Где и как рождаются звезды и рождаются ли

Элеонора Мандалян
Кинообозрение               

Есть на Голливудском небосклоне одна очень харизматичная и привлекательная – особенно для представительниц женского пола – звезда, притягивающая своим обаянием и пронзительной, прямо-таки васильковой голубизной глаз. Это, конечно же, Брэдли Купер. До сих пор его знали и любили исключительно, как киноактера. А теперь вот он решил предложить себя в расширенном варианте, дебютировав одновременно, как кинорежиссер, сосценарист, сопродюсер, сокомпозитор и музыкант, в одном флаконе. Ну и, само собой – как исполнитель главной роли, да еще и в паре с кем... с королевой эпотажа, известной под сценическим псевдонимом Леди Гага. Буквально на днях на экраны вышло их совместное творение – музыкальная любовная драма «на двоих» A Star Is Born - «Звезда родилась».

Фильм стал третьим ремейком классического голливудского сюжета – одноименной черно-белой ленты 1937 года (с Фредриком Марчем и великой Джанет Гейнор, первой в истории кинематографа обладательницей Оскара), которая в 1954 году была адаптирована в мюзикл (с Джуди Гарланд и Джеймс Мейсон). А в 1976-м новый ремейк: рок-мюзикл с молодой Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном.
Последний собрал огромное количество наград. Барбра Стрейзанд! Этим все сказано. Рискнуть потягаться с ней силами, превзойти ее божественный голос и драматическое чутье – уже геройство. Но бесстрашной и отчаянной Леди Гага не впервой брать неподъемные высоты.
Барбра никогда не была красавицей, но сколько красоты внутренней, сколько искренности, трепетности, обаяния! Это актриса, в которую хотелось верить, сопереживать ей и восхищаться. Леди Гага без всех своих немыслимых эпотажных наворотов, шокирующих туалетов и косметики тоже не блещет красотой. Только вот, что касается природного обаяния, шарма – большой вопрос. А ей ведь в фильме пришлось предстать в своем естественном, первозданном виде. Сумела ли она удержать планку, поднятую Барброй? Если нет, то все затраченные усилия и средства, теряют смысл.
Снять очередной ремейк старого доброго мюзикла было задумано еще лет семь назад, причем не Купером. Обычные проволочки и нестыковки оттягивали его запуск, Warner Bros. перебирала возможных режиссеров, начиная с Клинта Иствуда, и актеров на роль поп-музыканта, в числе которых был Леонардо Ди Каприо и Том Круз. В конце концов остановились на том, на чем остановились.

Брэдли и Леди Гага... в данном случае, уместнее будет вспомнить ее настоящее имя – Джоанн (если целиком, то – Стефани Джоанна Анджелина Джерманотта) хорошо потрудились, вложив в свой неожиданный тандем все силы, а главное – душу.
Фишка Купера-режиссера и его тактический ход заключались в том, что он привлек Леди Гага, как заведомый залог успеха фильма – хотя бы из зрительского любопытства. В качестве авторского новаторства он озвучивает попытку передать восприятие происходящего с героями-музыкантами не со стороны, не «из зрительного зала», а как бы со сцены и из закулисья, выражая уверенность, что подобных прецедентов в истории игрового кино еще не было, хотя здесь с ним вполне можно поспорить.
- Я не видел никогда картины, снятой таким образом, - говорит он. – Источником вдохновения для меня стало исполнение Энни Леннокс песни I Put a Spell on You. Когда она поет, ты видишь, как пульсирует вена на ее шее, ты слышишь, какой у нее чистый голос. И именно это я хотел показать в фильме.

