Чёрный Октябрь. Страницы дневника

Валентин Поляков
Прошло 25 лет с тех событий, начавшихся Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 20 сентября 1993 г. №1400.И вот я читаю краткие записи в своём дневнике, вспоминаю то, что пережито страной, пережито народом, в том числе и мною. Не публикую только то, что относится ко мне лично и неинтересно посторонним людям. К слову, компьютера у меня тогда не было…

09 сентября 1993 года. Сегодня в областной газете «Молот» была опубликована большая статья «Страсти по «Парламентскому часу»», в которой Николай Иванович Чеботарёв, давая интервью корреспонденту газеты, сначала обрушился на коллегу-журналиста Сухорученко, а потом «прошёлся» и по мне. Вот что, в частности, он написал:

«...Кстати, есть у него и единомышленники, которые в тоске по классовой борьбе, наверное, ночей не спят. Вот что, например, пишет ростовчанин Поляков В.В.: (...) Ату, его, ату!»…

Так я стал поджигателем классовой борьбы... Мне очень хотелось ответить Николаю Ивановичу, и я сразу же взялся за перо, точнее – за шарик и написал всё, что я думал тогда о директоре «ДОН-ТР» на двух листах формата школьной тетради, но наши силы были не равны, а трагические события сентября-октября 1993 года сделали наши «разногласия» сущей мелочью...
 
С концовкой письма у меня возникли стилистические и содержательные проблемы, и мне хотелось просто прервать какую-нибудь глубокую мысль, но замысел осуществить не удалось по тем самым «объективным» и «субъективным» причинам. Хотя вряд ли Николай Иванович ответил бы мне, а судиться с ним я просто не захотел по ряду причин, в том числе и по причине утраты доверия к судебной власти. И всё же черновик интересен сам по себе, хотя и не вышел за пределы квартиры: см. файл «Чеботарёву Н.И.»…
   
...)

21 сентября 1993 года. Гнойник политического кризиса набух до предела, но ещё не прорвался. Начался государственного переворота. Президент Ельцин Б.Н. подписал провокационный указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», перечеркнувший Конституцию РФ 1978 года с многочисленными изменениями и дополнениями. Указом объявлено о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и ликвидации системы Советов, а также о созыве Государственной Думы…

После роспуска Верховного Совета на основании решения Конституционного Суда Б.Н. Ельцин был автоматически отрешён от должности, а  вице-президент Александр Руцкой принял на заседании Верховного Совета присягу как исполняющий обязанности президента России. КПРФ решительно осудила антиконституционные действия президента Б. Ельцина, но инициативу прочно держала  команда президента…

27 сентября 1993 года. (...)

В этот день абхазским формированиям удалось взять штурмом Сухуми. Находившийся в городе Шеварднадзе сумел спастись исключительно благодаря решительным действиям российских военных…

(…)

03 октября 1993 года.  Гнойник, созревавший с 20 сентября, лопнул и – потёк гной. В Москве произошли события, которые коренным образом повлияли на дальнейшую историю России: вспыхнула самая настоящая гражданская война. Соотношение сил было неравным: государственное телевидение  было полностью на стороне Ельцина. Особенно мне запомнилась телепередача Дмитрия Диброва. В пере¬даче участвовал лидер ВИА «Машина времени» Андрей Макаревич. «Хозяин» и «гость» мирно беседовали на темы, далёкие от злободневных событий. Когда им сообщили, что демонстранты приближаются к телецентру в Останкино, чтобы взять штурмом «империю лжи», то омосковившийся ростовчанин Дмитрий Дибров сказал что-то подобное «пусть попробуют!» – так были они уверены в своей полной безопасности...

04 октября 1993 года. И после бурного дня – бурная ночь, когда кто-то выстрелил первым у комплекса в Останкино, а на экране телевизора, принимавшего из эфира одну-единственную программу, да ещё и из резервной студии, рядом со Сванидзе показалась откормленная физиономия внука двух писателей Егора Гайдара, призвавшего «своих» идти на площадь перед Моссоветом «защищать демократию»...

Я не спал всю ночь! А с утра весь «цивилизованный» мир с циничным интересом наблюдал прямой репортаж CNN о расстреле из танковых орудий Дворца Советов – «Белого Дома» в Москве. Переворот свершился, мятежники победили защитников конституционного строя. Победители, разумеется, объявили защитников конституционного строя мятежниками, а их действия – путчем...
 
От того бурного времени у меня осталось несколько листовок. Среди них и одна почти нечитаемая прокламация, которую я с трудом набрал в компьютер в самом начале 2002 года,  тогда еще такого далёкого XXI века: см. файл «Кровавый понедельник»...

© Валентин Поляков 2018