Куба,открытая Колумбом 28 октября 1492 года,по его словам"являет-
ся красивейшим островом,которым когда-либо пришлось любоваться чело-
веческому глазу.Столь чудесный край должен таить в себе немало то-
го,что может приносить доход".
В 1970-1972 годах мне пришлось работать в составе Специальной оке-
анографической экспедиции на острове Свободы-Республике Куба.Тогда
шёл только 12-й год кубинской революции под лозунгом"Acukar para
creser!"-"Сахар для развития!"Это было очень актуально,так как на
острове была карточная система на продукты питания и промышленные из-
делия.Советский Союз очень хорошо ей помогал всем необходимым:нефтеп-
родукты/мазут,нефть,дизельное топливо,масла и т.п./,автотранспорт/гру-
зовые машины,автобусы,легковые машины,сельхозхозяйственные орудия/,
продукты питания и многое другое.Оттуда мы танкерами вывозили сахар-
ную патоку,которая по требопроводам подавалась в порты и загружалась
в танки/цистерны на судах/.Не только мы торговали и оказывали Кубе
помощь.Я видел суда из Китая,Албании,Чехословакии,Болгарии,Польши и
многих других стран и находясь там мы кушали продукты питания этих
стран и пользовались промышленными товарами.Много там находилось и
специалистов по разным отраслям деятельности,науки и техники.В это
время на Кубе был большой дефицит своих обученных специалистов/бывшие
бежали в США,Мексику,Канаду и т.д./и дружественные страны активно пре-
доставляли свою помощь.Именно в такой помощи,как гидрографические ра-
боты,молодая республика нуждалась прежде всего,так как основное снаб-
жение её происходило только через морские порты,которых на Кубе было
много.Это порт Гавана,Сьенфуэгос,Сантьяго де Куба,Матанзас,Карде-
нас,Нуэвитас,Баракоа,Мариэль,Кабаньяс,Санта-Люсия,Онда и другие.Все
эти порты находились довольно в плачевном состоянии:причальные стенки
разбиты,покорёжены,глубины неизвестны,морские карты не обновлялись бо-
лее 50-ти лет,почему многие морские перевозчики шли на Кубу рискуя,да
и навигационное оборудование необыкновенно устарело,а в ночных усло-
виях зайти в порт практически было невозможно.Мне,как специалисту ин-
женеру-гидрографу,было очень интересно узнать хоть что-нибудь о ку-
бинских маяках,которые,несмотря ни на что,продолжали выполнять свою
главную миссию:указывать путь кораблям и предупреждать о подводных
опасностях,которых в водах Кубы великое множество.
Гидрографов в республике Куба не имелось вообще и потому пример-
но через десять лет своего существования,был создан Институт Кубинс-
кой Гидрографии/ICH/,читалось" и-це-аче",который в самом начале возг-
лавлял старший лейтенант Густаво Пласер Севейра,договарившийся на
конференции гидрографов в Монако с начальником Главного управления
навигации и океанографии МО СССР адмиралом Рассохо А.И. о проведении
океанографической экспедиции на острове.Работа экспедиции предусмат-
ривала производство геодезических работ и привязку острова к геогра-
фическим координатам на современном уровне,мореографических исследо-
ваниях уровня океана и вывод среднего многолетнего уровня океана,то-
пографические работы и перевод геодезической системы острова из сис-
темы Ламберта в прямоугольную систему Гауса и Меркатора,производство
гидрографических работ,то есть отработать систему учёта глубин на
морских картах различного масштаба,переписать лоцию острова на основе
современных изменений и рекомендаций,а также ревизию всего навигаци-
онного оборудования морского театра.По объёму работы это был титани-
ческий труд,который необходимо было выполнить за два с половиной го-
да.Американские гидрографы в начале 20-го века делали эту работу ров-
но 20 лет.Финансовое обеспечение осуществлялось за счёт средств СССР.
После прибытия экспедиции институт возглавил майор Куэрва,близ-
кий подвижник Фиделя Кастро и друг Рауля Кастро.Пласер перешёл рабо-
тать в систему чисто гидрографии и стал постигать науку промера и
прочего в моей группе,которая работала по производству карт и планов
портов,гаваней и бухт северной части острова.Группа работала и разме-
щалась на катерах,которые были доставлены на остров нашими судами и
которые были подарены правительством СССР республике Куба после окон-
чания работ.
В результате работ было определено,что остров был нанесён на
карты с ошибкой в несколько метров.
В иституте ICH,где мне пришлось работать,я впервые увидел амери-
канскую карту,которая представляла собой морскую карту Атлантического
океана,но без воды,то есть наши морские карты не показывали рельефа
дна,как геодезические карты,а только показывали глубины в данном мес-
те.Это было непривычно и я почти со страхом увидел,что остров Куба
находится на столбе,который поднимается со дна океана с почти верти-
кальными стенками,так резко падали глубины у берегов Кубы с нуля до
2-2,5 километров глубины,представляя резкое поднятие высоты почти
вертикально вверх на такую же высоту.Остров был результатом резкого
сжатия земной коры в этом месте и вспучивания её или очень обширного
вулканического действия в прошлом.Имеющиеся горная система в восточ-
ной части острова Сьера-Маэстра,подтверждала вулканическую теорию
возникновнения данного острова.На острове существует более 1600 ост-
ровов и всё это представляло особую опасность для мореплавания.
