Полная автобиография

Владимир Юденко
   Не столь скромность, сколь краткость привела к тому, что для размещения в "Антологии русской поэзии 2018" моей автобиографии редактор и редакция попросили меня заполнить расширенную анкету, задав суммарно тридцать три вопроса.
   Чтобы в дальнейшем облегчить себе (и своим биографам) аналогичный труд, представляю читателям достаточно подробные данные о своей длинной (так уж получилось) жизни.
   Когда одна читательница сравнила меня с Леонардо да Винчи, мне подумалось: совпадает у нас только эпизод - у обоих лишь по одному прижизненно внедрённому изобретению.

   Вашему вниманию две автобиографии: краткая (написана специально для болгарского сборника) и полная (по уже упомянутому поводу). Выбирайте любую. Повторы я постарался исключить.

       КРАТКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

    Юденко Владимир Антонович. Родился в 1946 году в городе Апшеронске, окончил школу в Трубчевске, сейчас живу в Риге. Отслужил 25 лет в ВВС после окончания Рижского высшего училища (РВВАИУ). Ещё до училища обеспечивал полёты первых космонавтов в должности начальника радиомаяка. Имею автограф от Германа Титова.
     Публиковал стихи с 1967 года. В России, в Латвии, в Казахстане, в Грузии, в Германии, в Литве и в Болгарии.
     Автор литературоведческих эссе о творчестве Пушкина, Бунина, Блока, Ахматовой, Пастернака, Цветаевой, Бродского и некоторых современных поэтов, а также об особенностях их поэтического таланта.
     Победитель двух республиканских поэтических конкурсов (Алма-Ата, Тбилиси).
     Лауреат премии Всемирного литературно-поэтического конкурса "Надежды Лира Золотая" (Нью-Йорк, 2003), лауреат Международного конкурса "Золотое перо Руси" (Москва, 2007), дипломант Европейской унии культуры и искусства (Брюссель, 2005). Лауреат международного конкурса афоризмов (Москва, 2015). За активную помощь Фонду ВСМ и молодым авторам удостоен звания "ЗВЁЗДНЫЙ ГОСТЬ - ДРУГ ФОНДА".
     В 2014 году получил приглашение о приёме в "Российский союз писателей" от секции поэзии, а вскоре и от секции прозы РСП. Аналогичные предложения получал ещё ранее от руководителя МАПП (Марата Каландарова) и совсем недавно от руководителя МАП (Татьяны Житковой). Своё вступление в РСП посчитал нецелесообразным. Недавно издана моя книга "Предпочитаю предпочесть...", содержащая стихотворения и афоризмы (Изд. "Авторская книга", Москва, 2015, 260 с. - ISBN: 978-5-91945-806-7). Ранее издано пять моих поэтических сборников в Риге и Новосибирске, а также книга "Интеллект" (Рига - 2004) и несколько научных статей. Наряду с этим имею десятки публикаций в коллективных поэтических сборниках, альманахах и антологиях. Являюсь составителем и редактором трёх международных сборников (два из них по линии МАПП).
     Трижды выступал на ТВ (в Тбилиси, в Риге), дважды по радио (в Риге, в ГДР).
     Дипломант ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ (Москва, 1986), Почётный доктор Ассоциации русских учёных Латвии с 2008 года, президент Клуба интеллектуалов с 2001 года.   Специалист Международной федерации независимых экспертов по летательным аппаратам и патентоведению. Член МАП (ранее состоял в МАПП).

       ПОЛНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

   Моя мать, Екатерина Артемьевна, преподавала в средней школе русский язык и литературу. В 1958 году опубликовала своё (по всей вероятности) единственное стихотворение в районной газете города Трубчевска. А вот рисовала она исключительно хорошо, мечтала о том, что я стану художником или музыкантом.
   С малолетства читала мне сказки и стихи Пушкина. При этом моё подсознание заполнялось лучшими образцами поэзии.
   Отец, Антон Данилович, преподавал вместе с матерью тот же предмет, но при этом мог решать сложные математические задачи, любил декламировать наизусть русских классиков. Институт он закончил досрочно, всего за полтора года. Это он привил мне любовь к природе (будучи опытным рыболовом) и тягу к изобретательству.
   Ещё в пятилетнем возрасте я (пока родители были на работе) разобрал из-за любознательности и собрал будильник. Часовых дел мастер был настолько поражён таким фактом, что неоднократно одаривал моего отца часами.

