Один дома

Дмитрий Ансеров
Один дома

Д. Ансеров


         Посвящается моей бабушке Марии  Денисовне Маклаковой.  Самому дорогому мне человеку… Сейчас понимаю, что ей я многим обязан, включая и то, чего удалось достичь в жизни, несмотря на некоторые серьёзные разногласия,  которые  у нас с ней иногда возникали по поводу воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.


         Дело было в далёком 1966 году, мы тогда жили в Иркутске – папа, мама, бабушка - мать отца и я, мне десять лет и я ученик третьего класса.

          Папа инструктор в Иркутском Военном Авиационно-Техническом училище, мама – экономист в  строительном тресте, относящемся к лесной промышленности, а бабушка пенсионерка, 1894 года рождения, окончила гимназию, с правом преподавания некоторых предметов, поэтому некоторое время учительствовала в сельской школе до войны.

          В 1963 году все пошли учиться: отец и мама за высшим образованием в институты, соответственно на вечернее и заочное отделения, а я в школу, где первое полугодие наш класс учился в первую смену, а второе – во вторую. Поэтому, естественно, моим воспитанием и проверкой уроков, в основном, занималась бабушка.

          Замечу, что в первый класс я пришёл с некоторым  багажом:   умел читать, писать, считать и кое-что знал про страны, горы, моря, океаны и проч. Все, что давалось в школе, мне было понятно, но не интересно, я это уже знал, благодаря преждевременным стараниям бабушки.

          Началась учёба, вот тут бабуля оказалась в своей стихии. Стала проверять мои домашние задания. Всё бы ничего, вот только, требования у неё при проверке моих знаний были какими-то старорежимными. Если стих или отрывок на память, то обязательно с выражением, если параграф по природоведению, то близко к тексту, если прописи, то с обязательным нажимом на перо, где надо. А гулять когда?

       Вот интересно, через какое время, в этих условиях у вас бы пропала охота учиться?

        Не зная этих моих сложностей, ребята во дворе мне завидовали не потому, что я был всегда опрятен, а потому, что бабушка очень хорошо готовила, включая пирожки, блины, колдуны и прочие вкусности, требующие времени, чего не могли себе позволить работающие шесть дней в неделю родители других детей. Поэтому я не выходил на улицу с хлебом, на который был намазан маргарин, посыпанный сверху сахаром.

        До четвертого класса я был отличником. Видя, что учеба мне даётся,  бабушка решила сделать себе осенне-зимне-весенний отпуск и засобиралась навестить своих сестру и брата в Воронеже и с лёгким сердцем уехала больше, чем  на полгода.  Весной должна была вернуться, к нам и  к своей любимой цветочной клумбе, которая её стараниями была всегда красива, насыщена самыми разнообразными цветами и благоухала, как парикмахерская.

           Не скажу, что успеваемость моя существенно снизилась, а вот на прогулки времени  почему-то оставалось больше.

            С отличным табелем завершил первое полугодие, началось второе. В школу стали ходить во вторую смену, к двум часам дня, возвращались не поздно, в третьем классе в день было, как правило, всего четыре урока.

           Уроки старался делать с вечера по максимуму, мама проверяла письменные задания. Читал  устные с вечера, а утром лишь, повторял - ресурсов памяти хватало вполне. А дальше гоняли с ребятами до полвторого, потом быстренько перекусывал и в школу.

         Швейная машинка

           Однажды мама затеяла что-то шить, в своё время она окончила курсы кройки и шитья, папа достал из кладовки ручную швейную машинку.  Машинка была какая-то капризная, папа помогал маме настраивать её, сверяясь с инструкцией.

           Утром от нечего делать я решил попробовать сшить на ней что-нибудь простенькое.  Взял какой-то прямоугольный лоскут ткани, свернул его пополам, засунул под иглу и, придерживая его одной рукой, начал крутить ручку машинки.

            Получилось так, что мой указательный палец оказался не только проткнутым насквозь иглой, он совершил вместе с ней несколько возратнопоступательных  движений, пока крутилась по инерции ручка машинки. Мне было очень больно и страшно от того, что я не сумею освободиться. А освободиться, действительно, оказалось довольно сложно.

            Во первых,  надо было  превозмогая боль, прокрутить ручку машинки, чтобы игла заняла крайнее верхнее положение. Время было собираться в школу,  я торопился, поэтому это действие у меня получилось не сразу, а через несколько оборотов ручки.

            Во вторых я догадался подрезать ножницами нитку, которая прошила мне палец.

            В третьих надо было спустить палец вниз по поднятой вверх иголке, что тоже оказалось весьма болезненно.

            Наконец эта железная тварь меня отпустила!  Осматриваю многострадальный палец и вижу два отверстия, входное и выходное, на каждом капля крови, кость не задета, но палец свербит. 

