О различных концепциях мироздания

Андрей Якуп
               
               
               
                Пирамида мироздания о себе:               
                "Христос сказал: Я есмь
                путь и истина и жизнь».               
               
                (Ев. от Иоанна, гл. 14, ст.6)

1. Пирамида мироздания.

     Представьте себя думающим растением, которое из всех органов
 чувств обладает только осязанием. Надо полагать, в его глазах
мироздание выглядело бы так: «ступени  природы: минералы, растения».
(Растения – венец всего). Остальной мир для думающего одуванчика
ирреален; это непознаваемый Некто-Нечто - всемогущая сила, которая
может дать или отнять жизнь: сжечь, согреть, заморозить, полить, засушить,
затоптать или съесть.

1.1. Древние философы о мироздании.

    Не трудно заметить, что представление о  мироздании Аристотеля: 
"... ступени природы:  неорганический  мир, растение, животное,
человек". [1] составлено по принципу «не думающего» растения:  «существует то, информацию о чём я получаю непосредственно своими органами чувств». Сегодня, опираясь на достижения современной науки, можно с уверенностью сказать,  что предложенная Аристотелем схема мироздания
отражает только видимую нам его часть. При этом необходимо учитывать,
что мир, которым мы оперируем в своём сознании, отличается от
настоящего, поскольку он - всего лишь, копия, и, как всякий дубликат, при
воспроизводстве неизбежно искажается. Мало того, эта копия  построена на информации,  ограниченной возможностями пяти органов
чувств, которыми обладает животное, подобно тому, как мир,
воспринимаемый растением, ограничен возможностью его познания с
помощью осязания.

В действительности реальный мир шире, чем его видит растение
и видел Аристотель.  Он, безусловно, существует и не зависит от
того, как мы его воспринимаем, правильно или с ошибками, целиком или частично. Реальное мироздание есть и будет, не считаясь даже с тем, сохранятся или нет в его структуре растение и человек.
За прошедшие со времён Аристотеля две с половиной тысячи лет человечество искусственным путём расширило пределы своих возможностей познания окружающей действительности и увидело находящиеся ниже минералов ступени Пирамиды мироздания (ПМ): молекулы, атомы, элементарные частицы. На очереди познание составных частей элементарных частиц и так далее. Но всё ли мироздание оказалось «в поле зрения» человека? Я думаю, будет благоразумно воспользоваться «печальным опытом» «думающего» растения и допустить возможность существования непознанной сегодня человеком части ПМ.

    Для того, чтобы гипотетически реконструировать невидимую её часть, воспользуемся методом экстраполяции и применим широко используемый в гносеологии принцип «презумпции»: «Любые системы в прошлом (и, как я считаю, в будущем) функционировали (будут функционировать) так же, как их современные аналоги, до тех пор, пока не доказано обратное.»
По-видимому, прежде всего, необходимо проанализировать закономерности, имеющие место в «видимой» части ПМ.

    Первое качество Пирамиды - её неустойчивость. Совершенно очевидно, что субъекты вышележащих ступеней представляют собой системы, составными частями которых выступают субъекты нижележащих ступеней. Отсюда следует, что, если по какой-либо причине разрушится одна из ступеней ПМ, то вместе с ней исчезнет вся лежавшая выше неё часть Пирамиды.

    Второе. Поскольку составные части могут существовать без целого, а целое
без них – не может, то из этого следует, что рост Пирамиды идёт снизу вверх,
то есть, обитатели ступеней, преобразуясь, поднимаются по её ступеням.
Любопытно, что аналогичный взгляд на мироздание зафиксирован в
Священной книге Тота (аркан 20), свидетельствуя, кстати, об уровне науки,
существовавшей много тысяч лет назад: "В метафизическом (в «метафизическом», значит, речь идёт о воображаемом пространстве)  это можно представить себе так.
Несколько параллельных горизонтальных  плоскостей разделяет
пространство на пояса. … Как только … некоторое количество материи
будет переведено в более  эфирное состояние, свойственное высшему,
следующему за ним плану,  она перейдёт туда. … Каждому плану вселенной
свойственна известная  степень конденсации материи …". [2].
Христианская церковь, как это видно из Библии, фактически тоже стоит на аналогичных позициях. Согласно главе «Сотворение мира», последовательность его «создания» Богом точно соответствует естественному росту Пирамиды мироздания. Как то:

"И сказал Бог: да будет твердь, … и да появится суша", [3]. И объединились элементарные частицы в вещество: в атомы, в молекулы, и минералы – возникли первая, вторая и третья ступени Пирамиды мироздания.
"И сказал Бог: да произрастит земля … траву, сеющую семя…". И произрастила - перед нами не что иное, как появление четвертой ступени Пирамиды - растений – живых существ, образующих династическую цепочку, сохраняющую живое в изменяющейся внешней среде.

