Конёк-Горбунок. Кто он?

Елена Шувалова
 
О Коньке-Горбунке сейчас скажем коротко и самое главное.
 
  Повторим вкратце то, что мы уже писали о Коньке-Горбунке в своих работах на Прозе.ру. Мы уже писали о том, что конёк взят у Лоренса Стерна, из его романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», - как hobby-horse – главенствующая жизненная страсть.

  Мы уже говорили о том, что считаем конька гением поэта, а так же – его сердцем. Что сказка «Конёк-Горбунок» - это пушкинская Чаша Грааля, - которую предстоит ещё только найти.

  Мы обсудили рост Конька - 13 с чем-то см (три вершка). Это - расстояние (среднее) - между большим и средним пальцами руки. Эти пальцы (вместе с указательным) держат перо. Эти же пальцы, распрямясь, охватывают лоб, когда в нём мысли "волнуются в отваге". Так и скачет конёк - гений Поэта!

  Аршинные же его уши, - это стрелы. Аршин - русская мера длины в 71 см. Происходит от римского норматива натяжения лука. Понятно, что тетива лука натягивается на длину стрелы. Аршинные уши Конька - это то, что обличает автора (как и в случае с ушами из под колпака юродивого Николки в "Борисе Годунове").

  Так вот. Уши - это - стрелы... А у кого из античных богов были  стрелы? У Аполлона, у Артемиды, и у - Амура! Прежде всего - у бога Любви Амура-Купидона-Эроса! Помните, как напевал в гайдаевском фильме изящный Олег Даль: "Хорошо знает он дело, У него острые стрелы, И летят, и летят стрелы В нас со всех сторон..."? 

 


  Пушкин был служитель Аполлона, но не сам Аполлон. А вот Амуром он себя как-то назвал:

  Ты - мать Амура, ты - Богородица моя! ("Ты богоматерь, нет сомненья...").


  В своих исследованиях по Коньку-Горбунку мы остановились на том, что конёк требует расколдования, что его уродство требует преобразования. (Оно совершается в конце сказки, но никто этого не понимает).

  Так вот, только что до нас дошло, наконец, кто был заколдован в этого самого конька-горбунка, – это оказалось так просто, - как всё гениальное!

  Конёк-Горбунок – это заколдованный Амур – бог Любви!

  Здесь такая же аналогия как и в «Золотом Петухе» Клингера, где Петух – заколдованный Амур.* (Вернее, - сын Амура, - принц Рогоносцев. Но здесь - тот случай, когда и отец - Амур, и сын - так же. Как Бог-Отец и Бог-Сын. Ведь Бог и есть - Любовь, - что античный, что Нашей Эры...).

  Кроме того, Амур (Эрос, Купидон) - это именно тот персонаж, который предстаёт как Чудовище, -  Чудище Лесное, Дракон, Щелкунчик, Король-Дроздобород, - и т.п.. Под Чудовищем вечного сюжета "Красавицы и Чудовища" всегда спрятан - Амур, - Бог Любви. Это повелось со сказки Апулея об Амуре и Психее(насколько мы в состоянии отследить).

  Три вершка - тринадцать с чем-то сантиметров - это и  размер человеческого сердца (которое соответствует обычно размеру его сжатого кулака).

  И, - конечно,уродец-Конёк - это – любящее сердце Пушкина. Не просто сердце, - а воплощение Любви – Амура. Оно делает его прекрасным принцем (князем). Ему не страшно кипение, - поскольку оно само – «кипящее» - как Купидон.**

 А старый царь «любви не имеет»… Потому и сварился!

  И потому Пушкин и показывал Александру Языкову «Петушка» вместе с вариантами «Конька», - потому что они – из одного источника. Во-первых, это, конечно, «Легенда об арабском звездочёте», - как обнаружила Ахматова. (На ней во многом и «Конёк» основан). Во-вторых, - это «Золотой Петух» Клингера. Только идея «Петуха» перенесена на «Конька»! Именно он – заколдованный Амур!





* «Отец мой — нежный и могущественный бог любви, одушевляющий и дающий жизнь всему, что его окружает», — рассказывает принц. По его словам, люди жили счастливо, пока находились под властью бога любви и пока они не ограничили ее, теснее связав себя с богом брака Гименеем, родившимся
от злого гения. Дальнейшие признания принца многословны и растянуты. Они были понятны первым читателям повести Клингера, сколько-нибудь знакомым с античной мифологией. Речь шла об Эроте греческой мифологии (или Амуре — римской) и боге брака Гименее, об их вражде. Клингер сам ссылается на свой источник — картину ученика Рафаэля Джулио Романо «Скованный Амур» («Der gefesselte Amor»), на которой итальянский художник изобразил тот момент мифологического предания, когда Гименей связывает Амура, уснувшего на ложе из роз, и, похитив его колчан, сжигает находящиеся в нем стрелы. Этот сюжет был очень популярен в западноевропейской поэзии и искусстве XVI—XVIII вв. — в живописных копиях и гравюрах были известны картины и гравированные изображения Гвидо Рени («Гименей, связывающий Амура и сжигающий его стрелы»), Буше, Ванлоо и др.. / Алексеев. Заметки на полях.Пушкин и повесть Ф. М. Клингера «История о Золотом Петухе».

**Купидон значит "кипящий".



Продолжение:http://www.proza.ru/2018/10/09/1091