Туристский поход на Северный Урал. Часть 4 заключи

Анатолий Емельяшин
                Часть 3 здесь: http://www.proza.ru/2018/10/07/26

                На фото: Останки бывшего сруба запани на Вишере. Фото 2007 года.

          Посёлок Кутим состоял из трёх целых и нескольких полуразрушенных изб.   Сохранившиеся использовались сенокосчиками из расположенной на Улсе деревни Золотанка. Но время заготовки сена ещё не наступило, избы пустовали.
          Полуразвалившиеся срубы косцы уже использовали на дрова, их же и посоветовал нам  С.П.Аликин разбирать на плоты.
          По слухам рядом с посёлком должен быть и заводик с доменном производством, вернее – его развалины,  но обследовать окрестности у нас не было времени. Да и желания особого тоже не было..
   
          Оценив сложность сплава ещё по пути, я решил вязать два плотика, по три человека на каждый. И сплавляться, управляясь с помощью шестов, это же посоветовал и попутчикам.
          Рекомендациям «амазонки» не вняли и выбирали брёвна на большой плот с подгребицами. Их мужички даже вытёсывали греби. Работники науки почему-то решили: отсюда уже можно начинать полноценный сплав. Понятно, опыта сплавов у них не было, но соображать-то должны были? Разубеждать их времени у меня не было.

          Мы отчалили на следующее утро и как прошёл сплав у них я не знаю.  Даже на малых саликах мы неоднократно садились на камни и мели и объединили свои плотики в один только войдя в Вишеру. Даже более мощный Улс создавал проблемы. Думаю, челябинцы бросили (или расчленили) свой дредноут ещё на Кутиме и сплавлялись дальше как и мы, на саликах. А может и шли до Вишеры пешком.

          Но вернусь к нашему сплаву.
          Улс полноводней, но и шире. Здесь нас донимали уже не камни и сливы, а мели. Причём мели были дополнены гребнями канав, специально прорытых по мелководью бульдозером. Так на реке был расчищен, вернее прорыт фарватер для моторок.
          Эти канавы не совпадали с направлением течения и удержать плот в узкой канаве было невозможно. Прыгали в воду, подваживали шестами и перетаскивали через гребень. Если позволяла глубина – плыли дальше. Если не позволяла, шли по мелководью, волоча на верёвке и подталкивая шестами наши плотики.
          Только после «Двадцатки» – посёлка лесорубов, река стала глубже и исчезли эти канавы фарватера. До устья оставалось ещё 20 вёрст.

          У впадения Улса Вишера разлилась широким плесом со слабым течением. По обеим сторонам плеса расположен посёлок Усть-Улс. Причалить и осмотреть его не удалось так как приступили к сплачиванию саликов и устройству подгребиц и вёсел.
          Когда состыковались и соорудили греби, посёлок уже остался позади и мы вошли в сужение реки с хорошим течением. Причаливать в посёлке мне не пришлось и в дальнейших сплавах по Вишере.

          Много лет спустя я встретил упоминание о Усть-Улсе в рассказах Варлама Шаламова. Он в начале 30-х годов был здесь в ссылке. Усть-улсовское расширение реки в те времена считалось озером. На него даже садился гидроплан.
          Так же позже я раскопал в литературе упоминание о посёлке как о центральной фактории русско-французской концессии, добывавшей на Вишере и её притоках железную руду и имевшей здесь даже доменное производство.
          По поводу плавления чугуна я сомневаюсь, а вот в том, что концессионеры промышляли здесь золото, вполне уверен. Золото в бассейне Вишеры было открыто ещё в 18 веке и заселялась эта территория ещё в те времена поселениями и заимками старателей.
      
          Вот что я раскопал: "С заводом связана и легенда. В народе поползли слухи, что иностранцы не только железом промышляют, но и золотишком балуются.  Правительство контролировало добычу золота, поэтому жестко проверяло каждый груз на пристанях. Так вот говорят, что, вывозя отлитые пушки, заводчики заливали в их жерла золото. А поскольку не каждая лодка уцелевала при сплаве, то на дне Вишеры (а на Вишере бойцы покруче, чем на Чусовой) можно кой-чего и поискать.
          В ХХ веке настали иные времена. Царское правительство не пожелало продлевать концессионный договор, а иностранцы не пожелали оставлять имущество.  В 1907 году печи были взорваны, узкоколейки разобраны и вывезены.
          Вот что писал об этом А.Н. Митинский в книге "Горнозаводской Урал" (1909 г.): «На почве взимания сильных сборов с неработавших печей, Кутимский завод на реке Вишере счел для себя более выгодным взорвать динамитом свою доменную печь, чем платить громадные земские сборы за нее».
          Завод прекратил свое существование. Затем были первая мировая, потом революция и гражданская война, но в 1930-е годы о заводе вновь вспомнили.
          Начальником Вишерлага Э. Берзиным была снаряжена экспедиция в район Кутима, по официальной версии, для поисков серного колчедана, из которого предполагали производить серную кислоту для Красновишерского Целлюлозно-бумажного комбината. Колчедан не колчедан, но в крутых берегах Кутима сохранились остатки пробитых штолен, одна из которых обозначена на современных картах Пермского края (урочище Шахта Берзинская)" (С).

          По Вишере во время нашего похода ещё практиковался молевой сплав древесины и мы попали как раз в его разгар. Брёвна плыли вместе с нашим плотом почти до Красновишерска (Вижаиха). Уже за много километров до этого города стали встречаться запани для улова молёвки.
          Для их устройства на реке были возведены  искусственные острова – громадные утюгообразные деревянные срубы, внутри засыпанные обломками скал, щебнем и песком. Эти утюги соединялись тросами с привязанными к ним связками брёвен скрепленных по 5-6 хлыстов. От некоторых такие же тросы с брёвнами были протянуты к берегу.
          В образованные карманы набивался сплавляемый лес. Это и были так называемые запани. В нижней по течению части запани на берегу располагался лесоприёмный склад с которого лес вывозился автотранспортом.

          Не ведая этой хитрой инженерии, мы попали в первую же запань и что оказались в ловушке поняли только когда увидели впереди сплошной завал древесины.
          Срочно зацепились за трос скреплённый с плотиками. С помощью шестов и бурлача за верёвку по этим плотикам едва вывели свой дредноут против течения и обогнув на шестах нос «утюга» вышли в свободное от тросов русло.
          Избежать плена нам всё же не удалось: в 10 километрах до Вижаихи мы попали в запань, образованную в конце длинного острова. Биться против течения не было смысла и мы расталкивая брёвна сумели пристать к берегу.
          В тот же день на машине добрались до речного порта Красновишерска, на «Ракете» вышли в Каму и в Соликамске сели на поезд.

          Мы спешили: на вторую половину отпуска был запланирован Тянь-Шань с озером Иссык-Куль.