Наверняка, этот не слишком дорогой фильм (его бюджет $36 млн) сторицей окупит свои затраты, потому как если не каждый, то многие (не говоря уже о многомиллионной армии фанатов) уж точно захотят увидеть – подробно и много, во всех ракурсах, включая горизонтальный, натуральную Стефани Джоанн Анджелину Джерманотту, так железобетонно прятавшуюся за Леди Гага. Захотят узнать, наконец, что она из себя представляет без немыслимого макияжа и париков, без фантастических перевоплощений, безумных сценических наворотов и сногсшибательных шоу, акробатических трюков и ошеломляющих выходок. Без монто из лягушек, без нарядов из сырого мяса, лопающихся пузырей, взрывающегося бюстгальтера, без русалочьего хвоста, костылей и сатирьих ног, обутых в так любимые ею уродливые туфли на карикатурно-ходульной платформе. И пожелать им можно только одного – не разочароваться.

По существу для певицы это добровольное визуальное разоблачение, ведь 32-летняя королева сцены, эпотажная поп-дива, «мама Монстров», как она себя величает, без сценического антуража оказалась самой обыкновенной, неказистой дурнушкой с неправильными чертами лица и тусклыми волосами. (Ее преображение в конце фильма с помощью все тех же визажистов не в счет.) Но все остальное – голос, фигурка, талант и умение привлечь к себе всеобщее внимание, по-прежнему при ней.

Стоило Леди Гага, личности мегалитической по своему неисчерпаемому творческому потенциалу, войти в проект, все и всё сгруппировалось вокруг нее, как металлические опилки над магнитом. По признанию Купера-режиссера, «в эпицентре фильма неизменно была Леди Гага, на ней все и держалось».
Соглашаясь на предложенную роль, Леди Гага сразу же поставила условие – никто в фильме не будет петь под фонограмму. Поэтому все композиции записывались вживую, прямо на съёмочной площадке. А чтобы показать огромное количество зрителей на выступлениях героев фильма, он предложила использовать ее концерты в Лос-Анджелесе и на музыкальном фестивале Coachella, в Калифорнии.

Так какого жанра этот фильм – о музыке и музыкантах или музыкальный? Судя по тому, что песни и музыка в нем служат иллюстрацией взамоотношений героев, как в оперетте, его вполне можно считать мюзиклом или музыкальной драмой.
Сюжет незамысловат. Это история зрелого мужчины и молодой женщины, которых объединила музыка и любовь. Он – популярный в прошлом музыкант в стиле кантри, стадионный рокер Джексон Мейн, вступивший в стадию заката своей карьеры, глушащий неминуемые разочарования вином и наркотиками (что там первично – закат или алкоголизм, не знаю), она – официантка из бара для трансвеститов (очень романтично!), по имени Элли, неприметная, неказистая серая мышка с комплексами, умеющая хорошо петь, но неуверенная в себе и в самой возможности добиться чего-либо большего от жизни.
Их случайная встреча в том самом «романтическом» баре выливается в страстный роман. Услышав как она поет, Джек сразу все понял, заставив Элли поверить в себя и сделать первый шаг на большую сцену. Ее неожиданный успех порождает конфликт между влюбленными – чем ярче разгорается звезда молодой певицы, тем болезненнее и острее воспринимает Джек собственный закат. «Это история любви между двумя несовершенными людьми на разных этапах жизни, – интерпретирует свой замысел Брэдли. – Огромное цунами эмоций, захлестнувшее их, не раз приводит к трагическим последствиям.»

Фильм Star Is Born был показан вне конкурса на Венецианском кинофестивале, затем на кинофестивале в Торонто. Были и другие просмотры – в России, в рамках Фестиваля американского кино, в Лос-Анджелесе... Несмотря на сообщения, что в Торонто зал стоя аплодировал создателям фильма целых 8 минут, публикой и критиками он был принят неоднозначно. Похоже, пришли в некоторое противодействие ожидания и результаты.
Фанаты Гаги развернули целую кампанию в его поддержку через зрительское голосование, но на первые строчки рейтинга так и не смогли его вытащить. То же самое они устроили через Твиттер, размножая, как под копирку, сфабрикованные хвалебные отзывы и обругивая другой фильм – «Венома», одновременно с ним вышедший в прокат (чтоб не конкурировал).
 
