Капитан на мели

Альберт Шаров 2
           Таллинское мореходное училище Минморфлота СССР Ширков закончил в 1958-м году.А именно в этом году в училище в один год и почти в одно время было произведено два выпуска судоводителей.Училище было средним и раньше принимали с семилеткой,а, с 1955-го года начали принимать только с десятилеткой.И вот в 1958-м году сошлись на последних курсах два потока и выпуск курсантов получился двойной,сначала с семилеткой,которые и заняли почти все рабочие места,а затем с десятилеткой,которым рабочих мест уже не было.Здесь же оказался в неудачниках и Ширков,который поступал после десятилетки,с подмосковья. Лишних судоводителей руководство решило как то списать и перебросило их в рыбную промышленность.Это была тяжелейшая трагедия или вообще катастрофа жизни для многих таких или для большинства вообще.

           Учились для работы на судах превосходных ММФ,а это судовождение по морским путям,перевозка грузов и пассажиров,иностранные порты,английский язык и вообще международное мореплавание.Морские суда,условия работы и жизни для белого человека.

          Вместо этого списали таких за ненадобностью со страниц прекрасной романтической жизни и выбросили в неразбериху рыбной промышленности,  как в мусорный ящик. Конечно,были нарушены все принципы социализма и коммунизма, но об этом никто и не думал. Нужна была рыба и всё.

          Рыбная промышленность совсем другая сфера деятельности на море.Главная задача это добыча рыбы,которая включает соответствующее образование,очень большой опыт и навык работы,специальную подготовку,постоянную опасность для жизни, и много других негативных факторов. Очень малые суда, тяжелейшая и опасная работа на палубе, где человек может быть смыт за борт любой шальной волной и не только. Конечно, должен был быть отбор наиболее физически сильных и крепких моряков на рыболовный траулер, но этого никто не делал. Одно дело, когда моряк окончил мореходку РП, рыбной промышленности, проходил там практику в море и был в курсе. А совсем другое, когда моряк и не мечтал сюда попасть. Он не имеет понятия, что и как, но его туда загнали. Очень опасная работа на скользкой палубе, под ударами волн, которые постоянно или почти всегда заходят или врываются на палубу в связи с малой высотой борта судна. Для третьего штурмана, которого всегда выгоняют с рубки на палубу помогать выбирать сети, часами и больше, именно это. На таком судне даже стоять на палубе или обедать в салоне надо уметь. А то суп будет вылит на одежду ударом волны и креном судна.И ещё зверская ,трудно- переносимая качка и она же- мучительная морская болезнь.Зависит от величины судна и характеристик человека.

         Сам Ширков всегда считал, что это у него, конечно, временно и ждал момента, когда появится возможность перейти на грузовые или транспортные суда. Пока приходилось пережидать здесь и,стиснув зубы и не только, пахать, осваивать,изучать, набирать опыт в добыче рыбы.

         Целый ряд выпускников,особенно со слабыми физическими качествами, не нашли мужества,чтобы,хоть раз выйти в море на рыболовном.Но не только такие,а вообще.Также и хорошо развитые физически.Кому захочется выйти в море,в сплошные волны на галерах,без берега по полгода,после великолепных и уже сказочных теплоходов ММФ. Ошивались по всякому на берегу,где условий тоже не было в РП.Не было даже захудалой гостиницы,чтобы переночевать.Таллинский ЭСТРЫБПРОМ был самым худшим вариантом.Другими словами РП было дерьмом в дерьме.А вот в пароходстве ММФ было все,что нужно,и на высшем уровне комфорта,качества и других форм высшей цивилизации. Но туда было уже не попасть, из рыбпром обратно в ММФ уже не брали.
В Таллине тогда были две мореходки; самая престижня - это Минморфлота, куда все и рвались сначала. А ещё был рыбный техникум, похожий на мореходку и Пянусская школа матросов. В этой школе были ещё ускоренные курсы штурманов именно для малых рыболовных судов. Так что лишних штурманов было достаточно.

        Те ребята,которых так кинули,были полностью разочарованы,в жизни,по одному или как,уехали отсюда и где-то пристроились,кто где и кто как.В общем-то они поступили правильно.Здесь не было и ,никогда уже,не могло быть счастья.Тем более,что так оно и было.Остались только те,в которых ещё жила какая-то надежда,но уверенности уже не было.

          Ширкову много раз приходилось ночевать на вокзалах,на скамейках в парке или ещё где,как бомжи или им подобные.Но выйти в рейс в океан на очень малом судне было тоже мало счастья.Таких бедолаг нагнали больше чем надо,они были здесь совершенно не нужны,без рыболовного образования,практики и всего другого,что нужно.Одим словом каторга.
            
           И вот за такое рабочее место,штурманом,а то и матросом,приходилось,бороться,сражаться и молить Бога.Самое справедливое и правильное социалистическое государство,плевало на терпящих бедствие грамотных,умных,до дикости положительных выпускников престижного училица ММФ и навсегда списало их со своих счетов.

           И это ещё не всё.Ребята,которые поступали в мореходку РП с семилеткой,окончили её через четыре года.Ширков был тогда на первом курсе училища.А,когда он закончил ТМУ в 1958-м году,то ребята с семилеткой были уже опытными штурманами,вторыми,старпомами и некоторые подошли уже в капитаны.
Каждый прощел свой трудный путь матросом, третьим, вторым и далее старпомом и в капитаны. В тот момент была группа высокоодарённых моряков, которые стали способными и полноценными капитанами СРТ в возрасте 24 - 25 лет.

           Появились молодые или сверхмолодые капитаны в возрасте Ширкова.Эти капитаны очень часто имели завышенное самомнение и пацанство выпирало из них так,что негатива оказывалось много больше и возникал различный перекос взаимоотношений и работы.

            Ширков иногда стоял в вестибюле конторы и видел такого молодого,ослепительно сияющего капитана,который имел всё,был героем,знаменосцем или полу-Богом.Они вовремя вошли в струю рыболовной обстановки,когда рыбные косяки или стада были нетронуты и были на огромной площади.Планы добычи были ещё приемлемы,но это только пока.Выполнение плана на 150- 200% было сравнительно без проблем.И достаточно минимум теории и практики.

           Отставание Ширкова в карьере РП было катастрофически смертельным и математически безнадёжным.Может быть,хоть матросом выйти в рейс,но довольно щуплый и легковесный Ширков не имел для этого достаточно физических сил.Вот в пароходстве он ходил и мог бы ходить матросом,какое-то время,пока кадры рассосуться,но туда из РП не берут и не возьмут никогда.Потому что тот побывал в РП,а оттуда, категорически, не брали обратно ни в каком случае.Это уже знали все.Можно было и не соваться.

