Совпадение

Виктор Брегман
1. На главной сцене Ленинградского Академического Театра Драмы и Комедии (АТДК) “читали” новую пьесу молодого, но уже известного драматурга Александры Романовой. Артисты читали пьесу по ролям, рассевшись на стулья на освещённой сцене перед закрытым занавесом. Сергей Васильевич Юрьев, Главреж театра, расположился в зрительном зале в центре второго ряда партера.
Театральный сезон заканчивался. Был конец мая. В Ленинграде стояла тёплая летняя погода. Репетиции пьесы, в случае её принятия к постановке, должны были начаться осенью. 
После чтения пьесы артисты спустились со сцены в зал и сгрудились около Главрежа на первом ряду. Обсуждение пьесы продолжилось и было весьма бурным. В нём принимали участие как члены Худсовета театра, так и артисты. Пьеса понравилась. Все сходились во мнении, что пьеса для театра интересна, вписывается в репертуар и её надо ставить! А вот как?! Это каждый видел по-своему, что и вызвало шквал разных мнений. Конечно, было ясно, что последнее слово будет за Юрьевым. Но именно он, бывший артист, ввёл такой демократичный порядок обсуждения, при котором каждый член Худсовета и актёры, задействованные в чтении, должны были чётко высказать своё мнение до оглашения его решения. Это было одной из составляющих режиссёрского “метода”, принятого в АТДК с тех пор, как Юрьев стал его художественным руководителем и Главным режиссёром.
Во время горячих споров, которые продолжились в первых рядах зрительного зала, об авторе забыли. Александра Романова,  не участвовавшая в дискуссии, поднялась на сцену и оттуда, сверху с большим интересом наблюдала обсуждение, которое вызвала её пьеса. Она стояла на сцене в лёгком весеннем  платьице в свете прожекторов, которые ещё не выключили после чтения пьесы.
Артист Константин Борисов, только что “прочитавший” главную роль, случайно обернулся на освещённую сцену и, увидев там Александру, так и обмер. Александра буквально сияла в свете прожекторов: красивая женщина в расцвете сил в облегающем лёгком платье, подчёркивающем её эффектную фигуру, с широко распахнутыми горящими глазами на одухотворённом лице, упоённая успехом, - она словно парила над сценой. Константин, опытный сердцеед, пожалуй, впервые в жизни увидел представшее перед ним редкое сочетание женской красоты и интеллекта. «Богиня! Афродита! Афина!» - прошептал он.

2. Константин, подчиняясь какой-то неведомой магнетической силе, ещё не осознавая своих намерений, двинулся к сцене, поднялся по её боковым ступенькам и подошёл  к Романовой. Александра, заметив приближающегося к ней Константина, перевела взгляд ему навстречу.
Борисов выглядел очень молодо, хотя ему было уже за сорок. Выше среднего роста, спортивного сложения, приятной внешности. Он понравился Александре, ещё во время чтений. Ей показалось, что этот артист очень точно уловил характер героя её пьесы.  Александра приветливо улыбнулась. Константин представился:
-    Константин Сергеевич, но не Станиславский. Борисов.
-    Очень приятно, - ответила Александра, протягивая ему руку и вторя, - Александра, но не Дюма. Романова.
В этот момент выключились прожектора и сцена погрузилась в темноту. В зале остались освещёнными только первые два ряда партера, где шло обсуждение пьесы. После яркого освещения первые секунды Александра видела перед собой только силуэт Константина. Буквально на несколько секунд образовалась пауза, во время которой Александра подумала, что сейчас, как обычно, последуют вопросы по пьесе, но Константин неожиданно спросил:
-     Вы раньше бывали в нашем театре?
- Да, на нескольких спектаклях.
- А, хотите увидеть наш театр “изнутри”?
- Это будет интересно?
- Уверен, Вам понравится! Я познакомлю Вас с нашим Закулисьем.
Он кивком пригласил её следовать за ним. Они зашли за занавес и подошли к «заднику». Константин раздвинул его и первым спустился в Закулисье по короткой деревянной лесенке, приставленной к сцене, подав оттуда руку Александре.
В старом здании театра АТДК Закулисьем было полуподвальное помещение с плохо освещёнными узкими коридорами, по сторонам которых располагались гримёрки актёров и рабочие помещения театра. В наступающее межсезонье здесь предполагался плановый ремонт и рабочие уже начали готовиться к нему. В нескольких местах коридора были установлены деревянные строительные козлы. Так что и без того узкое и тесное пространство Закулисья превратилось в настоящий лабиринт. Константин повёл Александру по этому лабиринту, с юмором комментируя назначение и историю каждого его закоулка. Он всё больше и больше располагал её к себе. Он был остроумен, хорошо и живо “говорил”,  в его речи не было пошлости, хотя по ходу осмотра Закулисья он касался довольно скользких тем жизни их театра. Константин был умелый рассказчик, он буквально затягивал слушателя в сюжет своего рассказа. Вообще, от него исходил мощный поток будоражащей энергии.
Пробираясь по закоулкам Закулисья Константин обернулся к ней и, как бы неловко повернувшись, случайно коснулся соска её груди. Александра, почувствовав его прикосновение, вздрогнула. Но Константин, похоже, даже не заметил этого, и никак не отреагировав, продолжал свой рассказ, сопровождая его выразительной жестикуляцией. Александра насторожилась. Он не мог не почувствовать это касание, потому что у неё были очень длинные, твёрдые и упругие, «выдающиеся» соски, которые не скрывал даже плотный бюстгальтер. Она знала, что её  “торчащие” соски притягивают взгляды мужчин как магнит. Именно поэтому Александра никогда не носила бюстгальтер. Про себя она называла эту привычку “дразнить зверя”.
Они были уже в его гримёрке, когда до Александры вдруг дошёл смысл его Закулисной экскурсии.  “Так это же любовный танец! Вот, значит, что он имел ввиду, когда обещал, что “Вам понравится”! Интересно! Здорово! И как ненавязчиво! Забавная игра! Способный актёр!”
Александра уже не слушала пояснений Константина, ей была интересна его игра! Вот Константин как бы неловко повернувшись, своим бедром слегка задел её бедро. Вот он прикасается её предплечья, чтобы привлечь внимание к предмету, о котором говорит. Но смысл его касаний совсем в другом! Все его еле заметные, казалось бы совершенно естественные и невинные касания, имеют мощный сексуальный подтекст!
«Ну, мастер! Что же будет дальше? На что он рассчитывает в финале своей игры? Вот оно!»
Он неожиданно остановился, развернувшись к ней лицом, обхватил её за талию и, крепко, но не больно прижав к себе, так, что её соски вонзились в его грудь, долгим прикосновением поцеловал в губы. Она уже была готова к этому, пожалуй, она уже ждала такое продолжение, и он знал это! Он мастерски подвёл её к этому!
«Вот это да! Сама придумала этот образ героя её пьесы, а он мгновенно схватил его суть и так блестяще сымпровизировал! Да он профессионал! В чём?! А, может быть, просто всё совпало!?»
 Александре казалось, что она контролирует ситуацию. Она решила, что наступил апогей его «атаки» и  самое время её пресечь. Но он неожиданно переступил обычно запретный порог и пошёл дальше, и действовал так быстро, бесцеремонно и уверенно, что она даже не успела, что называется ахнуть, как его рука уже была у неё под платьем и мгновенно достигла своей цели.
“Наглец! Он ничего не боится!” Пока она, обескураженная его вероломностью, замешкалась и в замешательстве не успела даже среагировать на его наглость, он уже вошёл в неё, да так глубоко, что у неё дух перехватило! Александра в этот момент поняла, что это могло произойти только потому, что она помимо её воли была готова принять его! Он обманул её, неожиданно пропустив обычный в процедуре “ухаживания” этап просьб и уговоров,  который, как принято, оставляет решение “да” или “нет” за женщиной! Константин же сразу перешёл к “активным” финальным действиям, как насильник! Но Александра не стала, не могла, не хотела, не в силах была противиться этому! Началось то, что она не готова была остановить! Напротив, она не хотела его останавливать! Он какой-то магической силой принудил её стать участницей неведомого ей действа, хотя она уже шестнадцать лет была замужем и родила троих детей! Она ничего подобного не испытывала, она просто задыхалась от полноты переполнявшего её ощущения физического наслаждения! Она отвечала ему, ей хотелось, чтобы это никогда не заканчивалось!
Александра не могла бы сказать, сколько это продолжалось. Ей показалось, что вечность. Но когда он кончал, её буквально колотило, потому что они кончали одновременно, и она впервые в жизни испытала такой сокрушительный оргазм. Этого у неё никогда не было с мужем. Это было захватывающее падение в пропасть жуткое и желанное, это были восторг и ужас наслаждения, это было настоящее, а не мучительный суррогат чувств и ощущений от несостоявшихся ожиданий, которыми обычно сопровождалась в последние годы её близость с мужем.
 “Так вот что это такое! – промелькнуло у неё в голове, - Теперь понятно, почему женщины бросают всё и сходят с ума от таких мужиков!”.
Когда кончилось это наваждение, Александра отчуждённо произнесла:
- Выйди, пожалуйста, мне не надо привести себя в порядок - она неожиданно для себя перешла с ним на «ты».
- У меня здесь есть туалет, - сказал Константин, кивнув в сторону двери внутри гримёрки и вышел, плотно прикрыв за собой дверь в коридор.
Спустя несколько минут вышла Александра.
- Выведи меня отсюда.
- Куда ты? – он тоже перешёл на «ты».
- В гостиницу.
- Я провожу?
- Не надо.
- Где ты остановились?
- В «Туристе».
- Это совсем рядом.
- Да.
- Я с тобой.
- Нет, позвони мне в номер вечером, я в 236.
- Хорошо, пойдём.
Константин повёл её полутёмными коридорами, и вскоре через чёрный вход они вышли из помещения театра во двор жилого дома. Он хотел проводить Александру до гостиницы, но она движением руки остановила его.
- Я сама доберусь.
Александра быстро пересекла двор и через арку дома вышла на улицу.