"И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую, ... да произведёт земля … скотов, и гадов, и зверей земных … И стало так. " – При уже существующем растительном мире формируется ступень Пирамиды «животные». Да и как могло бы быть иначе: ведь животным нечем было бы
питаться, появись они раньше.

"И сказал Бог: сотворим человека … и да властвуют они … над всею землёю. … мужчину и женщину сотворил".

Обратите внимание на такую деталь текста Библии. Единственное, что лично сотворил Господь Бог, - это человек. В остальных случаях миротворчества Бог только повелевал, т.е. выступал в роли Закона, надо полагать, закона природы. Случайность? Я думаю, нет. Скорее, случайна антропоморфизация «думающим растением»-человеком законов природы, которым он придал статус божества, сотворённого по своему образу и подобию. Да и откуда человеку было знать, каков Бог в действительности, если, по утверждению церкви, Он непознаваем.

    Противники теории эволюции, настаивая,  что мир неизменен, приводят, казалось бы, несокрушимый аргумент: "Покажите, хотя бы, один случай превращения животного в человека". - Пожалуйста: каждый из нас проходит этот путь: сперматозоид – животное – человек. Мало того, скорее всего, жизнь индивидуума – это спрессованная во времени модель Большой Жизни, увидеть которую в реальном времени человек не может, поскольку его жизнь в сотни тысяч раз короче, чем длится процесс становления ПМ. Выходит, в принципе, превращение животного в человека возможно. Священнослужители скажут: "По воле Божьей". Хорошо. Но тогда придётся признать, что  эволюция тоже могла произойти по воле Бога. То есть, имела место. А если эволюция, в принципе, существует, то объяснение Жизни не нуждается в "непознаваемом" Боге, так как она самодостаточна. (Смотрите принцип «бритвы Оккамы» в теории познания.)
 
     Третье качество ПМ заключается в том, что она, волею обстоятельств, оказалась музеем истории своего роста по вертикали, так как верхние ступени состоят из представителей нижних и потому сохраняют их в «чреве своём». По горизонтали, в пределах ступени, к сожалению, аналогичных свидетельств нет, поскольку промежуточные формы при эволюционных процессах не сохраняются.

    Четвёртой особенностью Пирамиды мироздания, является непрерывное перемешивание составляющих её объектов и их элементов. На уровне минералов вследствие геоморфологических процессов происходит постоянное перемещение разных участков земной коры, которые,  в результате контактов друг с другом и колебаний температуры, непрерывно разрушаются и воссоединяются  в самых разнообразных сочетаниях. В живой природе при двуполой схеме размножения составные части живого организма перемешиваются с постоянной периодичностью – каждый новый индивидуум возникает как смесь двух родителей. Перемешивание элементов живых существ не ограничивается пределами ступени. Отправив в жизненный путь своих потомков, индивидуум умирает, разложившись на белки, жиры, соли и так далее. То есть, его элементы рассыпаются вниз по ступеням Пирамиды. Что же, король умер, да здравствует король!  Жизнь умерших даёт начало существованию их смертным потомкам, а смерть стала причиной появления целой гаммы микроэлементов-минералов.
Тут же растения начинают разлагать оказавшиеся в нижней части Пирамиды минералы на элементы, перетасовывают их и, группируя в комбинации по своему усмотрению, возводят собственные структуры.
На растения грядет очередной Антихрист, который в буквальном смысле слова пережёвывает их целыми стогами,  формируя из этой массы новые мясомолочные структуры, которые использует в пищу следующая ступень ПМ. Снова смерть одних даёт начало жизни другим, и снова тасуются останки предыдущего поколения: Жизнь перемешивает своё содержание, сохраняя наиболее устойчивые комбинации входящих в неё элементов, комбинаций и комбинаций комбинаций. И снова мы видим, что, казалось бы, новая мысль уже зафиксирована в 20-м аркане Священной книги Тота: "… часть материи нижнего плана переходит в высший и обратно – часть высшего спускается в нижний. Таким путём образуется частичное смешение соседних планов …". [2]. 
 Пятая особенность Пирамиды мироздания  в том, что очередная её ступень возникает тогда, когда на предыдущей возникает система, принципиально более устойчивая, чем все существовавшие до той поры.

