Нельзя называться учителями, отцами? Так ли это?

Славен Любомиров 3
1. Евангелие по объёму занимает не самое большое место в Библии, но по важности для миллиардов христиан оно – самое главное.

Евангелисты, описывая деяния и слова ХРИСТА, о многом повествуют кратко, тезисно, не раскрывая деталей, не поясняя, не указывая подробностей, но именно категоричность, образность, ёмкость коротких фраз врезается в память. И это важно для людей, не имеющих возможности часто заглядывать в Евангелие.

С другой стороны, хотелось бы больше разъяснений и подробностей о деяниях и учении ХРИСТА. Ведь,  если собрать все слова Иисуса ХРИСТА, приведённые в Евангелии, то можно их произнести  за 1-2 часа. Но  Иисус ХРИСТОС был с учениками неотлучно 3 года, это более 1000 дней, то есть более 24 000 тысяч часов, и, наверняка,  при интенсивности ЕГО проповеди и постоянном пребывании с ними, ОН сказал и сделал в тысячи раз больше, того, что описано.
Это подтверждает и его любимый ученик Св. ап. Иоанн:  «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь»  (Ин.21,25).

Конечно, самое главное евангелисты описали. Но многое из того, о чём они даже не упоминают, у современных читателей вызывает массу непониманий и недоумений. Поэтому,  мы должны особенно внимательно читать Книги Деяний и Посланий апостолов, которые вошли в Новый Завет, ибо  их слова и дела объясняют и дополняют то,  о чём  сказано в  Евангелии. Необходимо также изучать Предание Церкви, в основе традиций которой лежат слова и дела ХРИСТА и апостолов, ибо многие из Его учеников на вопросы получили ответы и разъяснения непосредственно от своего Учителя – Иисуса ХРИСТА.

Кроме того, ХРИСТОС, зная, что память человеческая лукава,  утешил апостолов тем, что после Вознесения Иисуса ХРИСТА  ОТЕЦ Небесный пошлёт  к ним Утешителя (Духа Святого) - Духа Истины, который всему научит. 
"Утешитель же, дух святый, которого пошлет Отец во имя мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам" (Ин. 14:26).
"Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет он, дух Истины, то наставит вас навсякую Истину; ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам" (Ин. 16:12-13). 

Святой Дух, пребывавший на апостолах, пребывал и в Церкви ХРИСТОВОЙ, которую не покидает и сегодня, и, даст БОГ, не покинет никогда.
Святые Отцы и учителя Церкви посредством Божественного Откровения Святого Духа многое объяснили   и продолжают процесс познания и углубление понимания  сложных вопросов Христианского вероучения, основанного на ХРИСТЕ, Священном Писании, Священном Предании и  Догматах Христианства – непререкаемых истинах веры, данные через Божественное Откровение Святым Отцам.

2. Примером нашего недопонимания и объяснение смысла слов ХРИСТА из дальнейшего поведения и слов апостолов, служит Евангелие от Матфея, гл. 23.

2.1.  В нём  Иисус ХРИСТОС гневно обличает иудейских фарисеев и книжников в лицемерии, гордыне, тщеславии,  властолюбии, корысти, в нарушении Закона БОЖИЯ, сравнивает их с гробами, снаружи покрашенными, а внутри полными мерзости.
Фарисеи требовали от народа исполнения не только Закона, но и своих предписаний, сами же исполняли то, что проповедовали только напоказ. При  этом фарисеи  желали, чтоб их называли учителями, наставниками, вождями, начальниками и отцами. 

И вот, в середине этого гневного обличения фарисеев и книжников, как лицемеров и гордецов, тщеславно и чванливо упивающихся своей властью и титулами, Иисус  ХРИСТОС обращается к своим ученикам:  «(Фарисеи и книжники)... любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23,6-12).

Понятно, что это не формальный запрет на титулы – учитель, наставник, отец. Здесь главное – запрет на фарисейское содержание этих титулов.

2.2. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья;»
Христос не говорит – не будьте учителями, но говорит - не называйте себя высокомерно учителями (рабби, равви), то есть не гордитесь и не хвалитесь, не тщеславьтесь, не присваивайте себе титулы как фарисеи и книжники. Ибо один у вас Учитель – Христос (здесь Иисус употребляет иное слово, не рабби, а  магистр (делящийся знанием)). И надо заметить, что хотя ученики до этого иногда называли Иисуса ХРИСТА - рабби, но друг друга и себя – никогда, но называли себя в подражание  Учителю-ХРИСТУ - учителями (магистрами – делящимися знанием), наставниками язычников (ап. Павел), проповедниками.

Они  исполняли заповедь ХРИСТА об их миссии учительства и проповедничества среди всех народов.  «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16).

2.3. «…и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;»
Здесь речь идёт, конечно, не о родственных связях, а именно о титулах - «отец» и даже «отец мира», которыми величали фарисеи некоторых раввинов, чуть ли не приравнивая их Отцу Небесному. Но опять же ХРИСТОС говорит о том, чтобы его ученики никого не называли «отцами» в раввинском смысле, то есть, имеющих титул, власть, право судить,  и требующих полного послушания и подчинения. Это право только Отца Небесного, но даже  ОН не препятствует  свободной воле человека, и как Отец принимает с любовью и прощением своих блудных детей. Но фарисеи превзошли в своей властности и требованиях даже Отца Небесного. Против этой подмены резко выступает ХРИСТОС.

2.4. Поскольку речь в главе идёт сугубо о фарисеях и их титулах, слова ХРИСТА не значат, что отменялось обращение «отец» к уважаемым, пожилым людям, к духовным отцам, которые не по власти, а по любви заботятся о своих духовных чадах, к подвижникам, людям святой жизни – Святым Отцам.

Вероятно, апостолы имели возможность получить разъяснение этих слов, как и многого другого, от Самого Иисуса ХРИСТА, потому что ап. Иоанн чётко разделяет отцов во ХРИСТЕ от Отца Небесного. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. (1 Ин 2:13)

2.5. И если бы это было не так, то ученики ХРИСТА, трепетно и с великим послушанием относящиеся к каждому слову ХРИСТА, не стали  бы называть друг друга отцами, а апостол Павел, не говорил бы, что он как отец родил во ХРИСТЕ благовествованием своих духовных чад.  «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». (1 Кор 4:14-16).

В подражании  ХРИСТУ и отцам, заботящимся о своих детях, стало повсеместно принято называть духовными отцами тех, кто с любовью заботился о своих духовных детях, воспитывал их в духе Евангелия и способствовал возрастанию во ХРИСТЕ.
 
2.6. «И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший». (1Кор 12, 27-31)

Наставники, учителя, отцы во ХРИСТЕ – это не Учитель ХРИСТОС, не Наставник ХРИСТОС, и не Отец Небесный. Разница очевидна и для апостолов, и для всех православных христиан.

2.7. Ни учителем, ни отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что все от Него; а Тот – Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом. Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем языков (2Кор.5,20); или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное – по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем по участию в деле истинного Учителя. Но чтобы не расширять возражение в бесконечность [скажу]: подобно тому, как по естеству один Отец и один Сын не препятствуют другим, чтобы они по усыновлению назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами отцов и учителей (abusive appelentur patres et magistri). Св. Иероним Стридонский