Марина - значит морская

Лидия Анатольевна Попова
                Памяти милой моей мамочки посвящается

Марина – имя моей мамы, оно означает - морская.  А ещё мама родилась под знаком Рыб. Видимо, по этим двум причинам, да и она сама так считает… считала... мама очень любит море. И эту любовь она передала мне.

Моя первая встреча с морем состоялась, когда мне было четыре года. Перед поездкой мама рассказывала, что море — это очень-очень красиво и очень-очень много воды. Так много, что края не видно, то есть другого берега. Я ей не верила. Разве так может быть, чтобы не было другого берега? Ещё мама говорила, что вода в море соленая. Я тоже не верила. А мама не сердилась и, улыбаясь, говорила, что море нельзя описать словами, море надо увидеть и почувствовать. Ещё мама говорила, что на море бывают большие волны. Но, моря не надо бояться, с ним надо дружить, а для этого обязательно надо научиться плавать. Я не спала ночь перед поездкой, все представляла, как я буду плавать и дружить с морем. А может, все-таки спала чуть-чуть, совсем немножко, но так, чтобы не проспать отъезд. А то, кто этих взрослых знает? Возьмут и уедут без меня на море.

Конечно, мне купили круг. Синий с красными перетяжками. Но, плавала я с ним один раз, даже пол раза. Мама сказала, что с кругом плавать не научишься и выбросила его на берег. Больше я его не видела. Мама стояла по пояс в воде в метре от меня и, протягивая ко мне руки, говорила: «Загребай ручками водичку себе под животик, а ножками работай, как рыбка хвостиком!». Я загребала и работала, но мама не приближалась. «Мама, ты меня обманываешь, ты все время отходишь от меня!», - гундосила я. А мама смеялась: «Зато, смотри, сколько ты уже сама проплыла! Ты научилась плавать, доченька!» Потом я узнала, что плаваю «по-собачьи». Этот факт не то чтобы сильно меня обижал, так как собак я уже любила, но все-таки смущал, потому, что дружба с собаками это одно, а дружба с морем, это совсем другое. Тогда мама сказала, что держаться на воде я уже умею, но, чтобы плавать «по-человечьи» или как настоящие пловцы, надо научиться правильно дышать: вдыхать из воздуха, а выдыхать в воду. Дальше все пошло, как по маслу. Из воды меня уже было не выгнать. Ведь можно плавать брассом, кролем, на спине, на боку. А ещё можно долго лежать на спине и отдыхать, а можно, наоборот, нырять и плавать под водой! Можно доставать со дна камушки и ракушки! Плавала я по долго, до мурашек и синих губ. После купания лежала, уткнувшись в горячие камни, и из носа вытекала солёная вода. Тоже мама научила. А вот выравнивать давление в ушах я уже сама додумалась, так как боялась сказать маме, что уши ужасно болят, если ныряешь глубоко. Первые ласты мне купила, разумеется, тоже мама. Это сейчас малышня плавает с ластами и прочими прибамбасами разве что не в памперсах, а во времена моего детства далеко не у каждого пацана были эти замечательные «лягушачьи лапы». А у меня были! И не какие-нибудь пластиковые и твёрдые, а настоящие – гибкие, длинные, из «водоплавающей» резины: если соскочат в воде с ноги, то не тонут, а плавают на поверхности и их можно догнать.

Длительные поездки с мамой на Чёрное море были каждый год, так как она преподавала и отпуск у неё всегда был летом и по два месяца. Купались мы теперь по очереди, ведь должен был кто-то следить за вещами. Мама уплывала очень далеко и всегда смущалась, когда я её спрашивала, не без свойственного подросткам ехидства, про буйки. Плавала до тех пор, пока её однажды не привезли на патрульном катере и не оштрафовали.  Хватило воспитательных мер на два - три дня, а потом я снова сидела на берегу и до рези в глазах всматривалась в горизонт: когда же мелькнёт в волнах родная шапочка?

Уже много лет езжу на море одна или, чаще, не одна, но не с мамой. И не только на Чёрное. Общение с морем для меня всегда очень личное, даже нечто сакральное. К встрече с морем всегда готовлюсь, как к очень важному свиданию. Никогда не прихожу на берег в плохим настроении или с чёрными мыслями. И ещё: не могу медленно заходить в воду, только  бегом и сразу - вниз головой и скользить вдоль дна вперёд, вперед, насколько хватит дыхалки, а потом - всплыть навстречу Солнцу, лучащемуся в  щипучих бисеринках на ресницах. И плыть, плыть вдаль, в глубину, упруго изгибаясь скользким чешуйчатым телом, играючи всеми радужными плавниками, лавируя хвостом между озорными прохладными и ласковыми тёплыми потоками, туда, где нет верха и низа, вчера и завтра, туда, где нет ничего, кроме безграничного всеобъемлющего Начала Всех Начал – Океана Тетис. И испытать восторг слияния с Ним, истому от растворения в Нем, распада на капли, клетки, молекулы, атомы. Чтобы потом, потом, через миллиарды лет, устав от безмятежного блаженства, вновь соединиться в коацерватную каплю, снова стать морулой, бластулой, превратиться в наивную прозрачную рыбку, любопытного головастика и, рискуя быть раздавленной земным притяжением или сожжённой огнедышащим Солнцем, неуклюже выползти на горячие камни и долго лежать, уткнувшись в них лицом, истекая соленой влагой…

…первый раз на море без мамы… совсем без мамы…
Нет, мамочка, ты не умерла, ты тоже растворилась в Море. Море Света, Доброты и Любви…  И я слышу тебя!
«Загребай водичку ручками себе под животик, доченька, у тебя все получится!»

Бока Каторска, Черногория, сентябрь 2018.