Маяки кубы

Борис Успенский 2
     Куба,открытая Колумбом 28 октября 1492 года,по его словам"являет-
 ся красивейшим островом,которым когда-либо пришлось любоваться  чело-
 веческому глазу.Столь  чудесный  край  должен таить в себе немало то-
 го,что может приносить доход".
    В 1970-1972 годах мне пришлось работать в составе Специальной оке-
 анографической экспедиции на  острове  Свободы-Республике  Куба.Тогда
 шёл только  12-й  год  кубинской  революции  под лозунгом"Acukar para
 creser!"-"Сахар для развития!"Это было  очень  актуально,так  как  на
 острове была карточная система на продукты питания и промышленные из-
 делия.Советский Союз очень хорошо ей помогал всем необходимым:нефтеп-
 родукты/мазут,нефть,дизельное топливо,масла и т.п./,автотранспорт/гру-
 зовые машины,автобусы,легковые машины,сельхозхозяйственные орудия/,
 продукты питания  и многое другое.Оттуда мы танкерами вывозили сахар-
 ную патоку,которая по требопроводам подавалась в порты и  загружалась
 в танки/цистерны  на  судах/.Не  только мы торговали и оказывали Кубе
 помощь.Я видел суда из  Китая,Албании,Чехословакии,Болгарии,Польши  и
 многих других  стран  и  находясь там мы кушали продукты питания этих
 стран и пользовались промышленными товарами.Много  там  находилось  и
 специалистов по разным отраслям деятельности,науки и техники.В это
 время на Кубе был большой дефицит своих обученных специалистов/бывшие
 бежали в США,Мексику,Канаду и т.д./и дружественные страны активно пре-
 доставляли свою помощь.Именно в такой помощи,как гидрографические ра-
 боты,молодая республика нуждалась прежде всего,так как основное снаб-
 жение её  происходило только через морские порты,которых на Кубе было
 много.Это порт  Гавана,Сьенфуэгос,Сантьяго  де   Куба,Матанзас,Карде-
 нас,Нуэвитас,Баракоа,Мариэль,Кабаньяс,Санта-Люсия,Онда и   другие.Все
 эти порты находились довольно в плачевном состоянии:причальные стенки
 разбиты,покорёжены,глубины неизвестны,морские карты не обновлялись бо-
 лее 50-ти лет,почему многие морские перевозчики шли на Кубу рискуя,да
 и навигационное  оборудование необыкновенно устарело,а в ночных усло-
 виях зайти в порт практически было невозможно.Мне,как специалисту ин-
 женеру-гидрографу,было  очень  интересно узнать хоть что-нибудь о ку-
 бинских маяках,которые,несмотря ни на что,продолжали  выполнять  свою
 главную миссию:указывать  путь  кораблям  и предупреждать о подводных
 опасностях,которых в водах Кубы великое множество.
      Гидрографов в республике Куба не имелось вообще и потому пример-
 но через десять лет своего существования,был создан Институт  Кубинс-
 кой Гидрографии/ICH/,читалось" и-це-аче",который в самом начале возг-
 лавлял старший лейтенант  Густаво  Пласер  Севейра,договарившийся  на
 конференции гидрографов  в  Монако  с начальником Главного управления
 навигации и океанографии МО СССР адмиралом Рассохо А.И. о проведении
 океанографической экспедиции  на острове.Работа экспедиции предусмат-
 ривала производство геодезических работ и привязку острова к  геогра-
 фическим координатам  на современном уровне,мореографических исследо-
 ваниях уровня океана и вывод среднего многолетнего уровня  океана,то-
 пографические работы  и перевод геодезической системы острова из сис-
 темы Ламберта в прямоугольную систему Гауса и  Меркатора,производство
 гидрографических работ,то  есть  отработать  систему  учёта глубин на
 морских картах различного масштаба,переписать лоцию острова на основе
 современных изменений  и рекомендаций,а также ревизию всего навигаци-
 онного оборудования морского театра.По объёму работы это был  титани-
 ческий труд,который  необходимо было выполнить за два с половиной го-
 да.Американские гидрографы в начале 20-го века делали эту работу ров-
 но 20 лет.Финансовое обеспечение осуществлялось за счёт средств СССР.
      После прибытия экспедиции институт возглавил майор  Куэрва,близ-
 кий подвижник  Фиделя Кастро и друг Рауля Кастро.Пласер перешёл рабо-
 тать в систему чисто гидрографии и стал  постигать  науку  промера  и
 прочего в  моей группе,которая работала по производству карт и планов
 портов,гаваней и бухт северной части острова.Группа работала и разме-
 щалась на  катерах,которые  были доставлены на остров нашими судами и
 которые были подарены правительством СССР республике Куба после окон-
 чания работ.
      В результате работ было определено,что  остров  был  нанесён  на
 карты с ошибкой в несколько метров.
      В иституте ICH,где мне пришлось работать,я впервые увидел амери-
 канскую карту,которая представляла собой морскую карту Атлантического
 океана,но без воды,то есть наши морские карты не  показывали  рельефа
 дна,как геодезические карты,а только показывали глубины в данном мес-
 те.Это было непривычно и я почти со страхом  увидел,что  остров  Куба
 находится на  столбе,который поднимается со дна океана с почти верти-
 кальными стенками,так резко падали глубины у берегов Кубы с  нуля  до
 2-2,5 километров  глубины,представляя  резкое  поднятие  высоты почти
 вертикально вверх на такую же высоту.Остров был  результатом  резкого
 сжатия земной  коры в этом месте и вспучивания её или очень обширного
 вулканического действия в прошлом.Имеющиеся горная система в  восточ-
 ной части  острова  Сьера-Маэстра,подтверждала  вулканическую  теорию
 возникновнения данного острова.На острове существует более 1600  ост-
 ровов и всё это представляло особую опасность для мореплавания.