3. Константин, стоя в проёме двери чёрного входа, проводил Александру взглядом пока она не скрылась из виду, повернув за угол арки.  Затем, закрыв за собой дверь, он вошёл в помещение театра и вернулся в свою гримёрную. Как только Константин вошёл в гримёрную, его снова охватило возбуждение, ему вдруг захотелось бегом немедленно вернуть её сюда сейчас же, чтобы вновь испытать это захватывающее чувство физического слияния.
    «У меня давно не было такого. Похоже я попал на потрясающую женщину. Она фантастически сексуальна! Она не может этого не знать, не чувствовать. Наверное у неё нет отбоя от предложений? Но она отдавалась, как женщина давно не имевшая мужчину. У неё просто давно не было настоящего мужика! Ну вот, ты снова о себе! Не надо себе льстить, давай объективно. Она просто отдалась, как проголодавшаяся, как голодная женщина. Она же не планировала эту связь со мной. Это поразительно, она, вообще, видит меня первый раз! Ей подсознательно хотелось, ей это было нужно, необходимо, по животному, по физиологии, она отдалась полностью, естественно, без оглядки. Женщины, как правило, очень практичны по своей природе. У всех у них даже во время близости в подкорке сидит какая-то цель. Самая примитивная заполучить партнёра в мужья, или через него получить какие-то блага, или, если близость по необходимости, по привычке, «быстрее бы всё это закончилось?»… А эта женщина настолько естественна, что отдалась без цели, просто так, по наитию! Потрясающе, гениально! Но ведь она актриса, и очень неплохая актриса.»
    Он отлично помнил её роли в кино. Все они были удачные!
    «Нет, так невозможно сыграть. Да ещё сходу, с листа! Нет, нет, это было естественно и поэтому мне по профессиональному кажется гениально. А в самом деле это было гениально естественно! Собственно, естественность и есть вершина артистического искусства! Ну ладно, а что же дальше? …»
    У этого романа должно было быть продолжение, ему хотелось продолжения, причём, безотлагательно, сейчас же … .
    «Она умная, успешная, красивая, сексуальная, желанная … редчайшее сочетание … . А что он? Профессиональный Дон Жуан? Немолодое дарование, запутавшееся в любовных интригах и семейных скандалах? …»
    После гримёрной Константин пошёл по «чёрной» лестнице в зал, где проходила репетиция. Константин вошёл в зал как раз тогда, когда во время обсуждения пьесы у Главрежа Юрьева возник какой-то вопрос к Александре Романовой. Он поискал её глазами на сцене, где видел в последний раз, но не обнаружив там её, спросил у стоящего рядом артиста Хомякова:
- А где наш автор?
- Где Костя Борисов?
- Мне кажется, он проводит индивидуальное обсуждение пьесы с автором, - ответил Хомяков.
Эта реплика вызвала взрыв хохота всех присутствующих. Репутация Борисова была хорошо известна в театре. Только актриса Некчёмнова, которая планировалась в партнёры Борисову в пьесе Александры и находилась здесь же, вспыхнула, её лицо вмиг стало пунцовым. Никчемнова была очередной любовницей Константина, и как раз сегодня они договорились о свидании.
- Я здесь, - отозвался Константин из зала после взрыва хохота его коллег.
Все присутствующие повернулись на его голос, а он с невозмутимым видом спросил:
- А где Александра Святославовна?
Никто не ответил, а Некчёмнова в очередной раз залилась краской.
- Ладно, давайте подведём итоги, - сказал Юрьев, и все приготовились выслушать окончательный вердикт Главрежа... .

