Дежавю Глава 5

Михаил Танин
Глава 5

      Ночь Макс спал плохо. Может, перелет и смена часовых поясов сказались или общее состояние нервной эйфории, но отпустило его лишь под утро, позволив забыться коротким глубоким сном. Из-за этого он чуть не проспал, но тетушка Клэр легонько потарабанила в дверь костяшками пальцев, оповещая, что завтрак  готов. К своему удивлению, в ванной Макс обнаружил не только стопку разноцветных, благоухающих свежестью  полотенец, но и полный комплект необходимых туалетных принадлежностей, включая гель для бритья и новенький хромированный станок «Жилет» с блистером запасных лезвий, а также разнокалиберные пузырьки дезодорантов и  лосьонов. Да-а, тетушка позаботилась! Он безмятежно потянулся и плеснул в лицо полные пригоршни обжигающе-ледяной воды.   Уф-фф, хорошо!
       Без четверти девять Макс вошел в четырехэтажное здание издательского дома «Jalou», где было запланировано проведение форума. На ресепшен его встретил уже знакомый менеджер-распорядитель, и с озабоченным выражением лица принялся выражать сочувствие по поводу вчерашнего инцидента с гостиницей.  Макс остановил его причитания, коротко и бесповоротно.
      - Все в порядке, дружище. Я остановился у родственницы совсем недалеко отсюда, так что не стоит беспокоиться!
      Под высокой прозрачной крышей стеклянного атриума уже собралась порядочная толпа участников форума, наперебой обменивающихся визитками и рекламными буклетами представляемых ими изданий. Смешавшись с толпой коллег, Макс быстро поймал суть их манипуляций и азартно включился в поиск новых знакомств, так необходимых сейчас для создания дальнейших рабочих и дружеских связей. Собственно, для этого его и послали, а посему – прочь целомудренное смущение новичка, и полный вперед по встречной полосе!
      - Месье Стрельников? – моложавая женщина в очках и строгом деловом костюме выжидательно смотрела на него, улыбаясь уголками тонких бледно-лиловых губ.
       - Que, madam. Comment puis-je vous aider?*
       - Меня зовут Изабель, я секретарь господина редактора Пьера Леру. Он попросил меня показать вам наши пенаты.
       - Очень вам признателен, Изабель!  С чего бы такая честь, если не секрет? Мне даже неловко.
      -  Никакого секрета – ваш московский босс господин Васильев просил уделить вам внимание. Они с месье Леру давние приятели. Прошу за мной, и не стесняйтесь спрашивать, что вас заинтересует. Для начала я познакомлю вас с распорядком дней, отведенных для деловых встреч. Вот тут отмечено время и место, смотрите…
      На бульвар Капуцинок Максим вернулся только к восьми вечера. День выдался очень насыщенный и ноги гудели от непривычной суетной толчеи, так что даже обед в режиме «а ля фуршет» потребовал отдачи энергии больше, чем ее восполнение. Зато эмоционально он был просто переполнен впечатлениями: столько лиц, разговоров, интересных тем, невиданных технологий. И, конечно же, Париж! Сегодня ему уже удалось рассмотреть и широкие прямые улицы, начинающиеся и заканчивающиеся знакомыми по историческим романам площадями, украшенными памятниками монархической династии Бурбонов, и нарядные, ухоженные набережные Сены со снующими туда-сюда речными туристическими трамвайчиками. А сочетание вековых аллей величественных каштанов прямо в центре города, перемежаемых  солнечными лужайками городских газонов с вольготно раскинувшимися на нежной весенней траве конторскими служащими и студентами из Латинского квартала оставило ликующее ощущение радости жизни и праздника, «который всегда с тобой» - как у Хемингуэя.
      Латунное кольцо звонка он провернул даже слишком поспешно – дважды, как-то уже по-свойски, так, что и сам стушевался на мгновенье, и с замиранием сердца прислушался к надтреснутой трели звонка. Наконец, дверь отворилась, выпуская наружу клин электрический света из прихожей. Молодой человек шагнул по этому тусклому трапу, словно с пристани на палубу ожидавшего его корабля.
      - Проходи, проходи, племянничек! Ополоснись, да и  айда – так сказала? В ногах правды нет.
      Она зябко передернула плечами и туже стянула на груди концы муаровой шали, наброшенной поверх скромного, но элегантного джерси – на этот раз цвета беж. Макс искоса глянул на ее ноги. Вместо лабутенов обычные c открытым носком домашние туфли из мягкой кожи. Но педикюр присутствовал. La femme reste une femme!**
      - Бонжур, тетушка! Что верно, то верно – замотался сегодня. А кстати, все хотел спросить – откуда вы так замечательно знаете русский язык? Вы же всю жизнь тут прожили. Ох, простите дурака! Живете, хотел сказать, а говорите без акцента и на современном наречии. Удивительно!
   - Э-ээ, милой! То отдельная история, расскажу как-нибудь. А сейчас давай приводи себя в порядок и за стол – месса вечерняя уж давно закончилась.
      - Спасибо за заботу, дорогая Клэр! Я мигом, уже бегу!
      Старинные домашние часы возвестили завершение дня протяжным гулким боем.
       - Ох, ты! Опять засиделись мы с тобой в полночь заполночь. Думаешь, наверное, извела  тебя старуха полоумная своими россказнями об ушедших временах.
       - Что вы, тетушка! – С жаром возразил Максим. – Мне с вами так интересно! Нет, не то слово – захватывающе, вот! И еще, почему-то мне кажется, что я вас ждал - всегда, с самого детства. И теперь, когда наша встреча состоялась, я так горжусь вами, Клэр!
      - Господи, Максик, ну что ты говоришь, я сейчас заплачу, ей-богу! Давай уже на сегодня заканчивать, завтра у тебя сложный день, да и мне пора на боковую.
      - Хорошо, тетушка, только – чур! Завтра снова будем чаевничать. Спокойной ночи, дорогая!
Он поднялся и чмокнул ее впалую щеку – по-родственному. – А вот еще, - спохватился Макс, -  хотел спросить, что это за девушка на фотографии у меня в комнате?
Плечи тетушки чуть дрогнули.
           - Люсьена. Племянница моего второго мужа. Жила с нами с пятнадцати лет, когда осиротела.
      - А потом? Жива она или как? – Макс заметил, как тускнеет серо-зеленый окрас тетушкиных глаз.
      - Или как…  Грустная это история, да и давно все было. - Она потянулась за сигаретой. – Открой окно, я покурю немножко, и давай спать, милый. Хороших снов!
      Прежде чем потушить свет, Макс снова взял темную рамку с фото в руки и долго смотрел на печальное миловидное лицо с норовистым разлетом чуть подведенных бровей над темными, как лесные озера глазами. Неожиданно он поднес фото к лицу и легко коснулся высокого чистого лба девушки губами:
      - Спокойной ночи, Люсьена!
      За открытым настежь окном поднимался ветер. Высокие кроны тополей волновались, кренясь из стороны в сторону, с тихим скрипом царапая кривыми когтистыми ветвями оконное стекло.


