Интервью Сергея Сафронова 2011

Татьяна Бадалова
"Я УЖЕ МНОГО ЛЕТ ИЗУЧАЮ ЭКСТРАСЕНСОВ И ЗНАЮ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРОВ"


Изначально представление планировали на субботу 3 декабря, но, по словам ребят, в этот день их пригласили на корпоратив, причем тут же, в театре.

- Мы так и не поняли, перед кем выступали - какая-то огромная организация. Но весь зал вашего театра был битком, люди сидели даже в проходах, - рассказывает Сергей. - И сегодня у нас тоже аншлаг. Все билеты проданы.

Пока Андрей и Илья занимались установкой и проверкой оборудования перед началом концерта, мы с Сергеем спускаемся в зал. На ходу спрашиваю:

- А вы вообще много катаетесь по стране?

- В том году у нас было больше гастролей - порядка ста городов, но в этом мы вообще никуда не ездили. Все время съел проект «Битва» и еще несколько проектов. Сейчас мы готовим еще два проекта, которые скоро выйдут. Первый - с братьями Запашными в Лужниках. Подготовка к нему идет полгода. И второй проект «Украина чудес» - масштабная история с исчезновением заводов-пароходов на одном из новых каналов телевидения Украины. Подобных программ никто в мире еще не делал.

- У вас сложные технологичные трюки и очень много оборудования. Все это стоит денег. Вас кто-то спонсирует?

- Не-е-ет. Мы уже в этом не нуждаемся. Раньше, когда мы только начинали, мы только догадывались о том, что нужен спонсор, нужен продюсер, какой-нибудь дядька-толстосум. А пока мы их искали, то и сами потихоньку наращивали капитал и вкладывали его. Конечно, для нового шага понадобятся серьезные вложения. Россию можно сказать мы уже покорили, теперь нужно идти на Запад. И проект «Украина», думаю, нам очень в этом поможет. И безусловно, чтобы выйти на тот же Лас-Вегас, придется искать того же дядьку, потому что мы понимаем, что без него никуда. Есть определенные законы шоу-бизнеса, которые если хочешь работать - будь добр соблюдать.

Я вам больше хочу сказать - сейчас мы работаем без администратора, без концертного директора, мы все делаем сами. Но, к сожалению, в нашей стране так принято, что концертный директор обычно забывает, что он нанятый сотрудник и начинает в самом деле ощущать себя директором над артистом. На самом деле это человек, который ведет график артиста, собирает коллектив, который обязан предоставлять артисту как минимум 10 концертов в месяц. У него приличный гонорар, который нужно отрабатывать, а не сидеть на месте.


«НАША ЦЕЛЬ - ДОКАЗАТЬ, ЧТО В ЖИЗНИ НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО»

- Сегодня в стране люди живут очень непросто. Кругом коррупция, приходится платить за «бесплатное» образование и здравоохранение. И людям очень хочется отрешиться от реальности и увидеть чудо. Какое чудо вы, если бы имели такую возможность, совершили для своих соотечественников, для родителей?

- В шоу Дэвида Копперфильда был такой момент: после какого-то знаменитого номера он представляет свою маму, которая сидит в первом ряду, и весь зал поднимается и аплодирует ей.

Я об этом мечтал, и во время первого концерта в Москве мы с братьями смогли эту мечту реализовать. Так получилось, что в нашем договоре не было прописано, что артисту полагается хотя бы 10 билетов для родных и близких. Поэтому мы купили два билета маме и папе. Я помню, вот уже апогей действа, мы выходим на сцену, беремся с братьями за руки. Зал стоя аплодирует. И в эти секунды я чувствовал себя Дэвидом Копперфильдом. Мои родители увидели, во что они все эти годы вкладывали свои силы, свой труд, потому что воспитывать трех хулиганов невероятно сложно. Ведь это чудо - из обычной семьи, где папа - инженер, а мама — уборщица, взяли и появились три бойца, которые подняли жанр «иллюзия» из грязи.

Десять лет назад этого жанра уже не было, ушли в небытие Кио, Акопян... А сейчас каналы борются за этот жанр.

Что касается платы за все, то, конечно, я это тоже ощущаю на себе. Две недели назад у меня родился сын Володя, сейчас у меня уже двое детей, у нас есть возможность нанять нянечку, купить подгузники. А во времена молодости наших родителей ничего такого не было. И я понимаю, какого было им поднимать нас. Я, наоборот, рад, что можно кого-то нанять, что-то купить, оплатить какие-то услуги.

