***

Алесь Здань
В 1988 году был опубликован роман Бориса Ямпольского «Московская улица». Написанный в 60-е. годы, только во времена перестройки он смог увидеть свет. И не случайно -  в этом романе раскрыта квинтесенция страха, страха который правил страной (СССР) в годы сталинизма. «В сущности, если подумать, чувство страха было главным, преобладающим во всей твоей жизни. Его было гораздо больше, чем всего остального, вместе взятого – гнева, печали, радости, - чувство страха и тоски – вот что определяло твою жизнь». «Страх за сказанное слово и не сказанное, за все, что только подумал и даже не подумал, а мог подумать, за мнимые ошибки свои и не только твои…»


Вот о чем стоило бы знать, тем, кто сегодня превозносит Сталина, мечтает о «сильной руке» и молится современным диктаторам (бледные тени Джугашвили). А ведь все это может стать будущим и России и Беларуси. И подтверждается это тем, как в романе описывается Арбат – самая строгая и режимная магистраль Москвы 40х-50х годов. Улица наполненная «топтунами». «Они стояли вдоль всей улицы, избегая фонарей, на углах переулков и проездов… Но вдруг их охватывала лихорадка. Красный свет зажигался одновременно, на всех углах…, цепочка выходила на кромку тротуара, и будто посреди улицы открывался оголенный провод…»


- Знакомая картина? Жители Москвы и Минска?


А в мчавшейся черной машине сидит «хозяин», которого боятся многие, но который и сам многих боится. Отсюда ГБ, оцепления, службы охраны, привилегии личным телохранителям, опричники.


Он боится многих…  А я, вот, его не боюсь. Холопы его, большие и маленькие чиновники – боятся. Боятся и Хозяина и народа. А я боюсь только одного – будущего, похожего на прошлое!


Б. Рунин.