Крукети хаус. Музей Рерихов в Калимпонге. Май 2018

Вадим Гукало
Крукети хаус. Музей  Рерихов в Индии в Калимпонге.

 Город и горный курорт Калимпонг  расположен  по дороге из Силигури в столицу Сиккима Ганток. Из Даржелинга я выехал в Калимпонг  в обычном общественном транспорте – публичном джипе. Дорога длиной более 50 километров заняла примерно три часа по извилистым склонам и горным серпантинам.  Когда  джип спускается вниз в ущелье реки Тееста, то  открываются прекрасные виды склонов ущелья и зеленых холмов. Джип прибыл на автовокзал Калимпонга - Моторстенд . Это небольшая площадь в центре города, окруженная отелями и магазинами. Центр города и фасады домов давно требуют ремонта и выглядит довольно обшарпанно. От Моторстенда я взял такси и поехал в музей Рериха - дом Крукети. Однако музей был закрыт. На воротах висел замок. Я доверился информации в интернете, приехал в субботу  к открытию музея. Оказалось, что информация в интернете устарела и не верна.
  На табличке у  входных ворот было написано время работы    музея -  среда, воскресение с 14.00 до 16.00 Я мог только заглянуть через закрытые ворота и посмотреть на симпатичный, ухоженный домик с хорошей черепичной крышей и двумя большими белыми трубами отопления и на дворик с аккуратно подстриженными кустами. Знак Знамя Мира оригинально оформлен ландшафтным дизайнером. В центре круга  были положены  три большие круглые камня красного цвета на зеленом фоне низких подстриженных кустов, искусно посаженных в виде пылающего костра, которые находились в большом круге  более высоких кустов. Свободное место внутри круга было выложено пластинами серых камней камней. Этими же пластинами была выложена дорожка, которая вела под арку из кустов и уходила внутрь дворика.  Но делать было нечего и я решил, что мне прийдется приехать сюда еще раз к открытию в воскресенье.  От дома «Крукети» я поехал в Дурпин гомпа – самый большой буддийский монастырь, который находился дальше по дороге в двух километрах от дома. Елена Ивановна Рерих жила в арендованном доме Крукети вместе со своим старшим  сыном Юрием Николаевичем Рерихом с 1949 по 1955 год. Она приобрела землю на вершине холма и завещала построить там буддийский монастырь. После ее ухода произошла кремация ее тела, а позже буддийскими монахами была построена ступа.
  Эта единственная ступа в мире, которая посвящена женщине, русской женщине. По просьбе Святослава  Рериха Алена Адамкова - бывший куратор Урусвати - дома-музея Рерихов в долине Кулу в Наггаре привезла и установила на ступе мраморную плиту с надписью: «URUSVATI Елена Ивановна Рерих Helena Roerich 12.2.1879 – 1955.4.10 » Белоснежная ступа  находилась в идеальном состоянии. Вокруг ступы располагается небольшой и уютный садик. В садике было много кустов роз, красивых цветов, зелени.
  Небольшая  калитка в сад была закрыта, и мне пришлось через нее перешагнуть. Там есть скамейки, на которых можно присесть. Я помолился за Елену Ивановну Рерих. Со временем   прогрессивное человечество оценит  её вклад в сокровищницу философской мысли, оценит  нравственный подвиг её служения людям во имя светлого будущего, подвиг  передачи знания с любовью к людям со смирением и терпением, оценит её книги,  многочисленные письма без которых невозможно понять книги Учения Живая Этика или Агни Йога. Это Учение дало  новый импульс развития и вывело сознание человечества на новую ступень  эволюции.
    Елена Рерих стала  ведущей религиозной и философской мысли для меня и для многих людей в поиске Истины. Учение Живая Этика и дневники Елены Рерих стали для людей источником откровений в вечном поиске истины.
«Новые истины являются врагами старых заблуждений» - сказал Гете. Эта утверждение великого немецкого писателя и философа будет актуально всегда. Пользуясь авторитетом церкви, сторонники старых религиозных стереотипов, догм и заблуждений, борются с  инакомыслием и стараются всячески очернить имя Рерих, внедрить клевету в массовое сознание, приклеить к новому знанию темный антихристианский ярлык. Развитие культуры, искусства,  науки, и ход эволюции философского и  религиозного сознания  невозможно остановить никакими  запретами, замалчиванием и ложью.    « Истина говорит сама за себя» - писала Е.И. Рерих. Она сама так жила и призывала своих учеников: " Кто готов на подвиг? Истинно, ценно и ведет к цели лишь ПОЛНАЯ отдача самого себя".
Имя Елены Рерих вписано золотыми буквами среди имен философов и подвижников Общего блага. Она утверждала, что универсальная формула общения между народами - это Культура духа на фундаменте истинных ценностей - Любовь, Красота и Действие.
   Время все расставляет всё по своим местам. Время переоценки материальных ценностей наступит в эпоху Водолея. В приоритете будет духовность, гуманность, искусство и культура. Многие религиозные деятели не могут это принять, ибо не стремятся к Знанию и часто не обладают самостоятельным и глубоким мышлением.   Известные  ученые,  культурные и общественные деятели,  люди, обладающие свободным и независимым мышлением,  дают самую высокую оценку  самоотверженным философским трудам Е.И.Рерих. Приведу несколько высказываний.
« Её философско-этические труды имеют большое значение для развития науки и культуры современного общества» - А.С.Дзасохов председатель Комиссии Света Федерации по культуре, заместитель председателя Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
 
