Аква-человек. глава 5

Анатолий Половинкин
Приглашаю всех ознакомиться с фантастической повестью "Аква-человек".

Аннотация:

Фантастическая повесть, основанная на реальных событиях о том, как в конце пятидесятых годов двадцатого века правительство США пыталось создать человека-амфибию, чтобы использовать его для военных нужд. Собственно, произведение нельзя назвать биографическим и строго историческим, поэтому автор и присваивает ему категорию «фантастика». Однако главный герой книги является прямым прототипом Иоганнеса Килстра, профессора лейденского университета, который и пытался создать человека-амфибию из добровольца Фрэнсиса Фалейчика, который так же фигурирует в моей повести под именем Фрэнка Филипчика.
[Книга не входит в какую-либо серию]


Жанры: Фантастика, Исторический,
место действия: Земля,
характер или архетип героев: Команда Персонажей,

Книга продается на порталах платной подписки "Целлюлоза":

https://zelluloza.ru/register/24914/

И "Либстейшн":

https://libst.ru/?ref=3994

На "Прозе" планирую разместить первые восемь глав повести из расчета по одной главе в неделю.



ГЛАВА 5
ЛЕКЦИЯ

1

НИДЕРЛАНДЫ, ЛЕЙДЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2 АПРЕЛЯ 1959 ГОДА

   Чтение лекций перед студентами всегда было частью обязанностей, входив-ших в род деятельности профессора Йозефа Килпатрика. Он относился к это-му с пониманием, но всегда испытывал некоторое разочарование, когда видел перед собой эти юные и равнодушные лица своей аудитории. Он прекрасно понимал, что большая часть из них никогда не свяжет свою дальнейшую жизнь с биологией. Его ученики никогда не будут работать ни биологами, ни врачами, и это образование нужно им лишь как ступенька в начале их карье-ры. Впрочем, в их стране, ни о какой особой-то карьере мечтать и не приходи-лось. Жизнь была слишком обыденной и предсказуемой.
   Сам Йозеф Килпатрик тоже не испытывал восторга по поводу того, как складывалась его жизнь. В самом деле, ему уже почти сорок пять лет, а ни его самого, и ни его теории никто так и не смог оценить по достоинству. Ну, кем он был для своего начальства? Одним из множества ученых со странностями? Да, наверное, так и есть. Над ним смеялись, его работы вызывали неприятие и насмешки, и никто так и не пожелал вложить в его опыты денежных средств. Он стал примером неудачника.
   А ведь, на самом-то деле, в его опытах ничего бредового нет, и они совсем не так невероятны, как оно может показаться. Да только кому это нужно.

