Мой первый марафон

Корсакова Елена
               
На сорок первом километре марафона я стала бороться со своими слезами. Смешанные чувства нахлынули на меня: радость и гордость оттого, что я справилась с «королевской» дистанцией и одновременно чувства жалости к себе, потому что у меня болела вся нижняя часть тела. Слезы вызывала поддержка болельщиков, волонтеров, которые подавали воду, изотоник и бананы. Некоторые старались прочитать мое имя на номере моем и кричали мне: «Браво Лена!» Что на польском языке означает: «Молодец  Лена!» На протяжении всех 42 км волонтеры, простые прохожие поддерживали бегунов. Я не раз сдерживала слезы или выпускала их. Но на сорок первом километре, когда промелькнул флажок с указанием дистанции 40 км, я готова была расплакаться. Усталость брала вверх, и я себе запретила плакать, чтобы не тратить свои силы на эмоции, а оставить их до финиша…
  Практически до сорока лет я не занималась спортом. В детстве я часто болела, а из-за сколиоза ходила регулярно на массажи и лечебную гимнастику. Будучи творческой личностью, я занималась музыкой, театром, литературой, но никак не спортом.  Выйдя замуж за спортивного человека, я начала подвергаться легкому прессингу: нужно делать пресс и упражнения для спины. Так продолжалось много лет. Когда мне было около сорока лет, муж возобновил занятия паурлифтингом. Он поднимал тяжести и меня начал к этому склонять. Помню, что на первых занятиях, я так уставала от пятнадцатиминутной разминки, что садилась на пол под стену и… засыпала от усталости. Через несколько месяцев я могла приседать с тридцатикилограммовой  штангой три подхода по  десять раз.  Не было легко! Помню, что шестнадцатикилограммовую гирю я отжимала каждой рукой тоже больше десяти раз. Мне стали заметны результаты: начала расти мышечная масса, стала лучше осанка, фигура. Когда муж переключился на бег, то он меня поощрял к бегу. Не сразу я согласилась. Муж уже пробежал не один марафон, когда я вышла первый раз под его бдительным оком на тренировку…
  Первый раз я бежала полторы минуты и потом столько же шла. Такая тренировка была минут десять. И так было раза три в неделю. Когда он мне говорил, что я могу в будущем пробежать марафон, я только громко смеялась! Должно было пройти около шести лет, чтобы это сбылось.
  …Трасса марафона проходила через туристическую зону Варшавы: парк Лаженки, Краковское пшедмешчье, Старый город. Численные прохожие смотрели на бегунов с интересом, фотографировали нас, как звезд… Одна девочка лет пяти с мамой вышла на дорогу, по которой мы бежали и в протянутах ручках держала для нас цветное драже – конфеты! Это было так трогательно. Она угощала нас и поддерживала как могла. Я поблагодарила ее и взяла парочку драже. Эти кисло-сладкие конфетки таяли у меня во рту не один километр. Рядом со мной пробегали, а временами шли пожилые участники. Один дедушка, которого затем на финише наградили ценными подарками, был одним из двенадцати участников марафона, которые на протяжении всех СОРОКА лет проведения марафона не пропустили ни разу и приняли участие во всех них!  Да, я бежала на сороковом юбилейном ПЗУ марафоне в Варшаве.

  Сколько я готовилась к марафону? Трудно сказать. Бегать начала больше шести лет назад. Но были перерывы из-за эмиграции в Польшу, из-за травмированных ног. Но я помню, как постепенно закалялась моя воля. Ведь бег на длинные дистанции – это огромная тренировка силы воли, самодисциплины.  Лет пять я нехотя одевала кроссовки, и сопротивлялась своей лени и страху перед длинными дистанциями. Я стала терпимее относиться к непогоде, когда бегала еще в Украине, до отъезда, при двенадцатиградусном морозе по сорок минут. В парке было слабое освещение, дорожки покрывал легкий лед, а иногда я ступала на замерзшие лужицы, и вода заливала мои стопы. В Польше возле нашей многоэтажки был школьный стадион с европокрытием. Там я бегала долго, сбиваясь считать круги. И всегда боялась, что когда-нибудь пролетающий мяч с поля (играли в баскетбол ребята) ударится в меня!
