Велесова книга и божества Индии

Александр Захваткин
Читая «Велесову книгу», трудно отделаться от ощущения, что прикасаешься к истокам религиозного мировоззрения Индии, так часто там встречаются упоминания о божествах, символах и понятиях, которыми наполнены ведические тексты Древней Индии.


ТРИГЛАВ

В «Велесовой книге» читаем [1]:

     «Кто ищет путь свой к Богу, начни с поклона нашему Триглаву!»
     - так гимн начнём, который посвящаем Его Великой Славе.

***

     И тут же божественный Осва, яростно, быстро рождённый,
     Честью святою принявшей огнебожее семя Регала.
      Все это суть есть великая  - непознанной тайны Триглава.

***
     Молится Триглаву великий и малый.
     Ибо Триглав наш нас охраняет,
     быстро скача на коне, врагам пораженье творя.


Более имя Триглава на страницах «Велесовой книги» не встречается.

Приведённая информация позволяет понять место Триглава в славянском пантеоне. Он признается славянами высшим божеством, так как, начиная гимн другим божествам пантеона, волхвы предлагают поклониться Триглаву, который по сути своей вмещает в себя всех славянских божеств.

Триглав почитается славянами от «малых ногтей» и до Великих князей, так как он является главным защитником их этноса в «небесных сферах».

При этом Триглав всегда наполнен некой непознанной тайной, которая, по-видимому, может быть открыта через троицу: Осва-сын, Честь-мать, Регал-отец.

Следует отметить, что ни одна религия мира не знает божеств с такими именами. «Велесова книга» это единственное место, где они встречаются. Причём два из них Честь и Регал связаны с известными в славянском мире понятиями «честь» и «регалии», где слово «регалии» очевидно является синонимом слову «достоинство». Тогда «Осва» есть понятие, происходящее из соединения понятий «чести» и «достоинства», которое в современной интерпретации соответствует понятию «герой».

Таким образом, в славянском мировоззрении Триглав предстаёт источником справедливого героического воинства: «Ибо Триглав наш нас охраняет, быстро скача на коне, врагам пораженье творя.»

Следует также отметить, что о почитании Триглава у прибалтийских народов сообщает и Эббон Реймский (778 – 851), который называет его высшим богом в пантеоне прибалтийских божеств. При гаданиях вороного коня Триглава трижды водили через девять копий, положенных на землю, при этом идол имел на глазах повязку из золота.
Описанный обычай согласуется с функцией Триглава изложенной в «Велесовой книги» как божества военной демократии.

В индуизме мы встречаем такое теистическое понятие как «тримурти» объединяющее триаду: Вишна, Шива, Брама. При трансформации всего одной буквы «ш» в «в» индуистская триада превращается в славянское выражение: «Тримурти видна дива брама», которое в переводе на современный язык означает: «После трёх посмертных переходов увидишь дивные врата», что коррелируется с мировоззрением «Велесовой книги», где в частности читаем:

     Павшему на поле брани Перуница даёт испить воду живую,
     и выпивший её идёт во Сваргу на белом коне.
     А там встречает его Перунько и ведёт в благие свои чертоги,
     в коих пребывает (вновь прибывший) некоторое время,
     пока не достанет себе нового тела.
     И так живёт он радуясь присно,
     молитвы творя по нам во веки веков.

     В ночи  ведёт нас Велес
     во Сварге по молоку небесному,
     до чертогов своих.
     И к заре мы доходим до врат их и там ждём,
     чтобы начать молебны песни,
     в коих хвалим мы храм его, что блестит огнями многими,
     стоя пред ним как агнецы чистые.
     Славим Велеса мы от века до века.

     Сварога - божественного старца - восхвалим,
     ожидая его благих вестей.
     Он старший в божественном роду,
     а так же Он - неиссякаемый источник вечной жизни
     для всех живущих ныне на земле, что вытекает  год из года
     от врат сияющих чертог великой Матери славян,
     вода которого не мёрзнет и зимней стужей,
     оставаясь живительной для пьющего её!
     Наполнись же Его живительною силой
     пока не перешёл, влекомый ясным Светом,
     в Его божественные райские луга!

