Белая гвардия. Генерал Александр Геруа

Сергей Алексеевич Порохин
Генерал-лейтенант  Геруа Александр Владимирович


    Геруа Александр Владимирович родился 24 марта 1870 г. он был сыном генерал-майора Русской Императорской Армии. В 1991 г. Александр Владимирович окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Служил в лейб-гвардейском Егерском полку, в котором позже служил и его младший брат Борис Владимирович. В 1898 г. окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал вместе с братом в русско-японской войне 1904-1905 гг.

     Ещё в 1900 г. вышел военно-научный труд  Геруа «Суворов-солдат». Всеармейскую известность А.В.Геруа  получил с изданием своих книг: «После войны о нашей Армии» и «К познанию Армии», Оба эти труда вышли в 1907 г. А.В.Геруа в 1911-1913 гг. также участвовал в написании статей и редактировании известной Военной энциклопедии, издававшейся И.Д.Сытиным

    Первую мировую войну начал в должности командующего лейб-гвардии Волынского полка. Во время войны сделал блестящую карьеру. В чине генерал-лейтенанта возглавлял 18-й армейский корпус. Окончил войну в должности начальника штаба Румынского фронта.

   Генералу А.В.Геруа довелось служить и в Красной Армии. В самом начале её создания он исполнял должность начальника штаба Северного участка Петроградского района. Но уже с марта 1918 г. стал вести активную работу против большевиков, переправляя офицеров из совдепии в белые войска Северного фронта. Всупил в Добровольческую армию генерала Деникина – в Вооружённые Силы Юга России. 

   С 13 октября 1918 г. Александр Геруа находился в Румынии при генерале Бертелло - военным представителем Добровольческой армии. Утверждён в этой должности 2 февраля 1919 г. Позже, когда армию возглавил генерал Врангель и переименовал её в Русскую Армию, Геруа продолжал оставаться в Бухаресте в качестве представителя Русской Армии, возглавляемой П.Врангелем. Одновременно А.В. Геруа являлся представителем и Великого Князя Николая Николаевича.

    Там же, в Румынии, А.В.Геруа провёл годы изгнания. Он состоял членом объединения Лейб-Гвардейского Егерского полка. Был председателем Союза Инвалидов. Продолжал заниматься военно-научной и публицистической деятельностью.  «Главное внимание в творчестве уделял оптиматизации военных систем, что ярко отразилось в его знаменитом эмигрантском труде «Полчища»(1). А.В.Геруа выступал сторонником «малых» профессиональных армий. «Являлся «философом гражданской войны», акцентировал внимание на огромной роли, которую в военно-политических процессах  ХХ века играют социальные массы и движения (по терминологии автора – «социал»).(2) В Российском военном сботнике «Военная мысль в изгнании» о военнонаучной деятельности А.В.Геруа в частности сообщалось: «Как талантливый исследователь и писатель зарекомендовал себя работой «Суворов-солдат»(1900); всеармейскую известность получил с изданием своих книг «После войны о нашей Армии» и «К познанию Армии»)обе 1907) Участвовал в редактировании (в 1911-1913 гг.) Военной энциклопедии издания И.Д. Сытина. Главное внимание в творчестве уделял оптимизации военных систем, что ярко отразилось в его знаменитом труде «Полчища». Выступал сторонником «малых» профессиональных армий. Являлся «философом гражданской войны», акцентировал внимание на огромной роли, которую в военно-политических процессах Хх века играют социальные массы и движения (по терминологии автора – «социал»). Был очень авторитетен среди сослуживцев».(3)

     В 1936 году перед Второй мировой войной в зарубежье русский генерал Геруа писал о подавлении веры в Советской России: «Около 20 миллионов молодёжи их бывших христианских семей там не знала крещения. Вероятно свыше того числа православных, забывших свою религию. Во всей тысячелетней истории русского православия не было ещё времён более трудных, чем наше. Нужно необыкновенное умственное и нравственное напряжение Церкви, чтобы не только пережить, но и заставить его забыть. Для православной диалектики тут обширное поле деятельности, почти ещё не вспаханное… По завершении этого исполинского труда, к которому надо готовиться, придётся крестить русский народ уже не в одном Днепре, как при Владимире Святом, но и во всех больших и малых реках России».(4) Но в Отечественную войну 1941-1945 гг. феномен православия, русский феномен проявился в полную силу. Но именно носители русской идеологии, русского духа по тайному заданию интернационал–глобалистского клана продолжали преследоваться работниками НКВД и СМЕРШа. В разгар Второй мировой войны в 1944 г. Александр Владимирович Геруа был схвачен депортирован в СССР.(5) Дальнейшая его судьба автору подборки неизвестна.

---
1. Государственная оборона России, М., Русский путь, 2002, С.616.
2. Там же, С.616.
3. Военная мысль в изгнании. М., Русский путь 1999, Приложение. Творческие силы военной эмиграции. С.540-541.
4. Геруа А. Политическая сила православия. По: Христолюбивое воинство, М., Русский путь, 1997, С.80.
5. См.: Волков С.В. Русская военная эмиграция, М., Пашков дом, 2008, С.258

ЦИТАТЫ по:

Геруа А. Политическая сила православия. По: Христолюбивое воинство, М., Русский путь, 1997.