2

   Внешность Йозефа Килпатрика располагала к доверию, и вызывало симпа-тию. Это был довольно привлекательный мужчина, с русыми волосами, и та-кой же русой бородкой. Его голубые глаза смотрели добродушно, и даже ве-село. Но эта веселость была, по большей части, напускной. В их глубине таи-лась грусть и разочарование.
   Стоя на кафедре, и опершись на нее руками, он оглядывал аудиторию. Кил-патрик обычно носил серый строгий костюм с галстуком. Именно так, по его мнению, и должен выглядеть профессор, выступающий перед студентами. За его спиной на школьной доске висел плакат с изображением человеческой грудной клетки в разрезе.
   - Как известно, - говорил Килпатрик. – Организм человека, по своему строе-нию, имеет много общего со строением организма обыкновенных животных.
   Взяв в руки указку, он указал ею на плакат.
   - Вы видите, грудная клетка почти в точности такая же, как и у всех живых существ, населяющих земной шар. Сердце, легкие – все обыденно. Подобная схожесть наводит на мысль о том, что у человека и у животных были общие предки. Жизнь имеет один общий источник.
   - И какой же это источник? – спросил кто-то из студентов.
   К его удивлению доктор Килпатрик улыбнулся смущенной улыбкой.
   - Да, - проговорил он. – Какой же это источник? Казалось бы, простой во-прос, на который должен существовать такой же простой ответ. Но дело в том, что простого ответа не существует. Одни считают, что первоисточником возникновения жизни на Земле является Бог, другие же видят в этом есте-ственный процесс. И то, и другое недоказуемо. Современному образованному человеку, на первый взгляд может показаться, что вера в Бога – это признак отсталости, и эту теорию наука даже не должна рассматривать. Но ведь и вто-рая гипотеза является такой же сомнительной и недоказуемой.
   - Разве? – послышался все тот же голос из зала.
   - А вы можете предъявить такие доказательства? – напрямую спросил про-фессор, заставив тем самым смутиться незадачливого студента. – Доказатель-ства, которые невозможно будет отвергнуть? Согласно эволюции, например, следует, что человек произошел от обезьяны. Но с равным успехом можно за-явить, что и наоборот, обезьяна произошла от человека.
   В зале послышался смех.
   - Да-да, я говорю об этом совершенно серьезно. И человек, и обезьяна про-должают сосуществовать совместно многие тысячелетия, но современные обезьяны так и остаются неразумными, их интеллект ни на йоту не увеличил-ся. А ведь, казалось бы, согласно теории эволюции, должно быть совсем ина-че. Никакая дрессировка обезьян, никакая их близость к человеку не превра-щает их в гомо сапиенс.
   Килпатрик повесил на доску второй плакат, рядом с первым. На нем было изображение грудной клетки гориллы, тоже в разрезе.
   - Видите сходство?
   Дождавшись положительного ответа, профессор сказал:
   - Дело все в том, что все общее между обезьяной и человеком исчерпывает-ся только одним телесным сходством. Разум – вопрос другого плана. Но вот что самое странное, между человеком и рыбой тоже есть много общего. И да-же больше, чем это может показаться на первый взгляд.
   Ага, это вызвало настоящий интерес среди студентов. По тому, как засвер-кало недоумение в их глазах, лектор понял, что они удивлены.
   - Звучит невероятно, правда? Но не спешите с выводами.
   Килпатрик взял со стола третий плакат, и тоже повесил его на доску. На этом плакате было изображение рыбы в разрезе.
   - Итак, дорогие мои слушатели, в чем вы видите различие дыхательного ап-парата человека и рыбы?
   - Рыба дышит жабрами, - послышался девичий голос.
   - Правильно, - согласился профессор. – А какова функция жабр?
   - Жабры предназначены для того, чтобы извлекать из воды кислород.
   - Абсолютно верно. Но из этого следует, что рыбы, так же, как и человек, дышат кислородом, пусть и растворенным в воде.
   Никто с этим не спорил. Но аудитория все еще никак не могла понять, куда же клонит их преподаватель.
   - А знаете ли вы, что функции жабр могут взять на себя человеческие лег-кие?
   По залу разнесся гул удивления – стало понятно, что это был для них со-вершенно неожиданный поворот. Сей факт дал возможность Килпатрику ис-пытать мимолетное торжество.
   - Как это возможно? – спросил кто-то.
   - Как? Да очень просто. Если воду насытить достаточным количеством кис-лорода, значительно большим, чем он содержится в естественных условиях, то человек сможет дышать под водой.
   - Это невозможно, - усомнился все тот же голос.
   - Вы так считаете? А между тем ваша уверенность является глубочайшим заблуждением. Более того, если легкие человека заполнить специальным рас-твором, содержащим в себе кислород и еще кое-какие специальные вещества, то человек сможет дышать самой обыкновенной водой, извлекая из нее кис-лород, подобно рыбе.
   - Вы это серьезно?
   Килпатрик кивнул, с улыбкой на лице глядя на студентов.
   - Абсолютно серьезно.
   Необходимо было дать время аудитории, чтобы они смогли переварить услышанное. А переварить такое действительно было нелегко.
   - Но ведь человек должен будет захлебнуться, - возразил голос из зала. – Так должно быть по всем законам природы. Человек не может дышать водой.
   - Вот тут-то и заблуждение всей науки. Ваша уверенность свидетельствует только о закостенелости человеческих понятий. Все дело в том, что когда во-да попадет в легкие, наполненные раствором, она вступит с ним в реакцию, в результате которой кислород, содержащийся в воде, будет впитан легкими.
   Аудитория зашумела, чем вызвала еще большее удовлетворение профессо-ра.
   - Сколько же времени человек сможет дышать таким образом?
   - Трудно сказать, - признался Килпатрик. – Все будет зависеть от раствора и организма того или иного испытуемого. Все дело в том, что я не имел воз-можности провести опыт на практике. Так что это, пока еще, остается теорией. Правда, весьма правдоподобной.
   Он быстро взглянул на часы.
    - Что ж, на этом позвольте закончить нашу лекцию. Всего вам доброго.
   Студенты принялись с шумом расходиться, оживленно обсуждая услышан-ное.