Итак, мы видим, что славянское воззрение на сияющие чертоги, которые встречает славянин после смерти полностью коррелируется с понятием «тримурти» в славянском прочтении. Индуистская традиция не сохранила изначального содержания этого понятия, но сохранила почтительное отношение как к некоему божественному откровению, трансформировав его уже под своё мировоззрение, где «тримурти» персонифицировано в три неразрывно связанных между собой божественных образа как в Триглаве. При этом Брама рассматривается как творец мира, Вишну - его хранитель, Шива – разрушитель, что является отголоском славянского понимания Триглава как покровителя военной демократии: творца этноса (мира), его хранителя и разрушителя врагов.

В дальнейшем идея триады «тримурти» была воспринята буддизмом виде «трикая» - трёх уровней просветления, которые в последствие получили свои персонификации: ади-будды, дхьяни-будды, бодхисатвы.

В христианстве божественная триада представлена святой троицей: Отец-бог, Сын-бог и Святой Дух.

Таким образом, мы видим, что в отличие от других более поздних религий в славянском теизме трехчленность выступает в виде Освы, Чести и Регалы, которые отождествляют собой мировозренческие традиции военной демократии. От всех последующих религий эта мировозренческая основа была скрыта и в них трехчленность уже выступает исключительно как персонификация образов загробного мира. Такая последовательность трансформации образов однозначно указывает на славянский теизм в качестве первоисточника этих религиозных взглядов, так как основой любого мифологического мышления выступают реальные социальные отношения в обществе.


ИНДРА

     В «Велесовой книге» читаем:

     Индра дом свой над нами сотворил,
     да святится имя его - Индра!
     Бог этот принёс нас в благие места.
     Он бог знающий Веды.
     Так воспоём о делах его благих.
    
     Там Магура поёт песни свои к сече.
     Да вещает она правду ярую (о жизни) нашей до полуночи.
     Птица эта от Индры пришла к нам.
     Да пребудет Индра во веки веков,
     Тот самый Индра, что начинает все брани в Паруни.
     Думаем мы в Ясуне о том, что идёт за нами Индра,
     как шёл за отцами нашими до Трояновой земли.

***

И тут пришёл Индра к нам,
чтобы мы сохранили силу свою до штурма
и стали твёрже, чтобы войско наше ободрить,
ибо сила божеская с нами.
(Поэтому) не будем вытеснены (мы) с поля (брани).

***

Ныне Сурож огречился и не будет более он русским.
(Ныне) там боги греческие ступают (по земле нашей).
А мы там не можем унять скорбь нашу,
ибо побеждены иным (племенем) завладевшим (Сурожем).
Но повёл нас Сын Света - Индра во тьме.
И получили мы от него помощь.
Дал он нам твёрдость и крепость,
чтобы враги (наши) смогли их отведать,
и (понять, что есть) истина.


Таким образом, мы видим Индру в качестве покровителя славянских воинов, который готовит их к битве, укрепляет их дух и указывает им путь к победам над врагами.
Рядом с Индрой мы встречаем такие понятия как: «Магура», «Парунь», «Ясунь», «Троянова земля» [2].

Имя богини Магура нигде кроме «Велесовой книги» не встречается. Некоторые исследователи отождествляют её с Перуницей, которая даёт воинам живой воды, и провожает их в загробный мир. Полагаю, что такое отождествление не корректно, так как данные персонажи выполняют совершенно разные функции: Магура призывает к сече, а Перуница провожает погибших.
В этих ипостасях Магура может рассматриваться как женский образ Индры.
Имя «Магула» может рассматриваться как производное от слов «маг» (волшебник, кудесник, чародей) и «уловляти» (охотиться). В этом смысле «Магула» может означать «магическая охота» или «небесная покровительница воинов», что собственно и отождествляет её с Индрой.
Таким образом, мы видим, что в славянском теизме Индра выступает в двух ипостасях женском и мужском, что хорошо коррелируется с исторически известными фактами, во-первых, о скифских амазонках, а во-вторых, с индуистской легендой о разрушении Индрой устоев матриархата. То есть, в соотношении Индра – Магура, матриархат теряет своё первенство и на историческую арену выходит патриархат.