…Подвижничество русского солдата всё основано на вере в высшую правду, в Промысел. За них он клал свою жизнь, не требуя, чтобы «тринадцать (сорок – СП) веков взирали на него с высоты пирамид». С.77.

…Диалектика православия не знавала никакой другой позиции, как строго национальной.
Наша так называемая интеллигенция, естественным путём дошедшая до интернационала, потому и преступница перед своим народом, что она вдохновилась эгоизмом, «прав человека» и забыла о его «долге». С.77.

Армия по самому существу своей природы, донесла до наших дней идею беззаветного исполнения своего долга перед национальным целым. С.77.

Всё разрушено и поругано во имя грубой материи и ради торжества чужеродной власти, цели которой выявились только отчасти, главные домогательства в мировом замахе ещё остаются в смутном состоянии. С.78.

…Дело православной диалектики  - не допустить… моральной катастрофы. С этой целью она должна пронизать все познания народа, воспитывая его в одном направлении. С.79.

Около 20 миллионов молодёжи их бывших христианских семей там (в СССР 1936 г.) не знала крещения. Вероятно свыше того числа православных, забывших свою религию. С.80.

Во всей тысячелетней истории русского православия не было ещё времён более трудных, чем наше. Нужно необыкновенное умственное и нравственное напряжение Церкви, чтобы не только пережить, но и заставить его забыть. Для православной диалектики тут обширное поле деятельности, почти ещё не вспаханное… По завершении этого исполинского труда, к которому надо готовиться, придётся крестить русский народ уже не в одном Днепре, как при Владимире Святом, но и во всех больших и малых реках России. С.80.

ЦИТАТЫ по:

Геруа А. Грозный голос войны. Государственная оборона России, М., Русский путь, 2002.

…Прошлое – мать настоящего... С.224.

Отчего мы забыли часто печальныйопыт кавказских войн? Или мы слишком уверены, что указания этого опыта нам никогда уже более не пригодятся? С.225.

Право, лучше не пожалеть лиц, чем Русь Святую С.225.

…Военное искусство обще, международно, а достоинства и недостатки национальны, и притом наследственны. С.225.

В нашей армии, никогда не знавшей наёмного, или вербованного, порочного солдата, идейная подготовка далеко е новость. С.226.

(Суворовское) «Ты - русский»… означало: «Верь в своё превосходство и в правоту своего дела». С.226.

К сожалению, правительства даже и в новейшие времена нередко не сознавали, что без популяризации идеи войны теперь воевать нельзя. С.227.

ЦИТАТЫ по:

Геруа А. Стихия Гражданской войны Военная мысль в изгнании. М., Русский путь, 1999. (Геруа А. Полчища. – София, 1923. С.293-317, 332-334.)

В гражданской войне в прихотливом сплетении работают всегда параллельно и идеализм самой высокой марки, и грабёж самого низкого разбора. С178.

Беда, если вожди, как это случилось в советской России, пойдут на поводу у преступного элемента толпы. Ещё больше беды, если вожди, как это наблюдается в России, сами преступный и продажный элемент. Тогда у них, вместо религии, ничего не остаётся для владения массами, как демагогия. С.178.

Неудача войны или просто её непомерная затяжка неизбежно вызывают в наше время саморазложение регулярной армии, а последнее в свою очередь, - образование бандитизма. С.179

Эдисон говорит, что гений – 1% хотения и 99% потения.

И хотение и потение обнаруживаются как никогда под влиянием угрозы самому существованию нации. Однако когда превзойдены пределы «терпения» народного, начинается реакция, тем более страшная, и тем более быстрая чем сильнее былонапряжение страны во время войны. С.179.

Для благоразумных угрозы спасительны, лишь для самоуеренных они губительны. С.181.

Демагоги работют на гражданскую войну, но и гражднская война рождает демагогов и авантюристов. С.182.

Патриотизм, как и всякая политическая сила, нуждается в организации. С.189

…Интеллигенция страны, поставленная в невозможные материальные условия существования, будет пополнять кадры Красной Армии, которая, таким способом мало помалу из сборища банд дезертиров, живущих грабежом и насилием и работающих только ради грабежа, обращается в регулярную силу. С.191.

Казаки был тот прочный элемент, который менее других в России, был подвержен большевизму…С.192.

Население во время гражданской войны любит, как женщина, опираться на сильную руку. Но и армия, поддерживающая народное движение, также может бороться, только опираясь на полное сочувствие населения и его явную помощь. С.193.

Против природы переть вообще не рекомендуется: это неразумная борьба со стихиями, не обещающая ничего, кроме конечной неудачи. С.195.

Из всех изученных  нами типов военных операций только гражданская война требует подвижности и организации неумолимо и неотвратимо. Мало того, горе тому вождю, который собирается вести граждансую вооружённую борьбу, не отдавая себе ясного отчёта в этом. С.196.

Только при… понимании вождей (психологии масс и умения пользоваться ею, как силою), массы гражданской войны делаются силою, в противном случае они превращаются в слабость.С.197.   

Современная военная система, основанная на поголовном военном обучении, лучшее средство для достижения…(победы) Следовательно, нынешняя армия наилучшим образом готовит массы народные к гражданской войне.С.197.