Две поэтессы, два разных мира...

Галина Магницкая
               
                ЭССЕ

Предполагаю, что ниже расположенная зарисовка Б.А. Ахмадулиной была предназначена для приближающейся даты, мимо которой нельзя пройти молча - шестидесятипятилетию со дня рождения В.М. Тушновой. Данное обстоятельство и послужило причиной заочной встречи поэтесс уже после кончины Вероники Михайловны.

"Я обещала незамедлительно написать несколько слов и ещё не написала, между тем день иссяк, ночь в половине. Медленный труд видимого бездействия окажется скоропалительным, если я в нём преуспею. Что день и ночь, данные мне для того, чтобы прожить в обратном направлении долгое время жизни, вернуться в былое, застать там человека, которого ныне нет, и как бы обрести его кроткое позволение сказать о нём несколько слов! Если бы не эта день и ночь, я бы не ощутила возможности рассуждать о Веронике Тушновой.

Я была моложе, мы не были житейски близки, моё нежное расположение к Веронике Михайловне не нарушало дисциплину почтительности, а она при встрече одобряла меня пристальной теменью глаз и посылала моей щеке мимолётную ласку ладони. Это — тогда, давно.

И вот теперь, весь день и всю ночь, я вглядываюсь в милый облик, дивясь его яви и сохранности в моём зрении. Издалека, из сегодня, я приметливей вижу, как нежная смуглость лица усугубляется непоправимой тенью. Но я вольна смотреть ещё дальше в глубь времени, видеть глаза, улыбку, чьё общее выражение соединяет сосредоточенность и отстранённость, лучезарную доброту к собеседнику и неуловимую рассеянность. Так смотрят и улыбаются люди, осенённые любовью, и некоторые из них имеют высокую власть и отвагу слагать об этом стихи…".

                ***

Что можно почувствовать, прочитав эти пятнадцать строк, из которых слагается эссе Беллы Ахмадулиной - малый объем представленной информации из-за невнимательности к людям? Скорее всего, погруженность поэтессы в себя, в свой внутренний мир и желание извлечь из него несколько слов об ушедшей в иное бытие Веронике Михайловне Тушновой. Действительно, относились они к разным поколениям. Разница в возрасте была ощутимой – двадцать шесть лет. В обыденной жизни они не соприкасались. Просто иногда встречались две красивые женщины, успешные на выбранном поприще и смотрели друг на друга. В памяти Беллы Ахатовны сохранилось воспоминание, соединяющее вроде бы несопоставимые черты – «сосредоточенность и отстраненность» и запомнившаяся поэтессе «неуловимая рассеянность». Думается, что этими словами можно охарактеризовать и саму Ахмадулину.

И последняя строка. Имена не названы, но речь явно идет об отношениях Тушновой и Яшина. Годом раньше прозвучали стихи Тушновой, составившие сборник «Сто часов счастья». Адресат ее исповедальной лирики был известен многим – Александр Яшин, поэт. И причем тут отвага слагать стихи о своей полностью так и несостоявшейся, скорее незавершенной любви? Смелость как раз заключалась в том, чтобы во весь голос сказать любимому человеку, не свободному в своем выборе (женатому мужчине, имеющему семь детей от разных жен) горькие слова правды. Только слишком поздно он услышал и понял их. А возможно и был прав, выбрав между любовью и долгом последнее - семью.

Почему решила затронуть эту тему? Не покидает сомнение - стоило ли день и ночь трудиться Ахмадулиной, чтобы написать такую крохотную миниатюру? Ответ однозначный - да! В биографии каждого человека важны малейшие штрихи. Не совпали в жизненном плане две талантливые поэтессы. Старшая, несмотря на привлекательную внешность, как бы оказалась на обочине дороги. Не встретился на ее пути мужчина типа Бориса Мессерера. Не повезло. А может быть, наоборот? Всего достигла сама и память о ней живет вопреки всему, благодаря мудрым и откровенным стихам.