Прости нас, Летний сад

Марихбейн Ефим Григорьевич
Охрана доброжелательно "выдавливала" посетителей к выходу.
От ограды Ю.М.Фельтена к ограде Л.И.Шарлеманя. Сад закрывался в 22 часа.
Короткий ливень промыл и наблагоухал все вокруг. Соприкоснулись своими лучшими, благородними гранями театр, живопись, музыка, литература.
Сказочное видение в предвечерних сумерках.
Несколько человек топтались у выхода. Трудно покинуть любимое место перед
долгим расставанием.
"Уважаемые петербуржцы и гости нашего города! С 15 июня 2009 года Летний сад закрыт на реставрацию. Просим извинения. Администрация Русского музея."

В 1704 году Петр Первый приказывает заложить сад на берегу Невы.
Сначала здесь высаживали однолетние цветы - "летники". Отсюда и название.
С годами он превратился в художественный комплекс с уникальной коллекцией
итальянской скульптуры восемнадцатого века.
Ее приобретением занимались доверенные лица Императора: Юрий Иванович Кологривов и Савва Владиславович Рагузинский.
Мудрецы и ученые, императоры и полководцы, боги и богини, музы, нимфы
и аллегории хранили в памяти достойные имена и великие события.
Особая гордость Петра - Венера, римская копия древнегреческой богини любви.
При Екатерине Второй она оказалась в Таврическом дворце.
А с 1880 года в Эрмитаже.

Летний сад - сердце Петербурга. На его аллеях пульсировала духовная жизнь, разносившаяся по улицам, проспектам, площадям, набережным рек и каналов.
Он пережил много трагедий.
Страшное наводнение 10 сентября 1777 года - подъем воды выше ординара на 320
сантиметров - уничтожило фонтанную систему, многие павильоны, оранжереи,
беседки, деревья. Не пощадила взбунтовавшаяся река 7 ноября 1824 года и 23 сентября 1924 года. Вода поднималась на 420 и на 380 сантиметров.
Во время войны скульптуру закопали в саду. В 1946-м она была извлечена и
отреставрирована.
Редкое по цинизму преступление совершено в 1979 году. Ночью, с 13 на 14 июля сброшено с пьедесталов и повреждено 29 статуй и бюстов.
Глумление над прекрасным, тем более, беззащитным происходило во все времена. При императрице Анне Иоановне, например, в Летнем саду устраивали травлю медведей и охоту на кабанов. Так тешились вельможи.

К началу 2009 года посетителей встречали: пять скульптурных групп, тридцать восемь статуй и сорок восемь бюстов.

Эвтерпу - музу лирической поэзии - я боготворил всю жизнь. Дочь Зевса и богини памяти Мнемосины. Внучка бога времени Кроноса и богини Реи.
Эвтерпа являлась людям в разных воплощениях. Настоящее чудо сотворили итальянские скульпторы братья Гропелли. В 1722 году  они подарили миру
трепетное, прекрасное создание. В Летнем саду она обосновалась на пересечении
Школьной и Поперечной аллей. Соседки: Терпсихора, Талия и Нимфа воздуха.
Куда бы ни забрасывала судьба, какие бы испытания ни настигали, я знал, что есть место на Земле, где меня ждет Ангел-хранитель. Рядом восстанавливался после катастроф, приходил в себя униженный, замаливал грехи, каялся в ошибках, отогревал душу. Здесь был мой Дом. Второй.
А Первый, Родительский - на одной улице с садом.

Я появился на свет 20 июня 1936 года. Мать Берта Михайловна и Отец Григорий Лазаревич принесли меня на Пестеля, в дом 8, квартиру 28.
Через десять лет, 30 ноября 1946 года родилась сестренка Лорочка.
Наша семья занимала две небольшие комнаты в коммунальной квартире на четвертом этаже.
МАТЬ! ОТЕЦ!
Словами не выразить ни чувства благодарности, ни глубины раскаяния за многие душевные раны, нанесенные ВАМ по недомыслию, в суете, непониманию того, что
совместное проживание на Земле проходит мгновенно.
Простите...