           Пароходское начальство уже тогда знали,что рыбацкие штурмана и капитаны имеют большой пробел в навигации и других основных дисциплинах мореходства и в пароходство всем таким путь был закрыт.Кроме того в ЭМП и РП большая разница в подходах,критериях и характере работы.В ММФ- классическое мореплавание,предусматривало выполнение всех нормативных документов,всей технологии мореходства и всего остального,как закон.Плана добычи там нет,только служебная и производственная дисциплина.


            В РП условия работы,на два-три порядка тяжелее,особенно план добычи рыбы и всё остальное не могли быть согласованы с требованиями руководящих документов.Пути рыбы неисповедимы и она не подчиняется плану.Руководство СССР все проблемы переложило на плечи рыбацких капитанов.Для выполнения планов были необходимы нечеловеческие нагрузки на экипажи и обход или нарушение всего того,что мешает.Естественно в РП капитан уже испорчен и не годится в ММФ.

             Но вот, почти неожиданно, кадровик дал направление на СРТ-4589 третьим штурманом или третьим помощником капитана.На переходе,что то четверо суток,третий был штурманом,как и положено.Но в море на промысле он использовался,как дополнительный матрос на палубе при выборке сетей.Исключительно тяжелая и трудоемкая работа.Да ещё зверская изнурительная качка.

             СРТ-4589,судно почти новое,пришло с рейса с хорошим планом и хорошими деньгами.Капитан средних цветущих лет, грубоватый,но очень сильный рыбак и практик этого дела Лавренюк Антон Филиппович.               

             Работа в общем,как рабы на галерах,но деваться некуда.Ширков перетерпел все и за рейс освоил практически основы этого дела.Примерно в середине рейса его перевели на должность второго штурмана,потому что по болезни ушел в порт старпом.

             Ширков освоил обязанности второго штурмана и пришел в порт почти полноценным вторым штурманом.Капитан оценил способности и умения осваивать рыболовное дело,да и освоено было много,подписал характеристику уже на второго штурмана.Но главным здесь было то,что капитан увидел и по достоинству оценил очень высокую общую мореходную подготовку ММФ,которая в разы превышала РП.

             План выполнили с трудом и деньги были средними,или ещё меньше,но они были.Валюту тогда рыбаки не получали.Ширков купил мотоцикл К-125 и со своим новым другом провел отпуск и кое как восстановил силы.Остальные деньги отдал своей матери,учительнице в селе Великий Двор.

             После отпуска Ширков вернулся в Таллинн и кадровик направил его на СРТР-9097.Это было новейшее суперсовременное судно последнего поколения,потрясающей красоты,комфорта и всего остального.Превосходная немецкая работа и мечта любого моряка.По сравнению с СРТ- 4589,это,как день и ночь.

              Но направление было временным,всего на несколько дней пока.Максимум на неделю работы ,стоять вахту.Кадровик объяснил и предупредил,что в рейс Ширков не пойдет,потому что на это судно уже назначен другой второй штурман,который прибудет из отпуска через несколько дней.Ну раз так,значит так.Кадровик - хозяин ситуации и положения.И это решение капитана судна,который берёт в рейс своего штурмана.Все члены экипажа назначаются только с согласия капитана судна.

              На следующий день на СРТР прибыл рейсовый капитан Горцев.Капитан очень известный,авторитетный.опытный и все другие характеристики в этом ключе.По главному критерию,лов или добыча рыбы- один из сильнейших.Очень молодой,примерно в возрасте Ширкова или,может быть,на год старше.Очень представительный,уверенный и энергичный.

             Ширков точно не знает,какую мореходку тот закончил.Но,скорее всего РП после семилетки.Были ещё очень молодые капитаны,которых выдвигала контора и партком.Такой возглавлял комсомольско-молодежный экипаж со знамёнами и орденами.Практически,по тем временам такие капитаны,в большинстве своём,энтузиасты,работали очень эффективно,но не всегда грамотно,как выпускники Минморфлота.

            Во всяком случае вот он такой уже знаменитый капитан,а Ширков всего навсего сомнительный второй штурман.Он,вроде как,поздоровался,но капитан,видимо занятый своими мыслями,Ширкова вообще не заметил и ничего не ответил,продолжал идти,как шёл.Ширков не ключевой специалист и в рейс здесь не пойдёт. Он или пустое место, разницы нет никакой.
            А дел на отходе рыболовного судна полно,тысячи вопросов.
          
            Судно производит дооборудование,установку фальшпалубы,загородок для рыбы,сварочные работы и прочие моменты по указаниям ключевых судовых специалистов,тралмастера и рыбмастера.По машине свои проблемы.Капитан смотрит за всем.Экипаж,с последнего СРТ,весь свой, ещё не весь на борту,но подходит из отпусков.

               На следующий день новенький СРТР вышел на Таллинский рейд, на ходовые испытания,определение девиации магнитных компасов,радиодевиации и всего остального.
               Судно превосходное,рулевая рубка просторна,почти круговой обзор,самые современные немецкие и отечественные навигационные приборы и устройства.

                Таллинский рейд сказочно красив,вся геометрия и география бесподобны и подчеркнуты загадочной линией горизонта.На Таллинском рейде располагались полигоны мерной мили,три линии створов,места для определения девиации и радиодевиации.Все идеально по удобству такой работы и точности.
               
                С мостика чарующий вид на средневековый старый
Таллинн,Прекрасная,как по заказу погода и красавец СРТР  9097 легко и изящно резал водную гладь..Мимолетный осколок счастья для всех,кто стоял в рубке.

                Кроме капитана и рулевого портовые специалисты,девиаторы и другие.Лица светились радугами удовольствия и счастья.
                Ширков отлично изучил Таллинский рейд и как вахтенный штурман,выполнял свои навигационные обязанности,которые тоже знал отлично.Вся обстановка и окружающее пространство излучали блеск совершенства и щедро утверждали всё лучшее ,что было на таком судне.
                Ширков работал на мостике вахтенным штурманом спокойно,легко и с удовольствием.Это было великолепное судовождение по створам и не менее великолепному Таллинскому рейду.Глаза его тоже  светились и это вдруг заметил капитан.

                «Вы на этом судне в рейс не пойдёте!
                Сюда придёт другой второй штурман!»

Как-то холодно и отчуждённо произнёс капитан

               Глаза Ширкова,конечно,погасли и он сразу не мог понять,зачем это было сказано, если это все изначально было известно и решено.Ну,капитан есть капитан,конечно.Ему виднее,что говорить.

                Но это сказано на ходовой вахте,судно на полном ходу и второй штурман в этот момент выполняет свои обязанности согласно Устава службы.

                Любое слово капитана на ходовом мостике,когда судно на ходу,это приказ,распоряжение или замечание ,или что-то в этом роде.Здесь не было ни того и ни другого. В том формате и нюансе, как было сказано, капитан просто выразил свою личную неприязнь и антипатию или что-то в этом ключе.