В индуизме Индра воплощает, прежде всего, воинскую функцию. Он рождён для битв, мужествен, воинственен, победоносен; он - бог битвы, участвует в многочисленных сражениях против демонов или против чуждых ариям племён. Индра сокрушает крепости, разбивает их, захватывает и распределяет трофеи. Но его функции в индуизме значительно шире чем в славянском теизме, там он связан и с плодородием. Он приносит процветание, урожай, долголетие, мужскую силу, богатства, скот. По отношению к человеку, к ариям в особенности, он дружелюбен, щедр и благ, всегда готов прийти на помощь. Неоднократно подчёркивается роль Индры как вдохновителя певцов. Таким образом, семантическое поле Индры в индуизме значительно шире, что указывает на славянский теизм как источник этого понятия в индуизме.
Очень интересна ситуация с проникновением Индры в западном направлении. Так, в нуристанской мифологии кафиров, населяющих область северо-восточного Афганистана - Нуристан (иран. «страна света»), говорящих на кафирских языках (индоиранская группа) Индра теряет свою воинственность и превращается в виночерпия. Лишь в Южном Нуристане, он сохранял первенство верховного божества.
Такая трансформация говорит о том, что понятие «Индра» не могло попасть в славянскую среду через иранское направление вместе с распространением индоевропейского языка в современной лингвистической концепции, а наоборот попало на Индостан благодаря непосредственным носителям славянского языка при их миграции с севера на юг ориентировочно в четвёртом тысячелетии до н.э.

Понятие «Парунь» нигде кроме «Велесовой книги» не встречается, в том числе и в индуизме. Второй раз это слово встречается в «Велесовой книге» в следующем абзаце:

От глаз бесноватых скрывая наши молебны богам,
трижды возносим в Паруни славу (мы) нашему Богу!

Таким образом, из контекста повествования можно сделать вывод, что Парунь является синонимом слова «Сварга», о которой речь пойдёт ниже.


Понятие «Ясунь» известно только в чешской мифологии, где оно под именем «Ясонь» (Хасонь) является синонимом понятию «Белобог». В «Велесовой книге» оно трактуется несколько по-иному:

Если русич умрёт, то к Сварожьим лугам отойдя,
он услышит торжественный глас Перуницы:
 «То никто иной - русский воин пришёл,
    он ни грек, ни варяг,
    он родович славянского славного рода.
    Но поскольку вы в войске Ясуни,
     вы совсем не такие как греки,
     вы имеете славу иную.
     Вы дойдя до нашего Ирия,
     здесь цветы увидите чудные,
     и деревья, а также луга.

***
         
     Рано или поздно, но приходит последний час,
     и пусть тогда сила наша
     перейдёт в степи солнечной Матери Сва.
     Крылья свои распускает она в разные стороны
     пролетая над полем,
     где тела рассечённые воинов (лежат),
     и тогда головы их на плечах
     в венце славном (остаются) в Ясуне,
     так как не лишились они их в сече.
     Головы свои (сохранили) в Ясуни,
     коли уберегли их до этого дня.

***

     И Матерь-Сва крылами бьёт.
     Идём мы под наши стяги,
     и это - стяги Ясуни!

***
 
     Озарение снизойдёт на молящегося,
     ибо мудрость великая Перуна
     смоет пелену с души его.
     И когда отчаяние толкает нас,
     забыв Ясунь, на луга небесной Сварги,
     Ты о великий Боже, удерживаешь нас.
     А забывшихся, Ты заставляешь опомниться
     и громом гремишь.

Таким образом, Ясунь не является в полном смысле тождественным Ирию (раю). В трактовке «Велесовой книге» Ясунь является небесной областью воинской чести. И хотя об этом прямо не сказано, но из контекста повествования можно сделать вывод, что это место обитания Освы, Чести и Регала, т.е. Триглава. Иными словами, это не просто Ирий, а Ирий более высокой нравственной чистоты и достоинства, доступный лишь павшим при защите отечества, поэтому её упоминание в связке с Индрой ещё более подчёркивает его покровительственную функцию славянскому воинству, что в период военной демократии имело первостепенное значение.