У меня, например, нянечка приходит к нам в пятницу-субботу-воскресенье, чтобы мы с Машей могли сходить в кино, в театр, к друзьям. А с понедельника по четверг она сама сидит с двумя детьми. А приезжаю по вечерам, помогаю чем могу.

- В каждой профессии есть своя задача, например, врач должен вылечить, журналист – рассказывать людям правду. А какую цель ставите перед собой вы?

- Наша задача - не заставить зрителя поверить в сверхъестественное чудо, что после нашего представления у вас откроется третий глаз, вы будете читать мысли на расстоянии... Если хоть одного человека нам удастся убедить, что в мире нет ничего невозможного и что, если у тебя в жизни есть какая-то цель, то ты ее обязательно добьешься, - считай, мы работаем не зря. Но если у нас в мире созданы такие условия, что же делать? Неужели опускать руки? Не надо плакать и искать виноватых. Боритесь, сворачивайте горы ради детей, ради мамы. Вот основная задача.


СО СМЕНОЙ ВЛАСТИ КОЛБАСА В СТРАНЕ НЕ ПОДЕШЕВЕЕТ

- То, что в Рязани в день выборов выступают иллюзионисты – символично. Рязанцы уже даже шутят, мол, братья Сафроновы покажут нам сегодня какой-нибудь фокус с результатами выборов...

- Я как человек, который уже пять лет изучает экстрасенсов, знаю все результаты выборов. Поэтому наша задача сегодня удивить людей, подарить им ощущение праздника, надежды. Замечательно, что это совпало с выборами. Для многих людей выборы - это тоже праздник. С ними у людей связаны какое-то осмысление, надежды, мечты.

- А вы сами голосовали сегодня? Где? За что?

- Пускай нас простят те, кто не согласен, но на выборы мы сегодня просто физически не сможем пойти. Мы в другом городе и никаких открепительных удостоверений ни я, ни мои братья не брали. Это честно. Мой долг сегодня, долг моих братьев и всех ребят, которые сегодня с нами приехали - сделать людей счастливыми хотя бы на полтора-два часа. Чтобы они отключились от обыденности, отдохнули душой и телом.

- А если бы вы все-таки попали на выборы, то за что проголосовали?

- Меня все устраивает, я не хочу, чтобы в нашей стране что-то менялось. В первую очередь, должны меняться люди. Чтобы они становились добрее. Не надо в своих болячках кивать на судьбу, порчу и сглаз. Бросай пить, курить, займись спортом, и все твои болячки пройдут. Проведите эксперимент: встаньте утром и сделайте доброе дело. Вот сейчас на улице гололед. Не проходи мимо упавшей старушки, помоги ей подняться. Ты увидишь ее добрые благодарные глаза, и мир тебе покажется добрым. Вот я вам клянусь, весь день у вас пройдет замечательно.

Это закономерность психологического поведения, и реакции на все невзгоды и печали. Надо в первую очередь надеяться на себя, никто за тебя ничего не сделает. Проявляй инициативу и тебя заметят.

Не надо думать, что со сменой власти мы заживем как-то иначе. Сразу зарплата повысится, колбаса подешевеет... Кто бы ни был у власти, для тебя это не имеет никакого значения, если ты сам из себя ничего не представляешь. Свою судьбу ты решаешь сам!


«В 22 ГОДА МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ГОНОРАР В 100 ДОЛЛАРОВ НА 50 ЛЕТ»

- К сожалению, так уж повелось в нашей стране, что самые талантливые актеры, музыканты были забыты государством и заканчивали жизнь в нищете и одиночестве. Не боитесь ли вы этого? И второй вопрос сразу: если вас пригласят жить и работать за границей, вы согласитесь?

- Мы изначально поставили перед собой задачу доказать, что и в России этот жанр способен удивлять, что если там есть Копперфильд, то здесь тоже есть артисты. Цель - не уехать отсюда, а доказать, что мы тоже можем.

Если перемотать пленку на десять лет назад, то тогда не было ни технологий, ни материалов, ни мастерских, которые бы делали иллюзионные аппараты. Кстати, ничего этого нет и по сей день. Все, что вы видите на сцене сейчас, сделано нашими руками. Выпиливали, ткани натягивали. Ребят, которые нам сейчас помогают, мы учили этому всему. Они сами каскадеры, их папки выполняли сложнейшие трюки. Но в жанре иллюзии никто из них не работает.