                Несколько позже,да и сейчас Ширков помнит этот момент.Между слов ему почудилось ,что капитан хотел сказать,чтобы Ширков и не мечтал выйти в море на таком судне и с таким капитаном.Даже много хуже.Он сказал это так,чтобы Ширков понял,что такому,как он, вообще и в принципе,не место на таком великолепном судне.Тем более,что так оно и было.
               В общем-то это был рыбацкий капитан и он смотрел на малогабаритного и физически слабоватого Ширкова с позиции рыболовного труда на палубе.Второй штурман тоже,при наличии рыбы в сетях,посылается на палубу в качестве дополнительного матроса.Поэтому Горцев,как рыбацкий капитан,возможно был по своему прав.Ему нужно выполнять план,нужны сильные рыбаки на палубе.А,что до легковатого Ширкова,то это его проблемы.
------------------------------------

               Ширков поступал,учился и заканчивал мореходку ММФ,которая во всех аспектах опережала РП на порядок или больше.Там объективно учились отборные ,элитные курсанты,т.е лучшие из лучших,которые это заслужили и так себя проявили.

              Само здание училища,одно из лучших или самое лучшее в центоре города,бывшее коммерческой училище западного мира,по специальному проекту построено и подготовлено,как,почти идеальное, учебное заведение.Архитектура,красота и качество Еврокласса тех времён и на далёкое будущее.Выпускники училища полностью выражали этот престиж и были на уровне всего этого великолепия и,конечно, по морской специальности,перспективе и всему остальному на порядок превосходили каких-то рыбаков из мореходки РП.

                Сама мореходка РП располагалась в почти занюханом здании невзрачной хрущёвки.Как-то выходило,что курсанты мореходок почти не общались друг с другом.Естественно,что РП завидовали ММФ и было желание,как то это отметить.И вот в такой обстановке появилась возможность дать сдачи вот этим счастливчикам,которых выкинули из сказки на мусорный пустырь безо всякой перспективы на будущее.Теперь музыку заказывают только выпускники РП.а ММФ есть никто и ничто.             

                А,может быть,капитан решил просто почувствовать и показать лишний раз своё Я.Конечно,капитан есть полноценный и полновластный Кто, с большой буквы.А Ширков есть никто и ничто.Да так оно и было.

               Это был первый и последний случай,когда именитый капитан Горцев обратил своё внимание на Ширкова и двумя фразами разговаривал с ним.Ширков почувствовал много негатива и почти пренебрежения,если не сказать покруче.
Можно представить,что тот про себя это сказал и дал понять,чтобы Ширкова нигде и никогда около Горцева не было.Это всё было понятно и ясно без слов.
----------------------------

               Второй штурман,один из сильнейших на флоте в навигации,ничего не ответил,а только пожал плечами.Он и сам не собирался что-то говорить об этом.Пойдёт туда,куда пошлет кадровик и,как распорядится судьба.

               Было просто недоумение,зачем все это было сказано,если и так все решено и все ясно.Слово капитана- это очень серьезно,тем более на ходу судна и вахтенному штурману при исполнении им своих обязанностей.Скорее всего капитан просто выплеснул на штурмана свою неприязнь,ему стало легче и он сразу забыл об этом.

               В общем-то с этим судном в этом моменте выхода на рейд и на ходовых,ничего не случилось и не произошло.Оно возвратилось в порт,блистая свежей эмалью и великолепным контуром, таким же сиятельным,новым и во всех отношениях в полном порядке.Но не всё так просто.

                После этого случая Ширков и Горцев никогда не разговаривали друг с другом,и,если проходили близко,то не здоровались никогда.
           Ширков просто спиной чувствовал,что тот не ответит на приветствие.Это,как одно пустое место проходит мимо другого пустого места.Но так обозначил Горцев и это так ему было удобно, нужно  или совсем не нужно.Потом это как-то забылось.Специально не встречались,а случайно тоже не встречались.Как то каждый сам по себе.Хотя работали в одной конторе ЭСТРЫБПРОМ более 20 лет. При всем этом Ширков не обиделся и не имел претензий,поскольку было ясно,что капитан полностью использует свои права капитана и всегда составляет список команды на следующий рейс.Особенно штурманов и тралмастеров,которые уже хорошо себя зарекомендовали,и это большой или главный момент успеха.Конечно,штурман с мореходки РП более предпочтителен,чем с ММФ.Главное,нужно добывать рыбу,причём большую рыбу,так сказать,тонны,сотни и тысячи тонн.А это ох,как непросто.Это обычная практика деловых и опытных капитанов,которые отлично знают свои права и обязанности.А этот Ширков,как никто и ничто,вообще случайная фигура в РП.Из ММФ его выбросили,как лишнего,а здесь он никто и ничто.Его можно пнуть,как бездомную собаку и это в порядке вещей.И он даже вякнуть не может.

               Почти сразу после СРТР- 9097 Ширков попал вторым штурманом на СРТР-9027»АТЛА» к капитану Алексею Нарышкину.Судно не такое новое,но и не так старое и такого же типа.Можно сказать почти такое же.Капитан тоже такой же молодой и по лову рыбы ничуть не уступал Горцеву,тоже с РП.А по характеру  совсем другой,взаимоотношения доверительные и дружеские.Поэтому особых треволнений Горцев Ширкову не доставил,но тот случай запомнился,как какое-то недоразумение и лучше к тому человеку не подходить. Ширков инстинктивно и сам не хотел бы попасть к Горцеву в команду.Тот это именно так и обозначил,просто категорически.

             Суда вышли в море почти одновременно с разницей в одни сутки.Переход был,по времени порядка двух недель,через весь Атлантический океан, в район БНБ- Большая Ньюфаундлендская банка на лов окуня,трески и палтуса.После работы на СРТ здесь было нормально и даже много лучше.Прекрасное комфортабельное судно с хорошими мореходными характеристиками.

               Промысловый район БНБ сложный,льды,айсберги и тропические циклоны.Но очень богат рыбными стадами и скоплениями косяков,поэтому все суда с планом справились.

                Однако в конце рейса на СРТР-9097,штурман или капитан ,допустили какую-то ошибку и там лопасти винта загрохотали по стальной траловой доске.Лопасти ВРШ были повреждены,отвалились и СРТР потерял способность движения.По морской терминологии это была авария,которая выражалась в потере мореходности и больших коммерческих убытках.

                Пару суток он беспомощно болтался в волнах,как пустая бутылка.Затам  пришлось брать его на буксир и тащить через всю Атлантику,Северное мое,Балтийские проливы и Балтику,в порпт Таллинн.

                Буксировочная операция была сложной и трудоёмкой.Специальных буксирных тросов и устройств не было.Вместо этого применялся стальной трос с траловой лебёдки,который называется ваер и при помощи его на промысле буксируется трал.Этот трос несколько раз рвался на волне и зыби океана.Приходилось ловить беспомощный СРТР,заводить буксир и снова буксировать.

