5А. 2 Послала меня нах

Моисей Харитонов
ПРИСКАЗКА 1 - МОЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ «МИССИЯ»

Думаю, что, в принципе, я делал то же, что делал Борис Абрамович Березовский, только в намного меньшем масштабе. Играл. Играл - в НЕВЕРОЯТНЫЕ, в сравнении с недавним опытом советского периода, поступки и отношения. Ходить по посольствам КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ (!) стран и чой-то там «обсуждать»…

Где-то, в самом начале 90-х гг. министр финансов Российской Федерации был с визитом в Англии. И на приеме у своего британского коллеги представлял тому свою свиту, в которой были министры финансов автономных республик.
Министр финансов Кабардино-Балкарии, когда до него дошла очередь к обмену рукопожатием, с кавказским радушием и поэтичностью пригласил высокого английского коллегу посетить эту достойную Республику. Тот политично изобразил глубокую заинтересованность побывать там.

Через несколько месяцев, по предварительной телефонной согласованности, в одном из зданий посольства Великобритании, где-то на Кутузовском проспекте, появился … я - как уполномоченный Министром финансов Кабардино-Балкарии подтвердить готовность Республики развить организационные усилия по приему званного английского гостя.

Идея выступить таким уполномоченным возникла у меня, когда я, в очередной раз оказался в командировке в столице КБАР – Нальчике и должен был возвращаться в Москву. Идея была высказана замминистра, тот доложил Министру и получил  одобрение.

Дело в том, что при этом замминистре, молодом человеке, тогда был создан и начинал работать нальчикский Учебный Центр дистанционного (заочного) обучения в Бизнес-школе Британского университета. Один из нескольких десятков таких центров на территории бывшего СССР. И я, как тьютор=преподаватель по этой программе прилетал из Москвы, раз в три-четыре недели, для проведения однодневного очного занятия. Когда, по какому-то поводу, замминистра рассказал мне о высказанном в Лондоне приглашении, я вызвался, по возвращении в Москву, сходить в британское посольство.
 
ПРИСКАЗКА 2 - МОЙ «ЗАРАБОТОК» - МИЛЛИОН НАТУРОЙ

Для демонстрации перед посольскими англичанами своей значимости, я имел при себе, опять-таки, инициативно написанную мною научно-практическую разработку.
В тот период я работал в ЦАГИ – знаменитом Центральном аэрогидродинамическом институте Минавиапрома в городе Жуковский – с командой от Школы бизнеса Мичиганского университета. Команда состояла из трех человек – молодой сотрудник исследовательского отделения в НАСА (американское авиа-космическое агентство) и двое выпускников Школы.

По инициативе американцев мы готовили презентацию ЦАГИ, как «флагмана авиационной науки», в Коммерческом отделе Посольства США.
В этом Отделе раз в неделю устраивались встречи деловых американцев, которые в это время прибывали в Москву и начинали осваиваться в России, с представителями российских организаций.

По доступным для меня рекламным, библиотечным и пр. материалам, я написал обзорно-аналитическую работу по проблемам становления сотрудничества учреждений авиационной науки России с американскими институциями – в формирующихся, принципиально новых условиях. Моими соавторами я записал американцев из названной команды и заделал согласующую подпись руководителя Коммерческого отдела американского посольства.

Вот эту работу я показал англичанам, как признак моей компетентности. До этого в коридорах ЦАГИ я участвовал в пересечении работающей при директоре ЦАГИ английской группы консалтинга с «моими» американцами и наглядно видел признаки соперничества англичан и американцев. Поэтому, для меня не было неожиданным некоторое возбуждение, которое было заметно у английских посольских при виде продукта американо-российского сотрудничества. Англичане попросили разрешение скопировать показанный им «труд»; я разрешил. Наверно, это все благотворно повлияло на результативность моего визита: англичане сказали, что в Москве будет четырехмесячная программа «Проектирование бизнеса» от Лондонской школы бизнеса, и они рекомендуют мне учиться.

При первом обращении к московским администраторам этой Программы мне было сказано, что направляющие российские организации за каждого направленного своего сотрудника платят оргвзнос более 1 млн. тогдашних рублей.
Я пошел в бухгалтерию ЦАГИ за этим миллионом. И, вот тут, произошел удивительный психологический феномен.

С деньгами тогда была бооольшая напряженка. Бухгалтерша была шокирована моим запросом. И у этой, внешне абсолютно славянской женщины, от потрясения сказались какие-то прадревние гены от периода хазарского каганата на территории современной Руси – она мне ответила на иврите! – на языке древних иудеев. А я был настолько взволнован тем уровнем афер, которые «проворачивал», что, не помышляя в то далекое время про Израиль и знакомство с ивритом, - я её ПОНЯЛ!