Шестая особенность Пирамиды мироздания в том, что она – пирамида прогресса. На её ступенях снизу вверх объективно возрастает разнообразие возможных комбинаций исходных элементов, и субъекты каждой ступени оказываются на порядок сложнее, чем субъекты предыдущей. В результате, чем выше ступень, тем более сложные системы на ней обитают. Об этом в 19-м веке писал русский философ К.Леонтьев: "…процесс развития в … органической жизни значит вот что: постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему…, постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности … Высшая точка развития … вообще в органических явлениях есть высшая точка сложности. … Может быть, он (этот процесс)  свойствен и небесным телам, и истории развития их минеральной коры, и характерам человеческим; он ясен в ходе развития искусств, школ живописи, музыкальных и архитектурных стилей, в философских системах, в истории религий и, наконец, в жизни племён, государственных организмов и целых культурных миров". [4].
Мне кажется, что К.Леонтьев не прав только в том, что использует вводные слова «может быть». Я не сомневаюсь в подобии процессов, происходящих в разных областях: все они находятся в сфере  юрисдикции существующего в природе Закона – «Оптимальных причинно-следственных зависимостей».
Проецируя эволюционное развитие на культуру, К.Леонтьев подсказал интересную мысль. Развившаяся до необычайной высоты и сложности музыка сегодня оказалась не в состоянии противостоять примитиву. Чайковский, Мусоргский, Шнитке, Петров вытесняются поп-авангардом, апеллирующим к животным инстинктам человека. Скорее всего, толчком к этому послужил поток примитивной культуры, хлынувший из Африки и попавший на благодатную почву – молодёжную аудиторию, которая находится ещё только в начале "пути от животного к Богу", по выражению врача и философа 12-го века из Кордовы Ибн Рушда. Пути, по которому идёт каждый индивидуум, начиная с момента своего рождения. Остаётся надеяться, что, повзрослев, люди от суррогата вернутся к музыке, но ... Далеко не все надежды сбываются. Возбуждение животных секс-инстинктов, воплощённое в модной музыке, - ходкий товар среди определённой возрастной категории потребителей, и, следовательно, «торгующие им в храме» (в храме Жизни) достаточно богаты, чтобы держать в шорах общество и зомбировать молодёжь, до конца жизни удерживая её развитие на уровне обезьяны. Посмотрите, хотя бы, как в столь же выгодном бизнесе реализуют аналогичную тактику наркодельцы.

    Усложнение систем по мере роста Пирамиды дало неожиданный качественный эффект – защиту системой составляющих её субъектов, вплоть до «воскрешения из мёртвых». Изменение обстановки, смертельное для одной из частей субъекта при её самостоятельном существовании, перестало быть фатальным для этой части, когда она входит в состав системы. Гибель одного из её элементов превратилась всего лишь в сигнал, заставляющий систему принимать соответствующие меры, в том числе – восстанавливать разрушенный элемент.

    Седьмая особенность Пирамиды мироздания в том, что она – пирамида регресса. Поскольку «обитающие» на Пирамиде системы усложняются при её росте, то, естественно, они упрощаются в ретроспективе. А это значит, что, чем ниже в Пирамиде мироздания находится ступень, тем меньшее количество элементов входит в состав «обитающих» на ней систем. Поэтому, скорее всего, спускаясь вниз по ПМ, мы выйдем на «атом» в первоначальном смысле этого слова – «неделимый» элемент, т.е., - на однородную материю.

    Восьмая особенность Пирамиды: все её уцелевшие обитатели существуют в природе одновременно.
 
     Таковы воcемь характерных особенностей Пирамиды. А из них следует, что над ступенью человек стоит реально осязаемая ступень «социум», которая обладает всеми характерными признаками «пирамидальной» ступени, а именно.
Первое: субъекты системы «социум» образовалась типичным путём - кооперацией систем предшествующей ступени, систем  «человек».
Второе: новообразование «социум» обладает очевидным преимуществом по номинации «жизнестойкость» перед системой «человек-одиночка».
Третье: для социума, например государства, обитатели всех нижележащих ступеней Пирамиды мироздания (люди, растительный мир, недра) – материал для строительства собственных структур.
Четвёртое: люди – элементы системы «социум», взаимодействуют между собою по программам, охраняющим социум: этике, религии, юридическим законам.
Новость? – Нет. Ещё Платон констатировал интересный факт: «Государство – это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача – самосохранение».
Итак, социум – последняя ступень Пирамиды, которую мы идентифицируем с помощью органов чувств животного.