              Кроме того СРТ или СРТР изначально,конструктивно очень рыскливое судно и  оно очень плохо лежит на прямом курсе.Это в  связи с тем,что в конструкцию заложена высокая поворотливость для маневрирования с орудиями лова.Поэтому при буксировке СРТР всё время дёргался,то вправо,то влево.Он сбивал с курса буксировщик,где был Ширков,а то и обрывал буксирный трос.

               Это очень затрудняло судовождение,расхождение с другими судами,айсбергами,льдами,навигационными знаками,плавмаяками и  особенно при движении по установленным полосам движения в проливах.

              Сама штурманская вахта,когда судно с буксиром,усложняется на порядок или больше.Увеличивалось время перехода.Много работы палубной команде и всему экипажу.Дполнительной оплаты за это не было,поскольку оба судна,буксировщих и аварийный СРТР были из одной конторы.

              Когда Ширков смотрел ,как у него за кормой, безо всякого приличия,болтается это безобразие,то само собой,спонтанно нарисовалась фактическая характерисика капитана на том беспомощном судне.

             Эта характеристика совсем не была похожа на ту,которую слышал изначально,когда судно стояло ещё у причала в порту.Все было новенькое,самое лучшее на тот момент,современное,только что с судоверфи ГДР, будто специально для такого капитана и его отборной команды.Капитан был самый знаменитый,самый звёздный и ещё побольше.

              Но таков траловый флот.Это реальная РП,а не сияющий романтикой и всем остальным великолепный Минморфлот.             
             
            Каким образом Горцев сломал новенькое современное судно в обычных простых условиях,Ширков не знает.Такие случаи бывали на промысле,но очень редко.Причём Ширков не помнит и не знает,чтобы подобный случай был когда-либо на суперновом СРТР,который только что с судоверфи из ГДР.В глазах Ширкова этот момент нарисовал жирный штрих на весь престиж изщвестного капитана аварийного траулера СРТР-9097.

               Действительно на СРТР-9097 был самый именитый капитан,отборный экипаж,опытные штурмана и все с мореходки РП.Это их хлеб,воздух,стихия и весь смысл жизни.Как можно было так маневрировать,на уровне,скажем детского сада ,проявить такую неграмотность и полную бездарность.В общем такое бывает,когда небрежность,кое как или чесал в носу или жо.

              Да он с мореходки РП и видимо после школы-семилетки.Очень молодой ещё.Ему,может быть,ещё в детсад ходить и на горшке сидеть,а он уже капитан,да ещё какой.

              Вот почему в средние мореходки начали принимать только с десятилеткой.Потому что очень молодые сопляки ещё сопляки,им надо подрасти,чтобы ставить капитанами.Видимо так.

             А так,в результате потеря движения и мореходности судна.Запредельно большие потери времени и затраты на восстановление и ремонт.В общем авария.Постоянная опасность для экипажа.При сильном шторме ,лагом к волне и без движения,такое судно может не выдержать и перевенуться.Вся надежда на буксирный трос и работу буксировщика,его капитана,экипаж и гавного двигателя.

            Сам Ширков промысловое маневрирование не изучал в мореходке ММФ,там  этого нет. Но ,имея высокую общую морскую подготовку, практически изучил и освоил эти нюансы.Никогда,в прошлом,настоящем и будущем,не допустил ничего подобного.

            Приятного для СРТР- 9097 было мало.Вахта с судном на буксире изматывала и без того уставших штурманов.Но наконец дотащили бедолагу в порт Таллинн.

            На Таллинском рейде,у ворот главного порта отдали буксирный ваер,который, деловито и быстро, намотала на свой барабан траловая длебедка аварийного судна.СРТР 9097 был взят двумя буксирами и его начали заводить в порт.

             СРТР,на котором пришел Ширков,освободившись от буксира,зашел в порт в полном порядке и ошвартовался у третьего причала.

             Примерно через полчаса буксиры ошвартовали,здесь же почти вплотную по корме,аварийный и не имеющий хода СРТР- 9097 «Лехтма».

              Этот траулер за время перехода был заново покрашен свежей краской,а на лобовой части рубки метровыми буквами,ярко красным на белом фоне,красовалась надпись:
             Э К И П А Ж   К О М М У Н И С Т И Ч Е С К О Г О   Т Р УД А!
                          Реклама и потрясающий момент,как пыль в глаза всем смотрящим на это дело зевакам,официальным лицам и особенно инспекторам,различного рода начальникам и всему высшему руководству.

             Это как-то не вязалось со всей логикой предыдущих событий,настоящим фактическим моментом и вызывало различные впечатления.

              Суперновое судно,последнего современного поколения,технически лучшее из лучших,было выведено из строя или эксплуатации.В общем авария по причине небрежности,ротозейства и полной несостоятельности капитана.Авария с потерей мореходности,документов на право плавания и все в этом ключе.

           Винт ВРШ в СССР не изготовлялся.Необходимо заказывать в ГДР,доставлять в Таллинн и ставить судно в док на ремонт.Огромные технические,коммерческие,производственные,частные и общие убытки,которые не сможет покрыть никакой блистательный лов рыбы именитым и авторитетным капитаном.

            Конечно,в таких случаях ожидается расследование,всякие приказы и наказание,административное или даже судебное.Могул лишить премии,рейсовой или годовой.Это все,как посмотрит контора.

            Но,когда инспекция и комиссия пытались собраться с мыслями,то  згляд инспектора натыкался на метровые буквы на лобовой рубке.

            Э К И П А Ж  К О М М У Н И С Т И Ч Е С К О Г О  Т Р У Д А!

           Когда инспектор хотел что-то вякнуть,то его взгляд останавливал этот потрясающий лозунг, на который замахнуться было не очень удобно.

           Конечно аварию совершил капитан или вахтенный штурман,все равно под руководством капитана. Так и так капитан.

           А капитан очень умело спрятался за эту вывеску,потому что был изобретателен и вообще мастак.

          «Да он только что больше двух недель болтался у меня за кормой,как хромая утка, « - мысленно резюмировал сам себе Ширков и больше об этом не вспоминал.


            
          1974-й год запомнился Ширкову,как яркий расцвет промышленного рыболовства СССР и ,конечно, главной его составляющей,в которой находился океанский тралфлот этого огромного и впечатляющего государства.

           Этот расцвет начался ,где то с 1960-го года ,почти с момента прихода Ширкова в РП из МФ СССР.Этот расцвет продолжплся и будто имел намерение продолжаться непрерывно в будущем.Тем более,что так оно и было.Во всяком случае,так казалось.

          Главным показателем всего этого было то,что на флот начали поступать новые современные траулеры,невиданной геометрии,мощи и комфорта.Одним из таких сказочных красавцев был супер- траулер "СААДЬЯРВ".

           Новых больших траулеров пока было мало,но они быстро строились на превосходных  верфях ГДР и стабильно пополняли флот.Основную массу и промысловую нагрузку несли пока серийные БМРТ- большой морозильный траулер.Суда тоже достаточно хорошие,но они уже устарели по всем моментам.На таких вот и работал КДП Ширков.

