Сказка про Оклад и Сдельщину

Владимир Третьяков 3
В некотором царстве, в некотором государстве на торной дороге встретились как-то старинные знакомые — добрый молодец Оклад и красна девица Сдельщина. Как и принято в приличном обществе, тепло поздоровались, про дела расспросили, разговорились о том, о сем, да так, слово за слово, заспорили, кто же из них двоих важнее и нужнее.

— Я — сам символ стабильности, — важно и с достоинством провозгласил Оклад. — Сейчас ли, через год, два и даже десять, человек может быть уверен в том, что я останусь с ним в неизменном виде. А те люди, которые уверены в завтрашнем дне, менее подвержены нервным заболеваниям. Об этом даже медицинская статистика говорит. Да-да, я сам об этом читал в одном научном журнале.

— Символ стабильности… нервные заболевания… ну-ну… — с сомнением в голосе протянула Сдельщина. — Возможно, очень возможно… Но лично я считаю, что твоя стабильность стоит на одной ступени с примитивным застоем. Вроде того старого пруда, в который давно ничего не впадает и ничего из него не вытекает. Зарастает он постепенно осокой и камышом, а вода в нем дурно пахнет. То ли дело у меня! Все по старинной пословице: как потопаешь, так и полопаешь! Работаешь много — получаешь больше, инициативу проявил, так и она в зачет.

— Твои сравнения очень обидны для меня, — произнес Оклад, осмыслив все услышанное. — И не согласен я с ними, ведь в целом ряде случаев без меня не обойтись. Кстати, моя стабильность людям очень даже по вкусу.

— Согласна, — кивнула в ответ Сдельщина. — Многие чиновники ждут не дождутся того дня, когда им на руки выдадут очередную зарплату. Иногда просто сидят и ждут, а свою работу выполняют словно бы из-под палки, но и не более того. У таких инициатива не в чести, ведь они прекрасно понимают, что за нее им никто ничего не заплатит. Могут лишь похвалить, по щечке потрепать, мол, молодец, так держать и дальше, но могут даже и не заметить этого рвения. И от всего этого и получается тот самый болотный застой, тормозящий прогресс развития человечества.

— А как же карьерный рост? — горячо возразил Оклад. — Разве это не стимул для любого чиновника? Желаешь высокую должность с еще более высокой зарплатой — старайся, и тебя обязательно заметят.

— Согласна, — ответила Сдельщина. — Карьерный рост — это хороший стимул. Вот только прорваться на следующую ступень этой чиновной пирамиды способны единицы, а все остальные так и остаются внизу. И стоят там, смирившись со своим положением и постепенно деградируя.

Оклад даже с таким доводом не согласился. Он начал кипятиться, размахивать руками, приводя в свою пользу разные аргументы. Сдельщина слушала его молча и лишь усмехалась. А когда поток красноречия Оклада иссяк, предложила обратиться к кому-то третьему, чтобы он рассудил их спор.

— Тут за лесом, в горной пещере, живет один мудрец-отшельник, — сказала она. — Он уж точно даст верный ответ на вопрос: кто из нас нужнее и важнее.

Оклад согласился, и спорщики отправились в путь. Прошли лес, дошли до гор, нашли там пещеру отшельника. Тот доброжелательно принял гостей, напоил их чаем из целебных горных трав и принялся слушать. А когда выслушал, сделал неожиданное предложение.

— Поженить вас нужно, — заявил мудрец. — Я так вижу один из вариантов развития жизни.

Оклад со Сдельщиной недоуменно переглянулись, а хозяин пещеры продолжил:

— Если поступите так, как я сказал, то очень скоро у вас родятся две прелестные дочурки, одну из которых вы обязательно назовете Минималкой, а другую — Премиалкой. А когда они слегка подрастут, отправите их служить тем, которых принято называть государевыми людьми да слугами народными. Минималка должна быть для всех одинаковой и обеспечить работников, от дворников до министров, всем самым необходимым для такой жизни, чтобы она была без каких-то излишеств. А дальше уже в дело вступит Премиалка, которая поможет людям, способным не только качественно выполнять свои должностные обязанности, но также творить, проявлять инициативу, наполнять свою жизнь новым содержанием и одновременно с этим, приносить пользу обществу. А кроме того, она выявит всех «блатных», тех, кто высокую должность получил «не по уму, а по породе». И тех, кто вместо работы своей лишь пустословием занимается, чаи гоняет, пасьянс «Косынка» раскладывает, спит на заседаниях парламента, а то и вовсе в нем редко появляется. Вот тогда глупости и ум каждого человека будут видны даже невооруженным глазом, а в жизни страны наступит прогресс и смысл.

Оклад со Сдельщиной выслушали мудреца, поблагодарили за угощение и вышли из пещеры. Постояли молча, да и разошлись в разные стороны, прекрасно понимая, что брак между ними, конечно же, возможен, но решение о его заключении зависит не от них, а от кого-то другого.