Паоло Веронезе Портрет венецианки. La Bella Nani

Алина Алексеева-Маркезин
 Паоло Веронезе.Портрет венецианки.(La Bella Nani)119 x 103 см.Лувр.

          Начнём знакомство с творчеством замечательного художника Эпохи Возрождения ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ.(1528-1588). Посмотрим один из лучших его портретов,хотя визитной карточкой художника были большие сюжетные картины и фрески.

     Паоло Веронезе (Кальяри), родившийся в 1528 году в Венеции, по праву считается одним из величайших живописцев венецианской школы, наравне с Тицианом и Тинторетто.

            Наличие характерных для венецианской школы черт не исключает и неповторимую индивидуальность живописного стиля Веронезе. С характерной для гениев смелостью, художник сумел переосмыслить традиционные каноны и представить знакомые образы в новом свете.

          Смелость взглядов художника коснулась, прежде всего, религиозной тематики. В его работах Иисус, апостолы и святые не просто помещены в современные для художника реалии — это был уже известный прием — но оказываются представлены, как живые люди, вместо образов, всем своим видом демонстрирующих духовное превосходство.

          Подобная смелость даже столкнула Паоло с инквизицией, узревшей ересь в его вариации на тему Тайной вечери, однако стороны сумели достичь компромисса.

         Наставниками Веронезе были Антонио Бадиле, на дочери которого художник в итоге женился, и Джованни Франческо Карото — оба художника представляли живописную школу Вероны, влияние которой прослеживается на ранних работах Паоло.

             Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе).

           Встреча с венецианским искусством в еще большей степени способствовала развитию дарования Веронезе-портретиста, обострив способность к передаче психологии модели. Его произведения, относящиеся к началу 60-х годов, особенно многочисленны и составляют одну из вершин венецианского портрета XVI века.

          Немногочисленным частным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность. Блестяще передавая внешнее сходство, достигая одновременно и некоторой идеализации образа, граничащей с его приукрашиванием, Веронезе не сосредоточивал своего внимания на глубоком раскрытии характера изображаемой личности, без чего, собственно, и нет большого искусства портрета.

             Однако блеск живописи, великолепно написанные аксессуары, благородная аристократическая непринужденность поз делают его портреты очень приятными для глаз и прекрасно «вписывают» их в роскошные дворцовые интерьеры позднего венецианского Возрождения.

           Во время перерыва в работе в Сан-Себастьяно, Веронезе украсил виллу семейства Барбаро в Мазере, великого архитектора Андреа Палладио. Прекрасно сработанные мифологические сюжеты фресок буквально лучились поэтическим вдохновением.

            Эти работы были призваны объединить культуру гуманизма с христианской духовностью. Заодно Веронезе написал и портреты некоторых представителей семьи Барбаро, после чего у художника не было недостатка в заказах на портреты для первых лиц республики.

         Стоит заметить, что после завершения работ на вилле Барбаро художник встретился с ди Пьетро (настоящая фамилия Палладио, признаваемого одним из наиболее влиятельных архитекторов ever), и встречу эту современники характеризовали, как «триумф».

             Один из популярных портретов художника Ла Белла Нани из Лувра, блистательный, искрящийся светом образ знатной венецианки, чуть печальное лицо которой контрастирует с изысканной красотой ее одежд и драгоценных украшений.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

           До XIX века работа была неизвестна. Впервые работу приписывают кисти Веронезе в 1870 году, когда картина упоминается в каталоге, выпущенном для выставки личной коллекции Анатолия Демидова, принца Сан-Донато.
Анатолий Демидов когда-то являлся посланником русского царя, а затем женился на принцессе Матильде, дочери Жерома Бонапарта (брата Наполеона Бонапарта). Выставка проходила в стенах виллы «Сан-Донато» в окрестностях Флоренции. В том же 1870 году картина была продана за 30 200 франков.

В 1912 году «Красавица Нанни» оказывается в Париже, в коллекции маркизы Ландолфо Каркано и в том же году, будет продана еще раз, теперь уже за сумму в 185 000 франков русскому барону Базилю де Шлихтигу, бывшему государственному советнику.

           Именно барон Шлихтиг обрамил портрет золотой рамой, в которой посетители Лувра могут видеть картину сегодня. Картина Венецианка выставлена в той же зале Лувра, что и Мона Лиза Леонардо да Винчи. Барон Шлихтиг умер рано в 1914 году и завещал свою богатую коллекцию картин Лувру (кроме красавицы Нанни, Лувру достались «Мадонна» Боттичелли и «Одалиска» Франсуа Буше).

         Размер картины – не типичен для портрета, ширина которых обычно не превышала 90 см. Моду на квадратные портреты в Венеции ввел художник Тициан.

         На его портретах квадратной формы художник представляет личностей, наделенных властью, добавляя в портреты изображения символов власти.

           Портреты Веронезе – это портреты-типы, которые соответствуют определенному идеалу эпохи. На картинах Веронезе ребенок похож на ангела, молодая девушка на нимфу, мужчина на совестливого, героичного и ответственного человека, женщина представлена как элегантная супруга и добродетельная мать семейства, пожилая женщина вызывает уважение и почет, старик – полон мудрости. Примеры таких работ, портреты семьи Порто.