    Девятая особенность Пирамиды мироздания в том, что она является схемой взаимоотношений всего сущего на Земле. Процессы, текущие на ПМ как по горизонтали, так и по вертикали, обусловлены одним и тем же законом «оптимальной причинно-следственной зависимости» («Всякое событие имеет причину и оптимальное последствие»). Опираясь на него и на гносеологический принцип «презумпции» («Любые системы в прошлом (и, как я считаю, в будущем), функционировали (будут функционировать) так же, как их современные аналоги, до тех пор, пока не доказано обратное.») можно пытаться заполнить «белые пятна»  «жизни» Пирамиды.
 
    Итак, «Жизнь Пирамиды» - процессы, протекающие на Пирамиде мироздания.
Совершенно очевидно, что взаимоотношения  «населения» Пирамиды по горизонтали – в пределах ступени, и по вертикали – между субъектами разных ступеней, протекают по-разному.
    Сначала проанализируем развитие событий в пределах одной ступени, например, на ступени "животное". Эти отношения характерны для всей "живой" части Пирамиды  и имеют общие моменты с процессами, происходящими в нижней, «неживой», её части. (Термины «живое» и «неживое», в данном случае, я использую в общепринятом их значении.)
Особенностью "внутриступенчатого" развития субъектов ПМ является эволюция - повседневное состязание систем на устойчивость и неторопливый естественный конкурсный отбор объектов без принципиального изменения их сущности. Придерживаясь закона джунглей: "Субъект субъекту – волк", конкуренты надстраивают свои структуры за счёт окружающих. В зависимости от соотношения сил, для каждого из них встреча с соседом по ступени может окончиться "ничьей", выигрышем или проигрышем, победой или поражением. Более устойчивые системы живут и продолжают совершенствоваться, менее устойчивые погибают; «со щитом», как правило, оказывались бОльшие по размерам и более сложные особи.
Прогресс, как бы, катится вдоль ступени Пирамиды непрерывно нарастающими волнами, на гребнях которых удерживаются только «самые-самые».  Разброс жизнестойкости объектов в пределах "гребня" невелик: здесь находятся только те, кто способен в конкурентной борьбе противостоять друг другу с большим или меньшим успехом, т.е., особи, незначительно отличающиеся друг от друга. Тот, кто очень отстал, исчезает, практически, без следов: конкурент он несерьёзный, а продолжающаяся Жизнь в его существовании не нуждается. Поскольку в поле нашего зрения попадает только "гребень эволюционной  волны", то  при этом  создаётся ошибочное представление о неэффективности эволюционного развития вообще, что позволяет церкви, незначительно погрешив против логики, отказать в признании эволюции как дороге развития Жизни. Эта позиция удобна церкви тем, что является базой для мифа о сотворении мира Богом, как сказано в Библии, единожды, а значит - навсегда.
Причина, побуждающая церковь отстаивать неизменность мира, очевидна – желание стабилизировать общество (в том числе, собственное положение в нём) и уберечь его от непредсказуемых катаклизмов. Намерение, безусловно, благое, но стратегически оно ошибочно. Для человечества, для Жизни, развитие которой не остановить никакими молитвами, сдерживание развития связей при меняющейся структуре чревато крупными неприятностями. Посмотрите, хотя бы, на соотношение отрезков времени между изменениями социального строя и жестокостью (жестокостью) сопровождавших эти изменения революций.

    Однако, вернёмся к эволюционной волне.
Существует одна тонкость: в пределах ступени протекает множество локальных состязаний, что продиктовано объективными обстоятельствами. Дело в том, что для соучастия в эволюционном процессе конкуренты должны общаться. А это значит, что у них должна быть общая среда обитания (суша, вода, воздух) - раз. Конкуренты должны практически видеть друг друга, то есть, иметь сопоставимые размеры - два, чего не скажешь, например,  о слоне, мыши и блохе. Нужно, чтобы участникам эволюции "было о чём поговорить", то есть, их сложность должна быть одного порядка - три. Вследствие этого, прогресс на ступени идёт параллельными потоками: каждый течёт в своей эволюционной нише. На суше раздельно эволюционируют растения и животные, в воде, тоже раздельно – водные растения и рыбы. Там, где среди водной стихии есть небольшие пространства суши, конкурируют птицы; при частой смене воды и суши свои эволюционные волны катят земноводные. В воде, по-видимому, лидирует дельфин, на суше – социум людей, в пространстве вообще – гипотетический Бог.

