По Земле шагали боги

Надя Невилс
1.НАТ. СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ. ЖАРКИЙ ЛЕТНИЙ ПОЛДЕНЬ.
Степная местность, на которой идут боевые действия: поле, за ним полуразрушенные малоэтажные сельские здания, грунтовые дороги, изрытые воронками от снарядов, то тут, то там слышатся автоматные очереди и далекие взрывы. На улицах валяются трупы солдат. За стеной одного из зданий прячутся от пуль два солдата (в касках, бронежилетах, с автоматами). Их лица измазаны пылью и копотью, по ним стекают грязные ручейки пота. Один из солдат (КАПИТАН ТОЛЯ ЛУКИН, 35 лет)кричит в рацию:

ТОЛЯ ЛУКИН
У меня людей не осталось! Мы не сможем их взять…
Толя Лукин прислушивается к тому, что ему говорят по рации, ошалело смотрит на второго СОЛДАТА (27), нервно сглатывает:
ТОЛЯ ЛУКИН
Есть!
СОЛДАТ
Ну чо, командир, долго нам еще подкрепления ждать?
ТОЛЯ ЛУКИН
Мы с тобой должны расхерачить вооон тот коровник, там группа наводчиков. По нашим позициям точнёхонько лупит артиллерия, никто носа высунуть не может. Уберем группу, будет подкрепление…
СОЛДАТ
Но, блин, как? Сколько их?
ТОЛЯ ЛУКИН
Никто не знает. По-любому сдохнем, но попытаться можно.
Толя Лукин наклоняется к лежащему возле него мертвому телу, берет автомат, выпавший из рук мертвеца, извлекает из него два магазина, связанные вместе изолентой, проверяет, складывает в подсумок. Солдат наблюдает за Толей Лукиным.
СОЛДАТ
Пипец. У меня Нинка беременная. Даже не узнаю, кто родится.
ТОЛЯ ЛУКИН
(швыряя автомат без магазинов обратно на землю)
А зачем сюда полез, если дитё рожать решили?

СОЛДАТ
Так это, денег нет, работы нет, вот и…
Солдат подползает ко второму телу, проделывает с автоматом убитого то же, что до этого проделывал Толя Лукин, т.е. отстегивает магазины, проверяет, складывает в подсумок.
ТОЛЯ ЛУКИН
Дурак, ты Ваня.
Солдат вскидывается
СОЛДАТ
А ты, умный, что здесь делаешь?
ТОЛЯ ЛУКИН
(вздыхает)
Это моя родная земля.
Солдат недоуменно смотрит на Толю Лукина.
ТОЛЯ ЛУКИН
Я здесь вырос и родился. Потом уехали, в 92-м, когда батю в другую часть перевели. Друган у меня здесь был, закадычный. Даже попрощаться не успели после школы. В три дня предки чемоданы забрали и уехали со мной.
В ходе разговора и Толя Лукин, и Солдат крадутся под пулями от трупа к трупу и собирают магазины.
СОЛДАТ
А друган?
ТОЛЯ ЛУКИН
У другана батя здесь служить остался. Так мы и не увиделись с тех пор. Только пару лет на «одноклассах» нашлись, попереписывались.

Толя Лукин оглядывает окрестности, вздыхает.
ТОЛЯ ЛУКИН
Блин! Ни одной гранаты!
СОЛДАТ
Попадос.
ТОЛЯ ЛУКИН
Да не то слово. Ладно, пшли, пропадать, так с музыкой.

Солдат и Толя Лукин начинают по-пластунски двигаются вдоль здания, на них падает кирпичная крошка, выбитая из стен пулями. Отстреливаясь и перекатываясь, друг за дружкой они добираются до другого разрушенного деревенского дома.

НАТ. ПОЛУРАЗРУШЕННЫЙ КОРОВНИК.
В пустом развороченном проеме стоит часовой с автоматом наперевес, вглядывается в поле, видит колыхающуюся траву, даёт короткую очередь в том направлении. В этот момент из-за угла коровника на него сзади набрасывается СОЛДАТ, перерезает часовому горло, тот, коротко всхлипнув, оседает. Солдат аккуратно кладет часового на землю. За спиной солдата, медленно пятясь, держа автомат наготове, появляется Толя Лукин, оборачивается, Солдат и Толя Лукин кивают друг другу и тихо, один за другим проскальзывают в коровник.

