Зять

Мама Лада
Мне мне вспомнилась одна история - времён моего студенчества. Это было во второй половине девяностых годов.


После второго курса мы проходили "сестринскую" практику в ОКБ №1 (областная клиническая больница). "Сестринская практика" - это когда студенты практикуются в выполнении манипуляций, которые делают медсёстры. После первого курса у нас была "санитарская" практика в том же отделении, но мытьём палат занимались только те, кто не умел делать инъекции. То есть - мыли окна и драили полы те, кто на сестринском деле плохо учился. Остальные в процедурку да на пост пошли работать вместо медсестёр.


После второго курса я на практике в палате интенсивной терапии (ПИТ) в отделении неврологии была. В ПИТе лежали тяжёлые больные в основном после инсультов. Это были лежачие больные. Среди этих пациентов был житель одного отдалённого города нашей области - мужчина 56 лет. В результате инсульта у него развился тетрапарез (это когда обе ноги и обе руки не действуют) и полная афазия (отсутствие речи полное). Есть он тоже не мог из-за нарушения функции глотания. Он был жив - сердце билось, лёгкие дышали. Но мог он только моргать. (Я не помню уже сохранились ли движения глазных яблок). Он даже рот не открывал. Каким транспортом он был доставлен в ОКБ я не знаю.


Медсёстры говорили, что есть у мужчины три дочери. Две из них жили в том же городе, от куда и был сам мужчина. А одна жила в Екатеринбурге. Но за мужчиной ухаживал только его зять. Медсёстры рассказывали, что за 2 недели, которые пациент находился в отделении, к нему всего раз заходила одна из дочек. Зато зять здесь был каждый день. Он уволился с работы и переехал в Екатеринбург с одной целью - ухаживать за тестем.


Зять (мужчина лет 30) приходил утром и сразу приступал к делу. Он сначала брил тестя, затем обтирал его тело губкой, смоченной водой. После вытирал насухо. Потом менял постельное бельё, попутно разминая спину больного. Следил, чтобы простынь была совсем без складок. После этого приступал к кормлению через зонд. Действовал зять как заправская сестра-сиделка. За 2 недели научился.


(Дальше будут описаны вещи, которые брезгливым людям читать не стоит). Раз в три дня зять делал клизму своему тестю. Больной не мог сам освобождать кишечник в связи с парезом. И обычная клизма не помогла. Каловые массы так и оставались в кишечнике. Зять рукой вынимал каловые массы из прямой кишки - чистил кишечник вот таким образом. Затем подмывал мужчину. (С такими манипуляциями нас в колледже не знакомили.) После всех мероприятий зять садился рядом и читал тестю газету, рассказывал, что в мире творится, какая погода на улице. В обед вновь кормил через зонд. А потом уходил. И так каждый день.


Однажды я спросила зятя, почему он так поступает? Можно же было нанять кого-нибудь для ухода за больным. На это зять ответил, что тесть очень хороший человек, а чужим людям он не доверяет. И вообще - "Я очень многим ему обязан."


Вот такие отношения сложились в семье. Дочери к отцу - как к чужому, а зять - как к самому родному относился.


Однажды утром я пришла на практику, а этого пациента нет. На его месте лежал другой больной. Медсестра сказала, что мужчину отправили домой "на долечивание" (читайте - "умирать") потому, что все сроки нахождения в стационаре превышены. Улучшения не было и не предвидилось. Пациента отправили домой поездом (даже не представляю как это делалось) в сопровождении зятя. Дочки так и не появились. Но дорогу мужчина не перенёс. Через два дня одна из медсестёр мне сказала, что он в поезде и умер.