Казус в небе над излучиной Днепра

Олег Каминский
     Случайность и капризы своенравной Судьбы играют огромную роль в жизни людей. Бывает, происходит такое, что, не в силах объяснить случившееся, нам, в недоумении, остается лишь развести руками. Один из таких поразительных случаев произошел 25 сентября 1943 года, в самый разгар битвы за Украину.

     В тот день шестерка истребителей Ла-5 советского 113-го гвардейского истребительного авиационного полка вылетела на прикрытие своих войск, ведущих упорные наступательные бои на подступах к украинской столице. Командиром группы был 32-летний капитан А. М. Герасимов – опытный ветеран финской войны, почти все остальные были молодыми лётчиками. Вскоре в период 17.00-18.05 над излучиной Днепра юго-восточнее Киева наши лётчики завязали воздушный бой с немецкими самолетами – шестью Ме-109 и четырьмя ФВ-190.

     Во время боя 20-летний младший лейтенант С. Ю. Ясанис, будучи атакованный четырьмя «мессерами», в свою очередь перешел к нападению и, зайдя в хвост одному Ме-109, произвел по нему атаку, после чего стал отворачивать влево. При этом совершенно случайно, он столкнулся с другим «мессершмиттом». В результате столкновения оба самолета стали разрушаться в воздухе.

     Не успел Ясанис покинуть свой самолет с парашютом, как обломки рассыпающихся самолетов врезались в самолет ещё одного нашего лётчика – 21-летнего младшего лейтенанта В. С. Хомякова. От удара обломков его самолет также разлетелся на куски, а сам Хомяков, как и Ясанис, выбросился на парашюте.

     Однако неприятности «сталинских соколов» на этом не закончились – обломки самолета Хомякова ударились о самолет 22-летнего младшего лейтенанта В. А. Брянцева, в результате чего у «лавочкина» отвалилась левая плоскость. Брянцеву ничего не оставалось, как тоже спасаться на парашюте…

     Удивительно, однако, несмотря на крайне неудачное стечение обстоятельств воздушного боя, все три советских лётчика благополучно приземлились на парашютах и затем, вернувшись в свою часть, продолжали воевать. Правда, из трёх «везунчиков» двое не дожили до Победы – в 1944 году лейтенанты Викитор Брянцев и Василий Хомяков не вернулись с боевых заданий. 

     Не пострадал и пилот «мессершмитта» с которым столкнулся самолет Ясаниса. Во всяком случае, ни один немецкий лётчик-истребитель в тот день над Украиной не погиб и не пропал без вести.

     Такая вот удивительная фронтовая история. Интересно, что ни самому Ясанису, ни кому-нибудь из советских пропагандистов не пришла в голову мысль объявить случившееся воздушным тараном, скорей всего, из-за таких весьма неприятных последствий. Хотя, при более благополучном исходе, Сергея Ясаниса, наверняка, наградили бы за этот удар по немецкому самолету, а в историографии Великой Отечественной войны было бы на один случай воздушного тарана больше…