Оплеуха или антимонии не литерного рейса. Конфузы

Николай Прощенко
                Оплеуха или антимонии не литерного рейса. Конфузы.

     Бывало так, что некоторые вновь прибывшие члены экипажа, привносили на судно
дурные привычки, но встретив нещадный укор товарищей - искореняли их.
    Случалось, что такой моряк, по незнанию или собственной расхлябанности, без зазрения
совести, сплюнет на палубу, пописает в шпигат или швырнет за борт не потушенный окурок.
   Тут уж боцман постарается приструнить такого разгильдяя, тем более, если он
окажется рангом пониже или подвластным ему.
    Командиры же, штурмана и механики, считаются интеллигентными людьми
 априори, а значит -
подобных выходок допускать не должны. Однако и с ними иногда случалось такое,
чего ни Уставы, ни инструкции не предусмотрели.
 
     * * *
     Уже вторые сутки пошли с тех пор как судно, выполнявшее нелитерный рейс,
сменив курс, сошло с "караванных путей".
 Хотя маловероятная встреча с каким-нибудь заблудшим или как это,  резонно явившимся
здесь, не исключалась, штурмана несли вахты бдительно и отвлекались совсем ненадолго.

    Второму помощнику капитана, с жаргонной кличкой "секонд", всего лишь час назад 
заступившему на ходовую вахту, нестерпимо захотелось чего-нибудь экзотического.
Слово запасливый, ему совсем не подходило из-за объёма заготовок, а подготовленный -
вполне соответствовало. Ведь почти всё, что могло бы пригодиться мужчине на
четырехчасовой вахте, у него было с собой. Размещалось оно не в карманах, как можно бы
подумать, а в красно-коричневом дипломате, с которым он регулярно приходил на вахту.
     Доподлинно никому не было известно, что в нем хранилось. Однако, не напрягая ума,
каждому было ясно, что если он никогда, ни у кого и ничего не просил, то там было всего 
в достатке.
   . . .
   Когда аромат табачного дыма распространился по верхним судовым помещениям,
на мостик поднялись третий штурман и начальник радиостанции. Первый - чтобы
дозаполнить вахтенный журнал, второй - уточнить местонахождение судна.
   Они точно знали, что вслед за запахом голландского табака "Clan", должно последовать
распространение аромата свежесваренного кофе, что в очередной раз и подтвердилось. 

    Внешний вид вахтенного штурмана не вызывал никаких нареканий, а темные стекла
солнцезащитных очков, вполне соответствовали времени суток.
Причина такой экипировки "секонда", оставалась загадкой лишь для немногих членов экипажа,
те же, что уже знали о происшествии на ночной вахте, делали вид о своей неосведомленности.

     - Ну ты как будто ждал нашего появления? - выразив удивление, спросил начальник. - Как ни
        придешь на мостик - у тебя поспевает ароматный кофе.
     - Ну, уж так получается. Наверное вы в радиорубке выжидали пока сварится кофе.
       От вас же на мостике не скрыться. Хоть на клотик подавайся, чтобы попить там кофе в уединении.
       Надоело быть благотворителем и делиться с вами вкусностью, - шутливо ответил "секонд".

     - Да не жмотничай. У тебя же невозможно много выпить. Сам пьёшь из чашечки, чуть более
        наперстка и нас такими же потчуешь.
        А кстати, почему ты пьешь такими мизерными чашками? Экономишь, что ли?
        Если так, то мы с "трешником" можем спонсировать тебя "кофейным зерном".

      - Да ... нет. Тут другое. Даже рассказывать неловко.
      - Какие неловкости могут ощущаться в среде друзей? Говори, не стесняйся.
      - Да из-за этого, распроклятущего, кофе, я сегодня и пострадал. Неужели вы еще не в курсе?
      - Откуда же. Ты в темных очках, хмурый, не выспавшийся, молча поковырял котлету,
         выпил компот и, не сказав нам ни слова, ушел на вахту.

    Выразив на лице сомнение в неосведомленности, он молча открыл свой дипломат,
выбрал три, золотом сверкающие,  чашечки, наполнил их, чуть ли не консистенцией геля,
горячей кофейной жидкостью и предложил угощаться.