ИНТ. РАЗРУШЕННЫЙ КОРОВНИК. ПОЛУМРАК

На Толю Лукина и Солдата справа из темноты выныривает тело в военной форме, открывает огонь. Лукин стреляет в ответ, тело падает. Слева раздаются крики, звучит автоматная очередь. Солдат и Толя Лукин отстреливаются. Солдат падает замертво, Толя Лукин продолжает стрелять, забирает автомат Солдата, вешает его себе на плечо, прыгает за небольшую кучу каких-то старых покрышек и драных мешков с сеном, отстреливается уже оттуда. Рядом с ним что-то падает. Лукин смотрит: граната, старая, советского образца - это Ф1. Наступает тишина.

ФЛЕШБЕК № 1.
ИНТ. ЗАБРОШЕННЫЙ КОРОВНИК. ПОЛУМРАК.
По стенам прыгает луч фонаря. Двое мальчишек лет 7-8 оглядывают коровник. Один из них – маленький Толя Лукин (именно он держит черный квадратный военный фонарик), второй – маленький СТЁПА ПЕТРЕНКО. Они присаживаются на корточки, Стёпа достаёт из кармана горстку стрелянных гильз и сообщает гордо товарищу:
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Вчера на стрельбище нашёл… Спички взял?
Толя Лукин достает коробок спичек, положив фонарь на пол, крошит серные головки в гильзы. Стёпа тем временем из трёх щербатых кирпичей, валяющихся на полу, сооружает очаг, достает из – за пазухи газету, рвёт её, запихивает меж кирпичей. Протягивает сложенные лодочкой руки к Толе Лукину, тот ссыпает ему горсть «заряженных» гильз.
ТОЛЯ ЛУКИН
Думаешь, получится? Это ж сера, не порох.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Посмотрим.. Мда-а-а порох было бы круче.
Стёпа достаёт зажигалку, высыпает гильзы в газетное «гнездо», прикрывает сверху ещё одним скомканным куском газеты и поджигает. Берет за локоть Толю Лукина
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Побежали!
Мальчишки выглядывают из-за проема коровника на разгорающийся «костёр». Из «костра» доносится вялое «пшик-пшик» и небольшие вспышки, потом огонь постепенно гаснет.
ТОЛЯ ЛУКИН
(возмущенно-разочарованно)
И это всё?!
СТЁПА ПЕТРЕНКО
(извиняясь)
Всё…
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА № 1

ИНТ. ЗАБРОШЕННЫЙ КОРОВНИК
Толя Лукин лежит в оглушительной тишине, вжавшись в землю, обхватив голову руками. Он медленно опускает трясущиеся руки, поднимает голову, смотрит на гранату Ф-1. Она лежит неподвижно, заполнив собою всё поле зрения Толи Лукина, для него существует только эта граната.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
(шёпот Толи Лукина)
Один… два… три… четыре… пять… шесть… семь… восемь… девять… десять… одиннадцать….Какого хера?!
Толя Лукин дрожащей рукой берет старую гранату. Подносит к лицу, разглядывает. Из полумрака доносится шебуршание. Лукин вскакивает и швыряет гранату на звук. Раздается глухой металлический стук и мужской сиплый возглас: «ай!». Из полумрака поднимается силуэт в каске, бронежилете, направив луч фонаря в лицо Толи Лукина. Лукин жмурится, хватается за автомат, стреляет: щелчок, ещё щелчок. Силуэт стремительно приближается. Лукин швыряет свой автомат и хватает автомат убитого Солдата, висящий у него на плече, но не успевает: силуэт кидается на него, сбивает с ног, бьет кулаком в лицо, вырывает из рук Лукина автомат, отшвыривает в сторону, Лукин, извернувшись, выползает из-под силуэта, седлает его сверху, хватает руками за горло, начинает душить. Силуэт хрипит, извивается, вцепившись в руки Лукина. Толя Лукин смотрит на лицо противника и разжимает руки. Противник жадно глотает ртом воздух, смотрит выпученными глазами на Лукина.
СТЕПА ПЕТРЕНКО
(взрослый, 35 лет)
С-с-сука…
Толя Лукин хватает Степу Петренко за плечи, встряхивает.
ТОЛЯ ЛУКИН
Стёпка! Стёпка, это ж я, Толян… Лукин, ну… Большой взрыв, прямо здесь!
Толя Лукин начинает смеяться, Стёпа Петренко изумленно смотрит на него и тоже начинает смеяться. Их смех становится все громче и громче, больше напоминая истерику. Внезапно оба замолкают. В тишине Толя Лукин встаёт, покряхтывая, поднимается и Стёпа Петренко.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Да, братан… угораздило нас с тобой свидеться.
Оба оглядывают полумрак коровника, в котором угадываются очертания тел.
ТОЛЯ ЛУКИН
Все полегли… Бл*ть! Бл*ть!
Бл*ть!
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Ты зачем здесь?!
ТОЛЯ ЛУКИН
А ты?
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Это моя земля! Зачем ты пришёл сюда, а? Толян, зачем?!
ТОЛЯ ЛУКИН
Это и моя земля, забыл… братан?
Оба пристально смотрят друг на друга.

