Бальзам для усталых душ природа у Вордсворта

Инквизитор Эйзенхорн 2
БАЛЬЗАМ ДЛЯ УСТАЛЫХ ДУШ: ПРИРОДА У ВОРДСВОРТА
Ф.С.Хан
C cокращениями

Век Вордсворта был очень похож на наш. Во время своего визита в так называемый цивилизованный мир поэт обнаружил, что человек стал безразличным к своему окружению. В материалистическом мире все стало покупаться и продаваться за деньги, даже духовные ценности были конвертированы в наличные. Преследование богатства превалировало повсюду, и человек был совершенно не осведомлен о  духовной стороне существования. Сам Вордсворт испытывал общую неприязнь в этой атмосфере безразличия. Он обнаружил, что тривиальности городской жизни могут сделать человека пассивным и слабым. Идеальный человек Вордсворта не пассивен и не безразличен к своему окружению. Он социален и желает служить обществу, посвящая себя ему. Вордсворт хотел, чтобы человек придерживался идеалов дружбы, братства и взаимного служения в жизни. Он рассматривал человека как посланника Бога на земле. Стремясь к власти, французские революционеры растоптали все нравственные и этические ценности, и Вордсворт шарахнулся от них. В идеале сообщество одного человека уважает другого. Для Вордсворта гуманизм основан главным образом на двух принципах - уважения к человеку и реализации позиции и места человека. В то же время Вордсворт поднял лозунг обращения к природе, ибо природа научила его смотреть на мир с чувством братской любви к "скромным и тихим вещам этого прекрасного мира".
Вордсворт видел Божественный Дух во всех объектах природы и надеялся, что вера в этот Дух может выявить идеальную природу человека. Он считается поэтом природы, и он рассматривает природу как вдохновение, ступеньку к пониманию жизни и осознание силы человеческой души. Решения, которые он нашел для проблем жизни, пришли к нему через природу /.../
 
