Обобщения вселенского масштаба и вселенск глупости

Славен Любомиров 3
1. Если Вы согласны с утверждениями, что «все кошки – серые, все мужчины – негодяи, все женщины – блудницы и т.п.» (ключевое слово – все), или – «никому нельзя верить,  правды нет нигде и т.п. (ключевые понятия – категоричность и вселенское обобщение), то вы подошли к опасной черте. ))

Обобщения и слепое распространение некоего утверждения на всех и вся весьма не безобидно. Так, доходя до крайности, сатанисты из слов Евангелия: «Последние станут первыми, а первые последними» делают безумный вывод, что падшая тварная сущность - диавол когда-нибудь станет Всемогущим БОГОМ, и наоборот. При этом они не осознают, что принимают сатанинские желания за реальность и транслируют их себе на погибель. Но этого не будет никогда  - нечистый дух останется нечистым, пока не сгорит в огненном озере (Апокалипсис) вместе со своими подпевалами.

Из той же серии революционное беснование и фанатичная уверенность в том, что «кто был ничем, тот станет всем». Но кто был ничем, тот и остался ничем. Люмпены (низшие слои пролетариата, асоциальные личности) как были, так и остались ничем. Кто-то стал кем-то (многие стали убийцами и палачами своего народа), но всем - не стал никто.

2. Вернёмся к словам ХРИСТА «Последние станут первыми, а первые последними».  В Новом Завете об этом говорится в Евангелие от Матфея, гл.19,30 (см. статью «Последние станут первыми, а первые последними. Как?») и в Евангелие от Марка, гл.10,31. Во втором эпизоде (от Марка) ХРИСТОС противопоставляет первенство в богатстве, власти и славе на Земле первенству в Царстве Небесном.  Либо одно, либо другое. Человек сам решает -  хочет ли он горделиво возвышаться над всеми  в краткой земной жизни,  с риском оказаться за пределами Вечной Жизни, то есть в Вечных муках и смерти, либо же смиренно претерпев нужды, страдания в земной жизни, наслаждаться в Вечности близостью БОГА, радостью и блаженством. Об том, в том числе, Притча о богаче и Лазаре.
 
3. Слова «Последние станут первыми, а первые последними» употреблены в Евангелии всегда в определённом контексте. Поэтому, глупо делать из этой фразы  "всеобщий вселенский Закон", действующий во всех случаях жизни, и утверждать, как делают некоторые примитивно мыслящие доморощенные «философы», что «всё последнее» всегда лучше «первого», или выводить из этих слов сатанинские идеи, что добро станет злом, диавол – Всемогущим БОГОМ и наоборот, и прочую бесовскую чушь, как и то, что «инь и ян» (и то, что под этим подразумевается) неизбежно превращаются одно в другое.
Что-то при определённых условиях может превращаться в нечто другое, как вода в лёд и наоборот, но это, во-первых,  не противоположности, во-вторых, только при определённых условиях. И это, отнюдь, не всеобщий Закон.

Например, БОГУ нет альтернативы и равной противоположности – ОН ТВОРЕЦ, всё остальное – тварь, творение.  И закон «инь-ян» в этом случае также не действует.   

4. Нельзя механистически распространять какое-либо утверждение на все случаи жизни, иначе это приведёт к абсурду. Например, судьи чемпионата награждают золотой медалью как победителя - аутсайдера, занявшего последнее место. Может такое быть? Да, как редчайшее исключение. Но, это не норма, не закон!)))

Последний может никогда не стать первым, как и первый – последним в ситуациях, смыслово, нравственно, духовно не связанных с теми, в которых эти слова с определённой целью были произнесены.

5. И ещё пример. В Евангелие от Матфея (гл. 23) Христос гневно обличая лицемерие, властолюбие и корыстолюбие фарисеев и книжников, запрещает своим ученикам называться  титулами, которыми фарисеи себя величали – «учитель, наставник», вкладывая в них принятый среди иудеев смысл. Также Христос говорит: никого не называйте «отцами» (естественно, в том смысле, который вкладывали в этот титул  фарисеи, поскольку речь шла именно о них). Христос в осуждение им говорит: "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;". Что фраза имела смысл - Никого не называйте  отцами(подобными фарисейским), Один у вас Отец, Который на небесах,  видно из контекста. Ибо раввины требовали к себе почтения и беспрекословного повиновения более, чем Сам Господь БОГ.

Понятно, что этот запрет на именование "учитель, наставник, отец" нельзя самовольно расширять и воспринимать применительно к другим ситуациям и общепринятым наименованиям, а именно  «отец» - как родственное понятие, как уважительное обращение к старшим по возрасту, к духовным отцам (призванным духовно окормлять и воспитывать своих духовных чад) и к Святым Отцам – людям, праведной жизни, святителям, прославленным Церковью в лике Святых.

Поэтому учителями, и наставниками апостолы называли себя и друг друга, но не так как фарисеи – «равви», а «магистр» (тот, кто делится знаниями). И как повелел ХРИСТОС учили народ тому, чему научил их Сам Спаситель.

Называть друг друга «учителями, наставниками, отцами» в православном смысле этих слов, было общепринято среди апостолов и учеников ХРИСТА. А они знали лучше, что можно, что нельзя, ибо имели непосредственную возможность спросить об этом Самого Иисуса. Понятно, что далеко не всё, что говорил Иисус ХРИСТОС вошло в Евангелие, но о том, что не вошло и как делать, и что говорить, мы можем судить по делам и словам его учеников-апостолов, а в дальнейшем, по Преданию Святых Отцов Церкви, ибо в Церкви и со Святыми пребывал и пребывает  Святой Дух, как и обещал ХРИСТОС.     «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».(Ин.14,26).

Некоторые же сектанты и не в меру ревностные «христиане», отстаивают своё самовольное право толковать слова Христа об «учителях и отцах» во «вселенских масштабах», везде и всегда, в любом смысле, при этом не учитывают контекста сказанных Иисусом ХРИСТОМ слов.
Видимо, в неразумии или  в  горделивом бесовском помрачении они обрушивают свой гнев на Святых апостолов и выдвигают обвинение  в их непослушание ХРИСТУ, то есть в использовании слов «отец и учитель» в общепринятом и в Христианстве смысле этих слов. 
Ну, что сказать об этих "критиках"? Видимо им не приходило в голову, что в них говорит гордыня и фарисейское чванство, ибо они считают себя «умнее и святее» всех, в том числе Святых апостолов.

6. Всякое утверждение, в том числе научное, имеет свои границы применяемости, которые определяются тем, при каких условиях, с какими допущениями, на основании каких аксиом и т.п. оно действует. И наука даёт этому постоянные подтверждения.
 
Если же мы рассматриваем чьи-то слова, то должны знать, кем, кому, когда, в каком контексте и с какой целью они были сказаны, и неправомерно, и бездоказательно было бы  обобщать их и распространять  на то, что совершенно не имел ввиду автор этих слов.

Вплетать цитаты из Евангелия  в свои домыслы  и строить на последних обобщения вселенского масштаба - признак злого умысла или невменяемой глупости.

Перефразируя профессора Преображенского (М. Булгаков. " Собачье сердце")  -   Мудрость в том, чтобы не позволять себе делать обобщения вселенского масштаба и вселенской же глупости.