4. Александра быстро дошла до гостиницы, в которой театр арендовал для неё полулюкс. Портье, выдававший ключ от её номера, как ей показалось, с иронией посмотрел на неё. 
Александра вошла в свой полулюкс и, едва закрыв за  собой дверь, бросилась к зеркалу, висевшему в прихожей номера. Внимательно осмотрев своё отражение в зеркале, она убедилась, что никаких явных признаков произошедшего события и душевного смятения на её лице не было видно и немного успокоилась. Она сбросила туфли по пути в спальню и направилась в ванную, смежную со спальней. Александра зашла в ванную комнату, сняла с себя одежду, включила тёплый душ и встала под мощный поток, обрушившихся на неё струй. Тёплая вода, обтекая её тело, действовала успокаивающе … .
Приняв душ, Александра облачилась в банный халат и вернулась в спальню. Присев на кончик огромной кровати, она задумалась, мысленно прокручивала все нюансы только что пережитого потрясения. Её сердце начало учащённо биться, уже по памяти вновь продолжая переживать произошедшее … .
Впервые за свою продолжительную супружескую жизнь Александра изменила мужу. Впервые у неё была близость с мужчиной, которая стала для неё откровением. Впервые физическое удовлетворение подавило свойственный ей рационализм и мораль, которой она всю жизнь строго придерживалась. Впервые она испытывала такой мощный душевный подъём. Было над чем задуматься! Александра никак не могла сосредоточиться на анализе этого события.
А произошло ведь то, что рано или поздно должно было произойти! Может быть неосознанно, но всё шло к этому! Её супружество уже давно трещало по швам. Теперь, совершенно неожиданно испытав невиданную до того страсть от близости с Константином, её тлеющее желание расстаться с мужем оформилось в твёрдое решение. Это решение не зависело от дальнейшего развития отношений с Константином, она в этот момент даже не думала о нём. Окончательно успокоившись, Александра, как всегда в моменты принятия жизненно важных решений, начала обдумывать “сценарий” своих дальнейших действий.
 Её раздумья прервал деликатный стук в дверь. Она вышла в прихожую номера и окликнула:
- Кто там?
Из-за двери ей ответили:
- Посыльный! Простите, за беспокойство, я принёс Вам билеты на поезд!
Александра отрыла дверь. Перед дверью стоял улыбчивый молодой человек:
- Вот конверт для Вас, и букет, просили передать!
Он вручил ей конверт и огромный роскошный букет алых роз.
- Распишитесь в получении, пожалуйста!
Александра положила букет на столик в прихожей и расписалась на квитанции посыльного. В конверте был билет на вечер на Красную Стрелу в вагоне СВ.
    Когда посыльный ушёл, Александра взяла в руки букет, и, обняв его обеими руками, несколько секунд всматривалась в свою отражение с букетом в зеркале прихожей. Усмехнувшись чему-то, положила букет обратно на столик и пошла в гостиную номера звонить портье.  Заказала такси к «Красной Стреле».
    Александра планировала перед отъездом зайти в ДЛТ, чтобы купить подарки детям, но дневные события изменили её планы. Она решила не идти в город, а остаться в номере до отъезда. Быстро уложила вещи в чемодан и оделась в дорогу. Затем достала из своей дамской сумочки записную книжку, хорошо заточенный простой карандаш с ластиком на конце, села за письменный стол в спальне и погрузилась в записи пережитых событий, которые могли стать черновыми набросками для очередной пьесы.   
Александра увлеклась работой и не заметила как наступили сумерки. Зазвонил телефон. Она подняла трубку. Звонил Юрьев. Он спросил, куда она пропала и всё ли с ней в порядке, а затем сообщил, что её пьеса очень понравилась коллективу театра и принята к постановке. Только Александра положила трубку, закончив разговор с Главрежем, как снова зазвонил телефон. Звонил Константин.
- Добрый вечер. Это Константин.
- Добрый. Я узнала.
- Когда ты уезжаешь?
- Сегодня.
- Каким поездом?
- Стрелой, в 23-55.
- Я хочу увидеть тебя до отъезда.
- Зачем? Мне только что звонил Юрьев и сообщил, что пьеса принята. Значит, осенью, когда начнутся репетиции, я приеду. Тогда и увидимся.
- Нет, это не связано с пьесой и репетициями. Мне надо многое тебе сказать и объясниться!
- Объясниться? Куда торопиться? Мне кажется, мы и так слишком быстро и далеко продвинулись в наших отношениях.
- Может быть, потому, что мы оба были готовы к этому?
- Возможно.
- Так вот это и надо обсудить вдвоём!
- Давай сначала порознь обдумаем, что надо каждому из нас, а потом, если выяснится, что есть что обсуждать, вернёмся к этому вопросу.
- Ладно. Я не прощаюсь!
- Хорошо.
И снова зазвонил телефон. Теперь звонил портье.
- Александра Святославовна?
- Да.
- Такси Вас ждёт у подъезда.
- Спасибо. Я сейчас выхожу.
- Вам помочь вынести вещи?
- Нет, спасибо. У меня один небольшой чемодан.
- О’кей!
Александра вернулась к своей записной книжке, закончила последнюю фразу, на которой её прервали телефонные звонки, сложила в сумку всё, что осталось не убранным в чемодан, и вышла из номера. Спустившись в ресепшен подошла к стойке регистрации, отдала портье ключ от номера, и направилась к ожидавшему её такси.
- Московский вокзал.
- К Красной Стреле?
- Да.
...