В предисловии к первому изданию "Лирических баллад" Вордсворт сообщает читателю, что темы этого цикла его стихов можно найти в каждом предмете, который может заинтересовать человеческий разум. "Он поощрял читателей не ограничиваться стандартными идеями поэзии, а скорее «спрашивать себя, насколько они содержат естественное разграничение человеческих страстей, персонажей и интересов" (цит. по (1)). Вордсворт сосредоточился на обычных, простых и первичных чувствах и эмоциях сердца. Он включил в свою поэзию элемент природы и ландшафта для освещения проблем и страдания человека, а также как источник воспитания, удовольствия и духовности человечества.
После того, как в мире бедствий Вордсворт приходит к выводу, что духовное назидание человека не будет возможно в повседневной жизни городов, среди нервирующих порывистых звуков и тревог, но лишь в тихом, неспешном времени, где красота природы простирала космический взгляд на вселенную и взращивала утешение и просветление души. В окружении природы человек может обнаружить свою человечечскую сущность и духовное возвышение, ведя простую жизнь в постоянном общении с природой. Поэзия Вордсворта - поэзия самоанализа, исследования и самосознания.
Вордсворт был вдохновлен рвением к искуплению и избавлению человека. Он боролся против тех сил материализма, которые сделали его жизнь такой уродливой. Он был менее обеспокоен достижением метафизического мира и больше беспокоился о благоустройстве мира  конкретного. Он сделал вывод, что потерянный Рай никогда не может быть восстановлен, и его мысль может порождать пассивность. Вордсворт решил изображать в своей поэзии не потерянные небеса, а прекрасный мир будущего, который был достигнут через нравственное возвышение человека.
Эпоха, в которую жил Вордсворт, была эпохой революций. В 1776 году американцы объявили независимость от Англии. Во Франции падение Бастилии привело к многолетней кровавой борьбе за "свободу, равенство и братство". Позже «царство террора» и его последствия оказали сильное влияние на европейское сообщество. Вордсворт сначала рассматривал революцию как наступление золотого века. Но когда из этого ничего не вышло, и особенно после террора, Вордсворт отходит от своей надежды на изменение мира политическими средствами с целью улучшить жизнь людей и  переделать общество. Он полагает, что земной рай может быть достигнут, но не через социальные или политические средства, а через переплетение человека и природы.
Во времена Вордсворта Британия переживала период бурных социальных перемен. Это вынудило человека переоценить себя заново как физическое и моральное существо. Это было время развития и экспериментов, а также нищеты, мрачных трущоб и эксплуатации людей на износ. Англия становилась все более городской из-за текстильной, угольной, горнодобывающей и металлургической промышленности. Промышленная революция создала плачевные условия жизни в стране. Переполненность городов в результате перемещения населения из сельских районов в города и увеличение числа иммигрантов привели к болезням и голоду для тысяч рабочих, добавляя к страданиям масс, которые и так использовались в качестве топлива для промышленной машины. Одним из самых разрушительных последствий было разделение между бедными и богатыми. С появлением мощного ткацкого станка появилась безработица. Превышение предложения рабочей силы привело к снижению заработной платы. Владельцы фабрик становились богаче, и они прилагали все усилия, чтобы поднять их производство и сократить заработную плату своих сотрудников. Целые семьи от детей до стариков пытались устроиться на заводы, чтобы выжить. В таких промышленных центрах, как Лондон и Манчестер, производители широко использовали детский труд, и дети работали длинный день за ничтожное жалованье.
В литературе именно в этот период появилось романтическое движение. Писатели и поэты задавали вопросы, откликались на цепочки событий, которые переживалр европейское общество со времен Французской революции. Такие интеллектуалы, как Берк, Томас Пейн, Уильям Годвин, Руссо и многие другие, повлияли на работы романтических писателей и художников. Они поощряли их самих и обычного человека к свежему взгляду на себя как на социальное существо и на природу как источник вдохновения. Райдер в книге "Вордсворт и начало современной поэзии" пишет: "Поэты от Мильтона до Вордсворта создали впечатление, что человек не в состоянии освободиться... То, что произошло после Донна, было не усилением чувствительности, а подавлением чувств. Похоже, это характеристика большей части поэзии, написанной между «Потерянным раем» (1674) и "Лирическими балладами" (1798)". "Поэзия Поупа - это поэзия статичного мира, поэтому его стихи порой кажутся пустыми и холодноватыми". "Наибольшую перемену в английской поэзии после Шекспира вызвал Вордсворт... Степень, в которой чувство было подавлено, откликнулась энергией, с которой поэты после Вордсворта настаивают на том, чтобы рассказать нам, что они чувствуют, но в то же время проанализировать это. Их акцент делается на настроениях" (2). Поэты и художники пытались оторваться от традиций и сложившихся обычаев. Они экспериментировали со своими идеями и пропагандировал интеллектуальную и эмоциональную свободу.
В Англии романтическое движение возникло и развивалось в руках таких поэтов, как Вордсворт, Кольридж, Шелли, Китс, Байрон и т.д. Шелли в "Оде западному ветру" раскрывает свою страсть к возрождению человечества и созданию нового миропорядка. Он хочет, чтобы "западный ветер" уничтожил старый порядок вещей, потому что "тяжелый маятник" уже склонился над человечеством. Он хочет также, чтобы этот западный ветер использовал его в качестве лиры, чтобы проповедовать новые идеи, создавая новую эру мира и счастья. Даже Китс не может избежать реальности мира, где

волненье, лихорадка,
 Стенанья, жалобы земной тщеты;
Где седина касается волос,
Где юность иссыхает от невзгод,
Где каждый помысел - родник печали,
Что полон тяжких слез;
Где красота не доле дня живет
И где любовь навеки развенчали.

"Ода соловью"

