Зарытый талант

Лев Казарновский
Пусть это звучит не скромно, но у меня всегда был талант педагога. Но зарплата учителя тогда была ниже даже пресловутой зарплаты инженера, и при выборе профессии из двух зол я выбрал меньшее и поступил в технический ВУЗ. А свои способности использовал, помогая детям своих коллег осваивать жуткую школьную программу. Но главным своим педагогическим успехом считаю диплом, который получила моя жена. В то время самыми ценными людьми в обществе считались работники торговли – в эпоху всеобщего дефицита у них была возможность приобрести любой товар. И на семейном совете мы решили, что хоть один член семьи должен иметь приличную профессию. И Галка стала готовиться к поступлению в торговое училище. Однако, она сомневалась, осилит ли учёбу, ведь после школы прошло несколько лет. Но я убедил её, что сумею помочь. В то время я открыл главный педагогический секрет: ученикам ни в коем случае не давать в руки учебники. За то, каким языком они написаны, я бы авторов привязывал к позорному столбу на базарной площади.
Хотя учить чужих детей и собственную жену – это две большие разницы, но ценой моих нервных клеток Галка все экзамены сдала на «отлично». И только, когда я открыл учебник по экономике, я понял, что дело – плохо! Весь материал представлял бесконечные математические формулы. А на любую формулу Галка смотрела с ужасом, как будто перед ней был огромный таракан с выпученными глазами. Я как-то спросил, как же она ухитрилась окончить школу, ведь там были геометрия, алгебра, тригонометрия? И Галка рассказала, что в школе сидела за партой с мальчиком, настоящим школьным гением. Математика была его любимым предметом, и их учитель во время уроков давал задание всему классу, а с ним в это время обсуждал какие-то математические проблемы. О чём они беседовали Галка, конечно, не понимала, потому что разговор шёл на непонятном её инопланетном языке.  Зато во время контрольных работ её сосед быстро решал свой вариант, а в оставшееся время и Галкин. Таким образом, за четверть у неё всегда выходила оценка больше нуля. Кстати, судьба этого мальчика сложилась весьма печально. Ему прочили блестящее будущее, и после школы он поехал в Москву поступать в один из лучших институтов. Экзамены он успешно сдал, но его всё равно не приняли. Якобы, не прошёл по конкурсу. Я в это не верю. Преподаватели не могли не увидеть, что перед ними незаурядный студент. Поэтому, причина его неудачи, думаю, была в другом: в престижных вузах существовала квота на приём еврейских студентов, и, скорее всего, эта норма была уже выполнена. А затем произошло то, что, к сожалению, часто происходит со многими гениями: при неудаче они ломаются. Его, правда, безоговорочно приняли в Латвийский университет, но дальше, вместо науки, он вынужден был обучать малолетних балбесов. Это его подкосило, он начал пить, и вначале его выгнали из школы, а потом перестали брать вообще на какую-либо работу, и когда мы в последний раз его встретили, он уже мало чем отличался от подзаборных хануриков. Между прочим, одна деталь: в школе Галка была к нему неравнодушна, ей всегда нравились умные еврейские мальчики, но тот был по уши влюблён в первую красавицу класса, а это была, ни много ни мало, дочка командующего Прибалтийским военным округом, и бедный еврейский гений никак не входил в её планы. И это тоже стало причиной его депрессии. Я абсолютно уверен, что если бы он тогда обратил внимание на свою соседку, то, наверняка, добился бы в жизни больших успехов. Правда, неизвестно, где бы сейчас находился я.
Параллельно с Галкиными экзаменами я защитил институтский диплом, и меня должны были забрать в армию. Поэтому, помочь осилить экономику я уже не успевал, а Галка, увидев, какой кошмар ей предстоит, решительно заявила, что будет ждать моего возвращения. Однако, когда я вернулся, оказалось, что до экзаменов осталось совсем мало времени. Галка предложила ещё год пропустить, чтобы за это время спокойно подготовиться, но я был категорически против, так как был уверен, что эта отсрочка  ничего не даст, и через год мы окажемся в такой же ситуации, что и сейчас. Поэтому, по примеру её школьного спасителя, быстро выполнил все контрольные работы и отправил Галку сдавать зачёт. Галка сопротивлялась, но я настаивал: «Иди, умоляй, плачь, но добейся, чтобы тебя допустили к экзаменам». Однако, сделать это оказалось непросто. Преподавательница сразу оценила уровень её знаний и заявила, что ни о каком экзамене не может быть и речи. Галка принялась уговаривать, что она обязательно подготовится, но преподавательница даже слушать не стала: «Да вы что, девушка! Экономика - сложный предмет, студенты за год не могут его освоить, а вы хотите выучить за пару недель. Так не бывает!» Но Галка продолжала настаивать, говоря, что муж ей обязательно поможет.