А в Лас-Вегасе все это есть, там работают огромные заводы, чтобы снабжать иллюзионистов необходимым оборудованием. Вы думаете, в России нечем заняться, обладая знанием иллюзии? Можно снимать кино, можно делать обалденные иллюзионные шоу на телевидении. В скором времени мы поедем в гастрольный тур на Запад, выступим там, покажем, на что способна Россия, в потом вернемся сюда и сделаем на вырученные средства новое шоу. Я думаю, деньги должны оставаться «в семье».

А если уж быть совсем реалистом - то кому мы там нужны? Не надо заниматься самообманом. Никто нас там не ждет. Поэтому живите в своей стране, любите свою родину хотя бы в масштабе своего дома.

Остаться в старости одинокими... Думаю, это не наш случай. Нас трое братьев, только у меня уже двое детей. Так что одинокими мы не останемся.

- Вы не причисляете себя к цирковым артистам?

- Иллюзия во всем мире идет как отдельный сценический жанр. В цирке Дю Солей вы этого никогда не увидите. Только в нашей стране из-за нехватки площадок и того, что жанр мегасложный и одному артисту держать зал одними веревочками невыгодно, иллюзионистам было проще выступать в цирке. И в нашей стране фокусник стал ассоциироваться с клоунами, животными и потерял свою оригинальность, индивидуальность, свою изюминку.

- Но даже в российских цирковых труппах сейчас дефицит иллюзионистов. Как вы думаете, с чем это связано? Неужели фокусы перестали быть востребованными?

- Это очень дорогой жанр. Стоимость одного иллюзиона в районе миллиона рублей. Какой иллюзионист, имея заработок в триста долларов, позволит себе такой номер? Ему еще нужно кормить семью, дом содержать. А на что ему покупать это оборудование? Талантов очень много, а средств нет. Думаете, мы много денег заработаем на концерте в Рязани? Не верьте артисту, который говорит, что он после гастролей купил себе квартиру. Ни одному артисту в России столько не платят! Это полный бред!

Наша сила была в том, что мы могли экономить на грузчиках, на техниках, на мастерских, потому что нас трое. Мы втроем взяли свой иллюзион, загрузили его в «Газель» и поехали на корпоратив. Отработали, вернулись - сами разгрузили. А если иллюзионист один, ему помощница будет ящики таскать?! Ему придется нанимать грузчиков за 100 долларов. Оставшиеся 100 долларов уйдут на оплату «Газели». Думаете, он будет работать себе в убыток?

Самое страшное, что и спонсоров нет. Люди из-за кризиса боятся куда-либо вкладывать деньги. Зато хотят доить артиста. Таких контрактов, которые я видел, я никогда не подпишу. Представьте, я начинающий артист, мне 22 года, а мне кладут контракт на 50 лет за концерт в 100 долларов! А все остальное забирает продюсер. И сейчас ничего не изменилось.


«НА ВЫСОТЕ 50 МЕТРОВ У МЕНЯ ОТ СТРАХА В ГЛАЗАХ СТОЯЛИ СЛЕЗЫ»

- Вы ездите на частные корпоративы. Какие трюки заказывают у вас там? Может быть, вы заметили какую-то тенденцию, например, автомобильный бизнес просит показать трюк с появлением автомобиля, а энергетиками, например, фокусы с огнем?

- Обычно заказчик хочет что-то большое, масштабное. Мы всегда заранее выезжаем и смотрим площадку. Например, заказчик хочет, чтобы у него исчез или появился слон, а у него площадка два на два метра. Фантазии могут быть безграничными, но мы отталкиваемся от технических возможностей сцены. Вот сегодня нам с вашей сценой очень повезло. Здесь можно делать любой трюк.

- А бывало такое, чтобы в иллюзии принимали участие ваши заказчики?

- Мы делали для двух компаний мероприятия, где они сами показывали иллюзионное шоу. Один появлялся, другого распиливали, третий разрывался, четвертый сгорал...

- То есть вы кому-то открыли свои секреты?

- Да, но, во-первых, мы взяли с них расписку о неразглашении, во-вторых, я не считаю, что это плохо - кого-то учить. У нас в мечтах - открыть свою школу. Чтобы люди, которым это интересно, могли прийти и научиться. Спрос на это действительно есть. После гастрольного тура приходит много писем, в том числе и от детей, они просят «научите нас».

