51. И надсмеются над ним не от веселья

Вячеслав Абрамов
Послание 51.

"Учение Давида, после того, как приходил Доик Идумеянин и донёс Саулу и сказал ему, что Давид пришёл в дом Ахимелеха. "

Смысл того, что переведено как «учение Давида» в древнееврейском тексте несёт слово «маскил». Маскил – просвещённый, «уразумевший».
Действительно, это послание есть духовное просвещение, и слушать его надо с разумением.
У псалма 51 есть ясный исторический след, изложенный в Книге 1 Царств. Доик Идумеянин был главным пастухом царя Саула. Он увидел, как беглец Давид получил пищу и меч Голиафа от первосвященника Ахимелеха, после чего отправился к Саулу и донёс об оказанном Давиду благодеянии. И не просто донёс, но чтобы выслужиться перед царем, наклеветал ему, как Ахимелех вопрошал Господа о судьбе Давида, и будто они договаривались между собой действовать заодно против Саула.
Саул в награду поставил Доика управляющим царским домом и послал убить Ахимелеха. Доик перебил в Номве ещё восемьдесят четыре священника Господа, а также женщин, детей и даже животных.
Давид сильно скорбел и сказал Авиафару, единственному спасшемуся сыну Ахимелеха: «…я виновен во всех душах дома отца твоего» (1Цар. 22:22).

"Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;"

«Милость Божья весь день!» – так звучит в Теилим, а в других переводах – «Милость Божия пребывает вовек».

Давид прямо говорит, что могущественный в ту пору Доик совершил гнусное преступление. Лёгкая победа над безоружными священниками была бесчестием для тех, кто носит оружие, но злодей хвастался не только своей властью, давшей возможность совершить зло, но и самим содеянным злом. Тот, кто хвалится своим грехом, хвалится своим стыдом, и от этого грех становится ещё более мерзким.

Терпение Бога есть доказательство Его милости, но как часто оно используется злодеями! Они хвалятся преступлениями, словно их процветание является доказательством того, что злодейства не содержат в себе вреда.

Сердца же тех, кто стоит на пути нечестивых, ожесточаются. Но милость Божия
пребывает вовек, а нечестивые, предающие милость Его, останутся ни с чем, и перед ними будет только мрак преисподней.

"гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:"

В еврейском тексте после стиха звучит «Сэла!» – так Давид выражает и подтверждает то, что ощущает свыше, в духе.
Пользуясь этим ощущением, он обвиняет предателя в злобной лжи и клевете, и призывает его к ответу перед небесным судом.
Чем больше хитрости и изобретательности присутствует во зле, тем больше в нём дьявольской сущности, и в словах Давида – свидетельство этому.  Такие, как Доик никогда не задумаются о добре, но получают удовольствие и используют любой случай, чтобы причинить зло.

"за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых."
И снова это подтверждается: «Сэла!» – по высшей, Божьей справедливости.

Давид не просто предсказывает, он видит участь Доика и подобных ему. Тот будет сначала изринен, а затем исторгнут не только из жилища нынешнего бренного, но и корень его будет исторгнут из земли живых.
Это означает, говоря нынешними понятиями, «полную зачистку» – кроме физической смерти данные о нём будут «стёрты из всех баз» жизни, и канет дух его в ничто, «аннигилируется».

"Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним и скажут:
 «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своём»."

Что это увидят только праведники – это нам понятно, ибо видеть могут только видящие. И только благочестивые поймут тяжесть приговора Божьего суда. И надсмеются над ним не от веселья, а как увидевшие свыше данным им взглядом.
Под таким взглядом свыше физическая крепость и богатство абсурдны, и полагаться на них – глупость, вызывающая насмешку.

Доик за своей самостью не понимал, что всё его процветание зависит от Господа, и совершенно не заботился, чтобы искать Его и исполнять Его волю.
Эту ситуацию можно использовать как подтверждение притчи Христа о строителях дома. Доик построил дом на песке. Кроме того, он думал, что его злодейство возвысит и поддержит его, и решил ни перед чем не останавливаться ради возрастания в почестях и могуществе. Он делал всё возможное, чтобы получить то, что ему не принадлежало, и погубить всякого, кто стоит на его пути.
Но такой дом упадёт, и похоронит его под своими руинами.

"А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими."

Писание говорит, что нечестивец расширяется подобно укоренившемуся многоветвистому дереву, которое не приносит плодов, хотя может иметь большое число листьев.
А праведник процветает, как зеленеющая маслина, которая плодовита, сочна и свежа (Пс. 91:15) и своим маслом чествует Бога и людей, и сама же питает свои корни.
Маслина даёт оливковое масло - елей, которое символизирует Божий Дух.

Когда находишься «в доме Божием», а не в «жилище», где обитают грешники, ты можешь уповать на милость Божию. Эта милость постоянна и неизменна, и будет до самой вечности. Поэтому уповать на неё и никогда не сходить с её основания – это главное.
Это же позволяет вечно благодарить Господа за всё, что Он сделал, и уповать на имя Его. Имя Творца – благо пред святыми Его, потому что имя Его связано со Словом и Любовью, которые – в основе развития духовных качеств человека.

Давид знает и учит: надо верить в то, что Бог исполнит праведное желание в нужное время так, словно оно уже исполнено. Прославляя Бога, мы добавляем красоту к своему исповеданию, и одухотворяем всё вокруг себя. И в таком случае мы никогда не будем нуждаться в поводе для хвалы Творцу.

Наполняться радостным ожиданием и смиренным упованием на Бога, и ожидать назначенного времени, зная, что оно неотвратимо наступит! И это – благо пред именем Его и пред святыми Его, и само по себе имя Божье – благо, ибо всякий раз по упованию на имя Его, по ощущению близости Его, Господь проявляет милость и доброту.

Никто из святых никогда не приходили к Нему напрасно, и никогда они не стыдились своих упований на Него.
Поэтому чаще пребывайте в том, что является благом пред всеми святыми: «Обратись к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос. 12:6).