Командировка на тот свет Глава 4

Михаил Танин
Глава 4


               
                «Боевики из «Революционного движения
                имени Тупак Амару» захватили здание
                Японского  посольства в Лиме».
                Информационное агентство  «Интерфакс»



      - Присядьте, Хозяин примет вас через четверть часа, - голос помощника бесстрастен, как у киборга.
      Худощавый безликий человек в темно-сером костюме осторожно опустился в глубокое кожаное кресло в углу огромной приемной и упершись взглядом в холодный  мраморный пол, замер в анабиозе напряженного ожидания. Сквозь бронированные стекла панорамного окна  огромного серого здания на Старой Площади  не доносилось ни звука. Через пятнадцать минут требовательно заверещал зуммер внутренней связи. Помощник сноровисто подхватил трубку,  выслушал  лаконичное  указание шефа и коротко кивнул:
      - Пожалуйста, проходите. 
     Невзрачный посетитель торопливо поднялся и бесшумно скользнул  в приоткрывшуюся высокую дверь.
      Человек, чье лицо еще несколько лет назад часто мелькало в телевизионных политических репортажах,  встретил его неприязненным колючим взглядом.
      - Докладывай по существу, генерал. Что случилось такого экстра-ординарного, что мне лично нужно давать тебе указания?
В сипловато-старческом фальцете Хозяина отчетливо слышались недовольные брюзгливые нотки.  Получив разрешение начать разговор, вошедший почтительно замерший в центре небольшого овального кабинета,  негромко, но отчетливо произнес:
      - Наш  резидент в США  докладывает, что по неустановленному каналу  связи
в агентурный «почтовый ящик» поступило шифрованное сообщение из захваченного террористами Японского посольства в Перу. Неизвестный источник применил код, использовавшийся  советской военной разведкой  восемь лет назад. В сообщении содержатся сведения о том, что оперативным путем источнику удалось получить материалы специальной информации категории «А+».
      - Черт возьми, генерал! Что это еще за «А+»? Война, всемирный потоп, вторжение инопланетян? – Нетерпеливо прервал его собеседник.
      -  По степени важности – вроде того, - подтвердил докладчик, - категория «А» - «информация для высших лиц государства». 
      - Ну, если для «высших», тогда им и докладывай, - брюзгливо вставил Хозяин.
      - Но сообщение пришло за литерой «А+», а это - генерал на мгновенье запнулся, но быстро справился с собой, - г-хм… еще выше, потому я и докладываю Вам, -  уже невозмутимо продолжил он.
      - Х-ха, - коротко хохотнул Хозяин, - ладно, уговорил.
      Проворно поднявшись со своего места и заметно сутулясь на правую сторону, он вперевалку приблизился к докладчику.
      - Не стой, как истукан – иди, садись поближе, в ногах правды нет, - собеседник едва доставал генералу до подбородка.
      Пингвин, - почему-то подумал генерал, - право слово – пингвин! От напряжения у него взмок затылок.
      - Выкладывай, что там у тебя. - Надавив визитеру на плечи, сановный старец  усадил его в глубокое кресло: - вот так, и ладно, а теперь рассказывай, что там твоя Контора нарыла.
      Преодолев сковывавшее его нервное напряжение, посетитель наконец-то перевел дух - голос Хозяина явно потеплел.
               
                Справка

      17.12.1996 Отряд в 20 боевиков, вооруженных АК, проник в японское посольство из соседнего здания через подземный ход. Захвачено 490 человек (40 дипломатов из 26 стран, многие министры, брат президента Перу и др.), находившихся в посольстве по случаю празднования Дня рождения императора Акихито. Террористы потребовали освобождения руководителей организации и 400 заключенных соратников, выдвинули требования политико-экономического характера. По заявлению террористов здание посольства заминировано и может быть взорвано со всеми заложниками и боевиками. Попытка штурма посольства перуанской полицией закончилась неудачей. Имеются человеческие жертвы.
      Докладывается в порядке информации.
                Аналитический отдел   