Одни называют режиссуру Купера уверенной и состоявшейся, другие напрочь отказывают ему в оной, обвиняя в пошлости, примитивизме и одномерности. Одних впечатляет «химия», однозначно возникшая между героями-любовниками, так необходимая для достоверности сюжета и образов, другие морщат нос от избытка эротических постельных сцен (рейтинг-то 18+) и слезливых сантиментов. Кто-то уверен, что присутствия Леди Гаги на экране в ее естественном виде с лихвой хватает для того, чтобы зритель валом повалил в кинотеатры, а награды, включая Оскаров, дождем посыпались на фильм и его исполнителей, но есть и такие, кто насмехаются над потугами певицы выйти за рамки собственной индивидуальности на фоне некудышной куперовской режиссуры.
Приведу один такой скалозубый отзыв: «Преображение героини Гаги из замухрышки в поп-королеву выглядит смехотворно, это фактически неумышленная автопародия. Весь якобы такой провокационный, ее образ растворяется, как тени поутру: и провокации нет, и музыка плохая.»

Однако сами авторы и герои фильма, как всегда, придерживаются диаметрально противоположного мнения и очень довольны проделанной работой, собирая полные залы фанатов на многочисленных интервью, ток-шоу и презентациях. Брэдли и Леди Гага щедро одаривают друг друга комплиментами и похвалами, причем, похоже, не наигранными, а вполне искренними. На одной из таких встреч со зрителем, певица изо всех сил пыталась сдержать слезы (ведь на ее лице снова был привычный грим и накладные ресницы), и в конце концов от избытка эмоций расплакалась. А Брэдли, все это время сочувственно за ней наблюдавший, гладил ее и обнимал, пытаясь утешить.
- Я обрел друга на всю жизнь. Уверен, что эта дружба продлится вечно, она невероятный человек. Мне очень повезло с ней работать, - расчувствованно признавался собравшимся Брэдли, с терпеливым удовольствием пережидая ежеминутные всплески восторгов из зала.
- Я с ума сходила от голоса Брэдли и искренне говорила ему, что он у него красивый, - делится своими впечатлениями Леди Гага.
- И это дало мне силы серьезно заняться вокалом, - подхватывает Брэдли. - А потом мы стали писать песни, и скоро я уже сам их писал и занимался аранжировкой (Получается, что он уже трижды дебютант.) - У Гаги замечательная способность найти и вырастить талант. Мы все знали, что она очень одаренный человек, но не знали о ее способности самоотверженно делиться своими знаниями и энтузиазмом.
И слышит в ответ:
- Я считаю Брэдли потрясающим режиссером. У него есть четкое представление о том, что он собирается снять, и даже когда Купер входит в роль, видно, как вертятся его шестеренки.
Не правда ли, напоминает басню Крылова: Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Один «простой зритель» (по его собственному определению), посмотрев фильм, так высказался в Твиттере по этому поводу: «Лично мне показалось, что просто сами исполнители главных ролей тащатся от самих себя и про себя же кино и снимают. Но вот какой прок от этого самолюбования зрителю – вопрос философский.»
- Что касается моей собственной эволюции как музыканта, - говорит Брэдли, не снимая руки с плеча своей партнерши по роли, - то ею я полностью, на сто процентов обязан сидящей рядом со мной Леди Гага. Странно, но наши отношения напоминают отношения Элли и Джексона. – (В смысле наоборот.) – Она  вселила в меня уверенность в своих силах. Не прошло и десяти минут после нашей первой встречи, а мы уже пели дуэтом. Даже не знаю, как это получилось.
На другой презентации откровенничает Леди Гага:
- Этот фильм изменил мою жизнь. - Я американка итальянского происхождения с Восточного побережья. Я уроженка Нью-Йорка, которая всегда мечтала о том, чтобы стать актрисой. Но у меня не получилось, и я отказалась от своей мечты и начала петь. Никогда прежде у меня не было такого художественного опыта. У меня ни с кем не складывалось таких тесных творческих взаимоотношений, как с Брэдли.