МАТЕРЬ СВА И СВАРГА

Матерь Сва предстаёт в повествовании «Велесовой книги» прекрасной птицей живущей в Ясуне:

     И вот Матерь-Сва бьёт крылами
     по бокам своим с двух сторон,
     как в огне вся сияя светом.
     Перья радугой Её сверкают -
     красные, синие, жёлтые, зелёные,
     золотые, белые и серебристые.
     И свет Её божественный мудр,
     также как свет Царь-Солнца,
     когда летает она в Ясуни.
     И сиянье Её красоты седьмой
     нам завещано от наших богов.
     И Перун увидев Её
     возгремел громами в Ясуни и Сварге небесной.

Сварга же в свою очередь трактуется в «Велесовой книге» как потусторонний мир, куда уходят славяне после смерти и часто используется как синоним слову «Ясунь». Сварга отождествляется со «сворожьми лугами», т.е. областью, где обитает Сварог:

     Здесь вы будете ставить снопы,
     на полях и на жатве трудиться,
     да ячмень полоть и пшено собирать
     в Сварога нашего закрома.
     Но богатство то вовсе иное!
     На земле вы были во прахе,
     и в болезнях все, и в страданиях,
     ныне настанут же ваши мирные дни навечно.

В индуизме Сварга – это рай Индры расположенный на вершине горы Меру в антарикше. После смерти сюда попадают храбрые воины, павшие на поле битвы. Они наслаждаются жизнью в Сварге до тех пор, пока не придёт срок их новому рождению на земле.

Здесь мы видим несколько иную трактовку места обитания Индры. Если в славянском теизме Индра обитает в Ясуне, а Сварга это область обитания Сварога, то в индуизме эта схема упрощается. Понятие Сварог и Ясунь исчезают и Индра соответственно переселяется в Сваргу.
Именно это упрощение теистической конструкции до «Индра – Сварга» и указывает на славянский теизм как источник индуизма, где эта конструкция имеет более сложный вид «Индра – Ясунь – Сварга – Сварог»

Другим отзвуком корня «сва» в индуизме мы видим понятие «свастика» [3] означающим символ счастья и благополучия. Изображается он в виде креста с загнутыми (под углом или овально) концами. В традиционной индийской культуре, толкуется как солярный символ, знак света и щедрости.
 
И опять мы сталкиваемся с упрощением образов славянского теизма, в данном случае, до уровня символизма, когда понятия матери покровительницы и солнца объединяются в один символ.

Следует отметить, что индуская свастика соответствует славянскому символу «коловрат» - вращающееся огненное колесо.

С санскрита корень «сва» дословно переводится как «свой», «мой», «твой», «я», «собственный», а слова «сварга» как «небесный», «небо», «ведущий на небо».

СУРЬЯ

О сурье «Велесова книга» сообщает следующее:

     Снизойди благодатью своей, о Великий Боже! (Перун)
     Ты даёшь нам испить Сурью - напиток богов.

***

     Молим мы Велеса, Отца нашего,
     чтобы пришпорил он в небе коней суражевых,
     и на них взошла бы Сурья вечная,
     золотые колеса вращая.
     Ибо есть она наше Солнце,
     озаряющее дома наши.
     Перед ликом его бледен свет очагов наших.

***

     Дажьбоговы внуки - любимцы богов,
     божественный плуг в деснице держа,
     поем славу Сурье,
     не забывая о ней до вечера.
     Пять раз в день мы славим богов,
     и Сурью пьём в знак благости и общности с богами,
     которые во Сварге также пьют за наше счастье.

    (В обычае нашем) Сурью пить,
     напиток во славу (богов наших), пять раз в день,
     огонь извлекать от Дуба и так у Снопа величать
     и говорить хвалу (богам нашим),
     ибо мы Дажьбоговы внуки
     и не можем не желать славы нашей.
    
***

     Поем мы славу божественной Сурье,
     и конь Её златой несётся в небесах.
     Когда Сурья сияет, поем хвалу богам.
     Перед алтарём Перуна особо,
     ибо предрекает Он гибель врагам нашим.

***

     Славу великую Хорсу златорунному вознесём,
     вращающему нашу Сурью,
     пьём которую мы до вечера.

***

     От Сварожича получил он (Квасура) божественной поучение,
     как приготовлять квасуру, называемую нынче Сурья.
     И произошло это на нашем Радогоще.