   Благодаря родителям могу назвать своё детство вполне счастливым. Среди мальчишек пользовался непререкаемым авторитетом при кличке "учитель". Где-то во втором классе объяснился в любви красивой девочке, передав ей рифмованную записку. Бдительная учительница её перехватила, в результате чего стихи я не сочинял до самого окончания школы, считая это опасным ремеслом.
   Еще в детской библиотеке меня заметили как активного читателя и даже поручили выступить на конференции, по результатам которой я был впервые награждён за творческий труд ценным подарком.

   В 1963 году (в возрасте шестнадцати лет) поступал в МГУ, а на следующий год в МФТИ и МИФИ. В МФТИ ко мне приходили многие абитуриенты на консультацию по физике, а вот с математикой было хуже. Узнав о моих "подвигах" ректор Новозыбковского пединститута предложил мне вступление в ВУЗ без экзаменов, но я не согласился и сдал физику на отлично, отказавшись от времени на подготовку, чем сильно удивил преподавателя, а другие поступающие думали, что я получил неуд.
   На физмате проучился только один семестр. Вернувшись в Трубчевск устроился учителем физики, математики и астрономии в Бобовенскую восьмилетнюю школу. Авторитет мой вырос настолько быстро, что спустя всего несколько месяцев местные колхозники мне сказали: "Владимир Антонович, оставайтесь у нас. Мы вам и дом построим и бурёнку дадим". Но их мечты в мои планы не входили, да и вскоре повестка пришла из военкомата, девятнадцать лет - призывной возраст.

   В 1966 году я на отлично закончил ШМАС (школу младших авиа-специалистов) и был отправлен в Ахтубинск, где круглосуточно (посменно) обеспечивал полёты новейших летательных аппаратов. Уже через год был назначен на инженерную должность начальником РСБН. Вскоре моя работа была отмечена положительно: я получил благодарность от генерала Феногенова.

   В это же время начинаю активно сочинять стихи и посещать изредка литобъединение. Известная в Ахтубинске (а затем и в Астрахани) поэтесса Нинель Александровна Мордовина без моего ведома размещает моё стихотворение в районной газете "Ахтубинская правда". С этого года мои стихи довольно часто публикуются в окружных и гражданских газетах, в коллективных сборниках и даже в журнале МО "Советский воин" и в республиканском журнале "Простор".

   В 1973 году окончил Рижское высшее военное инженерно-авиационное училище по специальности "Радиотехнические средства пилотируемых летательных аппаратов". При учёбе (в виде исключения) освобождался от сдачи экзаменов по общественным дисциплинам, с проставлением отличных оценок. Это из-за того, что увлёкся философией. В 1970 году награждён почётной грамотой от Министерства образования Латвийской ССР, подписана министром В.Миллером, а в 1972 году был награждён ценным подарком - как победитель первого тура Всесоюзного конкурса студенческих работ по проблемам общественных наук. В своих научных рефератах мне удалось дать несколько новых определений в области философии.
   Учился в одной учебной группе с Виктором Алкснисом, но я был старшиной группы, а он - рядовым слушателем. При выпуске, только мне одному из всего курса комиссия отметила склонность к изобретательской деятельности (после знакомства с дипломным проектом), но отправили для прохождения дальнейшей службы не в Москву, а в Талды-Курган. Впервые в мировой практике я разработал способ и устройство для скрытного огибания рельефа летательным аппаратом. Мои предложения засекретили.

