Воспоминания ко дню учителя

Валентина Кочубей
Наверное,  ни  одна  сфера  человеческой  деятельности  не  претерпела  стольких  реформ,  экспериментов,  проб  и  ошибок,  сколько  школа.  Чего  только  не  предлагали  учителям  чиновники  от  министерства,  какие  указы,  приказы,  предложения  и  предположения  приходилось  выдерживать  учителям,  которые  ежедневно  по  пять – шесть  раз  входили  в  классы,  забыв  обо  всех  министерских  бумагах,  а  просто  с  улыбкой  и  любовью  к  детям.

Школа,  учителя  - едва ли  найдётся  ещё  более  дорогое  и  трепетное  воспоминание  у  взрослого  человека,  чем  школа  и  любимые  учителя.    Над  дверью  учительской  висел  плакат:  «В  КЛАСС  ВХОДИ  С  УЛЫБКОЙ».  Конечно,  не  все  придерживались  этого  золотого правила,  но,  кто  выбрал  учительство  как  своё  призвание,  этому  призыву  следовали  неукоснительно.  И  это  сразу  располагало  детей  к  учителю.  В  нём  видели  доброго  человека,  влюблённого  в  детей,  в  свою  профессию,  в  свой  предмет.  Как  никакая  другая  профессия,  учительская  всегда  предполагает  творческое  отношение  - здес ь  нет  границ  фантазии,  главное,  чтобы  заинтересовать  учеников  своим  предметом,  предметом,  который  ты  выбрал  сам  и  отдаёшь  ему  всю  силу  своей  любви  и влюбляешь  в  него  детей.
Прежде  чем  начать  урок,  учительница  читает   стихи:

Учитесь  ПУШКИНА  читать,
Непросто  пробегать  глазами,
Как  часто  делаем  мы  с  вами,
А  видеть,  слышать,  встречи  ждать.

Учитесь  Пушкина   читать,
И  он  вам  обрести   поможет
Мечты,  которые,  быть  может,
Давно  успели  потерять .

Учитесь  Пушкина  читать ,
Без  торопливости  и  лени,
И  связь  времён  и  поколений
Вас  не  устанет  удивлять.

Учитесь  Пушкина  читать
Вольнолюбивые  страницы,
И  в  час  борьбы  на  ваши  лица
Не  ляжет  кротости  печать.

По  программе  все   мы  должны  были  учить  наизусть  одно  и  то  же  произведение,  будь  то  Пушкин ,  Некрасов,  Грибоедов,  Крылов…  Учитель – творец  не  станет  делать  из  урока  монотонное  зрелище.  Нет!      Он  делит  всего   «Онегина» или   всю  поэму  Некрасова  «Кому  на  Руси  жить  хорошо»  на  количество  учащихся  в  классе.  Дети выучивают каждый свой отрывок,  и  мы  на  протяжении  урока  слушаем  всё  произведение, прочитанное учениками, а  потом  комментируем,  правильно  ли    прочитан   отрывок  и  если  нет,  то  почему,  что  удалось  чтецу,  а  что  нет,  где  он  созвучен  с  автором,  а  где  нет  и  почему.   И  если  не  укладываемся  в  один  урок,  то  обсуждение  продолжаем  на  следующем.  И  больше  того,  споры  продолжатся  и  на  переменках.  И  каждый  отстаивает  свою  точку  зрения.  Это  всегда  давало  очень  хорошие  результаты.  Сочинение  писать  было  очень  интересно,  потому  что  это  были  мысли  самих  учащихся,  а  не  литературных  критиков  из  предисловий.    Мы  учились  мыслить, говорить,  доказывать  свою  точку  зрения. Некоторые  наши  хулиганистые  непоседы  уходили  на  заводы  потому,  что  не  тянули  математику и физику.  Расставаясь, они говорили:  «Всё  ничего,  а  литературу  жалко».

У  учителей  тоже  находились  свои  пристрастия  и  симпатии.  Один  очень  любит  преподавать   русский  язык, там несколько   проще:  выучил  правило и закрепил  его  на  примерах .  А  в  преподавании  литературы  нужно  много  читать. Поэтому  учителя  подчас  делились  друг  с  другом:  один  преподаёт  русский  язык,  другой  -  литературу.    Делалось  это  без  вмешательства   администрации  школы  и  давало  замечательные  результаты. Чаще  всего,  администрация  школы  (завучи)  старались  не  замечать  этих   самостоятельных  нововведений,  т.к.  одобрять   или  узаконивать  это  они  не  имели  права. 

В  других  воспоминаниях  я  постараюсь  ещё  рассказать  об  очень  интересных  моментах  школьной  жизни.  Остаётся только добавить,  что  мои  бывшие  выпускники   с теплотой  вспоминают  наши  интересные  уроки  литературы.