           Где-то весной 1974-го года ,ранним утром,воскресенье,порт Таллинн был окутан густым белым туманом.Этот туман был каким-то необычным,нес в себе какую-то тайну,которой не было видно или просто это так казалось.За окном автобуса внезапно открывались и пропадали готические шпили и крыши,средневековые и современные окна,в мерцании уличных фонарей.На конечной остановке,полностью забитый людьми,линейный автобус остановился и быстро опустел.Четырех--этажное здание конторы Эстрыбпром почти не было видно и с трудом угадывалось по освещённым окнам и далее весь порт был окутан белым,как вата,странным туманом.А туман для моряка всегда представляет опасность.Отсутствие видимости порождает какую-то неуверенность,заставляет вспоминать всевозможные приметы,искать варианты и подстраховку,и так далее.

          Капитан- директор Ширков только что принял БМРТ-441 «Эдуард Сырмус».Это обычный серийный БМРТ-большой морозильный рыболовный траулер.Далеко не новый,но он доведен до полной кондиции,после малого капитального ремонта с завода.Это безусловно была большая удача или ,в общем, подарок главного капитанга флота Эстрыбпром Клочко Игоря Александровича.А он однокурсник по пятому курсу заочно КТИРПИХ.Кадровик сначала хотел кинуть Ширкова на изношенный БМРТ-384,но вот вмешался Клочко.Ширков молча,в глубине души,оценил подарок.Судно действительно было в полном порядке, и после такого ремонта,просто красота.Хотя,конечно,этот БМРТ далеко отставал от современных.

          БМРТ-441 стоял у причала ТМРП и был готов к отходу на 99% или выше.Подготовить БМРТ к отходу не так просто,там тысячи вопросов и ещё больше мелочей.Рейс БМРТ экспедиционнный,нужно все иметь ввиду и предусмотреть.Судно идет не просто в рейс,а на промышленную добычу рыбы.На плечах капитана тяжелейший государственный план.Кто лично не нёс такую нагрузку,никогда не поймет,что это такое.Вот именно этим капитан рыболовного траулера отличается ото всех других капитанов всех других судов.Кроме того или ещё важнее,зарплата экипажа и весь смысл выхода в море.План нужно перевыполнить обязательно,желательно на 110%.

          Ещё вчера вечером Ширков принял решение выйти в море сегодня,воскресенье.Рейсовое задание уже пошло и судно в графике.Да и контора будет гнать по всем моментам.Следующий день понедельник,а в понедельник есть примета,лучше не выходить.Найти причину и подождать до вторника.Даже можно выговор схватить ,но не выходить в понгедельник.Ну это все в пределах возможностей капитана,тактики и всего остального.Хотя Ширков по карактеру и вообще никогда в порту не задерживался.

           Ну вот знакомый автобус, импортного исполнения, остановился на конечной остановке Пальяссаре, где и располагалось главное здание управления ЭСТРЫБПРОМ.

          Четырёхэтажное здание управления ЭСТРЫБПРОМ не имело лифта,но был роскошно большой вестибюль и широкие,удобные переходы между этажами.

           Капитан-директор БМРТ-441 спокойно и легко поднялся на четвертый и затем,можно сказатьпрошёл на пятый,где располагалось помещение дежурного диспетчера.Это помещение напоминало большую рубку морского судна и с этого места был обычно виден весь порт и весь рейд.Но сейчас был туман и только туман.

         "Вчера выходил в рейс РТМС «СААДЬЯРВ»", - сразу начал говорить давно знакомый дежурный диспетчер.

         "Сел на мель на выходе с рейда и сидит сейчас на банке Вахемадал.Капитан Горцев."

            "Мы не настаиваем,чтобы Вы выходили сейчас немедленно в такой туман"

           Диспетчер выполнял свои обязанности и главной была такая,что выставить судно в море при первой возможности.Но сейчас был особый случай.Конечно, ему очень бы не хотелось,чтобы на мель село ещё судно и на его дежурстве.Поэтому ,кроме неожиданности,у Ширкова возникала проблема выбора принятия решения.
Может быть,действительно подождать до улучшения видимости.Видимость пока почти нулевая и никто против не будет.Слова диспетчера звучали почти, как рекомендация.

            Ширков впечатлительно ярко представил фактическую картину,как Горцев беспомошно и,в обшем-то,безопасно для экипажа сидит на мели на Таллинском нейде.Новейший,современный,последнего поколения рыболовный траулер, глухо и капитально, посажен на мель,в самом начале первого рейса,сразу после выхода из порта.Возможны крупные повреждения корпуса на камнях каменистой отмели.Но и так полная потеря мореходности и потеря действия всех мореходных документов. Большего позора для капитана представить просто невозможно.Это чисто личная его работа и самая главная его характеристика.

            Капитан БМРТ Ширков ещё вчера принял решение о выходе в море сегодня.Судно практически полностью готово.И вот начинает вырисовываться очень непонятная проблема.На выходе с рейда в тумане сел и сидит на мели «Саадьярв» или капитан Горцев.Обстановка с туманом продолжает оставаться прежней.

             Капитан-директор БМРТ- 441 не стал медлить ни минуты и ни секунды.   
             "Прошу заказать лоцмана на 14.00.  Судно выходит в рейс.
               До этого времени прошу довезти оставшееся снабжение и решить оставшиеся несколько вопросов."

             Конечно,это был грамотный и комфортный план выхода из порта в море,после обеда.Отдохнцувший экипаж в полном порядке без лишней суеты и треволнений.Как раз в характере Ширкова.

             Что же до тумана,то капитан не помнит случая в практике, чтобы кто-то пережидал туман в порту.Существуют правила МППСС,наставления,рекомендации или вообще технология судовождения в тумане или ограниченной видимоости.БМРТ имеет два современных высококлассных радара,которые обеспечивают навигацию и все вопросы судовождения при любой видимости.

              В практике бывает,что выходящее в море судно ожидает улучшения погоды,т.е пережидает сильный шторм.Это полное право капитана и здравый смысл.Но пережидать туман,на БМРТ с двумя современными радарами,это,конечно,абсурд.

              И все таки,в данном случае,в связи с посадкой на мель на выходе из порта,супер=траулера «Саадьярв»,какая-то кошка сидела здесь и несколько мешала, и несколько портила весь боевой настрой спокойного и слаженного ритма начала рейса.
 
               Нужно сказать также,что посадки на мель рыболовных траулеров на выходе из Таллинского рейда не были единичными.Было и раньше.Но именно раньше,а не сейчас.Когда у всех современные элекронавигационные приборы,особенно радары.Всё изучено и всё отработано.

