На чужой роток не накинешь платок

Владимир Калуцкий
Сложные чувства обуревают меня после книги Астольфа де Кюстина "Россия в 1838 году (ТЕРРА, 2000)"". Всё в ней написанное я понял и принял.
Не понравилось мне лишь то, что написал её чужак, европеец. Как будто в мой дом заглянул сосед и рассказал всей улице о моих пороках. Не случайно книга была запрещена и при царях, и при советской власти. Уж больно это зеркало дотошно показывало, насколько у нас рожа крива.
Я начал читать книгу только потому, что она в запрете. Ну, думаю, что бродячий француз может рассказать мне о России, если я сам здесь живу и всё вижу. Но, по мере погружения в страницы, взялся за карандаш.
К концу второго тома вся книга оказалась в моих значках и пометках.
Это не книга, друзья.
Это приговор.
Уже потому, что сам де Кюстин выступает в ней не как судья, защитник или обвинитель. Он - свидетель, беспристрастный и зоркий. И от этого книга обретает силу документа. " Я словно воочью вижу, как над этой частью земного шара реет тень смерти (т.1, стр 159)".
Самой жуткое в книге - если убрать даты - она о сегодняшнем нашем дне. "Россия - больной,которого лечат ядом (т.2, стр. 222).
И по всем страницам - расшифровки этих почти афоризмов. Здесь много фактических неожиданностей, никак не сопрягающихся в официальной историей. Например, де Кюстин описывает восстание декабристов совсем не так, как нам преподносится до сего дня. Если верить французу - не было там ни благородства, ни жертвенности. А всю восставшую солдатню Николай укротил энергичной командой : "Я не сделал ничего необычного, я крикнул : "На колени!". Все повиновались (т.1, стр. 258)".
Но у Кюстина - не только о политике. Здесь тонкие этнологические зарисовки, картины быта и описание ремёсел, размышления об угнетающей роли церкви. И все два тома - путевые заметки и зарисовки. Здесь для нас звучат откровениями вещи, которых сами мы, русские, просто не замечаем. "Во всех классах русской нации красивые мужчины встречаются чаще, чем красивые женщины (т.1, стр. 255)".
Де Кюстина поражает покорность русских перед властью. Он не понимает, почему русские не едут на лечение на европейские курорты? Он задает этот вопрос, и ему отвечают : "Вы испрашиваете паспорт в Париж, так вот вам паспорт в Тобольск (.т.1, стр 433)"
Если смотреть на Россию глазами де Кюстина, то она похожа на закрытую колбу с культурой отдельного грибка: "...глупость в России всегда пробьет себе путь (т.2, стр 336)". Это особенно впечатляет, потому что автор делает свои открытия беззлобно, даже участливо. Он откровенно сочувствует русским , словно развивая мысль Пушкина : "И угораздило же меня с талантом и чувствами родиться в России!".
И вот я, закрыв книгу, сижу ошарашен и раздавлен. Прав чёртов француз! Колба, из которой дальше Тобольска не убежишь. Ибо и нынче у нас "человек, который может все - это ложь, увенчанная царской короной (т.2, стр.409)".
А вам мой совет. Если найдете эту запретную книгу - не читайте. И без неё тошно.