5. На Московский вокзал Александра приехала за пятнадцать минут до отправления поезда. В двухместном купе СВ никого не было.
«Хорошо бы ехать одной».
Поезд тронулся. Через некоторое время в дверь её купе постучали.
«Наверное проводник. Надо будет договориться с ним, чтобы ко мне никого не подсаживали».
- Войдите!
Дверь открылась. На пороге купе стоял Константин.
- Ты? – она опешила от неожиданности.
Тут же за ним в проёме двери появился проводник.
- Ваш билетик, пожалуйста, - произнёс проводник, обращаясь к Александре.
Она протянула ему билет.
- Молодой человек, чай будете заказывать?
- Да, - ответил Константин, - Тебе заказать чай?.
Александра, сбитая столку его появлением, машинально сказала:
- Да. 
Проводник пошёл за чаем. Константин сел на своё место напротив Александры.
- Что это значит? - спросила Александра, оправившись от его неожиданного появления.
- Понимаешь, - начал Константин, глядя ей в глаза, - я хочу объяснить тебе, а заодно и себе, что то, что произошло между нами сегодня это провидение. Понимаешь, я сегодня понял, что то, что я в свои сорок пять лет всё ещё тащусь за женскими юбками, на самом деле объясняется тем, что я подсознательно пытаюсь найти свою женщину.  Сегодня после встречи с тобой я, наконец, осознал это. Весь мой неоднозначный опыт общения с женщинами можно оправдать одним сегодняшним результатом, я нашёл тебя! Ты потрясающая: естественная, красивая, умная, содержательная, сексуальная и желанная. В тебе такой потенциал любви, что мня притянуло к тебе, как магнитом.  Я никогда не встречал женщины, с которой у меня было бы такое совпадение. Поверь мне, я впервые встретил женщину, ради которой готов на всё. Сегодня поворотный день в нашей жизни. Мы должны быть и будем вместе!
Александра сидела, откинувшись на спинку купейного дивана, и, глядя Константину в глаза, думала: «Что он несёт? Что ему ещё надо?».
Проводник принёс чай. Константин прервался. Проводник вышел из купе. Константин, не отводя от Александры глаз, продолжил:
- Я уверен, мы с тобой созданы друг для друга. Это просто чудо, что сегодня судьба, наконец, свела нас. Мы должны быть вместе.
- Вот так, сразу вместе? И поэтому ты едешь в Москву?
- Да!
- Подожди, но ты же не знаешь меня! – его напор уже начал раздражать Александру.
- Я знаю о тебе больше, чем ты сама.
- Как это?!
- Я могу утверждать, как это не пошло звучит, что именно во время интимной близости с мужчиной женщина, сама того не ведая, открывает перед ним всю свою предшествующую жизнь. Если с ней внимательный, опытный мужчина, то он видит всю её жизнь, как на ладони.
- Подожди, так это же открытие! Это совершенно новый метод вызвать женщину на откровение! Куда там гипнозу! И что же ты узнал обо мне?
- Первое, и это на поверхности: ты не удовлетворена интимной жизнью, у тебя давно не было настоящего мужчины. При твоей потрясающей сексуальности это угнетает тебя, даже если ты этого и не осознаёшь. Твой огромный нерастраченный сексуальный потенциал требует удовлетворения.
- Второе, у тебя уже давно разладилась семейная жизнь и твой разрыв с мужем дело ближайшего будущего.  Я в этом уверен потому, что уже прошёл этот путь. И это никак не связано с тем, что произошло между нами. Я не исключаю, что до меня твоим единственным мужчиной был твой муж! Видишь ли, ты из тех женщин, что выходят замуж исключительно по любви. Но сегодняшние события говорят о том, что той исходной любви уже нет! Думаю, что твой муж был без ума от тебя и сейчас, наверное, любит тебя. Но любовь, даже взаимная, не всегда делает людей счастливыми! Возможно, твой муж прекрасный человек, но вы не созданы друг для друга и поэтому не счастливы. Вы не совпадаете. И это несовпадение, скорее всего, через быт разрушило твою любовь к мужу. Все тяготы семейного быта на тебе, ты устала. Тебе надоело быть рабочей лошадью. Но это не оснавное, ты устала от взаимного непонимания.
- Третье, тебе не с кем разделить свой успех. Твоего мужа наверняка раздражает твой успех, а тебя изводит скрытая ревность мужа к твоему успеху.
- Четвёртое, ты созрела для спокойной стабильной семейной жизни. Ты готова быть счастливой, и ты достойна этого.
- Пятое, у тебя нет друга, нет близкого человека, которому ты могла бы полностью довериться, на кого ты могла бы опереться. Тебе нужен рядом не соперник, который непрерывно пытается соревноваться с тобой, а опытный зрелый партнёр, любящий мужчина, который искренне будет рад твоим достижениям, близкий и надёжный друг и соратник, наконец! 
- И ты предлагаешь себя на эту роль?
- Не  только предлагаю, теперь я уже есть и всегда буду с тобой! И именно поэтому я здесь! Сегодня мы узнали главное о нас, и, может быть, нетрадиционно, но начали нашу совместную жизнь! И, как это ни странно звучит, теперь нам надо в обычном, житейском смысле познакомиться друг с другом! Прежде всего я хочу, чтобы ты узнала обо мне всё … .

Александра уже с интересом слушала Константина. Одновременно включился в работу её аналитический ум.
«Он довольно точно описывает проблемы наших отношений с Андреем. Это поразительно! Как, откуда, от кого он мог узнать о наших с Андреем проблемах? С Андреем он совершенно точно не знаком, да и Андрей никогда ни с кем не стал бы делиться своими семейными делами. Он очень ранимый человек и никогда не будет кому-либо жаловаться на свои семейные неурядицы. Скорее до конца будет делать вид, что у него в семье полная идиллия.  Общие друзья? Возможно, но я никогда не слышала этого имени ни дома, ни в компаниях Андрея! Неужели он прав и за время сегодняшней короткой безумной, бурной близости, когда между нами не было сказано ни одного слова, он смог так глубоко всё узнать и точно сформулировать, всё о моей жизни? Это просто непостижимо! Вообще, как во время полного отключения мозгов, когда всё происходит на уровне рефлексов, на подсознании, на эмоциях, можно что-либо узнать и ещё и обобщить? Может быть, это умение нарабатывается в результате многолетней интенсивной практики?!» - от этой мысли Александра даже хмыкнула вслух.
«Хорошо, а может быть у него был заранее подготовлен план овладения мной?
Значит так, предположим он навёл справки обо мне и моей семье. Всё узнал и как-то выведал, а теперь выдаёт это за свои озарения?! Но когда и у кого он мог всё узнать? Да, кто знает о разногласиях в нашей семье? У меня, слава Богу, нет близких подруг! Я никогда ни с кем  не обсуждала свои семейные проблемы, даже с мамой! Может быть свекровь? Софья Фёдоровна? Нет, конечно! Поразительно. А, если и так, то с какой целью ему вся эта затея? Ах, да, он хочет быть со мной, фактически он предлагает себя мне в мужья! Удивительно, для нашего патриархального мира! Классно, он не просит меня быть его женой, а предлагает мне взять его в мужья! А зачем ему это? Любовницей, это ещё можно понять, а зачем ему жена, да ещё обременённая тремя детьми, чужими детьми? А он знает  об этом? Кстати, он намекнул, что уже расстался со своей женой, то есть уже обжёгся! Из огня, да в полымя?! Может быть он просто альфонс? Да, да, возможно альфонс. Хорошо, пусть так. Но почему он выбрал именно меня? Чем я ему приглянулась? Не такая уж я сногсшибательно красивая, невероятно  богатая и сверх успешная. Если он профессиональный охотник, то можно было бы найти жертву и покруче, с его-то мастерством!  Ну, хорошо, пусть я - намеченная  им жертва. Зачем я ему? Что он от меня получит? То, что он уже получил? Хочет ещё? Но для этого совсем не обязательно жениться! Но на что он рассчитывает в дальнейшем? Неужели я и вправду такая сексуальная? Как он говорит: «Желанная». Никогда так о себе не думала! Я нравлюсь, может быть даже многим, но не так уж, чтобы мужчины на улице оборачивались мне вслед! Да и мне до этой встречи с ним было не до этого … . Хорошо, ему приглянулась зрелая, но ещё не раскрытая до конца сексуальная женщина, как он считает с большим потенциалом, кроме того женщина самостоятельная и обеспеченная, в общем-то, успешная в его профессиональной сфере, где он, судя по всему, не очень-то преуспел. Да, ещё, женщина с жилплощадью в Москве! Так-так. Значит альфонс?!
Но возможен и такой вариант: всё что он говорит - искренне, от души, и всё правда!? Ведь и так может статься?! Тогда, что это за феномен? Пожалуй, тогда это очень редкий, редчайший случай! И как быть в таком случае? Может быть рискнуть? Риск – благородное дело! А разве то, что произошло сегодня не риск?!»
Сегодняшнее безрассудство вдруг позволило ей взглянуть на её нынешнюю жизнь с  совершенно другого ракурса …