      - Как ты это пьёшь? Его же нужно водой запивать! - выразился начальник. - Не от него ли у
         тебя образовался синяк под левым глазом?
      - Косвенно связан. А ты догадался или уже кое-что знаешь?
      - Да слышал, "краем уха" на завтраке, начало тихого разговора старпома с помполитом.
         Но ничего не понял. Может расскажешь, какое отношение к этому имеет наша Тоня.
         Она, что ли, влепила тебе.
      - Точно, она. Только ни за что. Хотела влепить мне оплеуху, а попала в глаз.

      - И за что же? Вроде бы вы мирно дружили с ней. Иногда, как с нами, ты пил кофе с ней.

    Почувствовав замешательство собеседника в раскрытии щепетильной ситуации, давая
штурману собраться с мыслями и пригубив чашечку с кофе , начальник продолжил разговор.

       - Да. Оплеуха запоминается надолго.
          Помню, как в начале 90-х, когда Белоруссия отделилась от России, я приехал поездом
          в Оршу. Прибывшую молодежь, встречала компашка каких-то активистов, крепкого
          телосложения.
          Под предлогом торжества по случаю возвращения на Родину, нас отвели в сторонку.
          Там с нами заговорили на белорусском языке, который уже вряд ли кто знал.
          Ну и чтобы окончательно идентифицировать национальность, каждого подводили к
          воткнутой в землю лопате и задавали вопрос: "Як гэта называецца по-белоруску"?

         Конечно же ответы были как то: лапата ... рылёжка ... копалка и прочие словоискажения.
         Сославшиеся на забывчивость, включая меня, для просветления мозгов, получили по
         ощутительной оплеухе. До сих пор помнится её ощущение.
              Помню смешно мне стало от слов одного чудака из нашей группы, когда он заявил
         на диалекте:
           "Да чаго тут спытывать. Ляпи ужо!" и выпятил щеку для оплеухи.
          А название лопаты я узнал из словаря. Рыдлёйка - она оказывается.

         Негромкий смешок "секонда" и "трёхи", разнёсся по ходовому мостику.

      Этот рассказ немного расслабил второго штурмана, но не настолько, чтобы он продолжил
откровенничать. Тогда, третий штурман, двукратно подморгнув левым глазом начальнику,
начал свой рассказ.

      - Да такая оплеуха может быть приравнена к комариному укусу, при сравнении её с той,
        что мне досталась от жены. Чуть от рейса не отстранили из-за неё.
      - За что? - живо заинтересовался "секонд". - С кем-нибудь застукала?
      - Да ты что! За такое - так легко не отделался бы.

              Это было во время стоянки судна в порту Архангельск. Я был на стояночной вахте.
              Получение зарплаты в те времена было важнейшим из любых других дел, поэтому
        радио-сообщение из кассового отдела пароходства, о наличии денег, вызвало в
        экипаже ажиотаж.
        Капитан срочно командировал меня в кассу, шутливо напутствуя, чтобы без денег не
        возвращался.

             При моём появлении на камбузе, повариха сразу же расплылась в улыбке и, может из-за
        случайно расстегнувшихся верхних пуговиц халата, обнажила душу. Спрашивать, мол
        чего я хочу, ей не нужно было. Она сама догадалась.
            В спешке испытав удовольствие, от одной из ежедневных физиологических потребностей -
         обеда, прямо на камбузе; желудочно-удовлетворенный, не тратя времени на переодевание и
         несмотря на летнюю жаркую погоду, как был в черной форменной одежде,
         я поспешил выполнять поручение капитана.
               
         Успеть в кассу до обеденного перерыва, получить крупную сумму денег и втиснуть их в
         черный дюралевый дипломат, замыкающийся на два кодовых замка, мне ничего не помешало.

            В расстегнутых кителе и воротнике белой рубашки, расслабленных галстуком и душевным
        состоянием,  я подумал, что неплохо было бы ещё и домой заглянуть. Тем более, что это совсем
        недалеко, на этой же улице Выучейского.
        Не помышляя о встрече в рабочее время, но желая обрадовать жену получением зарплаты,
        я направился к телефонам-автоматам, у недалеко находящегося магазина "Рыбкооп".
        Моему звонку она так обрадовалась, что чуть не сорвалась с работы, чтобы немедленно их
        "конфисковать" у меня.
          . . .

            Встречи с друзьями-однокашниками бывают запланированными и случайными. А о том,
        что мне предстоит встреча с двумя из них, по выходу из телефонной будки, ничто
        не предвещало.
           Крепких объятий, конечно же, не доставало для выражения эмоций от радостной встречи.
        Каждому хотелось выговориться, как можно больше рассказать о себе и повспоминать о
        времени совместной учебы.
         Ну а выпить "за встречу" - само собой разумелось и мы взяли по бутылочке сухого вина.