Страстная любовь, в которую Брэдли Купер и Леди Гага сыграми на экране, и трогательно-теплые чувства, которые они открыто демонстрируют друг к другу на встречах со зрителем, стали для многих пристрастных наблюдателей поводом поставить под сомнения крепость семейных уз актера, связывающих последние несколько лет Брэдли с российской татарочкой-моделью Ириной Шейк (Ириной Шайхлисламовой, уроженкой Еманжелинска, Челябинской области). Но сам Брэдли поспешил развеять эти подозрения, заявив в интервью People, что в Леди Гага он нашел друга на всю оставшуюся жизнь.
Возможно, весь свой пыл Брэдли, как личность творческая, отдавал не Гаге, а своему фильму-первенцу, как режиссер-дебютант, особенно, если учесть, в скольких ипостасях он в этом фильме выступил. Что же касается его личной жизни, у Брэдли и Ирины, не вступивших правда еще в законный брак, в прошлом году родилось совершенно очаровательное создание – дочка Лея, с которой счастливый отец в свободное от работы время с удовольствием гуляет по Нью-Йорку, а по окончании съемок «Звезды» семья провела отпуск на пляжах Италии.
- Я с детства хотел быть режиссером, - рассказывает Купер. - И думал: когда мне перевалит за 40, я сделаю первый шаг... – (Кабы все мечты сбывались с такой точностью!) - Иного счастья для себя я не представляю. Никакая из моих предыдущих работ не давала мне такой возможности самореализации, как эта.
43-летний американец Брэдли Купер, итало-ирландских кровей, снимается в кино и телесериалах давно и много, этак с два десятка лет, но популярность по-настоящему пришла к актеру где-то с 2009 года. Он четырехкратный номинант на «Оскара», а также – на «Золотой глобус» и BAFTA («Секс в большом городе», «Мой парень – псих», «Афера по-американски», «Снайпер», «Обещать – не значит жениться», «Всё о Стиве», «Мальчишник в Вегасе», «Дело № 39», «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Команда-А» и т.д. и т.д.). Теперь вот актер примерил на себя роль режиссера.

Что касается Леди Гага, певице уже представлялась возможность испытать себя как актрису. В частности она снялась в телесериале «Американская история ужасов», сыграв 40-летнюю графиню-вампиршу, хозяйку гостиницы, признавшись попутно, что ее «всегда привлекала темная сторона сущего». Однако, в интервью «Комсомольской правде» после выхода в эфир сериала, Гага-Джоан-Стефани пыталась защитить свое изначальное «Я»:
- Забавно, что люди отождествляют меня с Графиней, полагая, будто мне было очень легко понять ее мир. Словно я с красной дорожки вошла прямо в этот отель, блондинка и высокомерная дрянь с хамскими замашками, как бы для всех тут все понятно и ничего не изменилось... Леди Гага! Однако я должна вас разочаровать. Мне было непросто примерить на себя этот образ. Графиня очень отличается от Леди Гаги, как и Леди Гага отличается от меня самой в обычной жизни.
Думается, экзальтированная, непредсказуемая, бескомплексная, подхлестывающая свой буйный нрав наркотиками актриса лукавит. Она и ее сценический образ, вне сомнения, связанны между собой. Это ее персоналити, ее метод самовыражаться, присущий именно ей и никому больше. Возможно именно потому, что она другая, у нее не слишком получилось сыграть в фильме Купера скромную, нежную, чувствительную натуру, коей по сценарию является Элли.
Осознанно подбрасывая в топку собственного пламени выверенные дозы трагизма, Гага-Джоанн может поделиться вдруг со зрителями пережитыми унижениями школьных лет, когда одноклассники издевались над ее первыми потугами реализовать себя.
- Унижения остаются с тобой на всю жизнь, - сообщает она. - И неважно, сколько людей потом выкрикивают твое имя и сколько у тебя хитов... Но я должна возвращаться к этой ране, к унижениям, к чувству незащищенности, всему, что пережила в детстве. Ты не можешь сказать мне, что я такая же, как все: я знаю, что не такая. И никогда не буду... Те, кто в толпе. Не хочу быть одной из них. Понятно?
Никто не хочет. Но не всем это, как ей, с таким блеском удается. Понятно, что тут нужны не только смелость, но и мозги, и большой талант – чтобы было что положить на весы собственной исключительности. Она намеренно шокирует публику, чтобы ее запомнили и ни с кем никогда не спутали.

