Увлечения и вредные привычки. Часть 6

Анатолий Белаш
     Выпивка неотделима от закуски, застолья, и сейчас самое время поговорить о моих гастрономических пристрастиях.  Я всегда готов попробовать новые необычные для меня блюда. Мне интересно, что едят в той или иной стране, хотя желание попробовать экзотическое блюдо, отчасти, видимо, мотивируется так же, как у героя одного забавного стихотворения:

              В моем меню капуста и каша - размазня,
              А я хочу лангуста, хочу лангуста я.
              До судорог, до колик хочу его «ам-ам»,
              Как горький алкоголик похмельные сто грамм,
              Чтоб на поток вопросов: «Ну, - мол - и как оно?»
              Я мог небрежно бросить: «А ну его! Говно!»

     Далеко не все мне нравится сразу. Помню, еще в школьные годы взяли мы с собой в горы новые для нас консервы «Тресковая печень», открыли банку, попробовали и выбросили. Оставили только масло, которым заливали шинкованный на салат репчатый лук. Сейчас я от тресковой печени не откажусь.

      Жене моей маслины понравились сразу, а я долго не понимал, почему они ей нравятся. Сначала съедал маслины в моей любимой солянке, которую заказывал в ресторане ( я не люблю оставлять еду в тарелке и редко это делаю), потом приучился к маслинам, а теперь с удовольствием их ем.

     Среди моих любимых блюда разных стран и народов. На первом месте, пожалуй, узбекский плов. Я могу с удовольствием есть это великолепное блюдо, если только оно приготовлено хорошо, в течение нескольких дней подряд. Жена Зина умела готовить плов и раньше готовила его сама. Теперь приготовление плова - моя приятная обязанность. Очень важно и, пожалуй, сложнее всего соблюдать правильное соотношение риса и воды, которое зависит от сорта риса.
Интересно, что, несмотря на мой гастрит и частую изжогу от жареных блюд, даже обычных котлет и пирожков, от плова мне никогда не было плохо.

     Вспоминая узбекскую кухню, не могу не назвать вкусные узбекские лепешки и самсу. Но лепешки я люблю обычные ташкентские, а не самаркандские, очень красивые, румяные и блестящие снаружи и белые внутри, так нахваливаемые самаркандцами. Самсу, треугольные пирожки с мясом, бараньим курдючным салом и большим количеством лука, традиционно выпекают также как лепешки, в тандыре, куполообразной печи, прилепляя их внутри к её своду.

      Подобные пирожки широко распространены и в других странах Востока. В Таджикистане это самбуса, но Таджикистан — сосед Узбекистана, а вот встретить самсу в Африке было для меня приятной неожиданностью. На приеме у министра природных ресурсов Уганды нам подали треугольные пирожки с мясом, называвшиеся «сомоса». Видимо, в Африку они попали вместе с арабами, влияние которых заметно по всему восточному побережью. Это и язык суахили, и немалое число мусульман среди коренных черных жителей.
   
    Я могу назвать еще не одно вкусное блюдо азиатской кухни, но все же вкуснейшими считаю блюда кавказских народов.С ними я основательно познакомился  во время командировки в Грузию и Азербайджан с бригадой Министерства геологии СССР, проверявшей состояние геофизических работ. Каждый вечер грузинские геологи устраивали для нас обильные застолья в тбилисских ресторанах. Можно долго рассказывать о тостах, прекрасном хоровом пении участников застолья, блюдах, которыми нас угощали.
         
               Грузинская кухня нравилась всем в нашей бригаде, но наш руководитель, начальник Отдела рудной геофизики Министерства геологии В.Бродовой, после трех дней застолья захотел украинского борща (я тоже его очень люблю) и уговорил нас пойти с ним для этого в тбилисский ресторан.

              Как назывался ресторан, не помню, но запомнил огромный портрет Сталина во весь рост на лестнице ресторана. Для того времени это было экзотикой, немыслимой где-либо кроме Грузии.
            
            Украинский борщ в меню ресторана значился, но с настоящим борщом он имел такое же сходство, как плов в московском ресторане с узбекским пловом. Мы были очень расстроены и ворчали на нашего предводителя, а вот как отпустили нас в ресторан грузинские геологи, не представляю. Это было для них нетипично.

    Типичным, скорее всего, можно считать завтрак после нашего прибытия на железнодорожную станцию Келасури, где размещалась геофизическая партия. Поезд остановился на этой станции рано утром.