– Кто ваш муж, экономист? - поинтересовалась преподавательница.
– Нет, инженер.
– Слушайте, не морочьте мне голову, – рассердилась преподавательница. – Приходите через год, тогда и поговорим.
Но Галка всё-таки добилась своего, и та, нехотя, разрешила прийти сдавать экзамен. «Но учтите, – предупредила она, – никаких скидок вам не будет!»  Галка в тоске вернулась домой, но отступать было некуда. Каждый вечер, уложив дочку спать, мы садились заниматься. К концу занятий Галка была уже на грани истерики, говорила, что абсолютно ничего не запомнила и позориться не пойдёт. Я стоял на своём, в результате мы продвигались вперёд, но, при этом, я у неё не вылезал из сволочей, которые её только мучают, а она у меня не вылезала из дур, которые не понимают, что всё это делается для её же блага. Таким образом за короткое время мы прошли всю теорию, и в последний день я даже принялся объяснять, как решаются математические задачи. Галка пыталась сопротивляться, считая, что это уж точно выше её понимания, но я настоял. Для начала я предупредил, чтобы на цифры она вообще не смотрела, чтобы сразу не упасть в обморок от страха, а обратила внимание на первую фразу с которой начинается задача. Таких фраз могло быть всего три, и дальше без всяких формул объяснил, что нужно делать в каждом случае, зачем и какой хотим получить результат. И только после этого можно вставлять в нужные места данные задачи. Галка с обречённым видом всё это выслушала, хотя была уверена, что это ей уже не поможет.
Надо ли говорить, мне было велено не сомневаться, что она с треском провалится, и никакой другой оценки, кроме двойки, быть не может. Перед уходом она категорически запретила даже произносить традиционную фразу «Ни пуха, ни пера» и в таком настроении ушла. После нескольких часов ожидания, наконец раздался телефонный звонок. Не ожидая ничего хорошего, я поднял трубку и первое, что услышал: «Сдала!» Мне кажется, когда я защитил свой диплом, то даже близко не испытал такого облегчения, как в тот раз. Мне было всё равно, какую оценку она получила, но на всякий случай поинтересовался, что ей поставили? На что Галка ответила: «Пятёрку». Если бы наш кот в этот момент произнёс слово: «Поздравляю!», я, наверное, удивился бы меньше.
Когда Галка вернулась домой, то рассказала подробности. Она пришла на экзамен, и преподавательница, конечно, её сразу узнала и с долей ехидства спросила: «Ну что, сумел ваш муж вас подготовить?» Галке ничего не оставалось, как неуверенно кивнуть. Она вытащила билет, села за парту, и когда к ней вернулась способность хоть что-то соображать, прочла название вопроса. И тут, как она рассказала, совершенно отчётливо услышала мой голос, которым я объяснял ей содержание этого билета. Галка схватила ручку и срочно принялась конспектировать. Потом перешла ко второму вопросу, и опять повторилась та же картина. Покончив с теорией, она решила, что для «тройки» этого должно хватить, а большего ей и не надо было. Но у неё оставалось время, и из чистого любопытства взглянув на задачу, увидела, что она начинается с одной из тех фраз, о которых я ей говорил. И дальше шаг за шагом произвела все необходимые операции. В результате впервые в жизни на государственном экзамене Галка решила математическую задачу.  И когда её вызвали отвечать, она уже окончательно успокоилась и без запинки принялась излагать содержание билета. У преподавательницы, что называется, глаза на лоб полезли. Не поверив своим ушам, она начала задавать дополнительные вопросы, но система продолжала работать, и Галка на всё чётко отвечала. Со вторым вопросом она справилась так же, как и с первым. Преподавательница взялась за задачу. Задача была решена правильно. И тогда она только развела руками: «Ну, не знаю! Я такое вижу первый раз в жизни. Пятёрка».
И я теперь не знаю, сожалеть ли о том, что в своё время не выбрал профессию учителя? Зато уверен: если любой дар – это подарок Бога (а с этим согласны как верующие, так и атеисты), то, если идти по предназначенному тебе пути, дорога будет прямая и ровная, а как только сворачиваешь в сторону, придётся пробираться через рытвины и канавы и в результате всё равно далеко не продвинешься. Тем не менее, надеюсь, что за Галку Бог меня всё же реабилитировал.