              Особенно сложным был западный проход по створам Вимси,которые,естесвенно,в туман не видны.Там и были основные посадки на мель.Ширков сразу отметил предпочтительное решение капитана Горцева,который не пошел на запад по сворам Вимси,а пошел более широким и комфортным северным проходом.Однако он все таки посадил супертраулер на каменистую банку.

               Супер- новейшее большое океанское судно- супер траулер "Саадьярв" было построено в ГДР.Превосходная немецкая работа.Красота,комфорт и высший класс. Стоимость такого судна в валюте астрономическая.На него уже заложенн план вылова,прибыль и все остальное.В общем посадить на мель такое судно,сразу на выходе в рейс,событие громкое и впечатляющее.

              Но у Ширкова своё судно и свои задачи. БМРТ-441.»Эдуард Сырмус» выходит в свой рейс,как и все,как и обычно.Рейд,конечно,сложный в плохую видимость,но не настолько,чтобы стоять и ждать этот туман.

              По мнению Ширкова Таллинский рейд один из красивейших на морях и океанах,по своей геометрии и географии.Три системы высокоточных створов,красивые и оригинальные маяки.Конечно,в такой туман они не видны,но тем не менее.Здесь порт приписки судна,т.е. рейд свой домашний.

             Ширков много занимался и изучал конфигурацию береговой линии,приметные мысы,маяки,знаки и все остальное.Всё знакомо.Кроме того разрабатывал в курсовых и дипломных проектах современные методы плавания и судовождения в стесненных и сложных условиях.В этом отношении он далеко ушёл от обычных мореходов,которые ещё топтались в старых методах навигации.

            Два судна,выходили в рейс почти одновременно.Сначала новейший и дорогой супертраулер,а через сутки обычный БМРТ.Капитанов ставит высшее руководство конторы Эстрыбпром.На супертраулер был,естественно,назначен знаменитый мастер лова рыбы,первоклассный рыбацкий капитан Горцев.У начальства и не только у начальства,он был в почёте и в первых рядах списка сильнейших рыбацких капитанов по всем статьям.Одно имя означало невероятно высокий авторитет и престиж,звучало и сияло,как яркий передовой вымпел или знамя.И не только имя,а за его спиной громоздились полные тралы первоклассной рыбы,успех всех рейсов,выполнение и перевыполнение планов,а отсюда высокие заработки и особо высокая ценность такой личности для конторы и не только.Тем более,что все так оно и было в действительности,если ещё и не больше.

             Такой капитан,естественно сам выбирал себе,выгодный район промысла,сезон подбирал себе команду и самых лучших ключевых специалистов,особенно тралмастеров и штуранов высшего рыбацкого класса,способных ,знающих все,что нужно,со своим опытом,умением и показателями по прошлой работе.Они были лучше других из всей толпы.Контора всегда шла навстречу и назхначала его на лучшее судно из всех возможных.Любой матрос горел желанием получить счастье попасть к такому капитану,ибо там светились и чудились большие или очень большие заработки или вообще деньги.

             Горцев имел представительную внешность и все капитанские показатели высшего класса.Конечно,он мнил о себе много или очень много и имел полный заслуженный апломб.Это была звезда первой величины.

             Тем более, что по факту так оно и было.
             Ширков,со своей торговой мореходкой Минморфлота,попал сюда почти случайно,не изучал раньше и не учился для этого, был далек от рыболовного дела ,никак не тянул на такой список даже последним,абсолютно,безнадёжно и окончательно.Ещё не очень или вообще невыразительная личность по внешнему впечатлению.Какой-то там Ширков,в безликой толпе таких же .Не видно и не слышно,да и черт с ним.

            А вот Горцев везде и всегда полный хозяин положения.Он,уже давно, сразу обозначил какую-то невидимую но железную черту ,около себя, и  к которой Ширкову подходить было непредпочтительно и вообще не нужно.Он сразу забыл и никогда не видел этого Ширкова,даже,если тот стоял рядом около конторы.

            Поэтому Горцев и Ширков никогда друг с другом не разговаривали и даже не здоровались,если проходили близко.Полноценным и полноправным хозяином положения был Горцев.Он так хотел и все сразу обозначил.Он давно был капитаном,с таким,как Ширков он дела иметь не хотел,не знал его раньше и вообще знать совсем не хотел,не видел его тут и забыл,что тут такой ошивается.Ну и обстановка так сложилась,что,как то как то эти два разных субъекта почти нигде вместе не сходились,не встречались и друг друга не видели.Каждый шел каким-то своим путем,курсом ,которые нигде и никогда не пересекались.

             Конечно,контора рассчитывала на интенсивную добычу рыбы и поставило на супертраулер мастера этого дела Горцева.Такое судно могло добывать и поднимать на борт в два или три раза больше,чем обычный БМРТ.

           А вот этому Ширкову,который ,так себе,в рыболовном деле и промысле, подойдет,что попало.Например обычный БМРТ-441 "Эдуард Сырмус".Это все было,до дикости правильно,справедливо  и понятно.

            Ширков очень любил свою специальность,судьба забросила его на БМРТ- 441 и он,полностью готовый,отошел от знакомого причала в дальний рейс на полгода.

             Лоцман сразу ушел с борта после выхода из ворот порта и причал  поглотил сверхплотный густой туман.Мир,вроде как, сократился до размеров ходовой рубки БМРТ и со всем взаимодействием остался один Ширков.

             Превосходный по тем временам радар «Дон» красиво и чётко высвечивал весь Таллинский рейд и всю навигационную обстановку.Проблем нет.

             Где то там на каменистой банке сидит на мели супертраулер «СААДЬЯРВ».На нём капитан Горцев и его отборный экипаж,все лучшие из лучших.Супер-современное новое судно,только что с судоверфи ГДР не могло даже выйти с Таллинского рейда,Классическая авария.

             Ширков не знает,как траулер залетел на мель,но его завел туда именно капитан.Далее нужно снимать его с мели,поднимать в док,осматривать,ремонтировать и все в этом ключе.

             Убытки от аварии,общие и частные видятся астрономической величины.Капитан не может их компенсировать своей работой.

             Ширков не знает,какие повреждения получил аварийный траулер и какие последствия постигли капитана.Но в глазах профессионалов,это было громкое событие.Капитан-директор Ширков на БМРТ-441 вышел с Таллинского рейда и проследовал на БНБ на полгода промысла и работы.Забот своих хватало,чтобы ещё вспоминать чужой супертраулер,который капитан Горцев грохнул на мель.

              Позже до Ширкова дошел слух,что капитан Горцев как-то доверительно сказал своим знакомым капитанам,коллегам,что
               Или он пойдёт на повышение,или вообще всё!

             Что означает эта фраза,Ширков не понял тогда.Далее он вообще забыл все про Горцева и не знал,где и как он работал после РТМС «СААДЬЯРВ».Никогда с ним не встречался и не разговаривал.

             Как он посадил на мель супер- траулер и какие были последствия Ширков не знает и специально не интересовался.