***

     Идя трудиться мы всякий раз мольбы творим,
     и Сурью пьём, которую имеем с прежних времен, по пять раз в день.
     И хвалим Богов наших на Радогоще своём.
     Так как Сурья это молоко наше, и пропитание наше и корм,
     идёт который к нам от коровы, и тем живём.
     Травы злачные варим в молоке, а потом каждый пьёт сою часть.
     Потому трава зелёная - что это знак божеский.
     И поэтому мы её собираем в кувшины глиняные для осуривания,
     чтобы затем на собраниях наших пить (Сурью)
     во здравие богов наших, (глядящих на нас) из Сварги мерцающей,
     и жертву творить отцу нашему Дажьбогу.

***
   
     Оставляем на Солнце молоко наше с травами,
     а ночью соберем для него специальные соцветия,
     как о том говорили нам наши праотцы.
     А затем дадим осуриться /забродить/ в три дня.
     И пять раз в день во славу богов пить станем.
     В этом есть наше древнее почитание богов наших,
     для этого дружно мы Сурью потребляем,
     и потребление это укрепляет связь нашу с богами.


Таким образом, мы видим, что славяне понимали «сурью» в двух ипостасях как напиток и как солнце.

В индуизме Сурья является персонификацией солнечного божества. Изображается в виде птицы. Основное действие Сурьи изливание света, сияния, им он озаряет мир и разгоняет тьму, болезни, врагов. Так же Сурья рассматривается в индуизме и как дочь солнечного божества Сурьи или Савитара. При этом понятие «Савитар» используется как синоним «Сурьи». В связи с эти нельзя не отметит его близкородственное звучание со славянским божеством «Святовит» (Свентовит). Таким образом, мы видим расширение семантического поля данного теистического термина до двух ипостасей мужского и женского начала и слияние с другим теистическим образом.
Как уже отмечалось ранее расширение семантического поля той или иной фонемы указывает на трансформацию некой первичной фонемы с более узким семантическим полем, что собственно мы и видим при переходе от славянского понятия «Сурьи» к индуистскому, следовательно, в этом случае славянский теизм выступает первичным источником для индуизма.

Следует отметить, что индуистский мифологический термин «Сурья» является произвольным толкованием слова «сура», которое в буквальном смысле означает бог, божество и не имеет какой либо смысловой связи с понятием солнца. Очевидно, переводчики индусских текстов использовали возможности русского языка, чтобы отделить теистическое понимания солнца, от других божественных сущностей.
На это собственно указывает семантическое поле слова «сура», которое используется в словах, включающих в себя такие понятия как: радуга, благоухающий, весна, апсара (божественная красавица), асуры (небоги, демоны), но среди них не встречается слово «солнце», что довольно странно, если рассматривать его как персонификацию солнечного божества.

В индуизме аналогом славянского слова «сурья», в его смысловом значении хмельного напитка, является слова «сура» означающее хмельной божественный напиток. [4]

КАРНА

О Карне в «Велесовой книге» сообщается следующее:

     Карна же плачет о тех мёртвых,
     что встали на тропу божественную и умерли.

***
     На земли наши сушь надвигается быстро из края чужого.
     Днём расстилаясь над ней суховеем,
     ночью же Патер Дый её побеждает,
     дождём низвергаясь на землю,
     в тлен суховей превращая.
     Наши молитвы богам тому помогают,
     поэтому Желя и Карна к нам не идут,
     а сидят средь богов перед Сваргом,
     Тот же одевши руки свои в рукавицы
     повелевает дождю течь на пашни наши.


Таким образом, в повествовании «Велесовой книги» Карна предстаёт перед нами в образе плакальщицы по умершим. В русской традиции институт профессиональных плакальщиц на похоронах сохранялся вплоть до начало 20 века. В этом обряде сохранялась традиция обращения к богине Карне о проводах покойника в потусторонний мир.

В индуистской мифологии Карна превращается в смертного героя древнеиндийского эпоса «Махабхарата», в образе внебрачного сына матери пандавов [5] Кунти и бога солнца Сурьи. Никакими своими божественными способностями, кроме рождения, эпосом не отмечен, если не считать врождённую неуязвимость для оружия его врагов, но с которой он расстался по просьбе Индры.
Как видим в данном случае скорее можно говорить о случайном совпадении, чем о преемственности теистических образов.