6. Александра попала в мир театра и кино ещё с дошкольного возраста. Её родители были заядлыми театралами. Мама Александры окончила филфак МГУ и работала в журнале “Театральная жизнь” литературным критиком. Папа тоже закончил МГУ, только физфак, был доктором наук и работал  в НИИ ВПК.
С трёх лет Александру водили на все московские детские спектакли. В школе Александра с первого класса стала участвовать в постановках драмкружка, который назывался Театр Школьной Самодеятельности (ТШС). Драмкружок вёл молодой, но уже известный актёр Московского Театра Молодёжи (МТМ), а в последствии и успешный режиссёр, Руслан Коровин. Он организовал ТШС в подшефной школе театра и был в нём главным режиссёром. Когда в 19.. году набирали детей для съёмок детского фильма “Романтическая история”, Коровин посоветовал Александре сходить на пробы. Александра пошла с мамой на кастинг, и, “о чудо!”, более чем из трёх сотен претенденток она была выбрана на главную роль! Фильм оказался очень удачным, публика приняла его с восторгом в немалой степени из-за правдивой и искренней игры молодых актёров. Александра сыграла прекрасно. Её игру отметили в прессе. Так Александра в тринадцать лет стала известной киноактрисой! После первого успеха Александру пригласили во второй, потом в третий фильм. К окончанию школы Александра уже была известной и опытной актрисой с персональной фильмографией! Её амплуа романтической девочки-подростка, предмета первой любви сверстников, соответствовали её сущности. Александра была красивой, физически развитой и очень способной девочкой. Учиться ей было легко, она успевала по всем предметам, несмотря на многочисленные пропуски занятий из-за съёмок в кино. Самым любимым её предметом была, конечно, литература. Её сочинения в старших классах зачитывали как образцы.
Выбор профессии для Александры был очевиден: она хотела стать писателем-драматургом. Когда она подавала документы на сценарный, в приёмной комиссии ВГИК’а её уговаривали идти на актёрский. Во ВГИК школьников на сценарный факультет брали только в виде исключения. Считалось, что для того, чтобы писать сценарии к фильмам надо иметь богатый жизненный опыт. Однако, по ходатайству Коровина Александру допустили к экзаменам. Её сочинение, написанное на  вступительном экзамене, оказалось лучшим среди всех поступавших, и Александра с триумфом была зачислена на сценарный факультет.
 К восемнадцати годам Александра созрела к переходу от романтических отношений со сверстниками к взрослой жизни. Весь её предыдущий актёрский опыт и богемная обстановка во ВГИК’е подталкивали к этому. Но строгое домашнее воспитание не позволяло ей броситься во все тяжкие, как это делали многие из её сокурсниц, особенно с актёрского факультета.
И всё же получилось так, то Александра уже в конце первого курса ВГИК’а вышла замуж. Её мужем, первым и единственным мужчиной стал 27-летний Андрей Красовский. Они познакомились во ВГИК’е на семинаре по истории искусств и теории литературы, который Андрей Красовский вёл в учебной группе Александры.
Андрей Красовский был одарённым многообещающим литератором и драматургом, прекрасно образованным, ярким человеком и интересным мужчиной. До встречи с Александрой он уже был женат. Со своей первой женой Андрей учился в Литературном институте. Но их брак не сложился  и, не прожив и двух лет, они расстались. После развода у Андрея, конечно, были романы, но после первой неудачи он не спешил жениться снова. Увидев Александру, Андрей влюбился с первого взгляда. Поняв, что пред ним девушка его мечты, он приложил все усилия, чтобы обворожить Александру. Ему сразу стало ясно, что это не очередной роман, не очередная влюблённость, а его судьба и он, не раздумывая, предложил ей «руку и сердце».
Александре было всего восемнадцать! А в девятнадцать лет она уже родила дочку Анастасию. Через полтора года появился на  свет сын Георгий. Андрей обожал детей! Но и дети, и заботы по дому - всё это разом свалилось на Александру. Андрей был прекрасным человеком, любящим мужем и отцом, но он  не был приспособлен к повседневному быту, а главное, не понимал зачем заниматься им. Он всегда жил с мамой, которая оберегала его от домашних забот. Андрей не уклонялся от домашних работ, он просто не умел их делать, а кроме того, он редко бывал дома. Андрей привык к свободе и, став мужем и отцом, не изменил свой привычный образ жизни.
Часто загораясь какой-либо “сумасшедшей” идеей, он бросался её разрабатывать, пропадал в командировках. Начальство в него верило и поначалу ему давали карт-бланш. Андрей тратил уйму времени “на потрясающую идею”, но оказывалось, что что-то мешает претворению её в жизнь. Вернее, он не был готов к ежедневной кропотливой, может быть, рутинной составляющей работы, которая была необходима, чтобы довести идею до реализации. Он был очень способным человеком, но чего-то ему не хватало для достижения успеха. Может быть везенья? Но скорее в нём не было практичности, упорства в достижении конечной цели! После провала очередной “сумасшедшей” идеи он на некоторое время погружался в депрессивное состояние, но не надолго. Скоро его посещала новая “сумасшедшая” идея и процесс повторялся. Настоящего успеха он добился лишь однажды, да и то потому, что его соавтор взял в свои руки воплощение их идей в жизнь.
Александра, привязанная детьми к дому, поначалу растерялась и какое-то время никак не могла прийти в себя. Ей немного помогали родители, но они были ещё достаточно молодыми, у них была своя работа, своя жизнь. А ведь Александре надо было ещё и учиться. Бросить учиться и стать домашней хозяйкой? Нет! Это не входило в её жизненные планы. Александра всегда знала, что она хочет, и привыкла доводить любое начатое дело до конца. Помощь неожиданно пришла от матери Андрея, Софьи Фёдоровны.

