Возвращение Святого Луки

Светлана Шакула
   Название фильма «Возвращение «Святого Луки» стало для Владислава Дворжецкого символическим – ведь Врубель в образе Луки (в росписи «Сошествие святого духа») изобразил себя, и на экраны кинотеатров этот фильм вышел раньше, чем «Бег» – то есть душа Врубеля вернулась к нам в искусстве через Дворжецкого, в частности, в его первом для зрителей фильме…
   Как первый христианский живописец, Лука считается покровителем всех художников, а Врубель и Дворжецкий – Величайшие Художники мира…

   _______________

   Фрагмент из статьи О. Чайковской «Чем хороши, чем плохи детективы»

   …Актёр не может играть отсутствия характера, а потому, если он талантлив, то играет своё – независимо от задач фильма и от данной ситуации. Замечательный пример этого мы находим в фильме «Возвращение «Святого Луки». Сюжет его – похищение драгоценной картины, причём здесь, в отличие от большинства детективов, для зрителей нет никакой загадки (она есть только для следствия), потому что преступник без маски у нас на глазах похищает картину.
   Но тут произошло чудо – независимо (или почти независимо) от текста родился подлинный детективный герой. Это – преступник Карабанов по кличке Граф, блестяще сыгранный актёром Владиславом Дворжецким. Говорит он, особенно вначале, на полублатном языке, но в то же время сам он несравненно интеллектуальнее – он воплощение злой воли, быстрого ума и несомненного обаяния.

   Это опасное дело, когда роль мерзавца играет обаятельный актёр, которого зритель вопреки нравственной основе фильма начинает любить и которому искренне желает удачи. Подобная опасность здесь тем более велика, что мы активно сопереживаем преступнику, когда он проникает ночью в пустой музей. Вместе с ним мы напряжены, вместе с ним замираем, когда вдруг зажигается свет и входят люди. Сопереживание, да ещё такое острое, всегда ставит зрителя на сторону того, с кем он рядом, то есть в фильме возникает безнравственная ситуация – мы хотим, чтобы преступнику удалось преступление. И всё же независимо от всех ситуаций и вопреки собственному обаянию, Дворжецкий создаёт образ настоящего зла в его даже несколько демоническом обличье и не даёт себя полюбить. Авторы фильма хотели изобразить хитрого уголовника, а Дворжецкий сыграл злого интеллектуала. И его Граф сильнее всего тогда, когда молчит или говорит кратко, порой даже кажется, что этот актёр может сыграть своего героя вообще без слов – настолько убедительно его сильное, мрачное, беспощадное лицо…

   // из журнала «Искусство кино», № 2, 1972 г. //
   _______________

   На фото – образы Врубеля в росписях Кирилловской церкви – Святой Лука и Пророк Моисей (1884 г.) Моисей был первым демоническим образом художника, создание которого неотступно преследовало его, потому что было главным его предназначением в искусстве. 
   Демон Врубеля – это вечно мятущийся тревожный пророческий дух, и неспроста он возник в образе пророка в самом начале профессиональной деятельности Врубеля. 

   Сам Врубель также пророчески чувствовал свою миссию в искусстве, о чём свидетельствует письмо отца художника к дочери Анне, написанное 8 сентября 1886 г. (после поездки к сыну в Киев): «Миша говорит, что Демон – это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный и величавый. Положим так, но всего этого в его Демоне ещё далеко нет (1). Тем не менее, Миша предан своему Демону всем своим существом, доволен тем, что он видит на полотне и верит, что Демон составит ему имя».   

   _______________
   
   (1) Над образом Демона Михаил Врубель начал работать ещё в 1885 году, но окончательный вариант создал лишь в 1890 году в полотне «Демон сидящий». А картина, которую видел отец в 1886 году, была всего лишь одним из вариантов многолетнего творческого процесса.