             До посадки на мель этот капитан был звёздно- знаменитый и с большой буквы- Кто!А после посадки он уже был никто и ничто.

             Отдельно по слухам и вообще проходила информация и сформировыалась  характеристика, главной составляющей которой была большая аварийность этого капитана.Почти каждый рейс аварийный случай или полноценная авария со всеми последствиями и вытекающими убытками.А это коммерческие,производственные или вообще денежные убытки,которые обнуляли все тонны добытой рыбы.

              Все плавающие капитаны проходили и встречались на многих курсах повышения,специальных курсах,поступали и заочно заканчивали высшие мореходки и институты.Ширков все это прошел,везде был первым или почти первым,знал всех сопутствующих коллег и капитанов,но Горцева не встречал нигде и никогда.Специально не старался,а случайно так и не получилось.Да и тот видимо имел какую то неприязнь и не имел желания встречаться и общаться.И тот имел полное право выбора,с кем общаться,а с кем нет. Это был случай под номером один,когда главным фактором была неприязнь оппонента.С другими такого не было. Но это,как говорится,футбольный мяч на той стороне.Ширков в это дело не вникал, не вмешивался и в том обществе не бывал.

              Когда до Ширкова доходили слухи об очередной аварии Горцева,то он не удивлялся,не интересовался,а ставил точку и забывал об этом.Такая система просматривалась и она не была случайной.Это была индивидуальная характеристика.Что там делать,решать,кого куда ставить,это всё идёт на головную боль высшего руководства конторы.

             Генеральный директор ЭСТРЫБПРОМа основное время был Теноссаар Виктор Янович,вообше не специалист РП,никогда не заканчивал никаких мореходок и не имел никакого диплома вообще.У него было свидетельство фельдшера.Поэтому он очень не любил особенно грамотных и продвинутых.Руководство страны ставило генеральным именно его.По политическим мотивам он был наиболее подходящим.Ущерб,который он нанес хозяйству страны,просто астрономический.Но такие были времена.
            
           Несколько лет спустя, Ширков сидел в своем кресле за рабочим столом в кабинете отдела флота другой кампании и занимался документами по безопасности мореплавания.На двери этого помещения табличка:

              НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ФЛОТА.

          Помещение отдела довольно просторное и отдельного кабинета у капитана флота не было.

          Впереди начальника,под 90 градусов,стол секретарши и далее стол группового механика флота.Групповой механик Виктор Ламартсон,однокурсник по ТМУ ММФ, сейчас,по продвижению Ширкова,- заместитель начальника отдела флота.

          Здесь же располагалась ешё Нина Александровна,инспектор по подготовке кадров комбината.Она только косвенно относилась к ОФ,но относилась.

           Ещё был стол для посетителя,работы капитанов судов и штурманов,для сдачи ежегодного техминимума.В общем весь отдел был в одном помещении и все перед глазами начальника.

            На столе начальника отдела стояла портативная коротковолновая радиостанция для связи с судами флота.На стене за спиной морские часы  и барометр.

            Капитан флота Ширков в новой форме капитана дальнего плавания,золотые шевроны на плечах, три престижных морских знака,самый веский из которых это- академический ромб об окончании Калининградского морского ВТУЗа. Вот это последнее было самым сложным в морском образовании.Не у каждого получалось даже поступить в высшее и тем более учиться и закончить.Особенно трудно было тем,кто имел в базовом начальном- семилетку.А с десятилеткой таких проблем не было,хотя трудностей тоже хватало,кто работал в тяжелых рейсах РП.          
          
          Рыболовного или добывающего флота в кампании не было.Здесь только приёмо- транспортные суда и производственные рефрижераторы среднего тоннажа.

           Условия работы очень комфортные и привлекательные,особенно для судоводителей.Напряжённого плана выработки продукци практически нет.

             Рыбаки швартуются к борту плавбазы в прибрежном море в хорошую погоду.При ухудшении погоды в укрытиях от шторма,всегда в хороших условиях и сдают рыбу на заморозку и далее транспортировка в порт.

           Район работы,в основном Балтийское море.Приём свежей рыбы в укрытиях от шторма и плохой погоды,в заливах,бухтах,рейдах или под защитой берега.Два средних рефрижератора периодически работали в Шведской экономической зоне и на рейдах средней и северной Европы с гарантированными высокими заработками и хорошей валютой.Рейсы в среднем порядка одного месяца в море.Романтики тоже достаточно.

          Поэтому свободных рабочих мест здесь никогда не было..Условия работы,весь микроклимат очень предпочтительны и на порядок комфортнее ,чем,например,Эстрыбпром.Там длительные тяжелые рейсы в дальний океан.

          Здесь ,в порты и рейсы Европы, других вариантах,капитан-наставником выходил Ширков,с окладом капитана такого судна.Он же подменял капитанов на отпуска и отгулы, и в других случаях. Это было очень предпочтительно.

           Каждый штурман или даже матрос очень держались за своё комфортное во многих отношениях место.Кроме обычной зарплаты они имели ещё и,так сказать,малый бизнес.
           В свободное от основной работы время,бывало вечерами или ночью,они изготовляли консервы повышенного спроса,особенно печень крупных рыб или вообще,лососевых рыб и другие изделия.Было оборудовано малое помещение для закаточного станка и всего этого дела,которое было частным для моряков и не входило в плановую деятельность комбината.Затем эти консервы выгодно продавались здесь в Финском заливе на проходящие мимо из Ленинграда на Европу и обратно большие суда река- море.

             Конечно,это дело было незаконно,но все шито-крыто и Ширков в это не вмешивался.Сам того не желая,Ширков обнаруживал,что холодильник в его квартире дома был почти всегда забит привлекательной и самобытной рыбой и рыбопродукцией в деликатесах.Так было до него,пускай так и остается.А этот малый бизнес ,Ширков не знает,сколько,но по напору работы экипажа,надо полагать успешный.

             Сам отдел флота был хорош.Это как заметил один из сопутствующих капитанов-тихая гавань на вторую половину жизни,да так и до конца.Почет,уважение,очень интересная работа и образования,опыта и всего остального,больше,чем надо.

               За время руководства флотом ни одной аварии или,сколько- нибудь,заметного аварийного случая.Здесь очень важным было не образование или опыт и практика,хотя это главное в любой работе.

               Очень многое в безопасность вносила личность капитана флота,его приверженность к порядку,дисциплине,испытанным морским обычаям,морской культуре и изысканному этикету.

               Идеально пошитый современный морской китель с погонами капитана дальнего плавания и на груди три высших морских знака.Особенно ,сверкающий свежей эмалью, академический ромб, утверждающий сразу главное, кто есть кто.В то время по теории мореходства в Эстонии не было никого на уровне Ширкова.Это было сразу видно на семинарах,совещаниях ,тренажёрах,штабах ледовой проводки и других.Он был первый и достаточно уверенно и далеко.