Раньше я не придавал значения проходящему времени. Да, отмечались дни рождения, переворачивались листы календаря, составлялись многочисленные планы. Но не было ощущения уникальности каждой минуты.
"Хлебал" часы, дни, месяцы, годы из бездонной, как мне казалось, бочки жизни.
Разбазаривал время, кутил им, не сопротивлялся, когда его растаскивали. Происходящее рассматривал как черновик, репетицию.
Все можно переписать, исправить, начать заново. Но, выходя из сада в тот последний вечер перед его закрытием на ремонт, понял, как я ошибался.

В 2004 году Летний сад передан в оперативное управление Русскому музею.
Империя последнего включала: Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, сад с тем же именем, другие объекты.
В 2005-м утвержден эскизный проект реконструкции. Вскоре появилась рабочая
документация и выделены средства - 2,3 миллиарда рублей.

Планировалось провести: археологические раскопки, реставрацию оград, возведение восьми фонтанов, изготовление "Гаванца", лечение деревьев, монтаж нового инженерного оборудования, прокладку коммуникаций.
Неожиданно добавилась еще одна серьезная работа.
12 января 2008 года раскололась пополам Порфировая ваза у Карпиева пруда.
Из-за недосмотра обслуживающего персонала в нее попала дождевая вода и ночью замерзла. Эта ваза - подарок шведского короля Карла Четырнадцатого российскому императору Николаю Первому - простояла без повреждений сто семьдесят лет.
Настоящий шок вызвало решение специальной комиссии:
"Надо незамедлительно убрать скульптуру из Летнего сада, провести ее реставрацию и оставить на последующее хранение в музейных помещениях.
А в Летнем саду установить копии. Причины: многолетнее нахождение на воздухе,
увеличение агрессивности окружающей среды, последствия наводнений, старение мрамора, результаты действия вандалов."

6 июня 2009 года на аллеях прошел музыкально-поэтический вечер, посвященный двести десятой годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
15-ого сад закрыт на ремонт.

В первый месяц - пустынные аллеи, одинокие скульптуры, утки и чайки в пруду.
Без людей заявили о себе  в полный голос деревья. Их было тысяча восемьсот:
до ста лет - тысяча сто, от ста до ста пятидесяти - четыреста, свыше ста пятидесяти - триста. Дуб черешчатый - памятник живой природы Всероссийского значения - дерево Петровского времени.
После установки заборов вдоль оград и Лебяжьей канавки начали пилить, рубить, ломать не только больные и высохшие. У оставленных жить безжалостно обрезалась крона.

Сад превратился в огромную строительную площадку. Механическое и сварочное оборудование, штабеля досок и металлопроката, поддоны с кирпичем, бабины электропровода, рулоны различных материалов, горы щебня и песка, подвешенный на высоких треногах кабель, многотонные самосвалы, бытовки для рабочих, свалки отходов и мусора.
Земля, изрытая глубокими траншеями, вытоптана, изгажена, осквернена.
Не осталось следов от высокой родословной. Над истерзанным, униженным, разворованным Летним садом рвущий душу предсмертный вопль боли, отчаяния, ужаса:
- Люди, не убивайте меня!!!

Исход Скульптуры начался 24 июля 2009 года. Невозможно было выдержать пронзительный укор в ИХ глазах. У нас души окаменели! Произошло чрезвычайное событие огромной исторической и культурной важности.
Но не замер город в траурном обрамлении.
Не прозвучали залпы орудий с Петропавловской крепости.
Не были зажжены огни на Ростральных колоннах.
Не остановились предприятия и транспорт, подавая сигналы бедствия.
Но главная печаль - ИМ не дали проститься с городом, с которым вместе  начинали обустраиваться на этой Земле много лет назад.
Горожане не заполнили площади, проспекты, улицы, набережные, где следовал бы кортеж Скульптуры Летнего Сада, достойный самых высоких почестей.
И не были поражены увиденным дети, внуки, правнуки, по-высокому! принявшие бы в свои сердца чувство любви к Родине и ее святыням.
А свершилось все недостойно, не по законам Великого Города.
Свершилось - "по понятиям".
ИХ, как обычный груз! вывезли из Родного Дома и упрятали за толстые стены Инженерного замка. Без права на возвращение.
Чудовищное, неслыханное оскорбление! Позор времени и нам в нем живущим.

