Ихтинео - предшественницы субмарин

Вячеслав Прытков
 «И Х Т И Н Е О»  -  П РЕ Д Ш Е С Т В Е Н Н И Ц Ы    С У Б М А Р И Н.


В  маленькой  рыбацкой  деревушке  под  названием  Кадакес  царили  уют  и  покой. Ослепительно  белые  домики  рыбаков  подступали  к  самому  морю, а  далеко  за  ними  проглядывались  горные  вершины  Пиренеев. Морская  гладь  под  яркими  лучами  солнца  приобретала  аквамариновый  оттенок, радуя  глаз. Пожалуй, не  зря  это  чудесное  место  избрал  для  работы  молодой  мечтатель – утопист  Нарцис  Монтуриоль. Мечты  уносили  его  далеко  к  светлому  будущему  без  угнетателей  и  угнетённых. С  ранних  лет  он  увлёкся  идеями  коммунизма, пацифизма, феминизма, предрекая  родной  Каталонии  избрание  наиболее  верного  и  справедливого  пути, об  этом  он  уже  написал  целый  ряд  работ, подвергая  критике  существующий  в  Испании  диктаторский  режим.

Нарцис  любил  бродить  берегом  моря, наблюдать, как  местные  рыбаки  занимаются  ловлей  рыбы  и  крабов, как  отважные  ныряльщики  добывают  настоящее  морское  сокровище  - кораллы. Он  восхищался  их  опасной  и  трудной  работой  под  водой, в  глубинах  «нового  континента», прозванного  им  так  за  обширность  и  неизведанность.
Однажды, Монтуриоль  стал  свидетелем  гибели  одного  из  ныряльщиков. Этот  несчастный  случай  потряс  его  до  глубины  души. «Неужели  ничего  нельзя  сделать, чтобы  обезопасить  их  нелёгкий  труд, приносящий  не  так  уж  много  доходов?» - возникший  вопрос  теперь  отодвинул  на  задний  план  все  другие  мысли  Монтуриоля, не  давая  ему  покоя  ни  днём, ни  ночью.
«А  освоение  нового  континента  несомненно  принесёт  огромную  пользу, приоткроет  завесу  его  таинственности,» - об этом  теперь  мечтал  юный  Монтуриоль. Однако, нужно  было  переходить  от  мечтаний  к  делу.


В  1857  году  Монтуриоль  вернулся  в  родной  Фигерас  с  окончательно  сформировавшимся  решением – создать  подводное  плавучее  средство, способное  погружаться  в  глубины  моря  и  собирать  кораллы. Отец  Монтуриоля  давно  занимался  изготовлением  бочек  для  вина  и  надеялся, что  сын  станет  продолжателем  ремесла, но  этому  не  довелось  случиться, правда, бондарное  дело  стало  основой  для  будущего  изобретения  Монтуриоля.
Рассматривая  как – то  уже  готовые  бочки  для  вина, Монтуриоля  вдруг  осенило, а  что  если  подводное  средство  сделать  в  виде  такой  вот, но  только  гораздо  крупнее  по  размерам, винной  бочки, имеющей  закрытую  коническую  форму  на  концах. Это  ведь  так  просто, но  зато  гениально.

Летом  1859  года  осуществилась  мечта  изобретателя; он  с  отцом  и  нанятым  кораблестроителем  собрали  лодку. В  длину  она  достигала  23  фута, имела  двойной  корпус  из  оливковой  древесины, обшитый  медью, несла  приспособление  для  сбора  кораллов. В  движение  приводилась  при  помощи  педалей, используя  мускульную  силу  ног  человека, находящегося  внутри  неё. Монтуриолю  не  терпелось  испытать  её  вместе  с  экипажем, состоящем  из  трёх  человек  в  гавани  Барселоны  и  даже  совершить  вояж  до  Кадакеса. Субмарина  получила  название  «Ихтинео» - сочетание  греческих  слов.

