Астрометрия Аль

Александр Бубнов
АСТРОМЕТРИЯ АЛЬ
(АСТРАЛЬ)

Слух человека не привык ещё к терминам астрометрия или космометрия. К тому же, слово "геометрия" ассоциативно выглядит основательнее, может быть, даже теплее, ближе к человеку, к гео, к Земле, к корням - как древесным, так и словесным, соЧИТающимся в - читай - бумажно-текстовом союзе.

Философическая геометрия художника и поэта-исследователя Маргариты Аль последовательно антропоцентрична и сконцентрирована в четырёх авторских рисунках: "Притворцы" (рис.3), "Сотворцы" (рис.4), "Затворцы" (рис.5), "Творцы" (рис.6). Ударения в названиях рисунков расставьте сами. Это и будет первое упражнение и первое приближение к Аль-геометрии, точнее, к астрометрии Аль.

Математически говоря, все 4 рисунка "имеют в основании" белый круг, возникший на тёмном фоне, - "и свет во тьме светит"; светит фонарик философа и высвечивает притворцев (тёмные точки, линии, овалы, пятна, сами боящиеся тьмы, отстоящие от неё), и просвечивает сотворцов (светлые овалы-круги, напротив, прильнувшие к границе непознанного), и выталкивает затворцев (белые круги-овалы, вытесняющие тьму), и объединяет творцов (всевозможные сочетания формофигур), - объединяет и, судя по сочетаниям, приглашает всех перечисленных выше - и притвОрцев / притворцОв, и сотвОрцев / сотворцОв, и затвОрцев / за-творцОв.

Такой чёткий лингвоцентризм однокоренных терминов, такая ясная опора на язык, на русский язык, с его многозначной корневой вариативностью, ветвистой на сей раз именно геометрией, с его потенциальной "от корней" метафизической поэтичностью, позволяют Маргарите Аль выстроить своё понимание того, что давно уже называют природой творчества, начертить и начертать своё приближение - тропку тропов к постижению ежесекундно творящейся Художественной Вселенной.

Палиндромически, палиндрософийно говоря, этот математический lim - мил и тёпел для Маргариты, его тайный "лепет" тёпел ей, это её мир, а наш очередной понятийный Рим. Lim.

Lim - стремление, устремление, стремнина, приводящая к дельте, замыкающейся коловратом природы к началу, зачину, истоку истины, которая всё-таки не "из тины" (Дм.Авалиани). Lim - бесконечное приближение приближённых, в число, в логос которых может войти КАЖДЫЙ - хватило бы остановки в суете и усилия сквозь быт - настолько просты 4 знаковых рисунка поэта, творящего, проявляющего из вакуума свой личный "Поэтический Космос" - воспользуюсь названием одной из главных книг Константина Кедрова - учителя Маргариты Аль, декана факультета Поэтов и Философов Академии Наталии Нестеровой.

Четыре графических рисунка Альгеометрии мне представляются как четыре условные точки опоры... но не квадрата, а треугольника - с дополнительной точкой в середине, которая может быть любой из четырёх в пространстве-времени. Точка, сближающая, например, "творцов" и "сОтворцОв".

Точка может "выходить" из плоскости и вместе с другими точками образовывать пирамиду, с её тайной энергией творчества здесь и всегда, везде и сейчас.

Иными словами, экстраполируя: точка может "выходить" из пространства евклидова в неевклидово и вместе с другими точками образовывать метафизическую пирамиду, с её тайной энергией творчества здесь и всегда, везде и сейчас.

Как мы знаем, когда Троица Трёх Точек - в одной плоскости, она одновременно и на окружности - той единственной, проходящей в данных (нами) условиях через эти 3 точки, - окружности, проходящей как последовательно, так и параллельно - с бесконечным множеством сфер (ср. штамп "сфера деятельности"), с пересечением уже в неевклидовом пространстве творчества. Таким образом, Альгеометрия соодруживает всех "творян" по Велимиру Хлебникову.

Пока поэт-исследователь Маргарита Аль определяет термины, формирует и формулирует основу, хрупкий художник Маргарита Аль варит металл - каркас - трёх-четырёхмерный - каркас для воссоздания в "скрытых пластах языкового сознания" (определение Ю.Лотмана) искорок-атомов, палиндромов-откликов, складывающихся в целую и цельную метаконцепцию.

Из всех, СО всех четырёх основных рисунков Альгеометрии нам звёздно, остро, астро "подмигивает" Космос-Каркас, сваренный, сотканный text'ом русских терминов-метафор.

затворцы затворили свои дверцы
сотворцы тексты солнечно соткали
с творцами и вложили в наше сердце
стихи с такими страстными строками

строками за изломе своих судеб
овалами и валами на грани
и грани эти режут лечат будят
искру сотворства
без притворства
между
мыслящими
нами


Александр Бубнов,

20-23 марта 2007