              Я конечно же предупредил друзей, что нахожусь при выполнении ответственного
        поручения, не уточняя какого, что времени у меня мало и что хотелось бы еще и домой
        заскочить. Моя озабоченность им была понятна и чтобы хоть на немного продлить
        встречу - предложили проводить меня до дома.
    
             Моя улица - это деревянные двухэтажки с печным отоплением и не кичащиеся
        архитектурой.  Невдалеке от подъездов - однотипные сараи для дров. Редко просыхающий
        болотистый грунт - не позволяет прогуливаться по твердой почве, поэтому уличные
        тротуары из досок и называются мостками.

             По таким тротуарам наша компания и отправились. Былое желание поговорить по
        дороге, осталось не осуществлённым. Настил из досок обиловал таким количеством
        проломов, что отвлечение внимания от дороги, могло привести к падению. Поэтому к
        дому мы подошли не сказав друг другу ничего существенного и не отхлебнув из бутылок
        ни капли вина.

            Прощаться с однокашниками, выпив каждый свою бутылку на углу дома, было бы
         совсем нечеловечно, но нам повезло. Стол "козлятников", завсегдатаев игры в домино,
         не был занят никем и, затенённый раскидистой березой, манил к себе.
         Мы не смогли игнорировать это приглашение и расположились за ним.

             Распечатывая первую бутылку, я даже не предполагал:
            что встреча с друзьями затянется на часы;
            что, как всегда, захочется еще чего-нибудь покрепче;
            что чувство долга, теребившее душу в начале застолья, ублажённое алкоголем,
             перестанет напоминать о себе;
            что из инкассатора, я вскоре превращусь в школьника-прогульщика уроков, спрятавшего
            свой портфель за поленницей, у стенки сарая.
              . . .

             Неожиданностью для меня была встреча с женой на узком мостке, когда я,  в расстегнутой
       рубашке навыпуск и без галстука, торопился в магазин за очередной бутылкой водки.
       Она, благоверная, и не догадывалась даже, что я не ездил на судно, а подумала, что уже
       вернулся с него и иду её встречать. Обрадовалась. Начала спрашивать о делах и деньгах.

           При упоминании о них, меня вдруг обуздал страх и я протрезвел.
       Где дипломат с зарплатой экипажа - я не помнил. Скрывать это не было смысла и пришлось обо
       всем рассказать жене.
            Она сразу же заподозрила моих собутыльников, но увидев их, мирно сопящих, склонив головы
      на стол, изменила мнение.
            Непрестанное теребление ею меня за грудки, вскоре дало результат. Мне вспомнилось, что
      вроде бы, когда дипломат помешал мне нести бутылки с вином, я припрятал его у сарайки, только
      вот забыл у которой.
            Поленницы - обследовала жена, мне оставалось только наблюдать за ней. Когда она вышла из-за
      одного из сараев с дипломатом, я, радостно прокомментировав её сыскные способности, протянул
      руку, чтобы взять его. Но случилось то, чего я не ждал. Внезапно взмахнув дипломатом, она
      обрушила его на мою голову. Приложение чемоданчика к моей левой щеке, таким хлёстким
      оказалось, что я на некоторое время оглох, а в глазах замелькали сполохи огоньков.
           Жена, конечно же, испугалась, что сотворила такое, но я её понял и даже поблагодарил за
       снисхождение в заслуженном наказании.
            Отпечаток на лице, в виде заплывшего кровью глаза и синяка под ним, остался и еще долго
       напоминал о случившемся.
             Зарплату экипажу, я привез лишь утром следующего дня. Взглянув на моё лицо, капитан всё
      понял и вопросов о задержке с её доставкой - не задавал.

     Хохотать конечно никто не стал. Они лишь жестами рук и мимикой лиц, посочувствовали товарищу.       
   
            . . .
          - Ну как, мои страдания сравнимы с твоими? - спросил "трёха".
          - Да не в этом дело. Мне досталось совсем по другому поводу или лучше сказать - из-за ничего.
          -  Из-за ничего - ничего не случается, а у тебя следы этого "ничего" - на лице.
          - Говорю же - из-за ни-че-го. Какая-то ерунда произошла сегодня.
            Помните, в прошлом рейсе, в порту Гамбург, агент судна "презентовал" нам бесплатные
        презервативы, аж по пять штук на каждого. Я тогда был на вахте и капитан поручил мне
        снабдить ими группы, уходившие в увольнение на берег. Никто из моряков не собирался
        погрязнуть в разврате на улице Риппербан и их не взяли.  Так они у меня и остались.