Маячная система на острове была создана довольно давно,но предс-
тавляла собой отдельные сооружения или места для костров,а также при-
метные ориентиры по которым мореплаватели могли заходить в бухты.Сей-
час это уже специальные сооружения-маяки,которые представляют каждый
в отдельности специфические здания непохожие друг на друга и отличаю-
щиеся по архитектуре и это вполне понятно,чтобы не перепутать их и
правльно по ним определить своё место нахождения.Мне пришлось нахо-
диться на одном из таких маяков-маяке Моро при входе в порт Гава-
на.Это старинное сооружение,представляющее собой уникальное архитек-
турное сооружение,представляющее собой не только навигационный ориен-
тир,но и исторический памятник,так как входил в систему крепостей,за-
щищающих вход в бухту.Маяк построен из местного материала,представля-
ющего собой известняковый камень,необыкновенной прочности и которым
усеяны прибрежные воды бухты.Верх маяка изнутри отделан красным дере-
вом,так как больше никакой материал не выдерживал такой суровой тро-
пической влажности и температуры.Температура меняется за сутки от 45
до 20 градусов,а в зимнее время до 12-16 градусов тепла ночью до 30
градусов днём.Цементная стяжка сделана из сверхпрочного материала ос-
нованного на местном песке и яйцах морских птиц,чем-то похожем на
раствор ,которым пользовались при строительстве наших церквей.По та-
кому же принципу построены и другие маяки,которые имеют возраст более
100 лет и которые собой представляли по сути укреплённые части кре-
постей,на которых находилась крепостная артиллерия.Такие маяки нахо-
диться в Сантьяго де Куба и в Сьенфуэгосе и в других бухтах,но многие
построены в двадцатом столетии.Красное дерево произрастает в горах
острова в горных тропических лесах,хорошо полируется, имеет очень
твёрдую и плотную структуру ,имеет достаточно тяжёлый вес,в воде то-
нет.Оно очень прочное и неподдаётся долго гниению.Вот почему внутри
каменных башен маяков стены обшивались красным деревом.Этим же дере-
вом обшивались и фонарные сооружения,где находилась светооптическая
аппаратура,на нём она даже и крепилась,хотя имела довольно внушитель-
ный вес,достигающий нескольких сот килограммов.Вообще старались обхо-
диться как можно меньше железными частями,а больше бронзой или
медью,хотя медь требовала тщательного ухода и чистки,так как быстро
окислялась,Среда работы маяка-это испарения морской воды,брызги с
солью,а морская вода имеет 30-35 промилль солёности ,то есть 35 грамм
соли на 1 литр воды,то есть мы имеем очень активную среду, да постоян-
ные почти ежедневные тропические дожди с сильными ветрами и испепеля-
ющим солнцем,когда поверхность дерева нагревается до 60-70 градусов,а
металл до 80-85 градусов.Вот почему дерево так распрастранено при
строительстве маячных сооружений на Кубе.
Мне впоследствии пришлось много лет работать в Эстонии,где я ру-
ководил гидрографической службой и где находится один из старейших
маяков мира-маяк Кыпу,который сложен из местной породы,то есть из ва-
лунов,которые представляли собой части базальтовых пород и гранита,
обкатанных ледниками.Связка между ними та же,что и на Кубе на основе
местного песка и яиц морских птиц.Этот маяк простоял почти 500
лет.Простоит и ещё долго.Технология маячного строительства в древние
годы почти утеряна,но сохранилась она в строительстве храмов католи-
ческого и православного верования,однако пользоваться этой технологи-
ей сейчас не желают по известной причине.Ищут простых житейских реше-
ний,но они себя не оправдывают,так как эти объекты не выдерживают и
разрушаются от старения строительных материалов,чего не происходит на
таких объектах,как старые маяки.Больше стали использовать металлокон-
струкцию,которая на моём опыте требует очень тщательного ухода и ре-
гулярной покраски специальной краской,которой нужно очень большое ко-
личество,а работа очень трудоёмка и опасна.Особенные требования и к
фундаментам этих сооружений,выдерживающих очень большую весовую и
ветровую нагрузку,что требует очень тщательных расчётов с учётом розы
ветров,пробного бурения на довольно большую глубину на предмет зале-
гания грунтов под будующим маяком.Раньше маяки строились на естест-
венных известняковых или базальтовых основаниях и на основе долговре-
менных наблюдений,а также в зависимости от видимости места с моря,что
собой собой разумеется,так как от этого зависит высота маяка и дальн-
ость соответственно его видимости с судна.
Капитан 2 ранга Б.Успенский
военный инженер - гидрограф в отставке
19 июля 2007 года.
п.Одоев
Тульская область