Испытание  «Ихтинео»  прошло  успешно, затем  Монтуриоль  совершил  более  50  погружений, убедившись, что  лодка  способна  уходить  на  глубину  до  60  футов  и  находиться  там  некоторое  время. Пробные  погружения  были  не  такими  уж  простыми. Монтуриоль  позднее  напишет: «Тревожили  тишина, сопровождающая  каждый  спуск  под  воду, постепенное  исчезновение  солнечного  света, огромные  валы  воды, готовые  раздавить  корпус, снижение  скорости  хода, стеснённое  дыхание, рыбы, проплывающие  за  иллюминаторами – всё  это  способствовало  волнению  экипажа.»
Создатель  субмарины  пытался  пробудить  интерес  среди  инвесторов, способных  вложить  свои  средства  для  создания  более  совершенных, чем  «Ихтинео»  лодок. Богатые  каталонцы  не  жалели  денег  на  концерты, театральные  представления  и  другие  увеселительные  мероприятия, но  их  совсем  не  привлекала  какая – то  подлодка, могущая  не  сегодня, завтра  утонуть. Наконец, один  только  день  1862  года  полностью  разрушил  все  планы  Монтуриоля – грузовое  судно  протаранило  «Ихтинео», стоявшую  в  гавани  Барселоны, разбив  её  вдребезги.
Горести  и  отчаяния  создателя  не  было  предела, ведь  субмарина  стала  теперь  делом  всей  его  жизни, и  он  принялся  строить  «Ихтинео – 2», более  крупную  по  размерам  субмарину.
Она  сошла  на  воду  в  1867  году, хорошо  показав  себя  на  первых  испытаниях. Конечно, «Ихтинео – 2»  сильно  отличалась  от  предшественницы  и  приводилась  в  движение  паром. Сам  по  себе  паровой  двигатель  не  был  тогда  новшеством, он  появился  ещё  два  столетия  назад, но  Монтуриоль  использовал  в  двигателе  химическую  реакцию  между  хлоратом  калия, цинком  и  диоксидом  марганца, получая  таким  образом, как  тепло, так  и  кислород, необходимый  для  дыхания  внутри  лодки.
«Ихтинео – 2»  погружалась  на  глубину  до  98  футов  и  более. Удивительно, но  только  более  чем  через  70  лет, такой  паровой  двигатель  на  химической  реакции  стали  широко  использовать  в  подводном  кораблестроении.
Когда  Монтуриоль  начинал  создавать  своё  второе  «детище», в  США  вспыхнула  гражданская  война, и  он, решив  предложить  своё  изобретение  использовать  в  этом  конфликте, написал  о  нём  секретарю  военно – морских  сил  Севера  Г. Уэллесу. К сожалению,  пока  тот  раздумывал, война  успела  закончиться. Всё  было  тщетно, ни  в  самой  Испании, ни  за  океаном  интереса  к  лодке  Монтуриоля  не  проявлялось. Разочарованному  изобретателю  ничего  не  оставалось, как  продать  её  на  лом. Разве, что  только  иллюминаторы  лодки  пошли  для  украшения  чьей – то  богатой  ванны, а  её  двигатель  стал  частью  оборудования, использовавшегося  для  обмолота  пшеницы.
Такой  уж  несчастливой  оказалась  судьба  первой  испанской  подводной  лодки, да  и  имя  самого  Монтуриоля – предшественника  и  земляка  Сальвадора  Дали, умело  работавшего  не  кистью, а  инструментами  инженера – конструктора, долго  ещё  оставалось  в  Каталонии  в  тени, пока, в  память  о  нём  не  появилась  в  Фигерасе  его  скульптура, а  барселонскую  гавань  украсила  копия  его  «Ихтинео», как  напоминание  потомкам – «НЕ  ЗАБЫВАЙТЕ!»

3  октября  2018  года.                Вячеслав  Прытков.