             Думаю о том, каково быть мушкетёром или рыцарем, когда тебя проткнут шпагой?  Наверное еще хуже, если ты солдат и тебя насквозь прострелят пулей.

             Заливаю палец йодом и забинтовываю. Протираю от крови хромированную, с зубчиками площадку, которая находится под иглой машинки, закапываю поглубже в мусорное ведро своё несостоявшееся швейное изделие все в бурых пятнах и собираюсь в школу на занятия.

Бензопила

               Мы жили в четырёхэтажном  кирпичном доме на первом этаже, горячей воды в доме не было, были титаны, которые топились дровами. Дрова все покупали, кто где мог. Поскольку трест, где работала мама, относился к лесной промышленности, ей соответственно,  почти даром, привезли машину дров, но брёвна были полутораметровые. Одновременно привезли новенькую, в промасленной бумаге, бензопилу «Дружбу». Дрова разгрузили во дворе и сложили, теперь они дожидались, папу, который  должен был в  ближайшее воскресенье их распилить.

        На неделе, папа со своим товарищем, вынесли пилу на улицу и сверяясь с инструкцией, расконсервировали,  намешали бензина с маслом, заправили бак, запустили и  настроили, вот только цепь не одевали. А назавтра, как и всё время у меня вторая смена…

          Пила стояла на кухне. Я приглашаю своих верных друзей, показываю им агрегат, с третьего раза запускаю. Вот мы нагазовались!  Хорошо форточку не забыли открыть. Вечером, конечно, были ко мне вопросы, отчего такая вонь на кухне? Говорю, что от пилы, вон какая вонючая стоит.

Перочинный ножик

          Однажды, идя домой из школы в витрине промтоварного магазина увидел перочинный складной  нож, большой, однолезвийный, с жестяными ручками, почти такой, какой был у отца Гутиеры из известного фильма «Человек амфибия», вот и загорелось. Через недельку, подкопив деньжат, покупаю и не нарадуюсь, а вот заточка заводская не понравилась, непорядок.

           Достаю из ящика с инструментами брусок и в течение двух или трёх дней, каждую свободную минуту точу большое лезвие. Потом правлю на оселке.

           Как проверить свою работу? Очень просто! Выдираю из собственного чубчика несколько волос, выбираю тот, который подлиннее, зажимаю его между большим и указательным пальцами левой руки, а в правую беру нож. Делаю хороший замах ножом и опускаю лезвие на волос, вот только чуточку не попал. Лезвие на сантиметр входит в пальцы, зажимающие волос…

            Схема известная – останавливаю йодом кровь, а она не останавливается. Кое-как бинтую оба пальца, кровь проступает сквозь бинт. Затираю от бурых пятен пол, мою над раковиной нож,   оселок и собираюсь в школу. На свой новый ножичек почему-то не хочется смотреть.




Плот

        Пришла весна, пригрело солнышко, потекли ручьи. Вместе с весной пришли новые игры, как-то: пускание самодельных, сделанных из коры корабликов,  запуск в воздух, с помощью факела не длинной ручке, большой консервной банки, под которой в лунке с водой  булькал карбид, выковыривание и бросание в лужи кусочков розоватого  натрия из предварительно разрубленного пополам клапана от поршневого авиадвигателя с целью посмотреть, как этот кусочек будет с шипением метаться по поверхности воды, гореть и взрываться, если притопнуть его
сапогом.

         Напротив нашего дома,  через дорогу стоял такой же дом-его близнец. С нашей стороны придорожный кювет был ровненько обрамлён плитняком из песчаника, образуя канал, по которому весной талая вода организованно утекала в ливнёвку, выполненную в виде арки в фундаменте монументального кирпичного забора.

          А вот от дома напротив,  к такой же ливнёвке, было простое понижение местности, с перепадом до двух-трёх метров, там ливнёвка постоянно  забивалась мусором и образовывалось небольшое озеро.

          В один прекрасный  день там появился небольшой плот, рядом валялась длинная рейка.  Ребята давай с берега на него запрыгивать и по одному кататься. Дошла и до меня очередь. Кто-то приволок еще один шест и меня оттолкнули от берега подальше, а там оказалось глубоко, моя рейка до дна не доставала. С большим трудом, долго орудуя рейкой, как веслом удалось пристать к берегу в другом месте. Когда сходил на берег, плот накренился и я инстинктивно пошёл по плоту в сторону его поднимающейся части и спрыгнул.  Попал в бочажину и оказался по грудь  в ледяной воде.

          Бегом домой переодеваться, а тут и в школу пора – вторая смена. Всё бы ничего, только в школу пришлось идти в мокром пальто.


       Октябрь, 2018г. Подмосковье.