ФЛЕШБЭК № 2.
НАТ. КАНАВА ЗА ДЕРЕВНЕЙ.
В канаве стоят друг напротив друга маленькие Стёпа Петренко и Толя Лукин. Стёпа Петренко поднимает с земли пустую бутылку, бьёт её о камень, она разлетается на осколки. Толя Лукин берет один из осколков и режет им себе ладонь, смотрит, как по ней стекает кровь, протягивает осколок Стёпе Петренко. Тот забирает осколок и тоже режет себе ладонь да крови. Две окровавленные мальчишеские ладошки встречаются в крепком рукопожатии. Никто из мальчиков не всхливывает, не стонет, лишь сопя, смотрят друг на друга.

СТЁПА ПЕТРЕНКО
Братья!
ТОЛЯ ЛУКИН
Братья!
КОНЕЦ ФЛЕШБЭКА № 2.

ИНТ. ЗАБРОШЕННЫЙ КОРОВНИК.
Толя Лукин и Стёпа Петренко смотрят друг на друга.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Хрень какая.
ТОЛЯ ЛУКИН
И не говори.
Толя Лукин бьёт себя по карманам, Стёпа Петренко настороженно пятится назад.
Толя Лукин достает пачку сигарет, выбивает одну, протягивает Стёпе Петренко.

ТОЛЯ ЛУКИН
Будешь?
Стёпа Петренко берет сигарету, Толя Лукин тоже. Закуривают.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Чё делать-то будем? Вечно здесь сидеть?
ТОЛЯ ЛУКИН
Было бы неплохо… как в детстве, помнишь? Наши бати нас постоянно искали под вечер. А мы тут отсиживались… А знаешь, что?
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Что?
ТОЛЯ ЛУКИН
Давай разойдемся: ты к своим, я к своим, как будто нас здесь и не было?
Стёпа Петренко вздыхает, отходит подальше от Толи Лукина, поднимает с земли полевую сумку, на которой закреплена карта местности, портативную рацию.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Не получится, Толян. Жаль, но не получится. Я присягу давал.
ТОЛЯ ЛУКИН
И я… Но Стёп… Что ты делаешь?
Стёпа Петренко говорит в рацию
СТЁПА ПЕТРЕНКО
«Окунь», я «Сова», приём, как слышите?
ТОЛЯ ЛУКИН
Стёпка, остановись!
Толя Лукин поднимает с земли автомат, который отшвырнул от него в драке Степан.
Стёпа Петренко, не обращая внимания на действия Толи Лукина продолжает бубнить в рацию.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Квадрат десять-девятнадцать…
ТОЛЯ ЛУКИН
(кричит)
Не надо, Стёпка! Замолчи! Что ты делаешь?
Толя Лукин приближается к Степану Петренко, передергивает затвор автомата, дрожащий палец пляшет на курке. Стёпа Петренко, опустив руку с рацией, спокойно смотрит на Толю Лукина.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Свою работу. А ты делай свою.

Палец Толи Лукина давит на курок. В этот момент раздается взрыв. Темнота.