"Рок" и "Немезида" были первыми. В траурных процессиях за катафалками по аллеям шли реставраторы, искусствоведы, работники сада.
31 июля, в пятницу, с 17 до 19 часов мыли Эвтерпу. Это был сорок шестой день после закрытия сада. Я стоял на противоположном берегу Лебяжьей канавки в оцепенении. А спустя неделю ОНА сошла с пъедестала и через 300 лет! покинула Летний сад. Как ЕЕ снимали, заворачивали в саван, увозили не видел.
ВСЕВЫШНИЙ сжалился надо мной.
МАТЬ рассказывала, что часто сидела около Эвтерпы, пока я спал рядом в коляске...

23 сентября в радиопередаче, посвященной выполненным работам в первые сто дней, прозвучали слова, потрясшие своей горькой правдой:
"Без Скульптуры Летний сад стал никакой, просто кусок земли."

А в Инженерном замке не согреет солнце, не окропит дождь, не слышно шелеста листвы. Сюда не залетят птицы. Нельзя будет порадоваться приходу весны.
Все осталось в прошлом.
Из окон виден Летний сад. Вот он, совсем рядом, через Мойку. Деревья: дубы, липы, клены, вязы, обнявшись корнями, как верные и стойкие часовые берегут
эту Землю. Двенадцать гектаров Земли. Но даже в наше время, когда многое продается и покупается, невозможно!!! назвать ЕЕ цену.
Если в истории человечества не было бы Летнего сада, как обеднела бы Мировая Культура!

27 мая 2012 года, в день рождения Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония открытия. Официальные лица во главе с Губернатором, творческая элита города, речи, салют, выступление оркестра, накрытые столы.
Работники прессы, радио, телевидения фиксируют историческое событие. В четырнадцать часов впустили собравшихся у оград. Бурные потоки человеческие хлынули навстречу друг другу, растекаясь по аллеям. Столпотворение!
Возгласы восхищения, удивления, разочарования, осуждения, проклятия.

Я был потрясен!
Нет больше чудесного, прозрачного, открытого пространства, наполненного неповторимым. Исчезли гармония, магия, уникальная атмосфера. Пропали уходящие в бесконечность аллеи и своды над ними. Тринадцать тысяч вновь посаженных шпалерных лип, привезенных из Германии, под защитой зеленых заграждений захватили эту Землю, уничтожили единую духовную целостность. Парадный, тронный зал Императорского дворца превращен в "зачухлую" коммуналку. На входе турникеты. Установлено более шестидесяти видеокамер. Посетители переведены в разряд потенциальных воров и бандитов, за которыми необходимо вести непрерывное наблюдение. Бесконечные изгороди-решетки создают ощущение зоны. Не хватает только колючей проволоки и сторожевых вышек.
А.А.Ахматова :
"...Я к розам хочу, в тот единственный сад,
    где лучшая в мире стоит из оград..."
-Анна, милая какие строки!
Эта ограда - преддверие к сказке. Изумительная по красоте, строгая, величавая. Королева! Ее глубинная связь с садом непостижима. Они были достойны друг друга. Были...

Зачем эти боскеты, берсо, бутафорные строения?! Сколько драгоценнейшей
земли захвачено новоделом!
Екатерина Вторая приказала не восстанавливать фонтаны, разрушенные  во время наводнения. Но воля Императрицы теперь не указ. То, что сделали на Главной аллее, выглядит нелепо. Вновь вырытая яма, названная "Гаванец", - угроза для фундаментов Дворца и набережной. На деревья невозможно смотреть без душевной боли. Газоны оцеплены изгородями, калитки на замках.
Как жалко тех, кто печально бродит по саду, растерянно озираясь, а в укромном месте обнимет дерево и плачет.