   Частенько опережал своё время.
   Так предложил в ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ методику определения значимости изобретений. Ответили, что это не актуально, а через несколько лет объявили конкурс по упомянутой тематике. Послал методику повторно - получил диплом и премию, которую так и не выдали.
   Запатентовал совместно с известным изобретателем Клуба интеллектуалов Алексанром Ефимиком перспективный автомобильный глушитель. Немцы в Германии запатентовали аналогичное устройство на четырнадцать лет позже!
   Такая же история с всепроникающим радиолокатором, который запатентовал совместно с генералом, профессором Ростиславом Виноградовым. Или с устройством для защиты летательного аппарата от удара молнии (тоже засекретили).

   После окончания училища служил в Казахстане, Грузии, Германии (ГДР). Из авиации попал после переучивания в одно из Главных управлений МО. Вернулся в родное училище только в 1980 году. Хотя уже в 1975 получил приглашение на преподавательскую должность, но на другой факультет. И тут я сморозил глупость: мне показалось, что это будет предательство по отношению к своему радио-факультету.
   Потеря пяти лет сказалась отрицательно только на показателях училища по изобретательству, поскольку после возвращения я стал лучшим изобретателем кафедры, факультета, а затем и училища. Ревность моего непосредственного начальника была такова, что после фразы о моей настойчивости в достижении целей, он в характеристике написал: "Занимается изобретательской деятельностью в ущерб служебной".
   В этой связи вспомнился замполит, подполковник из Талды-Кургана, который довольно откровенно мне советовал не публиковать так часто стихотворения, а то за счёт гонораров я получаю ежемесячно больше, чем позволяет моя должность начальника расчёта. Такое "одобрение" мне и во сне не снилось.
   Вирус "социализма с человеческим лицом" в то время заразил многих чиновников.
Так на просьбу опубликоваться в "Красной звезде", мне посоветовали стать в очередь, а на моё обращение в "ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО" издать книгу стихотворений - мне указали на то, что я превысил возрастной порог в 35 лет.

   И вот прошло около тридцати лет. Моё воспоминание о космонавтах публикуется в "Красной звезде" в праздничном номере, хотя оно отправлено только накануне вечером! В Москве буквально через три месяца издаётся мой поэтический сборник. Без всякого вмешательства цензуры.
   Но не всё так розово. При наличии денег вы можете ежемесячно издавать по одной книге. А вопрос о качестве содержимого вообще не стоит в повестке сегодняшнего дня.

   А ведь только при наличии качественных изобретений - нам будет что предлагать на мировом рынке, чтобы стать мировой державой. Только при наличии талантливых произведений - нам будет кого выдвигать на Нобелевскую премию.

   В моей жизни слишком много приключений. Приведу слегка перефразированную строчку Владимира Высоцкого: но мы выбираем трудный путь - опасный, как армейская тропа. Оказалось, что судьба отвела мне более десяти жизней. Вот только некоторые реальные случаи из моей офицерской службы.