« Недостаточна оценена в литературе, выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. Её публикации, особенно ее письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из её мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего» - А.Л. Яншин президент Российской Экологической Академии, академик РАН.

« И в новой науке, и в Живой Этике роль Елены Ивановны была ведущей. Приходится только удивляться ее научным знаниям, ее научному мышлению и пониманию основных проблем современной науки»  - Л.В.Шапошникова академик РАЕН и РАКЦ, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха.

« Всей своей многогранной деятельностью Е.И.Рерих стремилась направлять человечество к широкому мировоззрению, освобождаясь от суеверий и предрассудков и утверждать истинное знание как путь эволюции. И сегодня особенно важно донести до сознания людей раскрытие в ее трудах истины о новом космическом этапе эволюции человечества» - В.Г. Извеков директор музея Истории города Ярославля.

 Я поклонился в Калимпонге великой русской женщине Елене  Рерих.  На следующий день мне вновь пришлось проделать трехчасовой переезд из Даржелинга в Калимпонг. Было много свободного времени , и я вновь посетил красивую буддийскую гомпу и ступу Е.И. Рерих
Ровно в 14.00 я был  у входа во двор дома «Крукети» и встретил там машину, из которой вышла уже немолодая, но очень приятная женщина европейской внешности. Мы познакомились, говорили на английском языке. Дом «Крукети» принадлежит итальянскому рериховскому обществу. Итальянка Фелиция живет в Даржелинге, а когда ее нет здесь, то  одна индийская женщина, которая живет здесь рядом по соседству и приглядывает за домом.  С 2005 года  Фелиция работает и ведет экскурсии. Она провела меня по дому, но фотографировать запретила. Внутри дом «Крукети» очень хорошо сохранился. До Рерихов там жил шотландский архитектор-меценат, который в Калимпонге открыл школу для бедных детей.
 Когда в 1948 году стало ясно, что Советский Союз отказал Рерихам во въездной визе, то Е.И.Рерих имела проблемы с сердечным ритмом и решила вместе со старшим сыном Юрием поселиться в мягком горном климате и поближе к Гималаям с видом на священную Канченджангу - обитель богов. Рерихи приехали в Калимпонг и взяли дом Крукети в аренду в 1949 году. В этом доме также жили их спутники сестры Людмила и Ираида Богдановы, сюда приезжали Святослав Рерих и Девика  Рани, а также   разные гости из Америки и Европы. Внутренняя обстановка дома хороша сохранилась. Интересно, что окна, розетки, электропроводка и камин остались без изменений и исправно работают  до сих пор. Фелиция при мне открыла пару окон и включала свет, когда вела по дому. На стенах дома висят много известных фотографий и репродукций картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рериха, которые были присланы из рериховского общества в Самаре.  Сохранилось фото Е.И. Рерих сделанное Ю.Н.Рерихом в доме «Крукети». На фото сделанное со спины Елена Ивановна сидит за столом кабинета и работает, что-то пишет. В комнату для медитаций Елены Ивановны Фелиция  меня не пустила. Там я запомнил стояло кресло и на столике лежал огромный кристалл кварца – подарок из Бразилии.
      Фелиция рассказала, что сюда в Калимпонг часто приезжают туристы из России. Также приезжали три года  подряд две женщины из Сочи, каждый раз они дарили очень удачные,  сделанные вручную и с большой любовью  вышитые батиком копии картин Н.К. Рериха : « Мадонна Орифламма», « Весть Шамбалы», «Приказ Учителя». Сейчас эти прекрасные копии украшают музей Рерихов в разных комнатах. Один художник из Украины подарил музею свою картину – красивый вид Гималаев. Немногие русские люди способны   на такие   подарки, сделанные своими руками с душой. Такие подарки дорогого стоят, конечно,  не в материальном, а в духовном смысле... а вот иностранные туристы ничего не подарили музею.
Открылась дверь,  в музей вошла новая посетительница – богатая, но больная женщина из Швейцарии, в сопровождении двух телохранителей- охранников. Мне пришлось попрощаться с Фелицией и поторопиться к выходу, чтобы не опоздать на джип. В 14.30 я покинул дом «Крукети» и еле успел к отъезду последнего джипа  в 15.00. Мне повезло вдвойне. Там как раз оставалось только одно свободное место.