Нет больше Скульптуры. Сад заполонили клоны, от которых веет холодом, мертвечиной. Посетители уверены, что лицезреют работы известных итальянских мастеров. В находящихся рядом табличках не указано, что это копии. Грандиозный обман!
Символ победы России над Швецией в Северной войне -"Ништадский мир" - единственное подлинное мраморное произведение искусства, оставшееся в Летнем саду. Теперь здесь поселились ложь, фальшь, пошлость. Утверждение авторов реконструкции о том, что цель этой работы - возвращение сада в Петровское время - не соответствует действительности.
До наших дней дошли Дворец и Скульптура. Но последнюю вывезли, а на реставрацию  жилища Императора из огромной суммы не выделено ни копейки.
В мае 2012 года, когда открывался сад после ремонта, заместитель директора Русского музея признался корреспонденту НТВ:
"Дворец закрыт, так как он в таком состоянии, что показывать его нашим экскурсантам просто неловко."

За три года проделана большая работа. Многое на высоком профессиональном уровне. Это вызывает искреннее, глубокое  уважение к добросовестно трудившимся специалистам. И не они виноваты в том, что Летний сад пережил за эти 1077 дней ремонта обширный инфаркт.

А.М.Володин:
"Когда Земля  беременна враньем, когда я вру, ты врешь, он врет, мы врем,
 вранью не правда противостоит, а та же ложь, переменивши вид."

Интерес к судьбе Летнего сада был так велик, что в первые четыре месяца здесь побывало шестьсот шестьдесят тысяч человек!
А реакция на результаты проведенных работ взрывной волной накрыла все средства массовой информации.

Из решения научно-экспертного Совета по культурному наследию от 5 июня 2012 года:
"Проект реконструкции противоречит Федеральному закону "Об объектах культурного и исторического наследия народов Российской Федерации №73-ФЗ".

Владимир Лисовский, доктор искусствоведения, профессор Академии художеств:
"Все содеянное - разгром, полный произвол. Результат - эклектика, самая пошлая, самая кричащая."

Андрей Миронов, заместитель Главного редактора газеты "Невские вести":
"То, что сотворили с Летним садом, - это надругательство, преступление против Петербурга. Зачем понадобилось резать самое сердце города, лапать его душу?!"

Газета "Вечерний Петербург" от 30.09.2012 года:
"В Летнем саду больше нет прошлого. Есть только неприглядное настоящее."

Татьяна Михайловна Лопатина в статье "Летний сад, котоый мы потеряли",
2.08.2012 года:
"Прошедшая реконструкция - неразумное деяние потомков, утративших духовную связь с теми, кто дал подлинную жизнь Летнему саду."

Ведущий работник садово-паркового хозяйства Владимир Верховых,
"Ростбалт" Петербург, 27.03.2012 года:
"Из-за повреждений корневой системы при рытье траншей под трубы для фонтанов и кабель впереди массовая гибель старовозрастных деревьев.
Летний сад уничтожили, осваивая миллиарды."

Станислав Меркулов, юрист:
"Мир потерял шедевр садово-паркового искусства навсегда. Летнего сада больше нет."

Несколько заголовков статей:
"Летний сад варварски уничтожен."
"Реквием по Летнему саду."
"Чудовищный вандализм."
"Запланированное убийство Летнего сада."
"Немезида - богиня возмездия - доберется до них."

Кандидат искусствоведения, журналист Михаил Золотоносов:
"Руководство Русского музея отвечает за убийство Летнего сада. Оно было заказчиком этого проекта. И оно останется в истории как его давний предшественник - Герострат."

А вот эти строки отдельно:
"Мой дедушка во время блокады под бомбами, еле живой от голода, спасал статуи
Летнего сада, закапывая их в землю. Больше мне нечего сказать, я плачу..."
Низкий поклон тебе, Девочка!

20 августа 2012 года моей матери исполнилось бы сто лет.
Дома около ее портрета в хрустальной вазе - большие шары белоснежных хризантем.