Китс в "Оде" создает два совершенно разных мира и представляет их как контраст друг другу, чтобы усилить "озноб и ласку" в реальном мире. Крепко стоя на земле в мире страданий, он разделяет вечную радость мира соловья или идеального мира.
Романтики не были эскапистами или мечтателями, они были гуманистами и гуманитариями. Они прекрасно знали, что они являются членами человеческого сообщества, и внесли свой вклад в благосостояние человечества. Они мужественно столкнулись с горькими реалиями своей эпохи и предлагали свои решения проблем. У них был сильный дух восстания против развращенного общества и власти. Они отказались примириться с коррумпированной социальной системой. Кольридж в одной из своих лекций говорит: "Если эта грязная измена величию человека, если эта хула против Божьего добра появляются среди нас, я заявляю протест. И если наши законы, а также наша религия будут профанированы, то как христианин я считаю, что это хуже, чем языческая тьма. И если меч, который пока еще обходил нас, будет занесен над головой Свободы, как британец, я протестую против рабства! Пока это еще законно среди тех, кто творит беззаконие, я, как дитя мира, протестую против гражданской войны! Это краткий момент, когда Свобода умоляет на коленях: мы присоединимся к ее заявлениям, чтобы, пока все не стало ужасным, вырвать меч из рук ее беспощадного врага (цит. по: Dickinson 1974, 224) (3).
Романтики с их склонностью к фронде против власти были по природе радикалами, реформаторами и даже революционерами. Романтические идеи существовали еще до романтического движения XIX в. и были отражены в работах Платона, Томаса Мора, Монтеня, Уильяма Шекспира и Руссо. Все эти авторы сосредоточили свое внимание на стремлении к лучшему миру. Их видение идеального мира служило им мерой, которой они измеряли и оценивали реальный мир и пытались его реформировать. "Государство" Платона было занято темой поиска справедливости. В его идеальном государстве жизнь руководствуется высокоморальным поведением. Правители - это опекуны, которые ведут общественные дела для воспитания нации. Сама идея идеального общества и государства стремилась к жизни, свободной от стрессов утилитарных цивилизаций. Такие композиции обычно отражают неудовлетворенность писателя вещами как они есть.
Мышление Возрождения претендовало (ЛОЖНО! - Пер.) освободить европейский мир из тьмы средневековья. Оно бросило вызов догмам и оценило жизнь в этом мире как возможность и обязательство. Ученые пропагандировали ценность личности и достоинства человека. В "Утопии" Мор критикует суровое правосудие, преобладающее в его время. Он утверждает, что преступление как таковое является результатом извращенного общественного порядка. Вместо наказания за преступление государство должно исправить те злоупотребления в обществе, которые его вызывают. "Утопия" Мора - это идеал поистине христианской жизни, без всякой коррупции и неравенства, царящих в обществе писателя.
Подобным же образом в романтических комедиях Шекспира побег из города в мир природы показывает контраст между миром двора и более простой и счастливой жизнью пастухов. В "Как вам это понравится" Амьен поет в лесу Ардена:
       
         Потому что теперь для любви торжество
                Превосходной весенней порою,
                Этой общею брачной порою,
                Когда птицы поют: трала-ла, трала-ла,
                Всем влюбленным весна дорога и мила!

В «Буре» Гонсало излагает свою схему для нового и лучшего общества:

Устроил бы я в этом государстве
           Иначе все, чем принято у нас.
      Я отменил бы всякую торговлю.
      Чиновников, судей я упразднил бы,
      Науками никто б не занимался,
      Я б уничтожил бедность и богатство,
      Здесь не было бы ни рабов, ни слуг,
      Ни виноградарей, ни землепашцев,
      Ни прав наследственных, ни договоров,
      Ни огораживания земель.
      Никто бы не трудился: ни мужчины,
      Ни женщины. Не ведали бы люди
      Металлов, хлеба, масла и вина,
      Но были бы чисты. Никто над ними
      Не властвовал бы...

В эпоху Возрождения фигура благородного дикаря была воспринята как упрек европейской цивилизации. Монтень в одном из своих сочинений описывает народ Тупинамбы из Бразилии, который питается телами своих убитых врагов, и для него это вопрос чести. Он считал европейцев более варварскими, потому что они сжигали друг друга живыми за несогласие с религией. Идея идеального общества или "дивного нового мира" не предполагает бегства, но требует упрощения личной и социальной жизни.
Александер Поуп в "Опыте о человеке" изображает американского индейца, который менее цивилизован, чем его братья европейцы, но он более удовлетворен жизнью и морально силен. Он говорит:

                Индеец бедный Бога в облаках
                Находит и в чуть слышных ветерках;
                Он гордою наукой не прельщен,
                Блужданьем неземным не совращен;
                Однако же знаком он с небесами,
                Которые за ближними лесами;
                Отрадный мир без горя и тревог,
                Какой-нибудь счастливый островок,
                Где скромный рай рабам усталым дан,
                Где не грозит им алчность христиан;
                Индейцу ангельских не надо крыл,
                Остаться хочет он таким, как был,
                Но верит, что возьмет на небеса
                Он своего охотничьего пса. 4

Жан Жак Руссо настаивал на том, что у человека есть потенциал для добра, но цивилизация развратила его. Он верил в врожденную доброту человечества. В "Эмиле" он начинает образование Эмиля не в дыму Парижа, но среди чистоты и звуков деревни. Он выступал за обращение к простоте природы в политике, религии, образовании и жизни в целом, и считал, что чаще всего человек страдает от излишеств в культуре и усложнений цивилизации.
Вордсворт как поэт реакции на разложение европейского общества заявляет, что деревенский человек является его идеалом. Он решил заняться жизнью коттежей и сел, существующих в непосредственной близости от природы как предмета его поэзии, а не политиков и государственных деятелей, опьяненных славой и властью. Для Вордсворта природа предполагает отношения и взаимодействие между умом и миром, природой и Духом, Который пребывает во всех объектах природы. Для Вордсворта Бог существует в Природе. Он секуляризирует Бога и воспринимает Его во всех природных вещах. Природа больше не является просто ландшафтом, она означает жизнь, которая органично переплетена со всем сущим. Это помогает человеку пробудить в нем силы, такие, как его сила воображения. И это воображение помогает ему не избегать мира, а погружаться в него, а затем ведет его к истине, или Вечному Присутствию. Человек является частью этого Духа Природы.
Вордсворт жил в Лондоне в течение нескольких месяцев, «в одинокой комнате среди шума города", в борьбе с "насмешками эгоистов" и в тоске повседневной жизни ("Аббатство Тинтерн"). Он подчеркивает, что чем дальше отходит человек от природы, тем больше он деградирует. В окружении природы «основные аффекты сердца» очищены и «они находят лучшую почву, в которой они могут достичь зрелости». Поэт утверждает, что урбанизация затупила "рассуждающие силы ума" и "свела его к состоянию почти дикого оцепенения". В сонете "Мир слишком с нами" Вордсворт сетует, что "получая и расходуя, мы откладываем наши силы и отдаем наши сердца".  Прогресс индустриализации породил тщеславие и разврат во всем высшем классе.
Таким образом, стихи Вордсворта превозносят деревенскую жизнь, а не город, потому что в сельской природе человеческие страсти "соединены с прекрасными и постоянными формами Природы" (Предисловие к "Лирическим балладам"). Вордсворт подчеркнул моральную сторону своих деревенских персонажей и извлек уроки из их морали и мудрости. Он поэт, который, облагораживая деревенского человека, проповедует, что все люди братья; одно и то же сердце бьется во дворцах и деревнях, скрытых на холмах. Вордсворт сделал своих сельских персонажей рупором человечности. Он сосредоточился не на тех факторах, которые отличают нас, но на тех изначальных качествах человечности, где человек и природа соприкасаются и смешиваются. Свой труд он рассматривал стихах как средство борьбы с болезнью мира и показывал, как природа исцеляет, воспитывает и восстанавливает душу от разрушительных последствий индустриализма и материализма.
Природа Вордсворта - это не просто красивая сцена, а нечто гораздо более глубокое. У нее есть внутренняя жизнь, а человек - часть ее. Он выражает сильное чувство соотношения с миром природы. Эта идея возникла из политических революций эпохи, особенно французской революции. С падением Бастилии человек вроде бы был освобожден из всех оков. Безграничная свобода человеческого общества сопровождалась реализацией отношений связи между человечеством и всеми другими творениями Бога. В "Прелюдии" Вордсворт пишет:

Я тогда лишь смог
Счастливым быть вполне, когда во всем
То радостное чувство Бытия
Искал и находил; о да, во всем
Что движется, что глазу предстает
Недвижимым; во всем, что недоступно
Для разума, незримо для очей
Но живо для души
 