            Некоторую часть "презиков", использовали практиканты. Помните, какое водное
        представление они устраивали по ночам? За то, что подвешивали продырявленные
        шилом презервативы с водой над ходовыми огнями и любовались кровавыми струями,
        они конечно получили вздрючку от капитана, но я в этом подчерпнул идейку. 
        . . .

             - Вот вы любите пить мой кофе, а ответьте мне не юля:
                "В туалет по "маленькому" от него, часто бегаете?"
             - Да вроде бы как обычно, - ответили оба собеседника.
             - А мне, после его употребления, уже через полчаса невтерпёж.
               Иногда, когда подмениться было не с кем, я, в "тихаря", мочился в шпигат. В дождливую
               погоду это было незаметно, а в сухую - кто-то уловил запах мочи и   
               "заложил" меня боцману. Это и заставило меня вспомнить об идее.
               Я "смекнул", что она потянет на рационализаторское предложение и даже придумал
               название:
               "Использование презервативов для сбора мочи".

                Слушатели захихикали, не расцепляя губ.

                Чего лыбитесь? Очень даже практично. Наполнил его и выбрасывай за борт.
               И никаких следов, все "шито-крыто".  Только вот сегодня ночью, моя "рацуха" потерпела крах.

                Начальник и "треха", заинтересовавшись, не понимая шутит он или правду говорит,
           слушали с полуоткрытыми ртами. Такого откровения от "секонда", они не ожидали.

              - И что же такое сегодня ночью произошло? Говори, не интригуй, - заторопили они в унисон.
              - Я же говорю - ерунда.
                Как всегда, по прошествии часа вахты, я заварил себе кофе. Как вам
                известно, буфетчица иногда помогала мне это делать и мы смаковали бодрящий напиток
                с ней на пару, а сегодня она не пришла и мне пришлось пить одному.
                Через полчаса навигационная обстановка усложнилась, из-за большого количества
                рыболовных судов, и мне пришлось вызывать на мостик капитана.

                В это время, совсем не кстати, о себе стал напоминать мочевой пузырь.
                Я же, дурная голова, вместо того, чтобы попросту "отлить балласт за борт", решил
                "внедрить собственное рацпредложение" и оперативно напялил "скафандр".

                Однако воспользоваться "рацухой" до прихода капитана не успел, а потом стало совсем
                "не до того". Забегался, закрутился по мостику.  Пеленги брал: то на одно судно, то на другое.
                Туда-сюда меняли курсы судна при расхождениях.
                В общем, когда со всеми разошлись и капитан ушел с мостика, мочевой пузырь снова
                напомнил о своей полноте.
                Не знаю, что мне посоветовало сначала проверить наличие "мочесборника", а не
                продолжить прерванное внедрение "рацпредложения" и "напузырить" сразу в штаны.
   
                Простым сосредоточением внимания к паху, я почувствовал, что там не все так, как
                было в начале эксперимента. Ощущение подсказывало, что "король голый",
                а "скафандр" куда-то бесследно исчез.
                Я конечно пошарил лучом фонарика в темноте: и в штурманской рубке, и здесь, и на
                крыльях мостика, но его не обнаружил.

                Сдав вахту старпому, я остался в недоумении по поводу исчезновения "резинки", но
                надежда найти её на дневной вахте, успокоила меня.
                Однако, едва рассвело, она попалась на глаза старпома. Обнаружил он её на левом
                крыле ходового мостика, под рыбинсами у пелоруса пеленгатора.
 
                Будь у него хоть немножко чувства юмора, он бы не действовал так нахраписто, 
                а поступил бы хоть на чуточку более почеловечней.
                Мне кажется, что когда капитан еще не успел и шага ступить на мостике - он уже стал
                докладывать ему о находке.
                Тот, вероятно спросонья, не вникая в суть доклада о найденном, порекомендовал
                разобраться в этом ему самому или вкупе с помполитом.

                Напичканного детективами "помпу", этот вопрос заинтересовал больше, чем капитана
                и он решил действовать, как говорится, по горячим следам.

