Наверное, ни одна сфера человеческой деятельности не претерпела стольких реформ, экспериментов, проб и ошибок, сколько школа. Чего только не предлагали учителям чиновники от министерства, какие указы, приказы, предложения и предположения приходилось выдерживать учителям, которые ежедневно по пять – шесть раз входили в классы, забыв обо всех министерских бумагах, а просто с улыбкой и любовью к детям.
Школа, учителя - едва ли найдётся ещё более дорогое и трепетное воспоминание у взрослого человека, чем школа и любимые учителя. Над дверью учительской висел плакат: «В КЛАСС ВХОДИ С УЛЫБКОЙ». Конечно, не все придерживались этого золотого правила, но, кто выбрал учительство как своё призвание, этому призыву следовали неукоснительно. И это сразу располагало детей к учителю. В нём видели доброго человека, влюблённого в детей, в свою профессию, в свой предмет. Как никакая другая профессия, учительская всегда предполагает творческое отношение - здес ь нет границ фантазии, главное, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, предметом, который ты выбрал сам и отдаёшь ему всю силу своей любви и влюбляешь в него детей.
Прежде чем начать урок, учительница читает стихи:
Учитесь ПУШКИНА читать,
Непросто пробегать глазами,
Как часто делаем мы с вами,
А видеть, слышать, встречи ждать.
Учитесь Пушкина читать,
И он вам обрести поможет
Мечты, которые, быть может,
Давно успели потерять .
Учитесь Пушкина читать ,
Без торопливости и лени,
И связь времён и поколений
Вас не устанет удивлять.
Учитесь Пушкина читать
Вольнолюбивые страницы,
И в час борьбы на ваши лица
Не ляжет кротости печать.
По программе все мы должны были учить наизусть одно и то же произведение, будь то Пушкин , Некрасов, Грибоедов, Крылов… Учитель – творец не станет делать из урока монотонное зрелище. Нет! Он делит всего «Онегина» или всю поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на количество учащихся в классе. Дети выучивают каждый свой отрывок, и мы на протяжении урока слушаем всё произведение, прочитанное учениками, а потом комментируем, правильно ли прочитан отрывок и если нет, то почему, что удалось чтецу, а что нет, где он созвучен с автором, а где нет и почему. И если не укладываемся в один урок, то обсуждение продолжаем на следующем. И больше того, споры продолжатся и на переменках. И каждый отстаивает свою точку зрения. Это всегда давало очень хорошие результаты. Сочинение писать было очень интересно, потому что это были мысли самих учащихся, а не литературных критиков из предисловий. Мы учились мыслить, говорить, доказывать свою точку зрения. Некоторые наши хулиганистые непоседы уходили на заводы потому, что не тянули математику и физику. Расставаясь, они говорили: «Всё ничего, а литературу жалко».
У учителей тоже находились свои пристрастия и симпатии. Один очень любит преподавать русский язык, там несколько проще: выучил правило и закрепил его на примерах . А в преподавании литературы нужно много читать. Поэтому учителя подчас делились друг с другом: один преподаёт русский язык, другой - литературу. Делалось это без вмешательства администрации школы и давало замечательные результаты. Чаще всего, администрация школы (завучи) старались не замечать этих самостоятельных нововведений, т.к. одобрять или узаконивать это они не имели права.
В других воспоминаниях я постараюсь ещё рассказать об очень интересных моментах школьной жизни. Остаётся только добавить, что мои бывшие выпускники с теплотой вспоминают наши интересные уроки литературы.