     Позади гребня движущейся во времени эволюционной волны остаётся почти мёртвое пространство:  не сохраняются даже могилы особей, существенно отличавшихся от передовиков по жизнеспособности и потому съеденных ими без остатка. Погибли почти все, за исключением далеко отставших примитивов – откровенных аутсайдеров, неприметных, непритязательных, не представляющих потребительского интереса для лидеров,  потому сохранившиеся и образовавшие собственную нишу.   
Одним из аутсайдеров, пережившим лихие времена в какой-то экологической щели или выбравшимся на ступень ПМ "животные" снизу, когда волна прогресса ушла на безопасное для него расстояние, является микроб рака. Вот как характеризует его академик П.Гаряев: "Раковые клетки не стареют и не умирают.  Они делятся и могли бы целиком заполнить организм и даже выйти за его пределы. Они этого просто не успевают, потому что умирает организм, на котором они паразитируют... они оказываются очень тупыми, т.е. однообразными, - у них одна маленькая программа ... наращивать свои колонии ... независимо от общей стратегической цели всего организма". [6].
    Трудная борьба человека с микробом, по сути, схватка на равных между субъектами разных ниш. – Это пример того, как молодая восходящая примитивная эволюционная волна оказалась в одной силовой категории со старой, ниспадающей переусложнившейся волной. При этом возможны два варианта развития событий.
Первый. Победит рак. С лица Земли исчезнут человечество, животные и растения. Раковые клетки останутся лицом друг к другу, и начнётся очередная история взаимоотношений простейших существ, не обладающих долгосрочным опытом выживания, но способных размножаться. Существ, которые будут эволюционировать в человека, обезьяну или какую-то неведомую нам зверушку.
Если в борьбе с раковыми клетками победит человек, то он продолжит разваливаться под грузом собственных противоречий и с помощью "доброжелателей" со стороны. Свидетельством разрушения эволюционной волны, на гребне которой находится человек, является его нынешняя «тактика», в принципе не отличающаяся от тактики раковых клеток. Человек  "побеждает", расхищает и уничтожает среду собственного обитания. Доест и погибнет. Если не свернёт с пагубного пути, по которому так самозабвенно движется.
В таком аспекте становится понятнее смысл целеустремлённости школы киников в древней Греции, потуг современных сторонников домостроя в России, сопротивления церкви науке. Все они пытаются затормозить прогресс, не понимая, что беда не в самом прогрессе, а в диспропорции между ростом мускулов-орудий и этикой – отношениями их обладателей.

    Ситуация, в которой оказалось человечество, не уникальна. Рано или поздно рост и усложнение лидеров ниши, оседлавших гребень любой эволюционной волны, превышает оптимум, потому что ущерб, который влечёт за собою снижение надёжности системы по мере её усложнения, в какой-то момент начинает превосходить приносимые им же, усложнением, дивиденды. Прогрессирующая система, последовательно теряя в стабильности, распадается,  достигнув определённого порога.
Нарастающие внутренние противоречия приводят к тому, что сверхсложные гиганты превращаются в колоссов на глиняных ногах и оказываются не в силах противостоять физическим, биологическим и социальным законам Жизни. От лица последних выступают маленькие тупые аутсайдеры: на ступени "социум", например, – обыватели и подпирающий форейторов прогресса отставший от них в развитии "гегемон". Начинается деградация Системы и происходит обвал верхней части гребня, "слишком умные" (они же - те, «что в очках», «яйцеголовые»), погибают. Далее с минусовой отметки интеллектуального уровня стартует "весь мир голодных и рабов", намеревающийся построить свой, "новый порядок", в котором, как в зеркале, отражена рабская психология его строителей, попавших «из грязи в князи». Одновременно начинается очередной эволюционный бум: на освободившемся жизненном пространстве ускоренно раскручивают свою эволюцию сохранившиеся по углам биологические примитивы, а также новые выходцы с нижних ступеней ПМ.
 