Пишет ее ученица из Америки Кэтрин Кэмел: «О чем бы Вы хотели поговорить со мной?» — такими словами Е.И. встречала меня, а я спрашивала: «Дорогая Елена Ивановна, могли бы Вы сказать мне, какие главные необходимые качества должен иметь настоящий ученик?» И вот что она мне ответила:

«Способность к радости, которую мы переживаем при первом подходе к Учению, есть истинная мера нашей готовности впитывать Учение Света. Храните эту радость и признательность всю свою жизнь, потому что это — самый скорый путь к расширению сознания, который и есть конечная цель Учения.
Я очень прошу Вас всегда применять, когда Вы читаете книги Учения, всё, о чём говорится в них прежде всего к себе. Так много людей читают Учение, думая, что многое, о чём там говорится, предназначено для кого-нибудь ещё и отвергают именно то, что главным образом обращено к ним, так до бесконечности удлиняя своё восхождение. А вот истинный ученик будет применять всё для себя. Истинно, кто же может утверждать, что он не имеет тех или иных хороших или дурных качеств и свойств, хотя бы даже в самом зачаточном состоянии? Применяя к себе всё то, что сказано в Учении, мы таким образом проникнем в свою собственную сущность и найдём в самих себе то многое, что может показаться нам совершенно неожиданным. Эти непредвиденные открытия вместе с твёрдой решимостью духа устремлять себя к самосовершенствованию посредством Учения, очень помогут.
Совершенно необходимо также знать, что от ученика требуется полное доверие, даже и в тех случаях, когда ему что-то неясно в данный момент. С дальнейшим расширением сознания то многое, что кажется иногда даже противоречивым, осуществится. Моя любимая формула: «Вера до самого конца». Примите её, ибо это кратчайший путь. Не изменяя этой формуле, Вы обретёте много радости».

Закончить эту статью хочется прекрасными, живыми словами  Святослава Николаевича Рериха о своей матушке:

« Её жизнь на Гималаях была наполнена ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня, даже многие часы ночи посвящались этому внутреннему деланию. Трудно себе представить то напряжение, которая требовала эта работа. Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим  примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».
Елена Рерих внесла огромный вклад в сокровищницу человеческой мысли. Она является Ведущей  и как  Данко призывает нас: "Вперед!" быть как она в авангарде философской, духовной и религиозной мысли и опыта прогрессивного человечества.