7. Первые годы учебы в школе

Татьяна Домаренок
В первый погожий сентябрьский денек
Робко входил я под светлые своды.
Первый учебник и первый урок —
Так начинаются школьные годы.
 Припев:
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы…
(слова из песни моего детства «Школьные годы»)

– Мои вы детки! Старайтесь хорошо учиться в школе, чтобы потом не гнуть спину на тяжелом физическом труде, – часто повторяла нам мама.
Вспоминаю свое раннее детство.
Танечке четыре годика. У нее есть старший брат Коля. Ему  пять лет, и он  уже умеет читать букварь. Коля берет мелок и осторожно выводит на крашеном полу букву похожую на  карточный домик.
«А»   
– А-а-а, – говорит он.
Рядом он также аккуратно выводит другую букву  «Б». Эта буква похожа на толстяка.
– Б-э-э,– говорит Коля.
«В» – эта буква у Коли похожа на надутого попугая.  «Г» – а эта буква, как грабли...
Так буква за буквой Коля вывел весь алфавит.
Танечка еще не понимает всех  букв, но некоторые уже запомнила.
Коля пишет – «МА-МА». А потом читает:
– Ма-ма!
«ПА-ПА», – пишет Коля. – «КО-ЛЯ»
– Это я!  – с гордостью произносит он.
– Молодец! – хвалит сына мама.
– А ты думаешь, я так не могу! – с лукавством смотрит на братика Таня. Она отбирает у него мелок и хотя не очень ровно, но выводит «МА-МА». А потом читает:
– М – а!   М – а!
«ПА-ПА», – старается ровнее написать сестричка.
– П – а! П – а! – с удовольствием произносит она.
– Умница! – хвалит ее мама.

Когда мама ходила на родительские собрания моей старшей сестры, она брала нас с братом с собой. Учительница разрешала моему брату рассказать стихотворение, которое он дома выучил. Мама ставила Колю на парту, и он читал стихотворение, а я заворожено, с большой гордостью в душе за брата, слушала его. Мой дорогой братик! Он был моей опорой, гордостью и радостью всю его жизнь, теперь его нет, и мне его очень не хватает…
Мы с братом учились всегда с большим старанием. Оценки в школе были хорошие, троек не было, только четверки и пятерки. До седьмого класса я ходила в свою 12-ю школу с большим удовольствием, ни капли страха и неуверенности у меня никогда не было. Мои школьные подружки всегда радовали меня. Их было много. По темным и холодным зимним вечерам мы всегда возвращались со школы гурьбой. Я, Люда Идельчук, Лариса Григорьева. Ведь жили все рядышком. Запомнилась узкая и безлюдная улица Розы Люксембург, снег под ногами и тусклый свет от качающихся ламп на проводах. Люда доходила до дома первая, она сворачивала направо к своему деревянному дому, мы с Ларисой шли дальше. Потом разбегались – Лариса шла налево, через двор тонкосуконного комбината к своему черному бараку на конце улицы Мясникова, я же – направо, к своему дому на Розочке.
Первые учителя – Тамара Ивановна и Зинаида Онуфриевна – скромные, спокойные, внимательные, любящие своих учеников. Не помню ни одного конфликта, ни одного крика в классе, всегда была доброжелательная обстановка между детьми и учителями и между самими детьми.
В каком-то, возможно третьем классе, меня посадили с мальчиком Сережей на последнюю парту. Вспоминаю, как он подарил мне две маленькие фигурки костяных зверьков – лиса и барашку. Я берегла их долгие годы. Этот подарок для меня был очень необычен в те годы.
Однажды в те же годы к нам в школу пришло письмо из Германии (ГДР). Девочка писала на русском языке и просила передать письмо тому, кто сидел на той парте, которую она указала. Письмо попало ко мне. В конверт была вложена открытка. Очень красивая, необычная для меня и для всех моих одноклассников. Она переливалась блестками. Девочка хотела переписываться со мной. Я ответила ей на письмо и ждала следующего. Она вновь написала, но уже по-немецки. Кто переведет? Немецкий я, конечно же, не знала. Знакомых с этим языком не оказалось. В школе учительница знала английский. Вот так мне пришлось окончить эту переписку. Но открытки остались на всю жизнь, как подарок моего бедного, но счастливого детства.
Моя школьная жизнь началась в 1960-м году. В первых классах мы в школе писали перьевыми ручками. Старались, чтобы не посадить в тетрадках кляксы, промокали написанное промокашками. Перышко скрипело, портило бумагу, особенно, если тетрадь была из дешевой бумаги. Но дети старались, выводили буквы, формируя красивый почерк. Затем, в классе пятом или шестом появились первые шариковые ручки. Их нужно было заправлять чернилами и следить, чтобы эти чернила не закончились в ручке. Потому приходилось носить бутылочку с чернилами с собой.  И только в старших классах появились шариковые ручки. Вспоминаю, как в классе кто-то хвастался своей импортной ручкой с тремя разноцветными стержнями. Мы смотрели на ручку, как на большую диковинку. Так сейчас дети смотрят на новый айфон.

Яркий Солнца Лучик заглянул в окошко,
Поиграл с косичкой Дашеньки немножко,
Посветил в тетрадку – что она там пишет?
Но его не видит, никого не слышит!

Девочка решает трудную задачу.
Может, Лучик, светишь ты ей на удачу?
Хитрая задачка быстренько решилась,
Дашенька с тетрадкой до утра простилась.

На столе тетрадки у нее другие
Рядышком лежали, девочку хвалили.
Буквы аккуратно вписаны рукою,
Ни одной помарки не найдем с тобою.

Лучик, похвали же Дашеньку за это,
Ведь она старалась, не гуляла где-то,
Как ее братишка, хоть чуть-чуть завидно…
Только он дошкольник, значит, не обидно.

Сделала успешно все свои задания,
А теперь выходит к Солнцу на свидание.
Пусть оно немножко подождет с закатом.
Во дворе девчонка погуляет с братом.


на снимке моя старая школа №12 на улице Мясникова г. Минск. В 1977 году она перенесена была в микрорайон Серебрянка. Сейчас это гимназия №12.

9.10.18

  8 часть повести  http://proza.ru/2018/10/10/167