    В последовательных накатах эволюционных волн прогресс, по сути, топчется на месте – в пределах своей ниши, перебирая всё новые и новые варианты событий и структур, среди которых могут появиться объекты, принципиально превосходящие по стабильности своих соконкурентов по ступени, способные основать следующую ступень Пирамиды мироздания и водворяющиеся там. В зависимости от соотношения разума и силы, они могут либо продолжить развитие Жизни, либо взорвать нижние ступени ПМ.
Когда возникает новая ступень, на ней появляются свои эволюционные волны, обитатели которых развиваются в условиях, отличающихся от условий развития предшествующей волны, в том числе, отличающихся соседями-конкурентами, которые сами непрерывно изменяются. Впрочем, вне зависимости от того, на новой ли или на уже существующей ступени возникает новая волна, она идёт по своему пути, продиктованному новыми обстоятельствами. Ход событий в пределах двух последовательных эволюционных волн одной ступени можно представить себе как поочередное путешествие двух муравьёв: Первого и Второго. Оба они суетятся у подножия "Дерева возможностей". От ствола Дерева отходят ветви, от ветвей – веточки и так далее, и так далее. Первый муравей вместе со своим семейством движется снизу вверх летом. На пути муравья  ветка. Он может продолжать ползти по стволу или свернуть в сторону. И так каждый раз на каждой развилке исторической дороги. Как писал И.Ефремов, человек всё время идёт по лезвию бритвы. В конце концов, Первый муравей обустроился  на каком-то листочке и там благоденствует. Или свалился, разбившись насмерть. Перед вторым открылась перспектива путешествия. К этому времени лето кончилось, и наступила зима. Первый муравей далеко, для второго путь свободен. В зимнюю стужу в дорогу отправился Второй муравей. А на его пути ветки, ветки, ветки… И, каждый раз – выбор, выбор, выбор, диктуемый, кроме необходимости, которая руководит обоими муравьями, массой сиюминутных случайных обстоятельств. Вполне возможно, что кто-нибудь из кланов Первого или Второго муравьёв на очередной развилке отделился от семьи и пошёл своим путём. Например, самостоятельно выбрался из очередной подстроенной ему Жизнью ловушки, наткнувшись на оригинальный способ спасения. В результате, Первый в своём развитии вырос в обезьяну и оказался далеко в стороне от Второго, эволюционировавшего в человека. Или наоборот: Второй вырос в обезьяну, а Первый – в человека. Вот и сидят они теперь на разных листочках разных веток своей самобытности. Сидят, смотрят друг на друга, удивляются своей схожести и спорят, кто из них родитель, а кто дитя, ищут общих родственников - прямую дорогу, соединяющую их конечные точки - переходные формы между обезьяной и человеком. И напрасно: таких форм просто никогда не было на свете. Скорее всего, человек и обезьяна довольно долго были одним кланом и разошлись по разным дорогам развития сравнительно недавно. Разделившись, они продолжали развиваться каждый на свой страх и риск, пробираясь по разным ветвям Дерева возможностей. Можно предположить, что классификация животного мира, особенно в средней её части (отряды, семейства, виды) отражает исторический процесс "расползания" живых существ по Дереву Жизни. В таком ракурсе становятся понятными разнообразие и общность животного и растительного миров, почему, например, между слоном и мухой нет переходных форм, хотя в то же время много общего.
Интересно, что тысячи лет назад аналогичная мысль, правда, относящаяся к духовному развитию, была высказана в Агни-йоге: "Ты стоишь у развилки дорог жизненных путей … И ты вновь совершаешь свой выбор, который был уже сделан в прошлом и предопределил настоящее. Но это твоя развилка и твой выбор. … И в этом суть Развития, которое может явиться инволюцией, либо стать вхождением в спираль эволюции". [6].

Так развиваются события в пределах ступеней Пирамиды мироздания.   

     Иное дело - отношение между обитателями разных ступеней ПМ. Каждая нижняя ступень Пирамиды является родоначальницей следующей, более стабильной, ступени. Нижняя делегирует наверх наиболее выдающихся своих представителей, отличающихся таким качеством, которое позволяет им уверенно строить свои системы за счёт структур, оставшихся на покинутой лидерами  ступени. Здесь о равноправной конкуренции не идёт и речи; взгляды и отношения снизу вверх и сверху вниз совершенно разные. Взгляд с верхней ступени на нижнюю всегда меркантилен: она – пища. И в этом нет ничего необычного: люди поступают с животными так же, как те – с растениями, растения – с минералами, а социум – с людьми. Взгляд с нижней на верхнюю всегда почтителен: верхняя непознаваема и всемогуща.

