Илья Штемлер, родился в 1933.
Слава богу, жив и, надеюсь, здоров (относительно недавно видел в магазине его, то ли новую, то ли переизданную книжку, никак не вспомнить).
«Советский Артур Хейли».
Писал, как и его американский аналог, производственные боевики. «Архив», «Поезд», «Автопарк», «Аэропорт», ой, походу «Аэропорт» уже из другой оперы. Говорят, реально устраивался в выбранную организацию – шоферил, архивировал и ездил проводником – а потом все это детально описывал.
Между прочим, неплохо.
Я читал «Архив», дядя писать умеет, и весьма смачно.
Владимир Амлинский 1935–1989.
Была такая развеселая компания гениев прорвавших. Чего прорвавших можно спорить, но явно что-то изменилось и в литературе и в обществе, после публикации их произведений. Аксенов, Кузнецов, Гладилин. Вот Амлинский, в принципе, из этой же компашки.
Я читал у него «Нескучный сад». Да, это вся та же доверительная интонация «исповедальной прозы», но я ее люблю. Вообще городская интеллигентская проза – мое.
И еще, у этих ребят, не сумевших повоевать в силу возраста, война всегда слышна. Если не всегда, то часто. И это надо ценить.
Тут можно было бы написать про юного гения Гладилина, но он мне не кажется забытым.
Юрий Рытхэу 1930–2008.
Представитель национальной (в данном случае, чукотской) литературы.
А они писать умели (не конкретно чукотские писатели, а вообще народные).
Если мне память не изменяет, он сам себя и переводил. Я извиняюсь за дурацкую шутку, но когда сталкиваюсь с автопереводом, с этаким литературным гермафродитизмом (это и есть шутка), всегда думаю, бабла что ли хотели нарубить в два раза больше?
Да и внешний вид у него нормальный. Для меня это немало. Писатель должен выглядеть, как писатель – слегка чокнутым и одухотворенным сквозь отвращение.
Так что там все хорошо и с сюжетом и с языком.
Каких-то ярких хитов я у него не помню, но пару книг читал, и впечатление осталось приятное, типа достойное чтение.
Юлиу Эдлис 1929–2009.
Есть люди, что родившись на окраине советской империи, южной, понятно, в той или иной степени, обрели очаровательные зигзаги в биографии. Эдлис родился вообще в Румынии. Окончил французский! (вот они пошли очаровательные зигзаги) лицей. А потом тбилисское театральное училище. А умер, как и полагается советскому классику, в Переделкино. (Все, кто померли вне Переделкино, советскими классиками считаться не могут. Поэтому, кстати, Полякова называют «последним советским», потому что из Переделкино ни ногой).
Я у него читал роман «Антракт». За вычетом всего советского слегка фригидного антуража – хороший текст (хотя сейчас, уже появилась прелесть и в советском антураже).
Чабуа Амирэджиби 1921–2013.
Долгожитель, как полагается.
«Дата Туташхиа», ребята, прекрасный роман. Прекрасный и все. Он сделан так – сначала идет новелла, а в конце вывод. По принципу басни. Допустим, Туташхиа наказывает негодяя, а в финале Ватсон у него спрашивает, зачем ты с ним связался, не насрать тебе? Нет, отвечает Туташхиа, ни в коем случае. Если мы ему не скажем, что он негодяй, он так и будет дальше жить уверенный в своей бронебойной привлекательности. В том, что так можно.
И это прекрасно.
И зря нас с Грузией поссорили.
Суперзвезда обзора Ахто Леви! 1931–2006.
Этому и сочинять ничего не надо – просто описывай собственную биографию, которая ни в сказке сказать, ни один милиционер не поверит.
Что он, собственно и делал.
А биография такая (я вкратце и по памяти). Родился мальчик на дальней мызе на каком-то эстонском острове. Был призван в конце войны в гитлерюгенд и служил в аэродромном обслуживании. (Если кто не в курсе, то из 73 стран существовавших на карте в то время, 15 воевали за Гитлера). Потом ему, как полагается, дали 25 лет лагерей, но он сбежал. А сбежав, примкнула к лесным братьям. А примкнув к лесным братьям, убил командира банды за то, что тот, в свою очередь, убил отца Леви. Затем юноша сдался. И получил какие-то немыслимые сроки. И, по слухам, «поднялся» в лагере до вора в законе.
А потом! Ребята!
Потом он вышел и стал советским писателем!
И выпустил автобиографическую книгу, которую экранизировали.
А вы толкуете про СССР – тюрьму народов.
Вот названия его произведений:
«Записки серого волка»;
«Бежать от тени своей».
Уже хорошо.
Я все это читал – познавательно.
Инна Гофф 1928–1991.
Представительница прекрасного пола. Опять же певец моей любимой городской интеллигенции.
Характеристика такая:
Дал я как-то своей маме почитать книжку Инны Гофф, потом спрашиваю, понравилось? А как же, отвечает моя мама, она такая ленинградская, там же все про меня.
Сам я ее читал мало – так получилось, но вспомнить надо.