Аналогично в "Строках, написанных ранней весной", он говорит: "К делам правды была привязана природа человеческой души".
Вордсворт боролся за права человека, а также за свободу человечества - свободу от тьмы, которая обитает внутри человека. В большинстве своих стихотворений он изображает себя пророком и утверждает, что его дело - исцелять раненое человечество и творить мир, где

Злословие, глумленье себялюбцев,
Поспешный суд, и лживые приветы,
И скука повседневной суеты
Не одолеют нас и не смутят
Веселой веры в то, что все кругом
Полно благословений

В  стихотворении «Чрезмерен мир» Вордсворт говорит, что человек отдал свое сердце материалистическому прогрессу. Он стал материалистом и больше не может мыслить ясно. Для своего счастья и развития человек должен восстановить связь с природой, потому что только природа может вести его душу к удовлетворению и миру.
Вордсворт подчеркивает, что совершенство и величие человека не зависят от физического или мирского, но освобождать себя от похоти и физических удовольствий этой искусственной жизни и вернуться к природе - вот путь человечества. Вордсворт утверждает, что человек сталкивается со всевозможными трудностями и страданиями, чтобы исполнить свои мирские желания. Он преодолевает все препятствия и избегает всего, что считает вредным для своего счастья. Точно так же, если человек воспринимает определенные влияния, которые влияют на чистоту его души, он должен не стремиться к ним, а избегать всякого рода искушений. Человек в своем процессе развития должен взрастить в себе те вещи, которые способствуют его продвижению к благородству. Вордсворт считал, что если человек уклоняется от природы, он никогда не сможет достичь высоких вершин человечности. Он был свидетелем царства террора и узнал из своего опыта, что если человек не соблюдает сдержанность в жизни, он может стать кровожадным зверем, который принесет человечеству только разрушения.
Герои Вордсворта не из элиты, они деревенские люди, которые жили скромной жизнью. Он восхищался их простотой, мужеством, надеждой и терпением. Они терпели жизненные скорби и не требовали многого. Вордсворт ценит добродетель как один из самых важных факторов в государственном строительстве. Он отвергает материалистические стандарты XVIII в. и проповедует человечность, которая есть душа человека, а также общества, в котором он живет.
Поэзия Вордсворта - это протест против искусственности городской жизни. Горы у него - не просто объект природы, но структура, в которой здоровый общественный порядок может поддерживать себя сам. В большинстве его стихотворений люди, живущие в общинах, окруженных горами, втягиваются в более тесные отношения. В "Песне на празднике замка Борхам" Вордсворт говорит:

Любовь входит в хижины бедняков,
И ее каждый день учат леса и холмы.

Вордсворт считал, что простая жизнь на лоне природы - это решение забот человека. В "Прелюдии" он демонстрирует, как он вырос в обществе природы и как его поощряли как красота, так и страх. Вордсворт показывает, что природа не всегда прекрасна; она также пугает. Но ее хмурость - также ко благу человека. Он изображает в своей поэзии красоту и гармонию природы и наслаждается своим «блаженством одиночества». Он заявляет, что все, что мы видим в природе, полно благословений.  Вордсворт испытывает подлинное счастье и спокойствие, прогуливаясь на природе. Его восприятие сочетается с моральным влиянием природы, и он говорит:

И мечты, и мысли,
И чувства все преображала так,
Что освящались даже боль и страх -
Так нам порой случается расслышать
В биенье сердца мирозданья пульс.
 
Вордсворт считал, что истинный характер человека формируется и развивается посредством участия в гармонии и равновесии природы. Он утверждал, что люди всего человечнее, когда они ближе к природе. . Природа обладает способностью утешать страждущих и изливать солнечный свет на тоску жизни.  Это помогает нам ясно видеть, думать и чувствовать себя позитивно и стать более добродетельными. 

[1]. J.W.B.Owen,ed; Wordsworth’s Literary Criticism,(London:Routledge&Kegan Paul Ltd,1974)65
[2]. Robert Redher, Wordsworth and the Beginning of Modern Poetry,(USA: Barnes &Nobles Books,1971)40-42
[3]. H.T.Dickinson,qtd Coleridge; Politics and Literature in the Eighteenth Century,(London:J.M.Dent ans Sons Ltd,1974)224
[4]. http://www.blupete.com/Literature/Poetry/PopeManA.htm

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn