Четвертый контроль. Глава 5. Условия счастья

Евгений Трубицин
5. Условия счастья

Не понимаю, как так случилось, но после моего «выхода из тела» я встречался со Стариком уже много раз и ни разу во время наших разговоров не упоминал о том своем прозрении, которое кстати до сих пор действовало во мне с прежней силой — я без какого-либо желания, видел, что окружающие меня люди «отсутствуют». В этот раз я также позабыв об этом, начал говорить о происшествии с собаками и моей странной реакции на эти события. Старик выслушав меня спокойно, без каких-либо эмоций на лице, выждал длительную паузу и тягучим, непривычно четким голосом заговорил:

— Нужно понимать, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, как и у тех бедных собак. Это понимание многое дает. Если ты живешь как другие — будто бессмертный, то можешь растрачивать свое время на что попало. Почему они позволяют себе то, что сами называют «убить время»? — учитель продолжал говорить совершенно спокойно, четко выговаривая каждое слово — Только потому, что не помнят о своей возможной смерти. А она рано или поздно придет к любому.

Старик посмотрел мне в глаза и возможно увидел в них зарождающуюся грусть, поэтому сказал следующее:

— То, о чем я сейчас говорю, не предназначено, чтобы лить слезы над своей горькой человеческой судьбой. Осознание смерти, наоборот, при правильном применении дарит неисчерпаемый оптимизм и настоящее наслаждение жизнью. Если хоть раз в час ты вспоминаешь о том, что смерть может настигнуть тебя в любой момент, — а это гораздо ближе к истине, чем кажется на первый взгляд — ты начинаешь ценить каждое мгновение. В твоей жизни уже никогда не возникнет скуки, ты не будешь жить в ожидании чего-то и конечно же, никогда не станешь «убивать» время.

Учитель замолк и повернулся к окну. Стало пасмурно, тяжелые тучи заполнили все небо, ни одного лучика солнца не проникало сквозь эту темно-серую завесу. В такие дни во мне зарождалась необъяснимая грусть. Как я выяснил позже, такое происходило не только со мной. Вообще, различные погодные явления — особенно солнечный свет или его отсутствие — заметно влияли на настроение людей и на то, что Старик называл «ложное я». Сейчас под воздействием погоды, а также из-за слов Старика моя грусть многократно усилилась. Хотелось просто сидеть и молчать. Мы так и поступили. Не сказали ни слова за долгое время. Старик смотрел в окно, но делал это с такими глазами, будто разглядывал какой-то поразительный пейзаж. Этим он вносил какую-то путаницу в атмосферу сложившуюся от этого разговора. Его удивленный, заинтересованный взгляд резко контрастировал с моими прикрытыми, потухшими глазами. Чем больше я смотрел на него, тем больше чувствовал, что он вытягивает меня из тягучей грусти в совсем другое состояние. Он не делал ничего специально, просто смотрел в окно. В этот миг, впервые за последние месяцы я ясно ощутил силу его присутствия. От его жестов, мимики, взгляда шла такая уверенность и самообладание, что сидеть рядом с ним с потерянным видом было как странно и неудобно. С каждой секундой нашего молчания я физически ощущал, как мое настроение ползет вверх, но одновременно что-то внутри меня стало будто сопротивляться словам Старикам и наверное, впервые за годы моего обучения с ним, возникло какая-то усталость от его слов. Я с неприятным удивлением обнаружил, что его речи уже не трогают меня как раньше и кажутся сухими. В них, казалось, чего-то не доставало. Мне пришло на ум, будто он не говорил всей правды. Или, что еще проще — попросту этой правды не знал.

Внезапно он заговорил:

— Люди живут так, будто не знают о грядущей смерти. Закрывают на нее глаза. Возможно им от этого и легче, но незнание слишком дорого стоит. Большую часть жизни они тратят впустую. Если бы их привычное бодрствование сопровождалось тем, что зовется «счастьем» - это имело хоть какой-то смысл. Но как ты знаешь на своем опыте, этого нет и в помине. Жизнь таких людей проходит мимо. Главным образом из-за того, что с возрастом они перестают «чувствовать» мир. В детстве человек по очереди обретает три разных источника впечатлений. Сперва он взаимодействует посредством ощущений. Различных органов чувств. Он смотрит, слушает, ощущает прикосновения к различным предметам, замечает запах и вкус. Позже у него формируется эмоциональный «разум». В этот момент его восприятие становится гораздо более насыщенным. Затем возникает интеллект — третий источник.

Старик откинулся на спинку стула и открыв рядом с собой верхний ящик массивного стола, достал из него какой-то листок. В моей голове вновь промелькнула мысль, что разговоры учителя ощущаются чем-то обыденным, мало интересным. Возможно из-за того, что довольно часто он высказывал одни и те же идеи, которые в последнее время казались мне вымученными и далекими от реальности. Он положил лист посередине, между нами. Пустой, белый листок гладкой бумаги небольшого формата светился на фоне лакированного красного дерева под неожиданно возникшими из-за туч лучами солнца.

— Ребенок, пользуясь преимущественно первыми двумя источниками, получает настолько разнообразные и насыщенные впечатления, - продолжил Старик — что даже особо ничего не делая, он пребывает в состоянии счастья и в том, что мы называем «слиянием с миром». С годами его ум, развиваясь неправильно и автоматически, подавляет и первый, и второй источник восприятия. Особенно страдают «чувства». «Ощущения», так как они гораздо важнее для выживания, остаются в примитивном, замутненном виде. Спустя несколько лет ум извращает жизнь человека и приводит к различным внутренним и внешним проблемам, к колоссальным тратам энергии и самое главное к потери яркости и насыщенности восприятия. По сути из-за такого неправильного развития ума, люди теряют свое естественное состояние счастья. Они начинают искать его повсюду, как правило, во внешних вещах, достижениях, деньгах, славе или власти. Они затрачивают огромное количество усилий, чтобы наконец-то стать счастливым. Но так как настоящее счастье почти не зависит от внешних условий, их усилия пропадают даром. Жизнь проходит и заканчивается, притом намного быстрее, чем могло бы быть. Очень редко такой человек оказывается счастливым. А ведь счастье ждет совсем рядом, «только руку протяни». — учитель зачем-то кивнул мне и продолжил: — Состояние «счастья» — это цельное и гармоничное восприятие действительности. И чтобы его достичь, никуда не нужно бежать и ничего не нужно покупать. — со смешком продолжил он — Конечно, такое восприятие требует некоторой работы.