    …Радио ипподрома надрывалось в горячечном речитативе:
       - Делайте ставки, господа! Принимается: «Буйзан», номер шесть – три к одному; «Зорк», номер одиннадцать – два с половиной…» Выплата выигрышей в кассе тотализатора мгновенно!
      - Diable! Merde!*** - Ингвар Стрем в клочья изорвал  проигравший билет. Сложив ладони ковшиком, прикурил сигарету и, надвинув кожаную кепи на самые брови, пружинистым шагом двинулся прочь от кассы тотализатора.
Разносчики газет шустро сновали по мостовой, безошибочно лавируя в людском водовороте.  Временами их резкие выкрики тонули в реве моторов проезжающих автомобилей.
     - Свежий выпуск «Эко де Пари!» Последние новости: 16 марта 1935 года наци  объявили о создании вермахта. Полковник Рок набирает штурмовые отряды в Алжире и Тунисе! Французский Легион**** готовится к высадке в Марокко! Покупайте!..
      Не сбавляя шага, носком ботинка Стрем поддал пустую консервную банку с остатками коричневой краски, которой, кто-то ночью вывел на стене здания:  «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней! Йозеф Геббельс».
     - Тьфу, сука! – Он сплюнул. 
      Где-то наверху с треском захлопнулись оконные жалюзи, древесная труха осыпалась Ингмару  за воротник.
      На перекрестке возле бара «Гончие псы», где он припарковал свой «Delahaye-134» собралась толпа забастовщиков из профсоюза почт и телеграфов. Конный отряд жандармерии пытался разогнать их хлесткими ударами нагаек. Кто-то упал, сжимая окровавленное лицо ладонями, в блюстителей порядка полетели камни и пустые бутылки Нет, сейчас ему сюда никак. Догорающий столбик сигареты обжег нижнюю губу. Ингвар сморщился, оторвал окурок и щелчком послал его в урну. Затем оглянулся и резко свернул в переулок.
      Порыв холодного весеннего ветра раскачал кроны тополей на бульваре, и молодые листья с изгибающихся  в нескончаемом танце стволов липли к оконным стеклам домов бледно-зелеными мотыльками.



* Да, мадам. Чем могу быть полезен? (фр.)
** Женщина остается женщиной (фр.)
*** Черт! Дерьмо! (фр.)
**** Французский  Легион - Иностранный легион (фр. L;gion ;trang;re) — войсковое соединение, входящее в состав сухопутных войск Франции и комплектуемое преимущественно из иностранцев-наемников. Базируется в Северной Африке. Первоначально создавался для поддержания порядка в колониях Франции (прим. авт.)