В этот день решился пойти в Инженерный замок к Эвтерпе. Как посмотрю ЕЙ в глаза после трехлетней разлуки? А как потом ЕЕ оставлю?
Небольшой зал. Два камина, три люстры. Из окна виден Летний сад.
Невероятно! Здесь а не там, на Главной аллее, находятся Диана и Аполлон.
Здесь, вдоль стен, а не в саду Камилла, Церера, Агриппина, Вельможа,
Курфюрентина, Аллегории: Правосудия, Красоты, Изобилия, Чистоты, Милосердия.
На узкой площадке лестницы, в полумраке застыли Демокрит, Аристотель, Диоген,
Эскулап. В саду они окружали Двуликого Януса, который сейчас в печальном одиночестве томится на верхнем уровне Парадного входа.
А где же Эвтерпа? Где все остальные?
Перехожу из одного зала в другой, с этажа на этаж. Больше никого нет!
Обращаюсь к смотрителям. Ответы уклончивы, противоречивы. С недоумением воспринимают мое волнение, косятся на белые розы в руках.

Директор Русского музея и его заместители неоднократно заявляли о том, что вся! Скульптура после реставрации и снятия форм для отливки копий сразу же! будет выставлена в Инженерном замке. Обещания и клятвы им приходилось неоднократно повторять, так как жители города завалили письмами с требованиями, просьбами, мольбой оставить Скульптуру в Летнем саду.
Прошло много времени после ремонта, но до сих пор! три четверти коллекции увидеть невозможно. На мой вопрос - "Где?", получал один и тот же ответ:
"Скульптура отреставрирована, находится в закрытом хранении. Когда будет выставлена  неизвестно."
Краткая беседа с одним очень высокопоставленным чиновником:
-Если Вам  так невтерпеж, идите в Летний сад и смотрите.
-Но там же копии!
-А не все ли равно?!

Поздняя осень. Сумрачные, дождливые дни. Значительная часть сада недоступна.
Опавшие листья, отключенные фонтаны, редкие посетители.
Зато появились многочисленный обслуживающий персонал и усиленная охрана.
Оголились прятавшиеся раньше в листве видеокамеры. От них не скрыться. Тотальная слежка!
Печальны за решетками деревья. Дождь стекает по их стволам черными слезами.
И на этом фоне метастазами раковых образований новодела с еще большей очевидностью предстает весь ужас прошедшей реконструкции.

В октябре 2012 года Русский музей и строительная компания "Профиль" - Генеральный подрядчик - были отмечены Первым местом и золотым дипломом в номинации "Лучший реализованный проект культурного и исторического наследия(раздел: реконструкция и реставрация)" на Третьем Российском национальном конкурсе по ландшафтной архитектуре и садово-парковому дизайну.

Государство выделяет огромные средства на объекты Русского музея.
Так, уже после открытия сада, финансированы работы по реставрации Дворца Петра Первого.   
Летний сад почти на двести лет старше Русского музея.
Потеря самостоятельности объяснялась появляющейся при этом возможности
проведения в саду ремонта, который, действительно, был необходим.
Но не в таком же исполнении!
Руководство Музея приватизировало славную историю  Cада, его мировую известность, глубокую привязанность и душевную любовь огромного количества людей.
 .
Главное положение Веницианской хартии - этического кодекса мирового профессионального сообщества реставраторов - гласит :
"Основной критерий подхода к реставрации - максимально полное сохранение подлинности во всех ее проявлениях."
Итог же работы за 2009 - 2012 годы: из двадцати семи объектов восемнадцать! -полный новодел.

Скульптура должна иметь свое пристанище в Летнем саду. Они проросли друг в друге временем, испытаниями, общей биографией. Разлука - духовная смерть.
А если ЕЙ больше нельзя находиться на открытом воздухе, необходимо предоставить жилье в имеющихся в саду зданиях или построить новое, рядом с  Дворцом. Какой бы это был благодарственный поклон Императору!
Бесполезные мечты!
Оставшаяся с Петровских времен Скульптура достойно представляла первоначальную коллекцию. ЕЕ переселение - катастрофическая утрата!
Мраморный, тенистый, уютный, по-домашнему принимавший каждого гостя
Летний сад безоглядно любимого города ушел от нас навсегда...