7. Софье Фёдоровне Красовской было пятьдесят три года, когда Александра стала женой её сына. Жизнь поколения Софьи Фёдоровны поломала война. В 1935 году, окончив МВТУ имени Баумана в Москве, она вышла замуж за своего однокурсника талантливого студента Геннадия Красовского. Геннадий и Софья по распределению начали работать на одном из оборонных заводов в Москве. Они были молоды и счастливы. В 1938 у них родился сын, которого назвали Андреем в память отца Геннадия. Андрюша был очень похож на Геннадия.
Но в 1941 началась война. В первые же дни войны Геннадий, несмотря на имевшуюся у него бронь, ушёл на фронт. Софья Фёдоровна с маленьким Андрюшей и своей мамой эвакуировалась с заводом на Урал, где и проработала инженером всю войну.
В самом начале войны Геннадий Красовский без вести пропал на Калининском фронте под Ржевом. Софья Фёдоровна всю войну ждала хоть каких-то вестей о нём, ждала и после войны. Но никакой информации о судьбе Геннадия не было. Он так и числился в “пропавших без вести”.
В начале войны, когда немецко-фашистские армии победоносно наступали на Восточном фронте, сотни тысяч, а может быть, и миллионы советских воинов безвестно сгинули на пути наступавшей немецкой армады и считались “без вести пропавшими”, навсегда унеся с собой в могилы горькую правду об их гибели. Многие попали в плен. Всех “пропавших без вести” подозревали в измене Родине, они считались потенциальными предателями, и государство их семьям не оказывало никакой поддержки.
После война Софья Фёдоровна вместе со своим заводом вернулась в Москву. Работала по специальности в КБ при заводе. Всю свою нерастраченную любовь и неуёмную энергию она отдала своему единственному сыну Андрюше. Из-за Андрея и ради сохранения памяти мужа она после войны не вышла замуж, хотя её звали и ни раз. Андрей стал целью её жизни, она сделала всё, чтобы её одарённый мальчик, смог реализовать свои способности.
Когда Андрюша ещё студентом женился в первый раз Софья Фёдоровна пыталась поддержать молодую семью, предложив молодожёнам поселиться у неё. Она готова была взять на себя бытовые вопросы их семейной жизни. В то время первая жена Андрея была такой же молодой, как и Александра. Но Андрей отказался от её предложения, он хотел быть самостоятельным и снял маленькую студию в подвале на Арбате. Через полтора года молодые разошлись, так и не наладив семейную жизнь. Когда Андрюша после затяжного перерыва, наконец, женился во второй раз, Софья Фёдоровна с большой осторожностью отнеслась к новой невестке. Она была крайне деликатна, боясь даже предлагать какую-либо помощь. Молодые жили отдельно, Андрюша купил квартиру в кооперативе литераторов.
Конечно, Софья Фёдоровна мечтала о внуках. Первая внучка Настенька появилась через год после свадьбы. Чтобы не вторгаться в быт молодых, Софья Фёдоровна каждый свой визит к ним согласовывала с Александрой, узнавала когда можно приехать, что привезти в дом и для малышки. Увидев отчаянное положение Александры, разрывающуюся между грудным ребёнком, домашним хозяйством и учёбой, она поняла, что Андрюша не сделал никаких выводов из опыта своей первой женитьбы. Он вёл всё тот же свободный образ жизни. Может быть, это было хорошо для него, но ведь Александра, задавленная бытом, уже не могла быть вместе с ним. Меньше чем через год после рождения Насти Александра вновь забеременела. Андрюша был в восторге, Александра в панике. Она только-только кое как приспособилась к семейной жизни с грудным ребёнком, но теперь всё надо было начинать снова. Они не планировали этого ребёнка, но об аборте не могло быть  и речи, в этом они с Андреем были единодушны. Когда Софья Фёдоровна узнала, что Александра ждёт второго ребёнка, она всё-таки решилась предложить свою помощь. Неожиданно Александра с благодарностью приняла её предложение. Женщины очень быстро сдружились, и несмотря на большую разницу в возрасте фактически стали подругами. Софья Фёдоровна ушла с работы и полностью посвятила себя внукам.