Да, она сама себя сделала. В первые нулевые годы она ворвалась в шоу бизнес как торнадо. Она постоянно была в центре внимания не только своих многомиллионных фанатов, но и прессы (за один только год ее изображение появилось на обложках 36 модных глянцевых журналов мира), и шоу-критиков, сделавших ее обладательницей многих музыкальных наград, включая титул «Иконы стиля» - от Совета модных дизайнеров Америки.
- В какой-то момент мне стало ясно, что просто хорошо петь или клево танцевать сегодня уже мало, – откровенничает Гага. – Нужно объединить в одно представление вокал, музыку, технологию, моду, эпатаж. И нужно сделать так, чтобы зритель, увидев это, сказал: «Охренеть!» И больше до конца концерта уже ничего не смог сказать.

Насколько у нее получается вызывать у зрителя именно такие эмоции, на уровне «охренеть», предлагаю проверить хотя бы по вот этому перевоплощению в образ итальянского парня, своего альтернативного эго: https://www.youtube.com/watch?time_continue=22&v=ACn41h45sUo

Экстремизм Леди Гага сценой не кончается. Ко всем своим провокационным качествам она еще и суперактивный борец за права секс-меньшинств, чем открыто бравирует. Она основала благотворительный фонд в их поддержку, назвав его в честь своего альбома Born this way – «Рожденный таким», ставшего гимном всех нетрадиционно ориентированных. Она окружает себя представителями «незаслуженно обиженных», выступает за их попранные права везде, где только можно, и где нельзя.
Как-то раз поп-звезда явилась на церемонию вручения наград MTV Video Music Awards (где выиграла 8 номинаций) в сопровождении эскорта из бывших военных, уволенных из армии за нетрадиционную сексуальную ориентацию. А несколько лет назад, по приезде на гастроли в Санкт-Петербург, решила и с россиянами поделиться своей позицией, о чем потом задиристо рассказывала: «Я получила сообщение от своего менеджера, что меня здесь арестуют или заставят заплатить штраф в 50 тысяч долларов за поддержку геев. Я сказала: О’кей, пусть меня посадят, но я буду бороться за вашу свободу и равенство до конца!»
Кстати, возвращаясь после временного очеловечивания в « народившейся Звезде» в свой эпотажный мир, певица подписала контракт с развлекательной компанией MGM Resorts International, в Лас-Вегасе, и в течение ближайших двух лет даст 74 концерта, под названием Lady Gaga Enigma.

Ладно, не будем углубляться в ее таланты и пунктики и вернемся к фильму «Звезда родилась», в котором она вместе с Брэдли Купером только что сыграла. Стоит или нет рекомендовать к посмотру эту музыкальную драму, сказать затрудняюсь. Тем, кто симпатизирует Брэдли Куперу и интересуется карьерными извержениями Леди Гаги, кто хочет увидеть ее в первозданном, человеческом облике, конечно стоит – хотя бы из любопытства к их трансформации и творческим поискам. К тому же Гага отлично поет, а вокальные данные симпатяги Брэдли, как выяснилось, если не по «стадионному», то по-домашнему милы и приятны. (Его режиссерская составляющая оставляет желать лучшего.) Так что, если не настраивать себя на что-то особенное, из ряда вон выходящее, то можно расслабиться и получить удовольствие.

Опубликовано в русско-американском журнале Seagall 8 октября 2018 - с иллюстрациями и видеоклипами:
https://www.chayka.org/node/9250