    Нашу бригаду, сопровождаемую главным геологом экспедиции, встретили местные геофизики. На вопрос, где можно позавтракать, они ответили, что на станции ещё все закрыто, но они повезут нас в одно хорошее место. Бродовой, наученный горьким опытом (с этим были согласны не все), встревожился: «Не надо никуда ехать, нам нужны только кефир и булочки, больше ничего не надо!». «Да — да, конечно, кефир и булочки и все, что вы пожелаете, но надо немного проехать, здесь ничего нет»- отвечали хозяева.

     Уселись в два «уазика», едем. Два километра едем, пять, десять...Бродовой недоумевает: «Куда вы нас везете? Нам только перекусить, кефир, булочки»... «Конечно, конечно, кефир, булочки, уже подъезжаем».

     Въезжаем в Сухуми, еще сонный, тихий, мчимся по пустынным улицам, подъезжаем к ресторану, располагаемся на террасе за столом, составленным из небольших столиков.

     Бродовой напоминает: «Нам по стакану кефира и по булочке!» «Да-да, сейчас всё будет». Несут хачапури, форель, шашлыки, сациви, цыплят-табака, водку, коньяк, вина.

     Бродовой недоволен: «Мы так рано пить не будем, зачем спиртное?» « Не будем, не будем, пусть пока стоят бутылки!» Начинается застолье.

     Надо отдать должное твердости нашего руководителя, после первого или второго тоста он поднялся и сказал, что впереди много работы, пора ехать. Зато вечером началось застолье снова и закончилось глубокой ночью. Тогда только выяснилось, что ночевать нам негде, ни в гостинице, ни в кемпингах свободных мест нет, хозяева не побеспокоились заказать их заранее, пришлось размещаться по домам и квартирам геофизиков.

       Из поездок в Индию, Африку и Монголию я привез новых блюд немного. В Индии и Уганде всюду была, в основном, английская кухня. Каша из овсяной крупы «Геркулес» и раньше мне нравилась, но после Индии я стал её готовить чаще, несмотря на протесты домашних. Просто и мило!

      Очень понравился мне английский десерт, но бисквиты неплохо готовила моя мама, а потом жена Зина, а вот пудинги произвели такое впечатление, что я не оставляю попыток приготовить его из булки, манной крупы, на пару или в духовке по сей день, но получается не то.

      В детстве мама часто поила меня чаем с молоком, и до поездки в Уганду о таком чае у меня оставались самые неприятные воспоминания.Я предпочитаю чай из пиалушек без молока и сахара В ресторанах Уганды чай с молоком мне понравился. Оказывается, во-первых, чай должен быть хорошего качества, во-вторых, крепким, с неснятым молоком, а лучше всего сливками, тогда это действительно вкусно. Где-то слышал я, что англичане считают обязательным не молоко лить в чай, а чай в молоко, но сомневаюсь, чтобы это сказывалось на вкусе смеси.

    С индийскими и африканскими блюдами я мало знаком. Курица с рисом и кари — вкусно, но цыплята - табака мне нравятся больше. Африканское блюдо — «матоку», т.е. пюре из бананов ел с трудом, тогда как картофельное пюре люблю.

    Было одно блюдо, которое я отведать побрезговал. Остановились мы в Уганде возле небольшого пыльного базарчика, и наши геологи - африканцы купили там какое-то лакомство. Один из них Секамва, подошел к нашему лендроверу с бумажным фунтиком, из которого он брал и бросал что-то себе в рот. Это были не семечки, а то он выплевывал бы кожуру. «Что вы едите?» - спросил я. «Сушеных термитов» - отвечал Секамва, протягивая мне фунтик.

    Я вежливо отказался, всё-таки Африка, грязные мешки прямо на земле, а, наверное, надо было попробовать, «чтоб на поток вопросов: «Ну, мол, и как оно?», я мог небрежно бросить: «А ну его, говно!». Впрочем, знатоки говорят, что термиты напоминают крабовое мясо. Во время лёта самцов-термитов местные жители ловят их, обрывают крылышки и отправляют в рот.

    О главном моём увлечении, ставшем профессией, можно долго рассказывать. Кое-что можно прочесть в рассказах о моей работе в горах и пустыне.
   
    Дорогой потомок, нашедший свободные минуты для знакомства с моими записками, видишь, как много интересного в жизни? А в твое время наверняка появилось много нового. Интересуйся, ищи, пробуй. Только избегай соблазнов, тянущих тебя на эскалатор, ведущий вниз.