на позиции гилозоизма ведущего к выводу о том, что человек с его сознанием является частицей единой природы. На основе гилозоизма Бруно сделал также вывод о материи как активной самодвижущейся субстанции, порождающей из себя все новые и новые формы. Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесённым извне, приданным.

Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, Вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум; в единичном содержится полнота, универсальность бытия. В этих подходах развивается мысль о совпадении противоположностей. Бруно говорит о противоречивом единстве устойчивости, неподвижности, бесконечности единого и его неустойчивости, многосторонности, проявляющейся в множественности и развернутости. Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц.

Космос есть структура, состоящая из атомов, дискретных частей, существующих в непрерывной бесконечности. «Атомизм» Бруно заключается в его учении о минимуме и максимуме, физическим минимумом является атом, математическим - точка, метафизическим - монада. Образование монад неповторимо, но каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В своей методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу и мировую душу (бога). Его пантеизм заметно склоняется к материализму.

 Третья дуалистическая концепция материи включает в себя парадигму «материя-энергия». Впервые эта концепция как идея закона сохранения энергии формулируется Ломоносовым в виде тезиса: ни что не исчезает бесследно, так же как ничто не появляется из неоткуда. В природе существует лишь один процесс перехода материи из одного своего состояния в другое. Дуалистическая концепция «материя-энергия» является в настоящее время инструментом с помощью которого современная наука исследует материю в её бесконечных формах проявления.

В качестве основных атрибутов материи в философии рассматривают: пространство, время, движение и отражение.

Наиболее сложными вопросами атрибутации материи являются пространство и время. В отношении их философами выдвигалось два основных подхода:
- субстанциональный;
- реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, и наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более признанной, считается реляционная теория, исходя из которой:
- время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
- пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Движение материи является её всеобъемлющим атрибутом. Современная наука считает, что материи без движения не бывает.

Четвертым базовым атрибутом материи является отражение. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов, одного материального объекта на другом материальном объекте, например — следы человека на грунте и т.д.

Понятие «материя» прошло долгий эволюционный путь от древнеегипетского понимания материи как первовещества из которого некой божественной сущностью были выделены субстанции четырех стихий, а затем и создано все сущее в этом мире, через отождествление материи с осязаемым веществом (физикализм) и наделением её духовной составляющей (гилоноизм), к современному понятию материи, которое в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:
Материя – это реальность, во всем многообразии ее  проявления, не зависимо от способности человека ощутить или осознать ее, способную воздействовать на органы ощущения живых организмов или сознание человека на прямую или опосредовано, через результаты своего проявления, когда мышление способно восстановить аналитически логическую непротиворечивость явления.

Таким образом, современное представление о материи преодолевает ограниченность различных субстанциональных теорий и понимает материю как максимально обобщенную философскую категорию, которая включает в себя все известные и неизвестные на сегодня структурные элементы материи, обладающие одним общим свойством – реальность.



Джордано Бруно «О причине, начале и едином». М.: КноРус, 2005. – 263 с.
Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.» М.: Мысль, 1986. – 571 с.
Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. М.: Юнивел, 1996. – 410 с.
Хрестоматия по истории философии. М.: Прогресс, 1983. – 523 с.
Хрестоматия по философии Древней Греции. М.: Просвещение, 1976. – 487 с.