                Как только буфетчица Тоня накрыла столы и пригласила экипаж на завтрак, по
               телефону, её вызвали в каюту капитана.
                Несмотря на необычность вызова, она вошла в открытую дверь капитанской каюты, 
               как всегда в хорошем настроении. Кроме капитана, сидящего за рабочим столом,
               у радиолы сидел помполит, внимательно читавший этикетку на грампластинке.

                - Закройте дверь, - произнес помполит, оторвавшись от чтения.
                Неужели на судне вы не нашли других мест для занятия этими делами.
                У вас же - отдельная каюта, да и других мест полно, а вы выбрали ходовой мостик.
                Для экзотики, что ли? - услышала буфетчица тихую отповедь помполита.

                - Вы это о чём? - переменившись в лице, спросила Тоня.
                - Не притворяйтесь непонимающей. Обронённый презерватив на мостике, является
                неопровержимым фактом. Ваш партнер уже во всем сознался и написал объяснение.
                Вы хотите, чтобы он подтвердил это при вас, так сказать, на очной ставке?
                Это несложно. Всего лишь один звонок в каюту второго помощника и он будет здесь.
                Приглашать его?

                - Какой презерватив? О чем вы говорите? Я не понимаю, к чему вы клоните?
                Приглашайте - кого хотите! Мне можно идти?
                - Да вы присядьте на недолго и послушайте, что скажет ваш партнер.
                . . .

                Зазвонивший телефон разбудил меня и я поднял трубку, - продолжил "секонд".
            Знакомый голос помполита, официальным обращением ко мне по имени и отчеству,
            приглашал меня к капитану.
               Спросонку напялив "треники", даже не взглянув на часы и ни о чем не думая, я побрел
            к капитану.
                Робко стукнув рукой в дверь его каюты - открыл дверь.
                Того, что произошло при моем появлении, собравшиеся в каюте явно не ожидали.
            Я сравнил бы это с порывом ветра. Тоня, вскочившая с кресла и понесшаяся навстречу,
            мимоходом отвесила мне такую оплеуху, что я даже "сбился с курса и за рыскал "фейсом".
            Она же,  не останавливаясь, ушла из каюты, громко хлопнув дверью. 

              Хохот...   

                Очухавшись и приложив ладонь к пострадавшей щеке, я недоуменно посмотрел на
            капитана. Вероятно для него это действие буфетчицы тоже было неожиданным и он
            отвел взгляд от меня. Помполит же, наоборот, пялясь на меня, произнес:
            "Ну вот - все разъяснилось. Доказательство - на лице".

              - Доказательство чего? - спросил я, заплетающимся языком.
              - Не притворяйтесь непонимающим. Доказательство ваших прелюбодеяний на вахте.
              - Что за чушь вы несёте? О каких прелюбодеяниях вы говорите? Мне ничего не понятно.
                Изъясняйтесь яснее.
              - Да яснее некуда. Пощёчина вашей партнерши - доказывает вашу интимную связь.
                Мы ей только намекнули об этом и она тут же "раскололась".

              - Так вот за что я получил оплеуху! Значит вы ей рекомендовали сознаться в том,
                чего не было, сказав, что я уже сознался. Угадал?
                Да вы же скомпрометировали невинную девушку. Да за такие дела я бы вас...
                Да если бы такое произошло век назад, то я бы вас непременно на дуэль вызвал...

             - Успокойтесь, дуэлянты, - прервал наше препирательство капитан. - Если
                предположения первого помощника и старпома не верны, то объясните нам,
                почему, после вашей вахты, на мостике остался гондон?
                О ваших взаимоотношениях с буфетчицей, ведь нам давно известно.
                . . .

                Тут уж мне деваться было некуда и пришлось рассказать об утерянном "скафандре".
                Помполит дослушивать меня не стал и зыркнув в мою сторону недовольным взглядом, 
                ушел из каюты, а капитан, дослушав мою исповедь и прыснув смехом, сказал:
                - "Ладно. Разберёмся. Иди досыпай свои сладкие сны".

                Одарив рассказчика улыбками и поблагодарив его за кофе, моряки вознамерились
               выполнять свои обязанности.
                Уходя с мостика, начальник подошел к второму штурману и что-то пристегнул к
               его форменной рубашке.

               - Что это? - удивленно, спросил штурман.
               - Растеряша, это тебе подарок!
                Английская булавка, для пристёгивания гондонов, - хохотнув, ответил радист,
                уходя с мостика.
               
     хи-хи-хи