       КАЗАХСТАН (1973-1976).
   На воинских учениях нам пришлось заночевать в герметичном кунге автомобиля при температуре минус тридцать пять снаружи. Включили печку, а одежда трёх бойцов, облитая при заправке техники бензином, дала интенсивные ядовитые испарения. Обычно такие истории имеют летальный исход, тем более от усталости все семь человек сразу же уснули мертвецким сном. Видимо меня разбудил Ангел-Хранитель за то, что из четырёх офицеров только я ничего не принял вовнутрь для согревания организма. Мелькнула мысль: выбраться наружу любой ценой. Но далеко не сразу осознал где же находится дверь. Да и сил хватило только на один рывок тугой рукоятки. Спас семерых, если считать и свою персону.
   Второй эпизод не заставил себя долго ждать. Будучи дежурным по части, взял в плен и обезоружил семь террористов-диверсантов. Рисковал жизнью не задумываясь, хотя у них были автоматы, а у меня - только пистолет. Награды никакой не получил, поскольку диверсанты оказались учебными (как и муляжи средств подрыва важнейших объектов аэродрома). Таким образом проверялась бдительность аэродромных служб, а тут какой-то офицер соседней части сорвал учение командующего. Вряд ли последнему доложили об этом, но мне яростно угрожали его офицеры. В итоге - ни взыскания, ни благодарности.
   На верную погибель отправили меня и четырёх моих подчинённых, выдав мне командировочное удостоверение начальника эшелона для получения и сопровождения секретной техники. В качестве дополнительного пайка выдали кусок сала и несколько сухарей. Такого запаса едва хватило на третью часть обратного пути в холодной теплушке. На возвращение понадобилась не одна, а целых три недели. С голоду мы не умерли в результате моей прозорливости: за свои деньги я закупил достаточно продуктов, с трудом добившись выхода в город с режимного предприятия. Котом в мешке оказался и мой начальник караула. Выяснив, что он болен эпилепсией, я посоветовал ему сдать мне оружие. Так я и исполнял две должности до конца командировки. Когда с пункта переадресовки я позвонил в ночное время большому начальству, что мы живы и с грузом всё нормально, то радость на другом конце провода была искренней. Мне пообещали орден, а я вместо того, чтобы сказать "Служу Советскому Союзу!", ответил, что я просто выполняю свои обязанности. Забыв на тот момент и о начальнике караула и о том, что даже в полушубках было тепло, когда буржуйка накалялась от жара. Дрова и воду мы добывали по-партизански, а начальство могло подумать, что мы и пайку захватывали с помощью оружия.
   Каким-то чудом мы долетели однажды до Балхаша. Дело в том, что я почувствовал жар со спины. Выглянул в иллюминатор, а там почти метровое пламя лижет бок нашего вертолёта. Командир экипажа меня успокоил: они в курсе, но стараются долетать до наступления замены двигателя по истечении им полного ресурса. Потрясающая логика!

       ГРУЗИЯ (1976-1977).
   На одном из учений спас своего начальника, сильно рискуя собственной жизнью. Ни ордена, ни героя. А всё потому, что подполковник Ёлкин грубо нарушил технику безопасности, и такая огласка оказалась ненужной ни ему, ни командованию части.
   Отличился в тот же день и командир лётного экипажа. Не учтя загруженность вертолёта, взлетел сразу вертикально. С трудом поднявшись над бетонкой на пятьдесят метров, летательный аппарат уже стал раскачиваться перед падением, но лётчик к нашему счастью не оказался упёртым ослом, а каким-то чудом успел посадить вертолёт, пока тот не потерял управление полностью.
   Абсурдным было и моё решение переправится через полноводную Риони. Но повезло.
   В рубашке родился и тогда, когда шёл по берегу маленькой речки Циви. Оглянулся - вокруг кишели змеи, а на свою свадьбу они меня точно не приглашали. Пришлось возвращаться в исходную точку, как по минному полю.
   Я уже не говорю о "тягуне" в Чёрном море. Дошли с женой до безлюдного места, миновав два огромных плаката "КУПАТЬСЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!". Ни людей, ни лодок. Жене повезло: она только по колени вошла в воду, а меня с каждой секундой стало всё дальше и дальше утаскивать от берега. Из-за волн я не сразу сообразил - что происходит. Кричать: "Спасите!" - напугать одинокую женщину. Спасла только сообразительность. Подумал: если верхний слой воды движется от берега, то на глубине вода должна идти в обратном направлении. Вот так - нырял и плыл к берегу под водой. Если учесть, что пловец я никудышный, то мне сильно повезло. Рассказал об этом жене только по возвращении домой. Может мой морской опыт спасёт хотя бы одну жизнь. А то в Риге (уже в другом море) целая семья погибла в такой же ситуации и при скоплении народа.

