Василёк и Перекати-поле

Наталья Коноваленко
                Рисунок автора, Н.К.               
                Сказка-притча
    Жил-был Василёк. Он рос у самого края Пшеничного поля и был похож на крохотный лоскуток высокого синего неба.
    А в небе пел свою летнюю песенку Жаворонок, и Василёк слушал её и думал о том, как прекрасна жизнь.
   Каждый день на поле прилетал Ветерок. Он играл с колосками – и всё поле волновалось, словно море.
   Василёк ни разу не видел моря, но неподалёку протекала река, оттуда на высокое дерево, что раскинуло свои ветви поблизости, как раз напротив Василька,  иногда прилетали  две Чайки. Они садились на самую верхушку и громко  рассказывали друг другу, как хорошо летать над морским раздольем, сколько простора и синевы вокруг. Как замечательно  жить в таком удобном месте, где река впадает в море: где всегда достаточно рыбы. Птицы взлетали высоко, распахивая свои чудесные белые крылья, словно паруса, о которых они так же вспоминали время от времени. Они  кричали  о том, как весело качаться на  волнах то вверх, то вниз и нырять в прохладную ажурную  от пены волну.
    Василёк  узнал из разговоров, какое море большое - не видно берегов на другой его стороне, а река длинна,  длиннее даже, чем дорога вокруг этого поля. На её  берегах  раскинулись города и сёла, и там живут люди.
    Поскольку Василёк ничего большего, чем Пшеничное поле, не видел, он решил, что море и поле должны быть похожи. А река чем-то похожа на дорогу, по которой мимо поля  проезжали машины, пробегали какие-то животные,  проходили люди. Что это они, Васильку прошептали колоски пшеницы.
    Когда люди останавливались под деревом, Василёк мог подолгу слушать их разговоры. Таким образом, он узнал, что дерево называется Тополь, а животные, которые часто ходят рядом с людьми – это Лошади и Собаки. От людей он услышал своё имя и  названия цветов по соседству – Сурепка, Шпорник, Подорожник, Полынь, Клевер…
    В середине лета началась уборка пшеницы. На поле приезжали машины, из них выходили люди, о чём-то долго разговаривали, потом уезжали и возвращались вновь.
    Постепенно поле пустело, повсюду щетинились колкие остатки срезанных комбайном пшеничных стеблей. Васильку стало грустно и одиноко, хотя теперь он мог видеть дальнюю лесополосу и проезжающие вдоль неё машины.
    Однажды подул сильный ветер. Он срывал листья с тополя и низко наклонял оставшиеся цветы к земле. Когда буря утихла (а для цветов и трав это была самая настоящая буря), Василёк распрямился и увидел между камнем и стволом дерева круглый высохший куст, похожий на шар из засохших стеблей и веточек.
- Кто ты? - удивился Василёк.
- Я - Перекати-поле! - гордо ответил куст-шар
- Тебя принёс ветер? - спросил Василёк.
- Я сам себе хозяин, кочую, куда хочу! Я - путешественник! - ещё более заважничал куст-шар.
- Ой, как интересно! Расскажи мне о путешествиях! - попросил Василёк.
- Я бывал в разных местах, видел много интересного: стада коров и овец, высушенные солнцем  дороги, целинные степи в цвету и покрытые сочной травой луга. Мир велик и интересен. Как ты можешь жить всё время на одном месте? Это же скука сплошная: на одной  и той же земле! То ли дело - я!
- Мне совершенно не скучно: ведь это моя родная земля! Здешний край мне знаком и дорог, прежде тут росли мои родители, и их родители тоже - все Васильки. Вокруг живут мои соседи-цветы, летом  в поле колосится пшеница. К нам прилетают шмели и пчёлы, а ещё стрекозы! Они так красивы и так быстры! Над нашим полем всё лето поют Жаворонки, а на дереве гостят не  только чайки, но и воробьи, и синички, ещё соловьи! Среди ветвей отдыхают даже крупные птицы: сойки и сороки. Я всех слушаю и очень люблю своих земляков!
- Всё равно это не то! А там, в других местах, там растут другие травы и не одно дерево, а много, гораздо больше, чем в вашей лесополосе! И я всё время качусь по неизведанным землям, а маленькие люди видят меня, бегут следом и кричат:
- Смотрите, смотрите: Перекати-поле! Ну, для чего вот ты нужен? Так себе, травинка тонкая! Разве что цветёшь. А я - очень нужное растение! Я большой, круглый, необычный!
     В этот момент к дереву подошла девочка. Она остановилась и посмотрела по сторонам.
- Ой, Василёк! - радостно воскликнула девочка.
Она склонилась над цветком и прикоснулась к нему маленькими пальчиками:
- Какой хорошенький! Ты не обидишься, если я сорву тебя и подарю маме? У неё сегодня день рождения!  Удивительно, как тебя до сих пор не затоптали лошади! И хорошо, что не скосили вместе с пшеницей комбайны…
Девочка аккуратно надломила стебель, сорвала цветок и поднесла к лицу.
- Тебе будет хорошо у нас на окошке! Я налью для тебя в красивую вазочку чистой воды. А как обрадуется мама! Она очень любит здешние полевые цветы: васильки, ромашки, клевер.
     Девочка сделала пару шагов по дороге и остановилась, оглянувшись на дерево.
           - Смотри-ка, Перекати-поле ветром принесло!  - сказала она вслух, заметив возле его корня серый шар. Совсем скоро начнутся дожди, станет грязно, и этот высохший куст очень даже может пригодиться, чтобы вытирать обувь. Захвачу-ка я его тоже!  Пока сухо, положу возле сарая, под лестницей.
           Девочка крепко взяла другой рукой Перекати-поле за толстый стебель и заспешила к дому. Она всё сделала, как обещала.
         Перекати-поле теперь лежал в углу, прикрытый рогожкой, всеми забытый, а Василёк стоял на окошке в вазочке с чистой прозрачной водой и всех радовал.
           Прошло два дня, и Ветер-силач вернулся. Он пробежался по двору, заглянул под лестницу, приподнял рогожку и увидел Перекати-поле.
          Ветер, играя, подбросил  сухой куст вверх, опустил на землю, подбросил ещё раз  и  весело покатил, словно мяч, вдаль по дороге.
          Шар Перекати-поля прыгал по кочкам, крутился как юла, и радовался, что вырвался  на волю, мечтая о новых путешествиях. Никто о нём не вспоминал больше, а Василёк продолжал стоять на окошке ещё несколько дней. Потом Девочка вынула его из вазочки, бережно распрямила голубые лепестки и положила цветок между страниц большой книги.
      - Теперь ты немного подсушишься и будешь  закладкой в моей любимой книжке, - сказала она. -  Когда я открою эту страничку, ты напомнишь мне о лете и мамином дне рождения!
        И она опять сдержала слово, эта заботливая девочка: всякий раз, собираясь читать, она доставала нежный цветок, подносила к губам и шептала:
- Какой чудесный! Маленький, а вместил в себя весь аромат долгого лета!..
                Наталья Коноваленко