  В Варшаве очень много людей бегают. Например, на последнем марафоне было больше восьми тысячи участников. А ведь марафон далеко не все бегуны проходят. Поэтому переезд меня только подстегнул бегать регулярно и не бросать. Первые полумарафоны и марафоны, на которых участвовал мой муж, я смотрела как зритель. Часто я плакала, видя, как финишируют пожилые люди, инвалиды, парочки, держась за руки, полные люди…
  Я знала не понаслышке, что стоит за этим финишем. Многие часы тренировок, боли…  Каждый финиш, независимо сколько часов длился бег участника, - это победа его личной силы воли! Когда твое тело тебя обманывает: «Я больше не могу, я устала!», а ты не слушаешь его и продолжаешь бежать – это доминанта силы воли. Ведь человек сам по себе очень вынослив. Он может намного больше, чем чувствует. Просто, надо поверить в это…  Эти тысячи финишеров, потных и усталых поверили в это. Бег – это возможность научиться контролировать свое тело. Обычно у относительно здорового человека здоровье доминирует над волей и желаниями. Но бег на длинные дистанции позволяет научиться жить иначе: разум диктует телу, что надо делать. И тело слушается! Не сразу, но постепенно это приходит. И знаете, что скажу: это очень  классное ощущение.
  На сорок втором километре я решила ускориться. И дело не в том, что на финише меня ждут муж и дочка, а я бегу уже очень долго (всего за шесть часов преодолела дистанцию). Только мой муж-тренер учил меня, что в финишную арку надо вбегать красиво, быстро, с улыбкой. И я ускорилась. Я думала, что мне будет тяжело быстро бежать, но оказалось, что нет. Надо было намного раньше ускориться! Пробегая мимо болельщиков, я слышала подбадривающие крики, и увидела большие машущие руки мужа, который давно уже пробежал марафон и ждал меня. Я слышала, как моя дочь кричала: «Молодец мама! Давай-давай!».  Я вбежала  быстро и красиво, так что еле остановилась за аркой. На меня одели медаль, как и всем дошедшим до конца. Я облокотилась на ограждение и перевела дыхание… Мое тело не разваливалось на куски, как обещал мне мой муж! Может, потому что я после тридцатого километра много шла? Может быть, я была эмоционально готова к такому испытанию? Не знаю. Во всяком случае, я была приятно удивлена своими ощущениями. И тогда, при встрече с мужем и дочкой, я расслабилась и расплакалась. Я смогла это сделать, я достигла цели!
  Цель: пробежать этот марафон я поставила ровно год назад. Год назад я пробежала пять километров,  в то время, когда муж финишировал на марафоне. Муж предложил мне, что подготовит меня за год к марафону. Я очень сомневалась и боялась! И подготовил. И было непросто. И много сомнений, страха и неуверенности.
  В конце прошлого года я была пару месяцев в Украине. Продолжала старательно свои тренировки там, по своей программе. На меня оглядывались  люди, я скользила на обледенелых тротуарах, бегала по грязи в парке…  Но,  продолжала тренироваться.  Смешно вспоминать, но когда я гостила у родственников в селе, то бегала по полевым дорогам, возле сельского кладбища, по школьному двору. Все село знало о моих тренировках. Дети испуганно на меня косились! А кто-то хвалил и подбадривал. Мне было холодно, но я не бросала бег и не заболела.
Когда, наконец-то, я вернулась домой в Варшаву, то в первый же вечер муж побежал со мной показывать новую трассу для меня. Мы бегали три круга вдоль большого озера в парке. Дорожки освещались, т.к. это была зима и рано темнело. Везде асфальт, утки плавают на озере. Рядом пробегают такие же бегуны, приветствуя нас поднятием ладони. Мелочь, а приятно!

