Люби отчизну в непогоду Часть III

Нелли Мельникова
(По прочтении книги Гузель Яхиной  «Дети мои»)
               
При первом жадном прочтении книги  я, конечно же, отметила для себя личность Гофмана, ибо люди подобного плана ещё встречались в пору моего детства да и старшее поколение нет-нет да и упоминали  о них.
Германия. Рур. Скромный съёмный угол в том же районе. Могилка матери, которую он посещал по воскресеньям и листовки, что давали всем по выходе из территории шахты.
По ним учился  грамоте и жизни.
Были собрания, книги, споры и манящие слова  Советская Россия».
Итог всей этой учёбы – Гнаденталь, немецкая колония на  Волге. Время тяжкое, хозяйство в упадке, а Гофман всё улыбается, веря очевидно в то, что именно ему суждено навести здесь порядок, что здесь больше простора для реализации своих знаний и возможностей.
Но окончилось всё иначе – печально и даже трагически: не понятый, отвергнутый, униженный Гофман уходит в Волгу.
Сознательно, медленным шагом, провожаемый непонимающей его толпой  погружается в реку и…остаётся в истории. Чистые (по крайней мере тогда), всё и вся сохраняющие воды этой реки являются неисчерпаемым источником знаний о прошлом, через который прошел не только Гофман, но и Бах, которому суждено было всё это увидеть и выйти, чтобы  рассказать людям.
Однако,  такого «кадра-рассказа» в книге нет, и мне кажется, я понимаю почему: так сказочно -  мистически и в то же время реалистически правдиво описан «музей под водами Волги», так скрупулёзно точно  переданы мельчайшие детали, выписанные неторопливо, с музейным изяществом, своиственным автору, что создаётся убеждающее впечатление, что ты – в музее мирового уровня, и повторный рассказ был бы излишним.
Поэтому автор,  а вслед за ним и мы-читатели, возвращаемся к заключительной части сюжетной линии.               
Бах,  с сожалением констатировал, что жизнь не баловала его: Любимая умерла рано и в муках, работу свою он не любил, дарование сказочника обернулось литературным рабством, ко всему ещё и лишило речи, и этот вечный, сковывающий страх за судьбу ребёнка.
И всё же, нет,  счастье было и есть -  его маленькая любимая, подаренная ценою жизни доченька Анче (Анна).
Описывая внешность и внутренний мир Анче Гузель не особо изобретательна.
Да, красива, голубоглаза, белокура и белолица, стройна и пластична. Очень мила и послушна, но какие поступки характеризуют дочку как личность, хоть ещё и ребёнка?
Мне лично она напоминает стандартно-красивую куклу Барби.
Ни Клариных черт, ни воли и инициативности отца в её действиях не проявлялось (может быть потом, но книга-то заканчивается!).
(Надейтесь – добавим)
Многое успела Гузель во второй части книги, которая оказалась, на мой взгляд, динамичнее, живее, разнообразней по темпо-ритму…
Анче росла, а речи не было, ведь учиться-то было не у кого. С отцом они общались на каком-то, лишь им ведомом пластически-мыслительном языке.
Однако же жизнь так не прожить, когда-то и Баха не станет…
И вот пришло решение: надо пробираться в Германию через Саратов, тем более, что прецеденты были.
С удивительными, прилежно, даже сверх прилежно выписанными подробностями  представлен  город, его сутолока, шум,  суета, вызвавшие у Анче сильнейший нервный шок.
Поняв, что без денег, связей, знания города и всех бюрократических препон, не говорящему человеку,  с немой девочкой удачи не будет, Бах возвращается на хутор.
И здесь начинается, условно говоря, вторая часть романа, оказавшаяся, не мой взгляд динамичнее, живее, хотя  жизненное пространство сузилось в основном до территории хутора с садом и лесом, но неожиданно появился новый герой, о нём чуть попозже, а пока Бах активно пишет о жизни,  перспективах, о трудных временах, когда кулаками становились не по факту, а по плану.
 Вот спущен план на 2.5%, и враз часть семей разорялась до нитки.
Многие бежали, и год называли неофициально между собой «Годом Бегства», хотя официально он носил гордое название «Года сплошной коллективизации».
Бах писал много и о яви,  и о былом. Ему нравилось подходить к газетному стенду и слушать суждение читающих, хотя все его материалы все шли под фамилией Гофман  (это была плата за молочко для Анче.
Литературно-журналистский талант Баха развивался, но в какой-то момент он стал замечать, что все его «писания» сбываются, причем, и недобрые – тоже.
                И он прекратил писать.
                *   *   *   *