8. Александра вышла замуж по любви за молодого одарённого литератора и многообещающего драматурга. Она была очарована Андреем. Всё так хорошо начиналось! Андрей ввёл её в круг своих товарищей, среди которых были уже известные талантливые писатели и поэты. Она попала в бурный водоворот жизни богемы шестидесятников. Среди друзей Андрей был почитаем как без сомнения талантливый и интересный человек, который вот-вот должен был «выстрелить»! Но прошло время и Андрей не оправдал надежд, и постепенно превратился в зрелого бесперспективного неудачника, лузера. Он ещё иногда загорался «сумасшедшими» идеями, но горел уже не так ярко. А тем временем, семья требовала средств к существованию, и Андрею приходилось крутиться, чтобы заработать денег. Это его время от времени напрягало и приводило к спонтанным конфликтам с Александрой. Александра же, напротив, благодаря помощи Софьи Фёдоровны, смогла выбраться из повседневной рутины домашнего хозяйства и погрузиться в учёбу и работу, начав «выдавать» пьесу за пьесой.
Александра спустя несколько лет учёбы поняла, почему во ВГИК не брали молодых на сценарный факультет. Конечно, жизненный опыт был необходим для писателя-драматурга. Даже гений Пушкин многие сюжеты своих произведений черпал из своего жизненного опыта, фактически описывая свои жизненные коллизии.  Александра, оказавшись в сложных обстоятельствах, испытав их, как говорится «на своей шкуре», быстро нарабатывала собственный жизненный материал и так же быстро превращала его в злободневные, близкие для молодёжи сюжеты. Александра в отличие от Андрея не бросала свои произведения на произвол судьбы. Она много сил отдавала продвижению своих пьес и сценариев, упорно искала площадки для постановки своих работ: театры, киностудии, крупные Дома Культуры. Рассылала свои пьесы знакомым и незнакомым режиссёрам. Ей очень помогли её «юношеские» актёрские связи. Первую пьесу Александры взяли для постановки в провинциальном Театре Юности, в Новосибирске. Ей повезло, пьесу поставил молодой талантливый режиссёр Николай Дадонов. Для него, как и для неё это был дебют. Спектакль привезли в Москву на театральный фестиваль. Пьеса имела шумный успех на фестивале и получила главный приз. Дадонова пригласили поставить её в Московском Театре Молодёжи. Александра пристроила ещё одну пьесу в Саратовский Драматический Театр. И дело пошло. Довольно быстро она оказалась в «обойме» молодых популярных авторов! По её сценарию поставили фильм. Она стала прилично зарабатывать, её приняли в Союз Драматургов, а затем и Союз Кинематографистов. По старой памяти Александру приглашали и в кино, даже на главные роли, но она отказывалась, понимая что это несовместимо с её семейной жизнью.
Андрей искренне радовался успехам Александры, но её успехи были, как бы, укором его неудачам! Его всё чаще охватывало чувство тревоги: он так и не смог выйти на тот уровень профессионального мастерства и успеха, которые соответствовали бы его талантам. А между тем, чтобы заработать денег для семьи, приходилось заниматься подёнщиной, а время шло! В то же время Александра стала зарабатывать больше него!
Александра быстро поднималась «в гору», а Андрей погружался в безнадёжную повседневность, без перспектив, праздников и побед! Как раз в этот период Александра в третий раз забеременела. Ребёнка она не планировала. Этого ребёнка очень хотел Андрей, наверное, чтобы укрепить их отношения, становившиеся всё более сложными. Для Александры этот ребёнок не был желанным, он не вписывался в её творческие планы, но и в этот раз она не решилась на аборт.
Родился мальчик, назвали Артёмом. Он был ярко выраженным левшой и с малых лет проявил необыкновенные гуманитарные способности. Рано начал ходить и говорить. Где-то с трёх лет сочинял сказки и стихи, придумывал оригинальные истории, прекрасно рисовал, обладал исключительной памятью, имел абсолютный слух и уже в четыре года играл на фортепиано и сочинял музыкальные пьески.
Больше всех маленькому Артёму радовался Андрей. Он много времени уделял малышу, как будто спохватившись, что упустил время со старшими детьми. А может быть ему льстило, что Артём был похож на него. Однако, отчуждение, нараставшее в последние годы их совместной с Александрой жизни, не исчезло с появлением Артёма, а только углублялось … .

9. Так совпало, что всё время, пока Александра находилась в Ленинграде на чтении её новой пьесы в АТДК, Андрей провёл дома. Все дни он занимался только домашними делами. Утром помогал маме собрать старших детей в школу, потом шёл гулять с Артёмом, отвечая на его бесчисленные вопросы. Ходил в магазин за продуктами. Когда Настя и Гоша возвращались из школы, за обедом обсуждал с ними их школьные дела, по вечерам проверял домашние задания, перед сном рассказывал детям сказки, и уже поздним вечеров после ужина общался «по душам» с мамой. За эти дни Андрей с одной стороны ощутил на себе какой огромный объём работ выпадает на женщину-мать троих детей, а с другой неожиданно почувствовал вкус семейной жизни. Он увидел с каким восторгом реагировал на его рассказы Артём, как Настя и Гоша буквально впитывали его советы и оценки событий их школьной жизни. Он неожиданно для себя открыл, как нужен детям, и одновременно ощутил, какое удовлетворение принесло ему общение с ними!
В эти дни Андрей вдруг очень остро почувствовал насколько дорог ему этот семейный мир, которого он раньше практически не замечал, чем обернётся ему расставание  с Александрой. А дело шло к этому. Александра всё больше и больше отдалялась от него. Его подёнщина поглотила его целиком, он уже давно не участвовал в крупных проектах. А Александра праздновала свои успехи один за другим, но уже без него. У них уже разные компании, она не приглашает его в свою компанию, их компании не пересекаются. Они ещё считаются мужем и женой, но уже стали почти чужими друг для друга. Она всё чаще и чаще под разными предлогами отказывает ему в близости, а когда это всё-таки иногда, редко происходит, он чувствует, что ей это в тягость, как надоевшая тяжёлая обязанность, которую она выполняет через силу.
 «Может быть у неё кто-то есть? Да, нет.  Если бы был, она не стала бы скрывать, она никогда не будет унижаться до обмана».
Как же так произошло, почему они стали отдаляться друг от друга? Где, когда наступил тот момент, когда они перестали интересовать друг друга? Нет он не завидует ей, просто она своими победами подстёгивает его к действию, он изо всех сил рвётся, но фортуна отвернулась от него. Он потерялся, и она это чувствует. Вот ещё одно нелепое обстоятельство, она коротко сошлась с мамой. Мама, его собственная мама, последнее время всегда молча на её стороне.  Он ревнует, ревнует маму к жене? Это какое-то извращение. Свекровь любит невестку больше, чем сына! Надо же придумать, тема для экстравагантного анекдота! Неужели уже ничего нельзя предпринять? Неужели нельзя вернуть ту свежесть, яркость отношений с которой они начали свою совместную жизнь? Ведь, они были безумно влюблены в друг в друга, им обоим было так хорошо! Первое время они захлёбывались от счастья и, казалось, этому не будет конца! А как же дети? Он только после рождения третьего, после рождения Артёма по-настоящему почувствовал себя отцом! Что же делать? Ведь он любит её, и перспектива потерять её доставляет ему почти физическую боль. Сегодня он отчётливо осознал, как ему нужна семья, он хочет быть с Александрой, с детьми, всем вместе, чувствовать себя частью единого целого, семьи. Он понял, что только оперевшись на семью он сможет возродиться!