ИНТ. ЗАБРОШЕННЫЙ КОРОВНИК.
Под обломками, присыпанные пылью и кусками земли лежат, обнявшись Толя Лукин и Стёпа Петренко. Сквозь огромную дыру в крыше коровника прожекторами бьют солнечные лучи, освещая их тела. Толя Лукин шевелится, медленно поднимается на колени, смотрит на неподвижно лежащего Стёпу Петренко, его шея неестественно вывернута, лицо уткнулось в землю. Толя Лукин поворачивает изуродованное окровавленное лицо Стёпы Петренко к себе. Единственный мёртвый глаз Стёпы смотрит прямо на Толю Лукина. Толя Лукин начинает беззвучно рыдать и трястись. Вдруг прямо на лицо Стёпы Петренко опускается бабочка-капустница. Толя пытается смахнуть её рукой, но бабочка не улетает. Толя Лукин встаёт, поднимает тело Стёпы Петренко, взваливает его себе на спину, делает шаг. Под берцем Толи Лукина груда обломков и пыли прорастает свежей зеленой травой. Толя Лукин делает еще один шаг: под его другой ногой происходит то же самое. Толя Лукин, пошатываясь, продолжает шагать, неся на спине Стёпу Петренко, не обращая внимания на свистящие пули и близкие взрывы. Его следы заполнены травой и полевыми цветами. Постепенно тело Стёпы Петренко уменьшается, он превращается в маленького Стёпу. То же самое происходит и с Толей Лукиным. Их одежда трансформируется в детскую, как во флешбэках № 1 и №2. И вот уже прочь от коровника шагает смеющийся ребёнок Толя Лукин, на закорках держа смеющегося мальчика Стёпу Петренко.
ТОЛЯ ЛУКИН
Мы уйдем отсюда, Степка, вместе уйдём. Мы все придумаем заново.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Смотри, Толян!
Вместо поля боя перед мальчишками раскидываются зеленые луга, за ними сверкают шапки горных вершин.
ТОЛЯ ЛУКИН
Я придумал лошадей, смотри!
По лугу несется табун лошадей.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
А я хочу озеро!
На лугах появляется синее ровное, как блюдечко озеро, в котором отражаются белые пушистые облака. Дети хохочут и продолжают шагать вдоль берега озера дальше.
ТОЛЯ ЛУКИН
А я… а я… хочу вот это!
Из озера выныривает огромная голова на длинной шее, как у лохнесского чудовища. Голова удивленно смотрит на мальчиков, медленно пережевывая внушительный пучок водорослей, которые свисают у неё изо рта. Вдруг голова выплевывает водоросли, издает свирепый рык, разевает пасть, из которой на мальчиков, как из брандспойта бьёт струя воды такой силы, что отрывает Стёпу Петренко от Толи Лукина, Толя оказывается в огромном водовороте.

ИНТ. ПОДВАЛ.
В подвале только бетонные стены, пол, на полу старый грязный матрас и облезлый стул. Толя Лукин (взрослый), в драной футболке, камуфляжных штанах, с окровавленной головой, поникнув, сидит на этом стуле, руки его заведены за спинку стула и скованны наручниками. Толя Лукин весь мокрый, с него струями стекает вода, вперемешку с грязью и кровью. Над ним возвышается военный в полевой форме, который с грохотом отшвыривает пустое помятое ведро, берёт за волосы голову Лукина, резко поднимает и приближает свое лицо к лицу Толи Лукина.
ВОЕННЫЙ
Последний раз повторяю: твоё настоящее имя и кто тебя сюда направил?
Толя Лукин затуманенными глазами смотрит на военного, что-то бессвязно булькает и бормочет, глупо улыбаясь, как деревенский дурачок. Военный резко распрямляется и ногой в тяжелом берце бьёт Толю Лукина в лицо. Толя, сидя на стуле, опрокидывается и начинает падать спиной назад.

СУБЪЕКТИВ:
Огромная черная рифленая подошва берца, к которой прилепились какие-то песчинки, травинки, кусочки земли, между протекторами застряла пара мелких разноцветных камушков, медленно приближается, растёт, постепенно заполняя собой весь кадр.

НАТ. БЕРЕГ ОЗЕРА
Толя Лукин (ребенок), маленький-премаленький, совершенно мокрый, не в силах пошелохнуться, стоит перед «лохнесским чудовищем», которое практически вылезло из воды и подняло над мальчиком огромную, как колонна, тёмно-серую лапу и вот-вот раздавит его.
ТОЛЯ ЛУКИН
(стоит неподвижно и только истошно кричит)
Стёпкааа! Стёпкааа!
За кадром мы слышим шипение и хлопанье крыльев. Над чудовищем взмывает дракон, из его пасти вырывается пламя, которое превращает в пепел чудовище, никак при этом не задев Толю Лукина. На спине дракона сидит Стёпа Петренко. Дракон снижается, опускается перед Толей Лукиным. Стёпа протягивает другу руку.
СТЁПА ПЕТРЕНКО
Давай, Толян, запрыгивай, полетели, у нас еще уууух, сколько всего впереди!
НАТ. СПИНА ДРАКОНА
На чешуйчатой спине дракона сидят Стёпа Петренко и Толя Лукин. По бокам от них виднеются размеренно взмахивающие огромные перепончатые крылья, разрезающие в лохмотья облака. Мальчики, сидя на драконе, пролетают пустынную, растрескавшуюся на солнце, землю. То один, то другой, показывают пальцами вниз и под ними возникают горные хребты с водопадами, превращающимися в бурлящие реки, зеленые поля, леса, озера, появляются табуны зебр, стада антилоп, слонов…

СТЁПА ПЕТРЕНКО
(Сидящему за его спиной Толе Лукину)
Толян, а мы людей создавать будем?

ТОЛЯ ЛУКИН
Нет, не будем.
Мальчишки звонко смеются, влетая верхом на драконе в огромное белое пушистое облако.

КОНЕЦ.