Только через несколько лет, начав изучать иврит, я узнал, что понятие «отдых» на иврите пишется без гласных и передается двумя буквами – «нун» и «хэй». Произносится – «нах». Абсолютно славянская женщина, вдруг – на иврите, рекомендовала мне не суетиться насчет миллиона и идти «отдыхать», а я сразу понял - что она мне сказала!

Понял, и понял. Мне тогда было не до лингвистических выяснений. Я перезвонил английским посольским (которым презентовал возможность отксерить мою американо-ориентированную разработку!), они ходатайствовали за меня перед английским фондом «НОУ-ХАУ» - куратором и финансистом этой программы Лондонской Школы Бизнеса в Москве и меня приняли без оплаты.
Таким образом, я заработал не наличными (кэсэф – на иврите), а «натурой» более миллиона рублей. Это, канешна, не уровень Бориса Абрамовича Березовского, но, блин, …

ПРИСКАЗКА 3 – ЗНАКОМСТВО С ХОЛИСТИЧЕСКИМ ПОДХОДОМ

Дело в том, что тогда, четверть века тому назад!, в столице Кабардино-Балкарии, славном городе Нальчике – в рамках британской программы я знакомил молодых людей с ХОЛИСТИЧЕСКИМ  подходом в построении эффективной деятельности. В рамках тренинговой!, практико-ориентированной программы.

В тот же период времени, еще до начала моей учебы в Открытой Школе Бизнеса Открытого университета Великобритании и, соответственно, до тьюторских командировок в русскоязычные центры Школы, я встретил пример практикования этого ХОЛИСТИЧЕСКОГО подхода.

Когда я впервые попал на еженедельную встречу деловых американцев, начинающих осваиваться в Москве, с представителями российских организаций, ведущий встречи от Коммерческого Отдела посольства провел увлекательную вводную игру.  Он развесил четыре больших бумажных листа и предложил американским участникам встречи высказывать, что им видится как сильные и как слабые стороны в возможных русских партнерах, а российских участников попросил продиктовать ему их предположения о сильных и слабых сторонах американцев. Потом пошло обсуждение, какие и как использовать «сильные» стороны для преодоления «слабостей» на пути выстраивания взаимовыгодного делового партнерства. Позже, обучаясь в британской Школе бизнеса, я узнал, что это было легкое применение SWOT-анализа. Сочетание сильных и слабых сторон субъекта (отдельного человека, организации любого размера) соотносятся с возможностями и препятствиями, угрозами во внешней среде. Анализ соотношения позволяет выявить варианты возможных эффективных действий. Такой подход позволяет вычленить для конкретного субъекта из безмерной жизненной среды именно ту её системную часть, где ему возможно реализовать свои деловые побуждения. В итоге Субъекту видится целостная система – все, что существенно и ничего лишнего – в отношении которой он может высматривать варианты, проводить их сопоставительный анализ, выбирать вариант для осуществления, планировать и … действовать.

«СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК» (из русского народного тренинга успешного делового поведения)

Об чем намек?

…. Есть еще один предупреждающий знак в опыте ашдодской и нетанийской конференций русскоязычных ученых и специалистов, пытающихся профессионально встроиться в жизнь новой Родины. (Родина – там, где родился, и там, откуда твои предки; евреи недавнего исторического «советского» происхождения – не «безродные космополиты», а двуродные и это может оказываться не уродством, а мотивационным и творческим богатством. Осваивать это богатство трудно и самим «русским» израильтянам, и созданным для этого Министерством абсорбции. Министерская бюрократия может уходить от этих трудностей, провоцируя «русских» ученых и специалистов замкнуться в игровом гетто с воспроизводством любимых «высоких» форм – конференции, публикации, титулы, награды …) 

Так, вот, этот предупреждающий знак. На нетанийской конференции (главка "Вклад нетанийской конференции" в сборнике "АМ исраэль хай!") время пленарки и в ущерб времени секционных работ заняла суетливая пара – заезжий московский академик в цветных штанишках отпускника, представитель биографически родного нам российского общества «Знание», и шустрая дамочка из израильского общества «Знание». Задача этой пары – отметиться в событии, раздать позолоченные медальки российского общества и тем самым имитировать интенсивную международную деятельность. Значит, жди и других искателей имитации своей международной признанности.

Откуда ждать? Прежде всего, из родной российской квазинаучной периферии.