10. Поезд медленно двигался вдоль платформы Ленинградского вокзала в Москве. Александра смотрела в окно купе на немногочисленных встречающих. Неожиданно в окне возникла фигура Андрея.  Увидев его, она инстинктивно отпрянула от окна. Андрей с небольшим букетом её любимых алых роз стоял на краю платформы, оглядывая движущиеся мимо него вагоны, видимо высматривал нужный ему номер. «Интересно, кого он здесь встречает? Неужели меня? Откуда он мог знать, что я приеду сегодня?», - подумала Александра. Вообще между ними не было заведено встречать друг друга после командировок, которые давно не воспринимались ими как расставания. А Андрей, видимо разглядев нужный ему номер, быстро зашагал вслед за её вагоном. «Забавно. Возможно предстоит неожиданная развязка!»
В это время Константин, который стоял в коридоре вагона, глядя на проплывающие в окне пригороды Москвы, открыл дверь купе:
- Всё. Приехали! Выходим?!
- Забери, пожалуйста, мой чемодан. Я кроме твоего букета уже ничего не смогу унести.   
- Хорошо.
Константин взял чемоданчик Александры. Он вышел на платформу первым. Выйдя, остановился и повернувшись к Александре подал ей руку. За ним следом вышла Александра, держа в руках огромный букет алых роз. В этот момент подошедший к вагону Андрей радостно рванулся ей навстречу, пытаясь по инерции вручить ей свой букет и не замечая стоящего рядом с ними Константина: «Мало ли какой попутчик помог ей вынести чемодан. Он сам много раз так поступал … ». Но всё получилось как-то неловко. У Александры в руках был огромный букет,  и она даже, если бы и хотела, не могла принять букетик Андрея. Но Александра не сделала движения навстречу Андрею с его букетом, и сцена получилась нелепой. Вместо приветствия она удивлённо спросила:
- Что ты тут делаешь?
- Тебя встречаю, - радостно ответил Андрей.
- А откуда ты узнал, что я вот сейчас приеду?
- Вычислил, - широко улыбаясь пошутил Андрей, всё ещё не понимая, что происходит.
- Ну, что же, очень хорошо, что ты оказался здесь. Познакомься, - обратилась она к Константину, указывая на Андрея, - мой бывший муж, Андрей Геннадиевич Красовский. А это, - она повернулась, указывая Андрею на Константина, - мой теперешний муж Константин Сергеевич Борисов.
...

11. С появлением Константина для Александры началась новая жизнь. Теперь она весь день, занимаясь текущими заботами: продумыванием сюжета очередного сценария, написанием или редактированием текстов, общением с детьми, шопингом, покупкой продуктов, приготовлением еды, - то есть живя своей обычной дневной, порой рутинной жизнью, неосознанно ждала наступления ночи. Это было ожидание ежедневного праздника, тайной награды за её дневной труд, которое делало обычные работы наполненными смысла: ночью в постели она будет вознаграждена за них очередной, но каждый раз неповторимой встречей с Константином. В её подсознании уже с утра шёл отсчёт времени до того заветного момента, когда она наконец после тяжёлого трудового дня упадёт в его объятия и они начнут эту невообразимую, страстную игру! Теперь с Константином каждый этап их любовной игры с первых касаний, ласк и поцелуев до умиротворяющего душа после бури обладания, каждый этап их близости приносил ей колоссальное удовлетворение! После того, как они в изнеможении, без сил отрывались друг от друга, Александра, стоя под тёплым душем, иногда думала, как так получилось, что ей внезапно, неожиданно так повезло, что ей выпал случай обрести взаимное счастье в интимной близости? Удивительно, что то, что последнее время её жизни с Андреем угнетало, теперь стало значительной частью её существования, наполнило дополнительным смыслом её жизнь! Почему, зачем многие супружеские пары годами безуспешно стараясь приспособиться друг к другу (из самых разных соображений и побуждений: ради детей, ради статуса, ради материального благополучия, ради ещё чёрт знает чего) мучаются и изводят друг друга?  Причины обманов, измен реальных и мысленных, изматывающих терзаний, выливающиеся в открытые скандалы или глухое недовольство оказывается так легко объяснить: эти мужчины и женщины просто не совпадают, не подходят друг другу! Не надо искусственно отравлять свою жизнь, надо просто искать свою пару! Но как, где найти её, свою половину? Для Александры, как для писательницы, это был профессиональный вопрос: «Как найти его, того, кто полностью удовлетворит, после встречи с которым уже никто другой не будет нужен?» Она не могла найти ответ на него и приходила к выводу, что, к сожалению, никаких общих рецептов нет! Просто ей выпал редкий выигрышный лотерейный билет! И надо его именно так и воспринимать и ценить! Получалось, что единственный ответ, который Александра смогла сформулировать, состоял в том, что когда такой случай вдруг возникнет, надо суметь угадать, увидеть, распознать его и поверить, что вот он и не упустить его!

12. Константин Сергеевич Борисов - профессор Высших Московских Театральных Курсов (ВМТК) при Российском Союзе Театральных Деятелей, каждый год выезжал со своим выпускным курсом в Санкт-Петербург. У него была традиция, ставить выпускной спектакль обязательно по Достоевскому. В Питере Борисову, коренному петербуржцу, были известны все места, так или иначе связанные с Фёдором Михайловичем. Он с удовольствием и неугасимым энтузиазмом знакомил молодых с Питерскими памятными местами, значимыми для Достоевского, делясь с ними и своими Петербургскими историями …

Константин Сергеевич был заслуженным артистом России, автором нескольких десятков пьес с успехом идущих в зарубежных, столичных и провинциальных театрах России. Он в свои 80 с небольшим лет выглядел очень молодо, а совершенно белая шевелюра на его голове делала его ещё привлекательнее. Он был похож на патриарха!

Александра Святославовна Романова в семьдесят смотрелась на пятьдесят пять. Нет, она не молодилась, а просто выглядела значительно моложе своих лет, сохранив женскую привлекательность. Она держалась с тени своего мужа, как бы сознательно уступив ему пальму первенства, хотя именно она была знаменитостью ещё до встречи с ним, в общем-то ординарным питерским актёром с неоднозначной репутацией. Однако, начав совместную семейную и творческую жизнь с Константином Сергеевичем, Александра Святославовна стала много времени отдавать семье: мужу, детям, а в последствии и внукам. У неё за время их довольно долгой совместной жизни вышло всего три пьесы и два сценария. Но зато Александра Святославовна подготовила несколько учебных курсов по современному мировому театральному искусству и выпустила книгу о тенденциях развития современного театра, переведённую на несколько иностранных языков и очень быстро ставшую мировым бестселлером.

Константин Сергеевич с Александрой Святославовной на пару читали курсы лекций об истории русского театрального искусства и о современном российском театре. Их лекции пользовались большим успехом у студентов ВМТК. Благодаря книге  Александра Святославовна была известна на Западе. Её с  Константином Сергеевичем постоянно приглашали несколько  американских университетов, где они с неизменным успехом читали курс лекций о российском театре. Вообще про эту пару можно было сказать, что они абсолютно счастливы!
Их общей дочери Кате было уже за тридцать! А все их четверо детей подарили им  девять внуков, которых «старики» обожали!