Рейс, длиною в жизнь стр. 3

Наталья Якубович
 
Молодые читатели непременно удивятся тому, что три рубля
имели большую ценность. Но, всё по порядку.
Представьте, какое было удивление у мамы, когда я сказала,
что уезжаю в город Рубцовск, и на поездку мне необходимо иметь
три рубля. Удивление сменилось негодованием, негодование –
яростью... Но, я дочь своей мамы, а она всю жизнь учила меня
принимать самостоятельные решения.
Наивные девочки и мальчики, как они ошибаются, когда в
своих мечтах желают окунуться в мир романтики, а для достиже-
ния целей упорно выбирают путь, который в результате не только
тернист и ухабист, он ещё и суров по отношению к тем, кто не
готов по нему пройти.
Это сейчас мы ездим более или менее в комфортабельных ва-
гонах, а тогда...
Старшее поколение помнит, как приходилось передвигаться
по стране в вагонах с деревянными полками. Когда вместо совре-
менных электрических кипятильников, в коридоре, на привин-
ченных к полу ножках стоял титан, и в него необходимо было
периодически доливать воду и доводить до кипения с помощью
торфяного угля. А для холодной питьевой воды использовался
бак, похожий на тот, в котором наши бабушки кипятили бельё, с
врезанным краном на боку. По мере необходимости в бак залива-
лась остывшая вода из титана.
Ни о какой помывочной раковине в служебном отделении не
было и речи. Для посуды использовался медный, алюминиевый
или эмалированный таз, где ополаскивались чайные стаканы.
Но какой был изумительный чай, заваренный в чайнике, куда
для лучшего распаривания заварки добавлялась щепотка питье-
вой соды. Пили с удовольствием! Пили все пятьдесят восемь пас-
сажиров плацкартного вагона. Пили восемьдесят один, а порой
и сто человек общего вагона. Пили по два, а то и по три стакана
за один раз. И стоил тот чай всего четыре копейки за стакан. Чай,
к которому непременно подавался сахар, упакованный по два
кусочка, а на обёртке красовался локомотив, с гордой надписью
МПС. И нигде не было чая лучше, чем в поезде. При огромном
дефиците продуктов в стране, только на железной дороге, только
совершая поездку в поезде, можно было выпить стакан индийско-
го чая!
Начало моего трудового пути на железной дороге совпало с
сильными морозами. На дворе стоял декабрь. Вагоны отаплива-
лись углём. Правда и сейчас на некоторых участках пути мало
что изменилось. Ещё в ходу тепловозы, и вагоны отапливаются
углём. Но, как отличается уголь тех давних годов от угля сегод-
няшнего. Только по одному виду угля все проводники могли чётко
определить степень загрузки топки, жизненно важного источника
тепла в вагоне. Уголь кузбасский, уголь донбасский, экибастуз-
ский, уголь, добытый в шахте или открытым способом. Уголь
кокс, предназначенный для доменных печей, но каким-то образом
попавший на железную дорогу, не дающий большого пламени,
но способный расплавить колосники. Уголь, на который, в его не-
прерывном горении можно было смотреть, не отрывая глаз. Это
сейчас невозможно очистить топку от шлака, чтобы не нахватать-
ся едкого дыма. Это сейчас приходится идти на любую хитрость,
чтобы заставить гореть непонятно откуда завезённый уголь.
Тогда горело всё, в том числе и люди, которые трудились на
железной дороге. «Горели» в труде, в своём стремлении помочь
пассажиру, чтобы поездка в поезде запомнилась надолго.

продожение следует