     Не нужно понимать "скачки" со ступени на ступень как мгновенное изменение состояния. В качественном отношении образование новой системы – это, действительно, скачок, а во времени этот процесс может растянуться не на одну тысячу лет и продвигаться широким фронтом. На имеющемся у нас фактическом материале мы даже сегодня можем воочию наблюдать, как господин Случай перебирает комбинации систем, а естественный отбор сохраняет наиболее устойчивые из них.
Возьмём ныне существующие симбиозы и расположим их в один логический ряд. Известны около 50 видов мелких рыб-чистильщиков, питающихся паразитами, живущими на крупных, в том числе на хищных, рыбах. "Свирепый" хищник, раскрыв рот, позволяет орудовать там чистильщикам и даже не пытается их съесть. Пошли дальше (ближе к нам?). Симбиоз рак-отшельник – актиния Адамсия. Рак возит актинию на себе в качестве своего защитника, вооружённого стрекальными щупальцами, и, если та упадёт, подсаживает её обратно к себе на спину. Отшельник и Адамсия – отдельные самостоятельно существующие живые субъекты. Дальше – лишайники. Симбиоз гриба и водоросли. Эти уже не могут существовать друг без друга; правда, пока ещё только пристроившись рядом. Ещё дальше. Пищеварительные бактерии, самостоятельно живущие в кишечнике животного. Они функционально и организационно входят в систему "животное", участвуя в процессе пищеварения и переходя в общей с животным хромосоме из поколения в поколение. Дальше. Гидры – мелкие сидячие животные. Как пишет Докинз: "…В их тканях часто паразитируют водоросли. … В тканях вида Chlorohidra viridissima водоросли присутствуют постоянно: … они снабжают гидру кислородом. … Эти водоросли переходят в следующее поколение в яйцеклетках гидры". [7].            
Всё. Круг замкнулся. Водоросли вошли в тело гидры в качестве её лёгких. Вполне возможно, что наши собственные лёгкие аналогичного происхождения, как, впрочем, и другие органы. Круг замкнулся, и всё же не могу удержаться, чтобы не привести ещё один факт оттуда же, из "Эгоистичного гена" Р.Докинза: "В каждой из наших клеток имеются … митохондрии – это химические заводы, поставляющие большую часть необходимой нам энергии. Существует предположение, что по своему происхождению митохондрии являются симбиотическими бактериями, вступившими в союз с нашими клетками…".
Подводя итог, Р.Докинз заключает: "Люди – это гигантские колонии симбиотических генов". На этом можно было бы поставить точку, но взгляните  непредвзято на собственные волосы. Они практически, живут собственной жизнью, даже не жалуются "в центр", когда мы их стрижём и бреем. Волосы используют нашу кожу как почву для питания и, в то же время, служат для нас утеплителем и ... "переходят из поколения в поколение в общей с нами хромосоме". Из приведенных примеров видно, насколько широкой волной идёт процесс симбиоза – возникновения и становления программ самосохранения системы “живое существо”. Однако участники симбиоза далеко не всегда бывают взаимно полезны друг другу. Возьмите, хотя бы, животное и микробов его наследственных болезней. В общем случае, программы взаимодействия разных субъектов основываются либо на взаимной полезности для кооперирующихся объектов, либо на заинтересованности одного из них и терпимости или бессилии другого.
     Совершенно по-другому относятся субъекты верхних ступеней к нижележащим. Сверху вниз – это всегда безальтернативное разрушение нижестоящих верхними и постройка ими своих структур за счёт элементов нижних. Таковы отношения субъектов Пирамиды в пределах ступеней и между ними.

                2002г. Иркутск.



Список использованной литературы.

1. Советский энциклопедический словарь. М. Изд.  "Советская   
 энциклопедия",  1990г. 
2. И.Ларионов.
3. Библия. Москва. Изд. «Российское библейское общество», 1995г.         
4. К.Леонтьев.
5. Поляков Виталий. "Зов Шамбалы". Одесса. Изд. "Астроэзотерическая школа", 1999г.
6. Дмитрук Михаил. "Кричащие" гены повреждают генетический  аппарат". Ж. Чудеса и приключения № 3-97.].
7.  Р. Докинз. «Эгоистичный ген». Москва. Изд. «Мир», 1993г.