Дневник Павла Ф. 81018

Константин Матаков
                ***

Ночью начал уже было засыпать, как тут же приснился обрывок какого-то сна, где я потерял сознание; сидел на кровати, и наступило помрачение, провал. Наверно, это и было пришествием настоящего сна, но я испугался и проснулся. Ничего страшного, разумеется, не было.. Вспомнил почему-то, как вчера один приятель спросил: как ты думаешь, идея Бога единственная, которая позволила бы избежать теории "матрицы" о том, что все есть иллюзия, внушенная нам кем-то или чем-то? Видимо, да.. Все остальные аргументы против мира как иллюзии можно разрушить просто тем, что нам полностью вживлен опыт, который мы считаем своим, - как запись на диске. И тогда аргумент Декарта "пусть все сон, но то, что я, спящий, существую, - сном не является" - перестает быть истинным. Перейти к онтологическому аргументу (если он абсолютно справедлив) - пусть даже "я иллюзия", но Бог не может быть иллюзией, ибо Бог есть совершенное существо, а это больше, чем существовать в иллюзии мысли и т.д. Но у  Ансельма и затем  у Декарта - существование в реальности совершеннее существования в мысли; а как быть с тем, когда сама мысль о Боге вживлена тебе кем-то? Или просто механизмом? Т.е. даже мысль - ненастоящая? Тогда можно было бы разрушить и телеологический и космологический аргументы: порядок мира доказывает, что мир сотворен Высшим Разумом? Но этот порядок мира тебе тоже вживлен в мозг; аргумент о восхождении к первопричине, перводвигателю и т.п. - но само это представление о причинно-следственной связи космоса - тоже иллюзия; с другой стороны, раз некие существа создали устройство, которое так тонко создает в нас иллюзию - значит, речь идет о высоком, пусть и аморальном разуме, - и тогда мир, очевидно, упорядочен и, вероятно, не так уж отличается от внушенной нам галлюцинации. Но и это можно парировать: когда мы говорим о "сложных" существах и устройствах, стоящих за иллюзией, то сравниваем их с теми представлениями о мире и человеке, - который, как мы полагаем, иллюзией и являются: а может, мы устроены совершенно иначе? Однако раз нам можно внушить иллюзорную картину мира - это по меньшей мере доказывает, что у нас есть самосознание и разум. Можно ли это внушить, например, камню? Или животному? Или растению? Увы, но и это разбиваемо: с чего мы взяли, что этот камень-в-нашем-внушенном-представлении - это действительно камень? А животное - действительно животное? Хорошо, пусть даже это не так, но мы, исходя из наших внутренних мыслительных схем, все-таки считаем, что иллюзии можно внушить только личности и разумному существу, ибо иное было бы противоречием. Пусть нам внушена иллюзорная картина мира с иллюзорной логикой. Но это, по крайней мере, говорит о логике тех существ, которые нам это внушили. Даже если они аморальны (кстати, откуда взялось такое подозрение? вдруг они ангелы-хранители, оберегающие нас от ужаса реального мира?), то и в этом должна быть своя логика, да и может ли существовать разум вообще без всякой логики? Так или иначе, но среди этого тумана ясно одно: допустить, что весь мир является нашим сном или галлюцинацией, и мы не можем вырваться из этого состояния - значит либо допустить, что благого Бога нет, или что сатана сильнее Бога. А это невозможно, ибо это и есть самое большое противоречие, самая невероятная ложь. Если я прихожу к такому выводу даже во сне, и существа, которые внушили мне это, допускают такие мои рассуждения, - то либо не видят в них ничего опасного, но тогда они не злы; либо ничего не могут сделать, чтобы я не приходил во сне к таким выводам - и тогда они не всемогущи.
И в том, и в другом случае, раз я даже во внушенной мне иллюзии способен понять, что Бог не может не существовать и быть совершенным благом, Бог не может быть слабее дьявола и т.д., - то пусть все иллюзия и даже я сам, - сама эта мысль о Боге настолько противоречит любой иллюзии, что не может быть иллюзорной, - если даже такую мысль не могут отменить те, кто внушил мне все это, - значит, Бог существует и Он не допустит, чтобы все и мы сами, - было иллюзией. Весь мир не может быть иллюзией и в другом аспекте: правильность таблицы умножения (да и многих математических истин) или законов логики - иллюзией не является. И тот факт, что тот, кто "записал" в нас эту иллюзию, не смог прекратить их истинность, - говорит о том, что они есть в реальном мире, по крайней мере, в мире идей. А, стало быть, есть упорядоченный космос идей, логически устроенный и выражаемый математически, который не может возникнуть случайно, и не является галлюцинацией. А отсюда остается один шаг до телеологического доказательства.. В конце концов, аргумент от иллюзии противоречит сам себе: если все иллюзорно, то сама эта мысль тоже иллюзорна; если Бог есть иллюзия, то при условии, что все иллюзорно, иллюзорно и то, что Бог - иллюзия. Если все иллюзорно, то и те существа, которые внушили мне иллюзию, тоже должны быть иллюзорны, а мы исходим из того, что они-то и есть "настоящие злодеи". Если же им тоже кто-то внушил иллюзию "авторов матрицы",  то по цепочке мы должны взойти к Первопричине всех иллюзий, и даже если она есть, то вышеозначенный аргумент о невозможности даже этой первопричине отменить мысль о Боге как совершенном добре, совершенной силе и совершенной любви, - продолжает работать. Значит, это первопричина все равно слабее Бога, и ее имя - дьявол, ибо они есть первопричина всех иллюзий, т.к. является отцом всякой лжи. И если дьявол не может даже во внушенном им мире отменить тот факт, что была Голгофа, Бог принял неиллюзорное тело, неиллюзорную смерть и разорил неиллюзорный ад, - значит, он бессилен перед лицом Искупителя нашего Иисуса Христа, Которому только честь и слава.