- Какой трюк вы считаете самым сложным? Почему?

- Самый сложный, причем не в технике, а в исполнении легендарный трюк Гарри Гудини, когда его вверх ногами подвешивали на большой высоте, и он в таком положении должен был освободиться из смирительной рубашки. Мне, например, с моей комплекцией висеть очень неудобно. А нужно еще напрягаться, чтобы эту рубашку снять с себя.

Вернемся еще раз к тому, почему иллюзионистов мало: я себя не жалею, когда этот трюк делаю, а другие жалеют. Я потерял сознание, когда выполнял этот трюк на Украине. Это было в Каменец-Подольске. На мосту установили кран, и он поднял меня на высоту 55 метров. У меня от страха слезы на глазах. А потом я потерял сознание, и мне дали нашатырь понюхать. Мы если заимствуем трюк у кого-то, то стараемся сделать его ярче, лучше или, по крайней мере, не хуже.


«ДА НИКОГДА Я НЕ БУДУ ЖИТЬ НА РУБЛЕВКЕ!»

- Чем еще планируете удивить зрителей? Осушите какое-нибудь море или повернете планету вспять?

- Я надеюсь, что наша мечта сбудется, и мы сделаем исчезновение Останкинской башни. Она - легенда, интересна с точки зрения истории. Но как объект не очень выгодна - она очень тонкая визуально. Если статуя Свободы, с которой делал трюк Коперфильд, мощная, и понятно, что ее трудно чем-то закрыть, то Останкинская башня не впечатляет.

- Вы делаете трюки при помощи сложной аппаратуры. А чтобы вот голыми руками?

- Да, делаем. Поскольку у нас много крупной иллюзии, трюков, которые требуют подготовки, то мы опускаем огромный экран и показываем микромагию.

- Вы передадите свое искусство детям? Хотите, чтобы они владели секретами иллюзии?

- Ни в коем случае. Знаете, очень жалко видеть артистов после 60, 70 лет. Вы задумывались над тем, сколько десятков тысяч студентов актерских, вокальных, цирковых факультетов выпускается ежегодно в никуда? И все сейчас думают, вот Алина, дочка Сергей Сафронова, пойдет по его стопам. Нет, такого не будет. Пусть дети занимаются нормальной профессией.

Мы очень благодарны своим родителям, что они дали нам возможность развиваться в разных творческих направлениях: мы знаем актерское мастерство, танцуем, поем... В любом случае без хлеба не останемся.

Кроме того, поскольку все иллюзионы мы делаем сами, на худой конец можем открыть мебельную фабрику. Как-то Чарли Чаплин пришел к своему папе и сказал: «Я хочу быть артистом». Папа ему ответил: «Нет, сынок, ты сначала пойди стань плотником, научись делать табуретку, а потом я уже отпущу тебя в артисты. Чтобы когда у тебя не будет ролей, ты мог сделать табуретку, продать ее на площади и купить себе хлеба». Поэтому пусть мои дети сначала научатся делать табуретку, а потом идут куда хотят. Я в любом случае их поддержу. Но, конечно, заранее расскажу им обо всех «прелестях» нашей «яркой и блистательной» профессии.

А то ведь все думают, что артисты на Рублевке обитают. Я, например, живу в спальном районе. Когда мы только переехали, то я столкнулся в подъезде со своим соседом. Он посмотрел на меня удивленно: «Вы здесь живете?! А я думал, на Рублевке». Да никогда я не буду жить на Рублевке!

- Вы уже несколько раз были в нашем городе. Удалось посмотреть Рязань?

- Да, в прошлый раз мы ездили в Константиново, сегодня были у памятника Есенина, в Кремле. Но погода сегодня жуткая. Но впечатление оставляет не погода, не город, а люди. Мы к вам приезжаем уже в третий-четвертый раз, и люди идут. Хотя мы сегодня проехали по городу - плакаты не висят. А билеты все равно раскупили. Вот придут сегодня зрители, мы обменяемся с ними эмоциями. И я уеду отсюда, как всегда, счастливым, что все получилось.

КСТАТИ

Впервые творчество коллектива «Братья Сафроновы» для всей страны открыл ведущий программы «Что? Где? Когда?» Борис Крюк. В прямом эфире Первого канала иллюзионисты продемонстрировали номер «Сожжение заживо».