     С первого взгляда Эдгар Вилкастс выглядел, как самый заурядный человек. Среднего роста, русоволосый, всегда в темном, неброского цвета костюме и старомодных круглых очках на сером худощавом лице, - он больше напоминал самодеятельного ученого или бухгалтера из безымянного захолустья, нежели человека, имеющего какое-либо отношение к разведке. Впрочем, и со второго взгляда он выглядел точно также. В любой компании, где случалось ему находиться, он был последним человеком, на которого хотелось бы обратить внимание. По-видимому, даже многие из сослуживцев считали его неудачником, нудной «кацелярской крысой», постоянно копающейся в ворохе бесполезных документов. К тому же, «иноземные» имя-фамилия трудно воспринимались коллегами на слух, и за глаза его называли «латышским стрелком». И то ладно, бывает и хуже.
      Руководство время от времени менялось. Новые начальники с помпой появлялись, приводили своих людей – «команду», и понеслось: назначения, выдвижения, перемещения. Но, знаете, судьба так переменчива  - сегодня ты в фаворе, завтра в опале. Уходили тихо, незаметно – по-английски, не прощаясь. На их место приходили другие, и все повторялось. А «латышский стрелок» оставался на своем посту - надо же кому-то и делом заниматься. Тем паче, что начальник разведотдела полковник Эдгар Вилкастс  руководил тем, что даже в святая святых Организации во все времена «тайна великая есьм» - нелегальной разведкой.


      В течение всего совещания шеф дымил, как паровоз – похоже, поездка на доклад к Хозяину далась ему нелегко.
     - Потрудитесь объяснить, полковник, что у вас  там за история с шифром  восьмилетней давности, а?
Судя по агрессивной интонации, он явно был не в духе. 
      Начальник разведотдела  не выносил табачного дыма – об этом знали все, к тому же у него были слабые легкие. Неверным движеньем он поправил допотопные очки в тонкой круглой оправе, и натужно кашлянув в скомканный носовой платок,  с отдышкой выдавил:
      - Мы выяснили, кто это сделал, товарищ генерал.               
Шеф вальяжно откинулся в кресле и манерно изогнул бровь.
      - Неужели? И кто же это?
      - «Рамзес». Помните такого?
      - Еще бы! Но ведь, его же… - генерал конвульсивно дернул щекой, но быстро взял себя в руки, - продолжайте, полковник, - он прикурил новую сигарету.
      На бледных щеках докладчика маковым цветом расцвели чахоточные пятна.
      - Так точно, числился «двухсотым»*  в ходе выполнения операции «Авария» в восемьдесят шестом. Там всех тогда…   Г-хм, да… Короче,  каким-то образом он тогда уцелел. Единственный, кстати. Когда понял - что к чему, «вышел из дела» - свидетелей-то нет. Ну, и залег на дно.
       - Что значит «на дно»? – взорвался генерал. - У вас, что – частная лавочка:  «залег», «вышел»? Где были проверяющие? «Чистильщики», наконец?!
      - Виноват, товарищ генерал, накладка вышла! Я же говорю: никаких свидетелей - «полная зачистка». «Зачищали» с обеих сторон – и наши, и с той стороны тоже.
      На скулах шефа рельефно обозначились желваки.  Он коротко пристукнул ладонью по столу:
      - Так, хватит!  Хватит мне этих ваших «аварий», «зачисток», «накладок»  и прочих чудес в решете! Не хочу этого больше слушать! Сколько лет прошло – восемь? И где все это время «Рамзес» отлеживался, скажите на милость? А может, он все-таки работал?  И если так, тогда на кого, спрашивается? А вдруг  он, того… – «крот»? А мы должны ему  сейчас довериться, да?
      Эдгар Вилкастс понимал, что шеф бесится потому, что уже доложил «наверх» про литер «А+» и наверняка получил руководящие указания. Так что пока он – «крайний». В любом случае, конечный результат будет ясен после выполнения задания. Но само задание еще надо сформулировать: тоже проблема. Полковник незаметно положил руки на колени и стиснул ладони так, что хрустнули запястья – старый буддистский прием для концентрации и сосредоточения. Мысли завертелись вокруг какой-то расплывчатой субстанции поднимавшейся из глубин подсознания: сформулировать, сформулировать… Четко, понятно, доходчиво… - нет, не то! Ясно, наглядно, логически грамотно… Вот! Гра-мот-но. Есть контакт! Он неторопливо снял очки, и бережно сложив дужки, отправил старомодную оправу во внутренний карман. Близорукий взгляд напоролся на настороженные глаза собеседника, как на колючую проволоку. Уф!
      - Разрешите версию, товарищ генерал…



*    От военного термина  «Груз 200» – погибшие