  Постепенно мои длинные тренировки дошли до трех часов. Это было более двадцати одного километра. Приходилось бегать в мороз, в снегопад. .. Одну тренировку в сильный снегопад и ветер я никогда не забуду. Дорожки замело так, что не видно было края. Я бежала медленно, как впрочем, и до сих пор. Ноги иногда проваливались в насыпи снега. Меня обгоняли некоторые молодые бегуны. Я пробовала за одним попадать в его следы, но быстро устала и бросила эту затею. А на обратной дороге чуть не выбежала на проезжую часть, т.к. весь тротуар был  заметен снегом и не было видно границы с дорогой. Снег лепил мне в очки, так что я постоянно их вытирала платком. Платок быстро стал мокрый, и пришлось бегать в заснеженных очках. Жаль, что не придумали дворники на очки! Под конец тренировки я даже смеялась от удивления и восторга: что я делаю в такую погоду в парке?! Приключение было веселым, это правда.
  Иногда дождь заставал меня во время пробежки. Если не был ливень, я продолжала бегать под дождем. Однажды я выбежала, а дождь нарастал, пока не пошел ливень. Пробежав минут пятнадцать и промокнув насквозь (летом было дело), пришлось сесть в автобус и вернуться домой. Мой муж, прошедший на сегодняшний день четырнадцать марафонов и четыре Айромэна – триатлонов, всегда говорил, что погода для бегуна всегда хорошая. Я не бегала скоростных тренировок во время гололеда, не бегала в бурю и под сильным дождем. В остальное время года я бегала три раза в неделю.
  До марафона я испытывала свои силы в организованных в Варшаве забегах:  трижды на пяти километрах, один раз десять километров, зимний бег на пятнадцать километров и два раза по двадцать один километр – полумарафоны. Последний полумарафон я бежала поздним вечером. Финишировала около полуночи! Было очень интересно побегать по улицам вечерней Варшавы. Масса деток подавала свои ладошки, чтобы бегуны могли шлепнуть «пять» по ним. Они болели за нас! Музыкальные пункты по всей трассе поддерживали бегунов зажигательной музыкой. На финише пускали дым и громкая музыка. Это потрясающе!
  Чем стал для меня бег? Лечением всего тела  –  во-первых. Некоторые болезни забылись, а некоторые сошли на нет. Укреплением физической силы и выносливости – во-вторых. Кроме бега около года я занимаюсь силовой подготовкой, по программе мужа. На спортивной площадке в парке я выполняю получасовой комплекс упражнений, чтобы укрепить свой торс, руки, пресс для бега. И это не только мне помогает, но и улучшает мою фигуру. Я стала ходить легко, чувствовать себя на восемнадцать, хотя мне уже сорок шесть!
Бег меняет мой характер. Я стала меньше прислушиваться к своим недомоганиям, меньше жаловаться, стала более дисциплинированной и организованной. Меня это очень радует. Моя нервная система и высокая эмоциональность приходят в нормальное состояние.
  На марафоне я слушала музыку через наушники. На двадцать втором километре, пробегая мимо моей обычной беговой трассы, и услышав мировой хит Бониэм, я неожиданно для себя, стала подпевать. Темп бега увеличился, хотя я старалась держать его ровным, чтобы не устать. Я чувствовала себя счастливой, подпевая от удовольствия и внутренней свободы. Свободы, которую дает только бег. Ощущения полета, когда твое тело, легкое и послушное просто летит над землей! Это непередаваемо! Гормон радости – это побочный продукт бега на длинные дистанции. Совершенно бесплатно, любой относительно здоровый человек, бегая, может получить этот гормон.
  Вчера я была на первой пробежке после марафона. Обычная легкая пробежка. Когда я бежала по пустынному парку над озером, надо мной стояли деревья, подсвеченные фонарями, их листья казались золотыми. Бегунов и прохожих было мало. Звучала ритмичная позитивная музыка через наушники, я вдыхала запах осенних листьев, смотрела на золотые деревья, а тело парило над землей. Бежалось невероятно легко и непринужденно. И я подумала: «Вот так выглядит счастье!» Я бежала и улыбалась, подпевая музыке. Ради таких минут стоит долго и утомительно тренироваться.