               Отдел был отлажен в стиле и характере начальника и в нём было всё, что вообще можно было получить от жизни. Да ещё впридачу ко всему этому  роман с молодой и притягательной секретаршей.

               Сюда частенько заглядывали знакомые и другие штурмана и капитаны, по разным причинам, в поисках рабочего места. Причин было много и даже больше. Конечно они всегда есть.

               Так вот Ширков сидел в своём кресле за рабочим столом начальника и в отдел тихо и скромно зашел капитан Горцев.Он,как-то нерешительно остановился ,переступив порог отдела и вроде, как начал рассматривать доску объявлений на стене.

               Перед его глазами ,как на картинке, начальник отдела флота и на кителе академический ромб.Этот ромб притягивал взгляд сразу. Заместитель начальника тоже в кителе и тоже с таким же ромбом. Оба имеют высшее техническое образование,достижение и успешно прошли тернистый и утомительный путь к таким вершинам. А на этой вершине ,как жизненный приз победителю, высокая и звучащая служебная морская должность.У Горцева такого ромба не было. Он был в довольно простой одежде и не отличался от обычных прохожих на улице.Тем более,что так оно и и было.

               Ширков сразу понял, причину визита. Да и сразу видно,что у человека проблемы и он в поисках работы.Зашёл в отдел,может быть,повезет или как.Он не первый и,конечно,не последний посетитель.Ясно,что Горцев был уже во всех флотах и фирмах и,конечно,все руководители флотов знали его пробел в навигации и большой список дорогостоящих аварий за его спиной.Никто не взял его на работу,ибо доверить судно такому аварийщику просто невозможно.

               Капитан флота мог бы встать и подойти к этому человеку.В какой-то мере или степени они были знакомы по многолетней совместной работе в объединении ЭСТРЫБПРОМ.Хотя были всегда на расстоянии.Но это так хотел и так обозначил звёздный рыбак Горцев.

               
               «Вы на этом судне в рейс не пойдёте…» , - прозвучала фраза этого капитана,там далеко в прошлом.

               А также,достаточная доза типа неприязни в выражении глаз,лица и других нюансах.Второй штурман Ширков не представлял никакого интереса для хорошего рыбака и того ,очень авторитетного,звездного капитана.Тем более,что так оно и было.Тот был полный хозяин положения.А,самое главное,что тот был абсолютно прав.Тем более в сиянии своих рыбацких успехов,вручённых переходящих знамён,звезд,грамот и особенно большого авторитета,престижа,достоинства и тому подобных эпитетов в глазах начальства и экипажей судов. Ширкову до этого было очень далеко.Хозяином положения и отношений оставался тот же Горцев,который высказал то, что хотел,тогда далеко уже в прошлом.Этих указаний или распоряжений никто не отменял и они продолжали существовать.

               С того момента они никогда не встречались и не разговаривали.

               Капитан флота остался сидеть в своём кресле и перевёл глаза на стол с документами.На документы он не смотрел,а видел ту ситуацию,как тогда.

              Горцев не решался подойти к начальнику.Перед его глазами начальник и заместитель с блистательными ромбами законченных морских академий.Эти руководители,в настоящем времени, были из другого высшего мира.

              По определению теории корабля, судно есть сложное инженерное сооружение...Цивилизация,материя и вся обстановка двигались вперёд.Времена изменились и по определению судном должен руководить капитан с высшим инженерным.А поступить и учиться в высших мореходках и ВТУЗах с базовым образованием семилетка,было очень проблематичным и для многих совершенно невозможным.

              Конечно, очень хотелось бы,в таком комфорте и спокойствии, получить здесь любое рабочее место,любым штурманом, на последний этап морской жизни.Это было бы фантастически почти идеально.Самая комфортабельная контора вообще.Работа на защищённых рейдах,заливах,бухтах и других укрытиях от шторма.

              Два транспорно-производственных рефрижератора,типа Ранд,периодически и довольно часто приглашались фирмой Скарус и работали на шикарных рейдах порта Корк,Ирландия.Это были,по зарплате и валюте,если и не золотые,то серебряные рейсы,это точно.Попасть туда было счастливым билетом или впечатляющим подарком для любого моряка.

Превосходная организация службы на базе престижа ММФ,морской этикет и всех отношений.Но...

              Через небольшой промежуток времени Ширков посмотрел на то место.Оно было пустым и Горцева там уже не было.
             
              После этого момента Ширков никогда не встречал Горцева.А по слухам,позднее тот служил на платной автостоянке.Бывшие морские коллеги называли таких мужиков,почему-то стоппером.Что это такое Ширков не знал точно тогда,не знает и сейчас.

              Это,несколько позднее Ширков, с легкой корзинкой,в знакомом любимом лесу, встретил трех таких же мужиков,с полными корзинками отборных золочёных лисичек.Это были знакомые рыболовные капитаны ,типичного нормального доброжелательного плана,уровня и круга,большего контактирования с Горцевым,чем с Ширковым.Но с этими тоже контактировал без проблем,здоровались,встречаясь.Вот они эти слухи и принесли.

              А вообще хороший рыбак очень похож на хорошего грибника.Там и там свой сезон,грибные или рыболовные места,то да сё очень похоже.

              А вслед за этим в памяти возник великолепный контур большого рыболовного судна.Это был супертраулер СААДЬЯРВ».Современное,великолепное,высоко- мореходное и очень дорогое судно очень глупо было посажено на мель,сразу после выхода из порта в первый рейс.Убытки технические,коммерческие,производственные,экономические и другие Ширкову неизвестны,но они астрономического порядка.

              Судно идёт туда,куда направляет капитан.Обычный капитан имеет очень высокую мореходную подготовку и ведёт своё судно точным курсом в любых условиях,будь там туман или нет ,или ещё что.А,когда мореходная подготовка,в теории и практике,недостаточна,то получается вот это.

              Новый большой рыболовный траулер,под командованием Горцева, шёл достаточно простым северным проходом,по линии главного створа Таллинских маяков.Он,просто глупее глупого, неожиданно оказался на каменистой отмели Таллинского рейда.

            Судном командовал и вёл лично капитан,как и положено.Именно он на полном ходу капитально посадил траулер на мель и именно он молчаливо,беспомощно и безнадёжно,сидел на мели.Всё-таки,кроме лова рыбы необходимо достоточно или больше владеть навигацией.А здесь факт говорит сам за себя.Какое владение навигацией и вообще науками мореходства.И не только.

              Ширков по практике просто уверен,что кроме всего прочего капитан должен иметь какой-то такт,этикет и элементы мореходной культуры в любых случаях.
--------------------------------

              Моряки,работники порта,всякие зеваки и все другие люди,которые с причала смотрели на рейд,не говорили,что судно сидит на мели.Они говорили,что капитан сидит на мели.

            

             
 Фото автора.

Рефрижераторное судно дальнего плавания
Ранд- 2 в порту Корк.Капитан флота на борту
в должности капитан- наставник.