       ГДР (1977-1980)
   В тихую звёздную ночь был дежурным по части. Проверяя службу часового, заметил неадекватность его поведения. Когда сказал ему, что и я встречал марсиан неоднократно, у него сознание несколько прояснилось. Поняв, что нашу засекреченную часть сфотографировали сверху, я решился побеспокоить начальство и ночью, чтобы мне дали дежурную машину для преследования шпиона. Я догадался - воздушный шар надо сбить, иначе контейнер не забрать. С учётом направления ветра наш "уазик" мчался, подпрыгивая на лесных ухабах. А вот и прозвучал выстрел... Я материл начальство за десятиминутную задержку с выдачей разрешения на выезд, а зря. Вражеский агент опередил бы нас с выстрелом из засады. А так он успел сбить только шар и забрать содержимое контейнера. Остатки "марсианской тарелки" я привёз в часть, как доказательство. Это ночное ЧП начальство скрыло. Всем хотелось получать два оклада в течение всего пятилетнего срока.
   И всё же опередил меня с выстрелом капитан Натрусный (Родина должна знать своих "героев" в лицо), которому я передавал дежурство по части. Услышав за спиной характерный звук затвора, я обернулся и увидел направленный мне в спину ствол пистолета. Даже тесное помещение дежурного не позволяло мне отбить его руку с положения сидя. Единственно, что я сделал - скорчил презрительную физиономию и отвернулся, якобы продолжая писать рапорт о сдаче дежурства. Выстрел не заставил себя долго ждать. Пуля пролетела в сантиметре от моей головы, отскочила рикошетом от бетонной стены. И повторно пролетела мимо меня прямо в сейф с патронами, где я её и отыскал далеко не сразу и в сильно сплющенном состоянии. Стрелок был в таком состоянии, что я без всякого труда освободил его трясущуюся руку от оружия. Пистолет в это время висел уже лишь на фаланге полусогнутого пальца. И было мне в то время всего-навсего тридцать три года. Причин для выстрела у него не могло быть, мы не соприкасались ни по службе, ни в быту никоим образом. Сейчас сожалею, что не поговорил с ним на эту тему. Думаю, что он был скрытным наркоманом. Я не стал афишировать это ЧП, а то бы много начальства пострадало ни за что.
   Вопиющую глупость проявили и танкисты неведомой мне части. Средь бела дня они решили избавиться от "лишнего" снаряда, выстрелив в безлюдный (как им казалось) лес. Боевой снаряд пролетел чуть выше окон моей квартиры, ударился о ствол дерева и взорвался, засыпав мелкими горячими осколками детскую песочницу и не только её. Благо, что за минуту до этого мать позвала своего ребёнка обедать, а другие дети тоже дружно разбежались по домам. Разве можно такое предвидеть?
   А на отдыхе? Подхожу как-то к небольшому лесному озеру со спиннингом. Песчаное пологое дно так и манило забрести в воду по кромку резиновых сапог для удобства заброса блесны. Что меня заставило ткнуть концом удилища в песок? Раньше никогда такого не делал. Как в болото! Пару шагов - и не выбрался бы...

   Хочу отвлечь читателя от негатива. Хороших людей мне встречалось больше, а потому и есть возможность делиться воспоминаниями.

   Армейская закалка пригодилась мне и после развала Союза, когда пришлось подрабатывать таксистом на своём "жигулёнке". Трижды доставали бандиты пистолет... Спасало моё единственное и верное оружие - хладнокровие, логика и находчивость. Опаснее профессия только каскадёров, но они к ней готовятся тщательно заранее. А у таксистов - сплошная импровизация. А потому - далеко не без потерь и у моих знакомых.   

   В заключение отмечу, что стихи и проза у меня в большой степени перекликаются с моей реальной жизнью. А приведённые чуть ранее эпизоды моей службы говорят лишь о том, что придумывать мне нет необходимости. Воинская служба - богаче любых фантазий. По крайней мере у меня. Да и гражданская повседневность не позволяет расслабиться полностью даже на пенсии.

   Вот такая получилась длинная автобиография.

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Сразу два изобретательских рекорда.
      http://www.proza.ru/2012/03/19/1971
2. Борис Пастернак. Духовное наследие России.
      http://www.proza.ru/2010/04/08/41
3. Поэты-пророки. Развитие поэтического образа.
      http://www.proza.ru/2014/04/03/1062