На своём месте

Римма Дроздова
  Просматривала давнишние фотографии,и вдруг одна из них буквально
"зазвучала" :я "услышала",как поют мои девчонки на линейке в День
последнего школьного звонка:
              Понимаешь,мама,я учитель,
              Это я вхожу,волнуясь, в класс.
              Это мне решили поручить их -
              Сорок душ и восемьдесят глаз.

              Учитель,сколько надо любви и огня,
              Чтобы слушали,
                Чтобы верили,
                Чтобы помнили люди тебя.
Вот такие чудеса: прошло почти полвека,а слова и мелодия вспомнились
так отчётливо,будто было это вчера.

  Вот они на фотографии,и я рядом с ними. Помню и тех,кто есть на фото,
и тех,кто не вошёл в кадр:Наташи Грудзинская и Журавлёва,Ирины Львова,
Бирюкова,Борзова,Ермоленко,Татьяны Пужалина,Макарова и Ерёменко,Галя
Осокина,Света Семьянкина... - всех не перечислить.Это мой самый первый
выпуск.Как дружно мы жили,как помогали они мне осваивать премудрости
 внеклассной работы,поскольку четыре года перед этим я работала со
взрослыми - в школе рабочей молодёжи и на подготовительных курсах при
Экономическом институте.Там-то были ученики  постарше меня.
  Пишу о девчонках только потому,что они пели,но и мальчишки все в
памяти. Да,эти девчонки и мальчишки сейчас уже не только мамами и папами
стали,но и бабушками-дедушками... С некоторыми до сих пор общаемся.
 
  Не только уроки нас объединяли. Перед выпускным классом добились мы
проведения летней практики не в школе,как обычно,а в спортивном лагере,
который нам-то и предстояло оборудовать в живописном месте на берегу
реки Караман.Ох и тяжёлой оказалась эта работа: ставили настоящие
армейские палатки,с деревянными полами и бортами,на которые потом брезент
натягивали. Но справились,преодолели трудности.Зато потом всем ребятам
выделили путёвки на первую смену в этом лагере.(и я при них была,конечно)
  Хочется рассказать об одном интересном событии из нашей тогдашней жизни.
К завершению практики подготовили мы концерт,на который пригласили ребят
из соседнего села, регулярно бывавших у нас в гостях,бригаду поваров,
которые готовили нам еду, и тех родителей,которые смогли приехать на
закрытие.
  Один номер готовился в обстановке строжайшей секретности:посвящены в
него были только исполнители и три девочки,мастерившие костюмы.
  А идея была такая:подготовить Танец маленьких лебедей в исполнении
мальчишек.Были у нас двое рослых(Сергей Баулин и Слава Мулин) и один
маленький и щупленький(Валера Саржанов).Двое согласились довольно быстро,
а вот со Славой пришлось вести переговоры долго.Дело в том,что был он не
только рослым,но и достаточно упитанным,потому и боялся,что над ним будут
смеяться и издеваться уже тогда,когда вернёмся в школу.Только вмешательство родителей,а папа у него был полковником,очень серьёзным человеком,помогло
ему принять решение.
  И началась подготовка:репетиции и изготовление костюмов.Из марли им
соорудили некое подобие балетных пачек,сделали из неё же воланчики на руки и
ноги,на головы - ободочки,в которые вставили гусиные перья(ходили в село 
искали и выпрашивали...)
  К импровизированной эстраде доставили наших "героев",укрыв их со всех
сторон одеялами.Номер их был последним в концертной программе(иначе и быть
не могло...)
  ЧТО было со зрителями - не передать! Один только вид их произвёл
должное впечатление:все замерли.А когда "лебеди" начали исполнять различные
балетные па,то все уже не просто смеялись,а рыдали от восторга.
Апофеозом танца был полёт маленького "лебедёнка" от одного большого к
другому. Это было грандиозно! Слава исполнителям была обеспечена на весь
следующий учебный год!
  Вот такие воспоминания навеяла неожиданно зазвучавшая фотография...
Надо ли говорить,что такое вот совместное времяпрепровождение
сплачивает не только ребят - более доверительными становятся и отношения
их с учителями.
   
  Увлеклась я воспоминаниями,хотя написать хотела сначала только о том
выборе,который я сделала сразу же по окончании школы,о той профессии,
которую считала самой лучшей,которой посвятила свою жизнь и которой ни
 разу не изменила.
  Помню,как давала самый первый в своей жизни урок во время педагогической
практики на 4-ом курсе университета.
  Это был урок литературы в 6-ом классе по теме "сравнительная характеристика
Остапа и Андрия  по повести Н.Гоголя "Тарас Бульба"
  Шла по коридору до кабинета,а ноги буквально подкашивались от страха и
волнения.Открыла дверь,дошла до учительского стола - и вдруг всё отступило:
спокойно посмотрела на учеников,однокурсников,методистов - и начала урок.
  Тема урока сложная,объёмная - всё уложить  и успеть трудно,но я сумела
удачно подвести итог,перенести часть работы на дом.
Помню,как потом на обсуждении урока мои преподаватели-методисты в один
голос отметили:"Будто долгие годы занималась тем,что вела уроки,работала
с детьми. Прирождённый учитель! На своём месте!"
  Вот это "на своём месте" я и ощущала полвека,что были отданы школе.

                (Продолжение следует).