Но в мировоззрении индусов одно из центральных мест занимает понятие «карма» фонетически созвучное славянскому теистическому образу «Карна». Но если Карна в славянской мифологии это всего лишь плакальщица, и мы ни с какой другой её функцией не встречаемся, то в индуизме «карма» приобретает значение совокупности всех добрых и дурных дел, совершённых индивидуумом в предыдущих существованиях и определяющих его судьбу в последующих. В индуизме понятие «карма» восходит к весьма архаическим представлениям ведической традиции о посмертной судьбе человека: «пути богов» или «пути предков», связанном с поведением его при жизни и соответственно определяющем невозвращение или возвращение к земному существованию в том или ином облике. Именно это толкование сближает эти два понятия: славянскую «Карну» и индуистскую «карму».

У нас, к сожалению, нет данных о внутренней теистической сути славянского божества «Карна», но можно предположить, что оно выполняло не только функцию плакальщицы, но и определяло посмертное существование усопшего. Тогда в этом смысле можно рассматривать его трансформацию в индуистское понятие «карма», которое в санскрите дословно означает «обряд», «ритуал», что логически сближает его со славянской «Карной».

Заканчивая обзор соотношения славянских теистических образов с индуистскими, необходимо обратить внимание на такое божество как Мокошь, которое в «Велесовой книге» не упоминается ни разу. Что весьма странно, так как по сообщению «Повести временных лет» её идол стоял в Киеве рядом с другими известными славянскими божествами.

Если, как считают представители официальной науки, «Велесова книга» фальшивка, то её создатель не мог этого не знать, и, сообщая нам в ней обо всех известных божествах славян, не мог пройти мимо Мокоши, но, тем не менее, её там нет. Поэтому именно её отсутствие в этом источнике говорит о его подлинности. При этом остаётся открытым вопрос, почему волхвы обошли это божество своим вниманием.

Можно предположить, что это каким-то образом связано с тем, что ему нет соответствия в индуской мифологии, что означает более позднее его происхождение.

Возможно, относительно этого божества в среде волхвов шли теистические споры и те, кто писал «Велесову книгу» были против, по неизвестным причинам, введения Мокоши в славянский пантеон. Очевидно, помешать сторонникам Владимира они не могли, но в своих письменах её имя табуировали. Очевидно, это был своеобразный молчаливый протест, потому что невозможно представить, что о ней просто забыли.



[1] Здесь и далее цитаты приводятся по тексту «Велесовой книги» в разделе «Велесова книга».

[2] «Троянова земля» - земля, находившаяся за «Змиевыми валами», земляным укреплением, проходившим по дуге Житомир – Корсунь-Шевченковский – Лубны, где происходило противостояние Македонской империи с южными славянами в период 4 – 2 в. до н.э. Названа так по имени князя Трояна запомнившегося потомкам легендарной продолжительностью жизни. Впоследствии в обиход вошло выражение «троянов век» продолжительностью в 200 лет. В частности в «Слове о полку Игореве» сказано:
«На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, ему милой.»
Всеслав Бряславович Полоцкий (1029 – 1101).
Седьмой век это интервал 1200 – 1400 лет, то есть, начало трояновых веков приходится на 350 – 150 гг. до н.э., когда начинается обострение отношений южных славян с Македонской империей и активизация греческой экспансии в Азовском море.

[3] Название «свастика» ввёл в обращение французский учёный Эжен Бурнуф не позже 1852 г. В самой Индии этот символ не имел соответствующего названия и воспринимался как символ «благосостояния» или «благополучия».

[4] Вполне можно предположить, что известное сегодня всем слово «ура» имеет тоже происхождение.
Славяне пили сурью по пять раз в день и возносили хвалы своим богам, что вполне могло обозначаться словом «ура». И хотя в «Велесовой книге» оно ни разу не упоминается, полностью исключать эту версию нельзя. Так в «Слове о полку Игореве» говорится: «Се урим кричат под саблями половецкими», а автор «Слова» очень хорошо владел дохристианской лексикой, где очевидно это слово было в обиходе.

[5] Воины-братья, сыновья царя Панду, правившего в Хастинапуре и его двух жён Кунти и Мадри: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева (близнецы).