      Маячная система на острове была создана довольно давно,но предс-
 тавляла собой отдельные сооружения или места для костров,а также при-
 метные ориентиры по которым мореплаватели могли заходить в бухты.Сей-
 час это  уже специальные сооружения-маяки,которые представляют каждый
 в отдельности специфические здания непохожие друг на друга и отличаю-
 щиеся по  архитектуре  и  это вполне понятно,чтобы не перепутать их и
 правльно по ним определить своё место нахождения.Мне  пришлось  нахо-
 диться на  одном  из  таких  маяков-маяке Моро при входе в порт Гава-
 на.Это старинное сооружение,представляющее собой уникальное  архитек-
 турное сооружение,представляющее собой не только навигационный ориен-
 тир,но и исторический памятник,так как входил в систему крепостей,за-
 щищающих вход в бухту.Маяк построен из местного материала,представля-
 ющего собой известняковый камень,необыкновенной прочности  и которым
 усеяны прибрежные воды бухты.Верх маяка изнутри отделан красным дере-
 вом,так как больше никакой материал не выдерживал такой суровой  тро-
 пической влажности  и температуры.Температура меняется за сутки от 45
 до 20 градусов,а в зимнее время до 12-16 градусов тепла ночью  до  30
 градусов днём.Цементная стяжка сделана из сверхпрочного материала ос-
 нованного на местном песке и яйцах  морских  птиц,чем-то  похожем  на
 раствор ,которым  пользовались при строительстве наших церквей.По та-
 кому же принципу построены и другие маяки,которые имеют возраст более
 100 лет  и  которые собой представляли по сути укреплённые части кре-
 постей,на которых находилась крепостная артиллерия.Такие маяки нахо-
 диться в Сантьяго де Куба и в Сьенфуэгосе и в других бухтах,но многие
 построены в двадцатом столетии.Красное дерево  произрастает  в  горах
 острова в горных тропических  лесах,хорошо полируется, имеет очень
 твёрдую и плотную структуру ,имеет достаточно тяжёлый вес,в воде то-
 нет.Оно очень  прочное  и неподдаётся долго гниению.Вот почему внутри
 каменных башен маяков стены обшивались красным деревом.Этим же  дере-
 вом обшивались  и  фонарные сооружения,где находилась светооптическая
 аппаратура,на нём она даже и крепилась,хотя имела довольно внушитель-
 ный вес,достигающий нескольких сот килограммов.Вообще старались обхо-
 диться как  можно  меньше  железными  частями,а  больше  бронзой  или
 медью,хотя медь  требовала  тщательного ухода и чистки,так как быстро
 окислялась,Среда работы маяка-это  испарения  морской  воды,брызги  с
 солью,а морская вода имеет 30-35 промилль солёности ,то есть 35 грамм
 соли на 1 литр воды,то есть мы имеем очень активную среду, да постоян-
 ные почти ежедневные тропические дожди с сильными ветрами и испепеля-
 ющим солнцем,когда поверхность дерева нагревается до 60-70 градусов,а
 металл до  80-85  градусов.Вот почему  дерево  так распрастранено при
 строительстве маячных сооружений на Кубе.
      Мне впоследствии пришлось много лет работать в Эстонии,где я ру-
 ководил гидрографической службой и где находится  один  из  старейших
 маяков мира-маяк Кыпу,который сложен из местной породы,то есть из ва-
 лунов,которые представляли собой части базальтовых  пород  и  гранита,
 обкатанных ледниками.Связка  между ними та же,что и на Кубе на основе
 местного песка и  яиц  морских  птиц.Этот  маяк  простоял  почти  500
 лет.Простоит и  ещё долго.Технология маячного строительства в древние
 годы почти утеряна,но сохранилась она в строительстве храмов  католи-
 ческого и православного верования,однако пользоваться этой технологи-
 ей сейчас не желают по известной причине.Ищут простых житейских реше-
 ний,но они себя не оправдывают,так как эти объекты не выдерживают и
 разрушаются от старения строительных материалов,чего не происходит на
 таких объектах,как старые маяки.Больше стали использовать металлокон-
 струкцию,которая на моём опыте требует очень тщательного ухода и ре-
 гулярной покраски специальной краской,которой нужно очень большое ко-
 личество,а работа  очень  трудоёмка и опасна.Особенные требования и к
 фундаментам этих сооружений,выдерживающих  очень  большую  весовую  и
 ветровую нагрузку,что требует очень тщательных расчётов с учётом розы
 ветров,пробного бурения на довольно большую глубину на предмет  зале-
 гания грунтов  под  будующим маяком.Раньше маяки строились на естест-
 венных известняковых или базальтовых основаниях и на основе долговре-
 менных наблюдений,а также в зависимости от видимости места с моря,что
 собой собой разумеется,так как от этого зависит высота маяка и дальн-
 ость соответственно его видимости с судна.
                Капитан 2 ранга            Б.Успенский
                военный инженер - гидрограф в отставке
 19 июля 2007 года.
    п.Одоев
 Тульская область